О говоре казаков.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
- Витязь
Нечай пишет: Тем не менее, "По мнению Ф.А. Дурасова поселение однодворцев на Киргизской линии «введет в страну, почти необитаемую народонаселение, Православную веру и Русский язык» Не украинский.
Украинского языка тогда не было... Был МАЛОРОССИЙСКИЙ, который и языком то не считался, а так, наречием...
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
Не надо спорить...Украинского языка нет, Есть смесь языков ,начиная от польского и закачивая русским,.которым пользуют жители порубежьяся .По Киеву видно как язык ломают и коверкают. Все это исскуственное и оно не приживется ,не будет вражды и не будет стремления к лозунгу "Украина - это не Россия". Это только Сов.власти нужно было-пролетарии всех краин -до кучи.Да самостийникам в пику русским.
А пусть говорят так как людям удобно
И на Иртыше, словечки на мове слышал только от мамы.А чебаки почти как чалдоны говорили.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- malinin1965
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
malinin1965 пишет: Д Я думал, что хоть эта тема будет спокойной. Вам что больше интересно: как формировался язык, на говорили наши предки, или наехать на Украину и украинский язык?
Полностью согласен с Евгением Евгеньевичем. Ведь когда мы говорим о формировании языка (или если хотите казачьего говора), не стоит забывать и то, что влияние на него оказывали все народности населявшие Сибирь и переселенцы в Сибирь с разных концов России, а также и те народы, которые кочевали в Киргизских степях.
Кто мне скажет что такое "чистый" Русский (да и любой другой) язык? В школе меня учили русскому литературному. На этом языке ведется делопроизводство и пишутся законы. Он является языком межнационального общения. Но кто из Вас общается дома, с соседями, на работе на литературном русском языке? Нижегородцы говорят совсем не так как в Костроме или в Москве. Во Владимире говорят не так как в Пензе, Омске или Иркутске. Но все говорят по русски. Вот о чем речь. А совсем не о том, что кто-то пытается "украинизировать" Сибирь.
И кстати, переселенцы не всегда попадали только в крестьянские селения. Например, в 1850-х многие переселенцы-харьковчане попали в казачьи станицы, а через год-два, почти все числились уже в полковых списках.
С уважением, Борис Леонтьев
- mamin
- Автор темы
- Не в сети
- Сообщений: 990
- Репутация: 70
- Спасибо получено: 1915
Тема - О говоре казаков!!!
А не о происхождении языков, о котором ученые до сих пор не придут к единому мнению. А споры идут еще с 19-го, если не раньше, века. Я вижу, здесь и нет таких специалистов,так что не нам с Вами спорить об этом. Большая просьба не отклоняться от темы!
Украинский или малороссийский язык? Мне лично, как воспитанной в советское время, когда слово "малороссийский" уже вышло из употребления, удобнее и понятнее сказать - украинский.
Я смотрю и читаю на оборотах своих старых фото и вижу - мои предки выходцы-малороссы писали, употребляя характерные украинские выражения.
На память мати, тяти, сетренки Катю
Характерно именно для украинского языка и окончания "е" вместо "я", а также - шо, во и другие выражения, кстати приведенные выше в сообщениях конкретных уже наших сибирских станичников.
Давайте помнить, что сибирские казаки - сплав, в котором в едином созвучии - и украинские, и мордовские, и волжские, и северные, и киргизские, и собственно сибирские, и другие наречия.
Отдельно к Витязь
При размещении материала в теме, нужно хотя бы элементарно либо сделать анализ-сравнение по отношению к СКВ, либо задать вопрос. Вам уже как-то об этом говорили....
С уважением, Галина.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Но суть в том, что влияло на формирование казачьей речи более всего? Изначально, Сибирь заселялась выходцами севера: Вологда, Холмогоры, Устюг Великий. Они пришли, основались, разрослись. Но помимо них, здесь были местные народы, потом челдоны, языковое влияние друг на друга.
С открытием линий сюда слали запорожцев, но в процентном отношении немного, и скорее, всего их язык растворился в большинстве, более вероятно, чем наоборот. То же самой, ссыльные поляки.
Затем в двухгодичную крмандировку присылались донцы и уральцы. оставили ли они какой след? Скорее всего,нет. Скорее всего, тюркские языки имели большее влияние.
Самыми последними были переселенцы Акмолинских степей - саратовцы и харковчане. Но как уже говорилось выше, они принимали язык местный, а родной использовали в семье.
Не хочется повторяться. Главное, ни у кого в мыслях не было политизировать ситуацию или обижать кого-либо.
Сравните ситуацию с сегодняшним днем. Сколько русских(украинцев, белорусов, молдован...) живут сегодня зарубежом. В Германии, Италии и т.д. Чтобы основаться там, им нужно принять местный язык - другого выхода нет. И учат , и говорят. С акцентом поначалу, а их дети уже без. Но дома все общаются на своем языке или стараются. Китайцы - на китайском, русские - на русском и т.д. Многонациональная община, тем не менее для взаимного понимания используют язык той страны, в которой живут. Тоже самое происходило и тогда. А как еще? Ведь на службе все приказы, все распорядки, все тренировки отдавались по-русски.
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Не знаю, как другим, а мне до настоящего времени не понятно, что Вы относите к историческим мифам а что к реальной истории?
Например, на этом сайте размещена Памятная книжка Западной Сибири за 1881 год, в которой на стр.33 есть раздел о"конвертации" старого и нового летоисчилений (разрыв в летоисчислении 5508 лет!).
Если продолжать исходить из документов, то, например, согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи в 1897г. на территории Акмолинской области проживало более 225тыс. носителей русского языка ( в т.ч.великорусского, малорусского и белорусского).
Информация взята с сайта Президентской библиотеки им. Ельцина:
Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. под ред. и с предисл. Н.А. Тройницкого . - Санкт-Петербург : издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел , 1899-1905 .
81: Акмолинская область. - 1904 (обл. 1905). - 4, X, 135 с. - В кн. также: Краткий обзор цифровых данных по Акмолинской области / П. Бечаснов .страница 50.
Вложение не найдено
Если я выдерну информацию из контекста, то в первом случае меня могут обвинить в искажении истории (так как такому летоисчислению нас в школе не учили), а во втором случае можно быть записанной в русские шовинисты.
Так получилось, что в детстве мне довелось жить и в бывших переселенческих поселках, и в целинных населенных пунктах и в казачьи поселения в гости ездила. И жили как в той песне: как запоют на праздник так песня в сто акцентов глушит собачий лай. А языком межнационального общения был русский.
В Европейской части России мне всегда говорили, что я говорю с акцентом. На вопрос: "с каким?" очень долго думали, а потом выдали - "алтайско-прибалтийским"! И меня это даже порадовало -практически вся география СССР! Если уж довелось набраться от многих культур - так тому и быть.
Ещё раз повторюсь. Уважаемый Евгений Евгеньевич! Здесь ни в коей мере никто не хочет обидеть ни Украину ни украинский язык.
Не знаю как другим, а мне до настоящего времени не понятно, что Вы относите к историческим мифам а что к реальной истории? Пожалуйста, разъясните свою точку зрения. Очень хочется не только быть услышанной, но и услышать точку зрения интересного тебе собеседника. А споры на сайте, когда нет обид, бывают очень даже содержательными и информативными!
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
Да уж! Как только появляется слова "Украина, украинский" вы начинаете нервничать
А мне то что нервничать?Я украинец-правда советский.
Не про =любовь или не любовь= ,а про НАУКУ о языках,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Это, отмечала и моя бабушка. В своеобразной летописи чалдонской деревни Виктора Астафьева "Последнем поклоне",она находила много знакомых слов и выражений.Но сама так не говорила,а вот у её старшей сестры можно было услышать и "тошшшно мне" и "стайка"и др. Тут же хотел ответить и Людмиле Руслановне,начало 20 века было достаточно бурным на Иртыше,думаю не до песен было "врагам народа и их детям",это ведь сейчас есть сайт сибирских казаков,а когда то принадлежность к последним не только не афишировали,но и скрывали.Так что, я не слышал ни когда, песен сибирцев.Пётр пишет: А чебаки почти как чалдоны говорили.
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3713
Пели про Ермака," на диком бреге Иртыша" ,про бродягу с Сахалина,коробейники.Барыню.....Про Стенькины челны...
А вот что они казаки-молчание до перестройки, И всех уходящих на фронт " переселенцами " называли в официальных документах.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Иртышский пишет:
.....Пётр пишет: А чебаки почти как чалдоны говорили.
..... Тут же хотел ответить и Людмиле Руслановне,начало 20 века было достаточно бурным на Иртыше,думаю не до песен было "врагам народа и их детям",это ведь сейчас есть сайт сибирских казаков,а когда то принадлежность к последним не только не афишировали,но и скрывали.Так что, я не слышал ни когда, песен сибирцев.
Вот, с челдонской речью познакомиться бы поближе. где бы раздобыть статейку упоминаемую:Виктора Астафьева "Последнем поклоне" ???
Песен я тоже не слышала. Это пела уже моя мама, в свое время сочетавшая драмму и эстраду на сцене.
Дед мне пел много казачьих песен, но я была малая и ни-че-го-шеньки в них не понимала.
Жалею сегодня, что не запоминала спетое? Не то слово!
Правда, мои не с Иртыша - Сенжарские мы. Потому, наверное, и не помню песни, упоминаемые Петром Михайловичем. Больше народное "Ямщик, не гони лошадей", "Степь да степь кругом, путь далек лежит..." А это уже не то.
Но что-то же должно было остаться! Вот, Петр Михайлович помнит. Может кто еще помнит? Лирику можно отыскать, знать бы названия.
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
Иртышский пишет:
Пётр пишет: ...начало 20 века было достаточно бурным на Иртыше,думаю не до песен было "врагам народа и их детям",это ведь сейчас есть сайт сибирских казаков,а когда то принадлежность к последним не только не афишировали,но и скрывали.Так что, я не слышал ни когда, песен сибирцев.
Знаете, Иван Владимирович, Что бы там ни было в начале 20-го века, в нашей семье никогда не скрывали происхождение из сибирских казаков. Мало того, гордились этим происхождением.
А насчет песен сибирцев, я Вас совсем не понял. Вы никогда их не слышали? Так их пели раньше, поют и сейчас. Или Вы считаете, что такие песни как "Эх мы грянем под Бухарью", "В семдесят седьмом году" про азиатские походы, или "В девяносто первом годе" про проезд Николая II по землям СКВ, или "Заблестел восток зарею" о Самсонове, придумали на Дону или Кубане? Возможно, что в какое-то время где-нибудь в концертных залах эти песни и не исполняли. Но в станицах их пели всегда.
С уважением, Борис Леонтьев
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Нечай пишет: /quote]
Вот, с челдонской речью познакомиться бы поближе. где бы раздобыть статейку упоминаемую:Виктора Астафьева "Последнем поклоне" ???
У Астафьева много книг о деревне, о войне, о Сибири, (они есть в инете).В частности Повесть "Последний поклон":http://tululu.org/b72384/
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Так же, как порой в самой-самой мало-мальской статейке бывает зерно полезной информации, так из наших рассуждений по разным вопросам, вырисовывается картина казачества. Медленно, постепенно, но верно.
Как сегодня мы все разные, так были разными и наши предки. Служили по разному, хозяйство вели разное, любили индивидуально, говорили по-своему: кто правильно, а кто - просто; песни пели или не пели по своему выбору. И чем более разнятся люди, тем интереснее их история, тем сочнее калорит.
А когда наступало время, то становились все эти индивидуальные личности плечом к плечу и создавали единую массу Сибирского казачаства. Сегодня наше время объединиться с целью возродить былое как можно правильнее.
И удачи нам!
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
аиртавич пишет: Как не пели?! Даже странно слышать...Тятя на что без голосу и то затягивал, правда, после третьей." "Спозабыт, спозаброшен с молодых юных лет, а я мальчик на чужбине, счастья-воли мне нет". Далее, как положено, всё кончалось сырой могилой, над которой и "соловей не споёт". Чья песня - не знаю, но вряд ли авторская. Тятя, он чаще в миноре сполнял, обычно - соло (в хор не брали), сам и плакал... .
Это ты, наряд, с моего отца писал? Один к одному (не только песня). Это его любимая песня и еще "Скакал казак через долину..." А насчет авторства - везде значится -авторы неизвестны.