Шумиловы (Семиречье) - поиск родственников, реконструкция рода.

Больше
31 авг 2019 07:02 #43516 от s7range

В Екатеринбургском уезде Пермской губернии была деревня Верх-Течинская при реке Теча... Сейчас это в Курганской области


Нечай, Мне помнится вы говорили про Шумиловых с Курганской области?!

Курганской округи Черемховской волости 1795 года

Упоминаются фамилии: Шумилов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
31 авг 2019 09:31 - 31 авг 2019 09:33 #43517 от Нечай
Да, в списках встречались, но полные выписки я не делала.

Выписки из МК
ЦАРЕВО ГОРОДИЩЕ 1758 Год
Разночинцы:
Симан Шумилов

Почти 40 лет спустя:
Курганской округи Черемховской волости 1795 года - уже среди крестьянских фамилий - Шумиловы

В некоторых других волостях встречается фамилия "Шумков", с дальнейшим расселением губернии и образовании Ишимского уезда, Шумковы же и в Ишимском уезде. Но к тому времени полагаю, что фамилия уже установилась и Шумковы остались Шумковыми.

Для полной уверенности нужно пересматривать РС 1795 года.
В МК 1758 года информация крайне минимальная. Только И.О. и событие.
Последнее редактирование: 31 авг 2019 09:33 от Нечай.
Спасибо сказали: Куренев, s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 05:42 #43527 от s7range
Одним из мест проживания Шумиловых была деревня Притычинская прихода Николаевской церкви города Далматова (он же - село Далматовское)

ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 638. Николаевский приход г. Далматова
В деревне Притыченской 73 дома.
лист 112 об.
Шумилов

Деревня Притыка была до 1763 года монастырской деревней. В Шадринском архиве хорошо сохранился фонд Далматовского монастыря (И224 - опись можно посмотреть на сайте ГАШа) - последние более полные списки крестьян есть за 1763 год.

ГАШ Ф.224 Оп.1 Д.3157 Дворовая перепись жителей Далматовского монастыря 1717-1718 гг.
Село Николаевское крестьяне
Л.56
23. Во дворе Алексей Митрофанов сын Шумилов, сказал себе 80 лет, вдов, у него дети Логин - 40, Козма - 20, Онтон - 18, дочь-девка Лукирья - 30, у Логина жена Федосья Аврамова дочь - 40, дети Мартын - 14, Марья - 2, у Козмы жена Василиса Исакова дочь - 25, племянник его брата сын Михайло Иванов - 4, у него на подворье бобыль Алексей Матфеев сын Долгиных - 40, у него жена его Марфа Андреева дочь - 30, дети Иван - 3, Марья - 6 лет. Алексей Государевых денежных податей 4 рублевого с полтиною збору по третям платит 5 рублей 9 алтын 2 деньги, рублевых на Филянской корпус 26 алтын 4 деньги, банных 6 алтын, бобыль Алексей платит 4 рублеваго с полтиною збору по третям 15 алтын, рублевых на Филянской корпус 10 алтын, рекрутских один алтын 4 деньги на год, Алексей пашни пашет Успенского монастыря в чертежу всякого хлеба 4 десятины в поле потому же с той пашни платит во оной монастырь пятой сноп сена косит по 100 копен на год, бобыль Алексей пашни пашет на себя в монастырском же чертежу, всяково хлеба по десятине в поле в дву по тому же с той пашни платит во оной монастырь пятой сноп, сена косит по 16 копен на год, торгу и промыслу и ремесла за ними никакова нет, а ежели они в сей ... По велению Алексея Шумилова Григорей Каргаполов руку приложил.
ГАШ Ф. 224. Оп. 1. Д. 725.
Книга учёта монастырских крестьян и их работы в 1763 г.
Деревни Мальцевой (Першиной) крестьяне
Л.58 об.
1487. Козма Алексеев Шумилов умре, ево брат Антон 55 л. У Антона дети Алексей отдан в рекруты, Петр 32 л.
1491. Федот Логинов Шумилов 37 л., дети Сава отдан в рекруты, Фрол 18 л.
По сведениям краеведа М.П.Бирюкова, около 1753 года крестьянин Мартын Логинов Шумилов с сыновьями Семеном, Иваном и Назаром переселился из деревни Першина в село Верхтеченское.
ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 638.
Исповедная ведомость Иоанно-Предтеченской церкви Верхтеченского села 1800 год
Л.324об.
11. Назар Мартынов Шумилов 54
Дети Андрей 27, Герасим 26, Афанасей 15
Л.330об
38. Савва Иванов Шумилов 28 (не брат ли вашего Тимофея Ивановича Шумилова?)
Дети Иван 8, Иеов (?)4
Сестра ево салдатская жена Агафья Иванова 40

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 07:45 #43528 от Нечай
ТОБОЛЬСКИЙ КАЗАЧИЙ ГАРНИЗОН 1693 год
РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Д. 1048

Шумилов Микитка - стрелец сотни Сетепана Кляпикова

Шумилов Стенка, Шумилов Матюшка, Шумилов Ермолка - стрельцы сотни Григория Горохова.
Матюшка, Стенка, Ермолка - в той же сотне в 1689 году, с хлебным окладом: по 5 чети с осминою ржи по 4 чети овса по 2 пуда соли а холостым хлеба по 5 чети с осминою ржи по 2 чети овса по 2 пуда без чети соли человеку (РГАДА, Ф. 214, ОП. 1, Д. 948)

Шумилов Савка - стрелец сотни Михайло Рындина

Шумилов Александрик - стрелец сотни Андрея Вологжанина. Он в той же сотне в 1689 году, с хлебным окладом: по 5 чети с осминою ржи по 4 чети овса по 2 пуда соли а холостым хлеба по 5 чети с осминою ржи по 2 чети овса по 2 пуда без чети соли. (РГАДА, Ф. 214, ОП. 1, Д. 948)

Но это ни о чем не говорит. Если Тимошка из башкир, то фамилия его новокрещенная.
Спасибо сказали: s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 09:39 - 02 сен 2019 09:41 #43529 от Нечай
Версии с интернета:

Что означает фамилия Шумилов

Версия1:

Основой фамилии Шумилов послужило мирское имя Шумил. Фамилия Шумилов образована от мирского имени Шумил. Нецерковное имя Шумил восходит к глаголу «шуметь». Вероятно, такое имя дали шумному, крикливому ребенку. Подобные имена являются очень древними, и они были широко распространены по всей территории Руси. Первые документальные свидетельства об однокоренных именованиях датируются XVI веком. Так, в «Ономастиконе» С.Б. Веселовского упоминаются: Шумилко Семенович Тыртов, 1539 год; Шум Нездин, помещик, 1586 год, Арзамас; Шумила Васильев, крестьянин, начало XVII век. Шумил, со временем получил фамилию Шумилов.

Версия 2:

Шумило — крикун, тот, кто постоянно шумит, кричит. (Ф) Фамилии распространены повсюду как одни из очень ранних. Это бывшие отчества от самых частых русских нецерковных мужских имен XVI-XVII вв., т.е. периода становления русских фамилий, накануне их широкого распространения. В основе - глагол шуметь: Шумило - так называли шумного, крикливого ребенка. Суффикс -ил(о) образовывал ’имя деятеля’ (ср.: зубрила, громила, зубило, точило и т.д.), соответственно личные имена - Томило, Ярило. Отчества от них возникали в форме притяжательных прилагательных, образуемых суффиксом -ов или, если основа оканчивалась на -а (Шумила, Томила), суффиксом -ин. От уничижительной формы Шумилка - фамилия Шумилкины.(Н)
В ’Ономастиконе’ Веселовский: ’Шумило — распространено, Шумило Васильев, крестьянин, 1600—1607 гг., Важская область; Иван Шумилов, 1640 г., Белоозеро’.

names.neolove.ru/last_names/24/shu/shumilov.html

В нашем случае примеры:
Тарский казачий гарнизон 1624 года:

Казаки литовского списка:
Шумилка Терентьев - живет в остроге, пашни не имеет*
Томилка Григорьев - живет в остроге, пашни у него наезжие с братом Назаркой на речке Чокруше меж болот

Шумилко Терентьев - конный казак, Живет с зятем Богданкой Ивановым в деревне с пашней на Багильдееве озере (это может быть один и тот же Терентьев, но в случае острога его записали "литвой", а на пашне записали "конным казаком", т.что пашню он мог иметь).
Томилка Миниев Опухликов - конный казак, живет в остроге, имеет заимку под пашню вниз по Иртишу, пониже Красного яру, повыше Уя реки, у него лавка в остроге, пуста
Томилко Опочинин - пеший казак, пашни у него наезжие по конец Степанова озера

По имени Ярила ("яростный" - "неукротимый", ярилом в язычестве назывался славянский бог плодородия, растительности и весны изображаемый в виде солнца) - фамилия Ерилов
Сюда же можно отнести имена Семейка, Некраско, Воинка, Дружинка, Смирка, Нежданка, Поспелка, Молчан и др. Все они послужили основой образования русских фамилий.
Последнее редактирование: 02 сен 2019 09:41 от Нечай.
Спасибо сказали: s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 12:02 #43531 от s7range
Метрические книги по Ямышевской крепости за 1790, 1791, 1792 и 1793 просмотрены, Шумиловых нет. :(

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 15:48 - 02 сен 2019 15:57 #43534 от Нечай
Другие популярные "резиденции", где крутились купцы и мещане - это Омск, Коряковская (Павлодар) и Семипалатинск. Это на Иртыше.
Петропавловск на Ишиме. Крупнейшие таможни.
Если и там нет, то надо смотреть в городах: Тобольск, Тюмень (более вероятно), Оренбург, Уфа. И Ирбит. Там была крупнейшая ярмарка и это между регионами.
Последнее редактирование: 02 сен 2019 15:57 от Нечай.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 16:47 #43535 от s7range
На данном этапе, попробую поискать в Шадринском архиве (Курганская область) деревня Притычинская
Вообще очень интересно, деревня довольно-таки далеко находится от Уфы (но в ФС место рождения Тимофея значится именно Уфимская губерния) и сравнительно близко к Екатеринбургу (в ФС значится как Екатеринбургский Уъезд) как-будто что-то напутали действительно.

Могло ли быть такое (я не знаю, как именно происходила запись казаков в формулярные списки) что мой предок Шумилов Тимофей Иванов на вопрос писаря "Из какова состояния" ответил "Из новокрещенных башкирцов Уфимской губернии Екатеринбургского уезда деревни Тычинской" т.е. он мог сам напутать с уездами и губерниями, тем более уезды и губернии постоянно менялись (насколько мне известно) в те года (на дворе был 1812 год, а Тимофею на тот момент было уже 50 лет)

На форуме ВГД советуют посмотреть "Исповедные ведомости Шадринского уезда 1800 г."
Я если честно не очень понимаю, что они могут мне дать, если мой Тимофей с 1794 года уже находился в Глуховском, а если учитывать, что он с 1790 на службе в Сибирском казачьем войске, то скорее всего свою службу он мог начать с Глуховского. Единственно может быть там могут быть его родители, но установить что это именно мои будет тяжело (или невозможно?!)
По хорошему мне нужны ревизии же?
​1782 год - Ревизская сказка IV
​​1763 год - Ревизская сказка III

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 17:46 #43536 от Нечай
Шадринская 1710

Чем богаты...

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Lyubchinova, s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 сен 2019 18:00 #43537 от s7range
Спасибо и на этом)
Надо как-то название темы поменять, а то я уже давно вышел с границ Семиречья

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 сен 2019 14:44 - 03 сен 2019 14:47 #43542 от Нечай
Как вариант:

" В «Переписной книге Тобольского уезда», составленной стольником Львом Поскочиным, в деревне Ичкиной показаны «промышленные татаровя казанцы и иных городов»10. Всего там жило 7 семей оброчных татар, пришедших из Казанского, Симбирского, Кадомского и Свияжского уездов
в 1667–1668 – 1679–1680 гг. Большая часть (4 семьи) пришла в 6179 г. (1670–1671 гг. по современному летоисчислению)11. Характерно, что в итоговой части переписи по Мехонской слободе с деревнями, жители деревни Ичкиной названы «ичкинскими татарами»12.
Но выяснилось, что все не так просто, и земля Ичкинской деревни в 1677–1678 гг. была пожалована тобольским служилым татарам – «тобольския служилыя татаровя Аптышка Сейдяшев з братьями с Чемейком с Бакитком с Кушаметком с Тюлячком»13 (или Сидяшевым – встречается и то, и другое написание). В той же переписи Поскочина описаны границы земель и указано, что в деревне Ичкиной живут дворовые люди (холопы) Сейдяшевых,
купленные ими калмыки, женатые на «калмыцких же девках»14

В 1710 г. в Ичкинских юртах числится 47 дворов, в которых живут 24 драгуна (отставных и служащих), 3 казачьих сына, 11 оброчных татар и пришлые татары. В числе прочих есть двое Седяшевых – отставной драгун Кулаш и казачий сын Тюляк 16"

В частности - в отступление - в 1696 году там проживают беломестные казаки из татар:

Исалко Агышев
Ербулатко Артуганов
Иочка Артуганов
Ишейко Асаев
Акбердечко Ахметев
Акбулатко Ахметев

Сулеманко Байбулатов
Тоначко Байсарин
Сафарко Барамыков
Умрячко Барашев

Суналейко Енеев
Тохметко Енеев

Кадырметко Килметев

Бекбулатко Сафаров

Ибрайко Темрелеев
Азаматко Тленчин
Ачко Тленчин
Уралметко Тлейчин
Юзюпко Тленчин
Алешка Токмурзин
Актерячко Тобаев
Байтерячко Тойбаев

Далее:

"Отметим, что в самом Мехонском остроге татарских дворов в 1710 г. практически не указано. То есть информация, полученная в свое время П. С. Палласом, подтверждается – основная масса ичкинских татар были из служилых людей (драгун) Мехонского острога, которые в конце XVII –
начале XVIII в. переселились из острога на речку Ичкин, часть пришлые из Поволжья в последнюю треть XVII в. Не совсем понятно, кто по происхождению Сейдяшевы, но можно предположить, что они из мурз, поскольку это одна из очень немногих семей, имевшая постоянную фамилию, как минимум с конца XVII в. Хотя, возможно, закрепление фамилии произошло в связи с пожалованием земли – поскольку земля была пожалована не
жителям какой-либо деревни или волости, а конкретно братьям Сейдяшевым, то фамилия Сейдяшев могла сохраняться вынужденно, для отождествления наследников. ...
... Сначала татары из Мехонского острога переселяются в деревню Ичкин, затем, предположительно в 1750-х гг., Исетская провинциальная канцелярия отводит им землю в районе озер Альменкуль, на территории Каратабынской и Баратабынской нераздельной волости башкир".

В 1771 г. П. С. Паллас проехал через Альменкуль: «Деревня Могильная, или по-татарски Елмен-Куль… В оной деревне находится до 20 татарских дворов. Сии татара суть роду Ичкинских казаков, которые лет за сто, или как старики меж ними говорят, во время юношества Петра Великаго, пришед из Казанской провинции, поселились в малом числе на реке Ичкане впадающей в реку Исеть, теперь же число их столь умножилось, что составляют почти 200 семей, которые живут рассеявшись по реке Тече и Миясу. Они так же как и мещеряки в нужном случае исправляют военную службу, и сего ради свободны ото всех податей и рекрутскаго набора, сеют гречуху, коея семена привезли с собой с Исети»21

Весной 1782 г., перед передачей Челябинского уезда из Пермского наместничества в Уфимское, зафиксирована следующая ситуация: Ичкинских юрт сотника Атяса Байбурова – деревня Могильная, 30 дворов22.
В 1783 г. в списках людей для отправки на линейную (пограничную) службу указано:
«Переселившихся из Ичкинских юрт [то есть с Исети. – Г. С.] в деревню Могильную татар у сотника Исмаила Уразметева 30 дворов»23"

В общем, только теория. Весь текст, если интересно здесь:



Случайно нашла у себя в документах с разными списками, и подумалось, не стоит ли проверить?

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 03 сен 2019 14:47 от Нечай.
Спасибо сказали: Куренев, s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 сен 2019 15:02 - 03 сен 2019 15:03 #43543 от Нечай
К слову сказать, те же самые беломестные казаки (и другие), 4 года спустя числятся в татарской роте Тобольского драгунского полка, расположенном в том же Мехонском остроге.
То есть, здесь есть связь со службой, переход получается уже не такой резкий, как от крестьянина к казаку.

Однако в этом случае (если родитель беломестный казак и драгун), у отца не было нужды менять свою веру и фамилию. Тогда "новокреститься" пришлось бы уже сыну.

Возможно, что Ваша семья и не имела связи с данными татарами (тема объединена "башкиры - татары - мещеряки"), но на всякий случай, так сказать. Да и для общего обзора.
Последнее редактирование: 03 сен 2019 15:03 от Нечай.
Спасибо сказали: s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 сен 2019 16:07 #43544 от s7range
Если честно, очень интересно было почитать, и в тот же момент захотелось еще больше узнать о своих.

Ичкина, или Ичкинские Юрты, большая Татарская деревня в Шадринском уезде, в 48 верстах и востоку от города, на тракте из Шадринского в Ялуторовск, на правой стороне речки Ичкина, противу деревни и станции Могилевой. По сведениям 1869 года жителей 1141 (в том числе 598 муж. и 543 жен. пола); дворов 222. Одна мечеть. Ичкинские Татары, кроме этой деревни, живут еще в дер. Сибиркиной, расположенной выше по р. Ичкину, на правом берегу. Тут их 270 душ (135 муж. и 135 жен. пола); дворов 52. Главное занятие Ичкинских Татар — земледелие; они трудолюбивы и вообще довольно зажиточны. За какие-то заслуги они прежде пользовались особыми льготами: не платили податей и проч; так-ли ныне, не знаю. Георги в своих путевых записках (Bemerkungen einer Reise etc. ч. II, стр. 533) почему-то называет жителей Ичкинских Юрт Мещеряками.

Источник: zz-project.ru/glossarij/1451-ichkina-ili-ichkinskie-yurty

События из вашей истории проходили довольно-таки близко к селу Затеченское (Теченское)
+ у Татар встречаются фамилии оканчивающиеся на -ов (Артуганов, Барамыков)

Случайно нашла у себя в документах с разными списками, и подумалось, не стоит ли проверить?

Что именно проверить?!

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 сен 2019 16:37 #43545 от Нечай
Проверить, нет ли связи.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 сен 2019 18:35 #43546 от s7range

Проверить, нет ли связи.

Хочу проверить, но пока нет людей, которые смогут осуществить поиск в архиве, думаю вообще обратиться напрямую в архив.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 сен 2019 11:51 #43550 от s7range
ГАСО ф. 6. оп. 3. д. 638. исповедная роспись Николаевского прихода г. Далматов, деревня Притычинская 1800 г.

В деревне Притыченской 73 дома.

Согрин лет.
У него жена лет.
У них дети: лет
Воронин
Шумилов
Окулов лет.
У него жена лет.
У них дети: лет
Окулов лет.
У него жена лет.
У них дети: лет
Окулов лет.
У него жена лет.
У них дети: лет
Карсаков
Орлов
(лист 113)

Нечай, как думаете, имеет ли смысл проверять информацию из этой исповедки?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 сен 2019 14:00 - 04 сен 2019 15:22 #43551 от s7range
Новокрещеный - «недавно принявший св. крещение; у нас зовут так, впрочем, в вост. губ., крещеных татар и башкиров вообще, хотя крещены еще отцы их, а сами они только по значенью христиане; «впервые попавшийся в острог или тюрьму» (Даль)

«Во времена крещения народов Поволжья и Сибири новокрещенам давали налоговые и другие льготы, этот приметный признак, выделяя их из среды крестьянства, послужил причиной именования» (Никонов. С.83)

В конце XVII в. в Колчеданском остроге жил сотник (с 1687/88 г.) беломестных казаков Василий Алексеевич Новокрещен, «родом черемисянин», потомками которого могли быть крестьяне Новокрещеной из д.Бурниной и Новокрещенных из прихода с.Пироговского, хотя в переписи 1695 г. сказано, что детей у него нет. В числе их предков мог быть также крестьянин Каменской сл. Матвей Новокрещенов (II ревизия, 1745 г.).

Башкирская знать – бии, князья, тарханы, старосты и старшины – часто именовались общим словом «лучшие люди». Бии и князья – потомки родоплеменной знати распоряжались землями общины. Но в отличие от татарской знати бии и князья не имели официальных грамот, подтверждавших их высокое положение. В тоже время, находясь на русской военной службе, они награждались тарханными званиями и получали соответствующие тарханные грамоты. Тарханы составляли основную группу башкирской знати.

В «Материалах по истории Башкирской АССР»(М.-Л.,1949,т.3) опубликован документ, озаглавленный следующим образом: «Представление переводчика Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухамбетя Уракова императрице Елизавете Петровне об истории башкирского народа, управлении, экономике, социальных отношениях башкирского и другого нерусского населения Уфимского уезда и о мерах по улучшению управления краем» от 1746 года не позднее 9 марта. В нем говорится: «Всему народу известно, что в.и.в. высочайшим указом соизволите подтверждать — из мухамметан и из идолопоклонников кто воспримет христианскую веру без принуждения по всему желанию, тех наградить от платежа податей на урочные годы льготою. А издревля имелись Уфимского уезду новокрещены около тысячи полторы душ, жительство имели во оном уезде на Казанской, Осинской и Сибирской дорогах в разных з башкирцами и с татарами в дальних местах от российских городов и сел, особливо для их церквей и священников не бывало. А в прошлом 1736 году бывшей стацкой советник Кирилов, увидя оные их непорядки, построил на Ику реке городок называемую Нагайбацскую крепость, где имеетца камандир из штаб-офицеров и для обучения их священник, в котором их собрал з женами и з детьми, и определен над ними из русских атаман, есаул и писарь. Сложа с них положенной ясак, определил их в казачью службу и отведено им пахотных земель и сенных покосов с протчими угодьи довольно без всякой платы из башкирских земель, кои служили при той крепости... Точию после того указу от тамошних камандиров ради похлебства разселены из оной крепости по-прежнему в разные дороги и деревни з башкирцами и татарами на башкирской вотчинной земле без всякой же платы”.5
В прошлом башкиры поднимались на вооруженную борьбу как против колонизации края, национального и социального угнетения, так и против насильственного крещения. Любые попытки христианских миссионеров в Башкирии, направленные на крещение башкир, заканчивались провалом. Но тем не менее, как показано в приведенном выше документе, царское правительство своим высочайшим указом выработало ряд хитроумных мер, которые в ряде случаев могли обратить в христианскую веру «без принуждения по своему желанию» магометан и идолопоклонников, т.е. язычников. Благодаря этому к середине ХVIII века в Уфимском уезде таких отколовшихся от своих общин новокрещенцев было уже около полутора тысяч человек, для них-то и была построена в 1736 году Нагайбакская крепость. Состав этих новокрещенцев, судя по всему, был далеко не однороден, определенную часть переселившихся сюда крещенцев составляли башкиры.Они стали первопоселенцами Нагайбакской крепости. Затем “после постройки в 1746 г. в крепости церкви в окрестностях ее начали селить новокрешен, главным образом башкир — выходцев из казахского плена”6

P.S. Что значило "Беломестные казаки", часто встречается это словосочетание.
Последнее редактирование: 04 сен 2019 15:22 от s7range.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 сен 2019 18:33 - 04 сен 2019 18:36 #43552 от Нечай
Шумилов Долматова монастыря где - то встречался. Кажется, даже сегодня. Но где?
Это не священник, случаем? Если еще попадется, скину.

Пока попался такой:

Царева Городища д. Утяцкая - оброчные крестьяне:

Во дворе Ивашко Леонтьев сын Шумилов. Сказал родом он города Кунгура
деревни Куликовой (лист 33 об) жил за В.Г. во крестьянах на Царево
городище пришел во РЧВ году, у него Васка 3 лет Великого государева
денежного оброку платит 6 алтын полденги.

И еще такой . Там же:

Во дворе Ондрюшка Леонтьев сын Шумило Елизарев он же. Сказал родом он
Верхотурского уезду Невьянского острогу жил во крестьянах на Царево
городище пришел во РЧВ году, у него дети Ивашка 15 Васка 15 Ларка
полугод (лист 34 об) Великого государева денежного оброку платит 3
алтына 2 денги.

А Вот! Там же нашелся....

Успенский Долматовский монастырь.
Николаевской церкви дьячек Леонтий Филатов сын Шумилов 39, дети Фрол 15, Игнат 2 лет.
(другой информации нет, в какой деревне жил или откуда родом)

Источник:
РГАДА. ф.214 опись 1 часть 8 дело 6894 - Переписная книга Ивана Спешнева (1689г.?).

Беломестные казаки - это казаки, которым вместо окладов давалась земля, они служили с пашни и охраняли слободы и острожки, ездили с объездом и отстаивали крестьянское население при нападении врагов.
Набирались в Сибири из людей гулящих по их желанию, в этом случае людей "охочих", тех, кто хотели служить. Наборы в беломестные казаки начались еще тогда, когда все крестьянское население региона сосредотачивалось в Верхотурье (хлебный район), затем на реке Ницце, затем, с образованием новых слобод и острожков для охраны крестьян в них.
В 1689 году к ним причислили оставшихся от военных преобразований казаков, в 1698 году они были зачислены в Тобольский драгунский полк, продолжая служить с земли, но уже с небольшим денежным жалованием.
Мнения историков разделяются. Кто считает, что беломестные казаки являлись скорее крестьянами, чем служилыми, кто наоборот, причисляет их непосредственно к людям служилым. Как и городовые казаки, они податей не платили (в отличие от крестьянства), хотя после упразднения этого типа казачества они были зареплены на земле и превращены в крестьян.

Схожесть с крестьянами состоит еще в том, что поначалу и крестьянин мог "сдать" свой надел для обработки иному лицу и поступить в беломестные казаки. Однако позже это запрещалось указом, тем не менее Сибирские воеводы порой закрывали на это глаза, и в беломестные казаки проникали крестьяне.
Защита хлебопашцев была задачей серьезной, поскольку крестьянского населения было и без того мало, оно подвергалось нападением врагов, разоряющих их поля и "животы", угонялись в полон, гибли, а за большими расстояниями между городами - гарнизонами и их малочисленностью (особенно на Верхотурье - хлебной житнице Сибири того времени), отстоять крестьянские поселения было трудно. Потому люди, непосредственно на местах, явились замечательной идеей Сибирского управления.

Получается, что беломестный казак являлся добровольцем, набранным в службу, получал за это землю, налогов не платил, нес охранные функции, принимал участие в схватках с врагом. Т.е. человек служилый. Но жил на земле, с нее кормился. Иными словами - был связующим звеном между податным населением и казачье - стрелецким войском.
Последнее редактирование: 04 сен 2019 18:36 от Нечай.
Спасибо сказали: Куренев, s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 сен 2019 06:23 #43554 от s7range
"Далматовский Успенский монастырь

Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушёл и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришёл к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещённых татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомлённый поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак и кольчуга выставлены в Далматовском монастыре на длительное экспонирование.)"
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Далматовский_Успенский_монастырь

Интересно, могут ли мои Шумиловы креститься из башкир за долго до рождения Тимофея, и уйти к примеру в монахи?!

Успенский Долматовский монастырь.
Николаевской церкви дьячек Леонтий Филатов сын Шумилов 39, дети Фрол 15, Игнат 2 лет.
(другой информации нет, в какой деревне жил или откуда родом)


Значит на 1689 г. Шумиловы ходили в Николаевскую церковь (мои ли они только, вот в чем вопрос)
Из-за территориальных делений я не могу понять в какой архив сейчас лучше всего обратиться, склоняюсь больше всего к Шадринскому архиву.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 сен 2019 06:59 #43555 от Нечай
Священнослужители тоже часто выступали в роли восприемников.

Посмотрите ревизии 1782 года для начала по Шадринску. В Тобольске (по мормонам) встречался Рафайловский монастырь в Ялуторовском уезде, но не Шадринск. Наверное нужен Челябинский архив или Пермь? Или все же в Тобольске есть?

Далматовские фамилии:

dalmatovo.pro/history-of-dalmatovo-names/w/

История монастыря:

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, s7range

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.