Воспитание КАЗАЧЬЕГО ДУХА
- otetz007
- Автор темы
- Не в сети
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
С уважением,
Андрей Иванов
- otetz007
- Автор темы
- Не в сети
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
С уважением,
Андрей Иванов
- Андрей Машинский
- Не в сети
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
Вот бы наши казаки так своих сыновей готовили, а не просто шашку себе справили.
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
filial-17.blogspot.co.uk/2013/05/blog-post_20.html
и тут немного
rusvolya.ru/node/57
kazak-sdko.ru/index/vospitanie_kazaka/0-205
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
Схожи они может быть в главном: и они и мы в первую очередь стараемся воспитать у детей дух, духовность, веру в своего Бога, любовь к своему Отечеству, самопожертвованность ради этого и своего народа, семьи и товарищей.
А вот различия, на мой взгляд существенные, заключаются в следующем:
Да и тут и там учат приемам рукопашного боя. Но заметили ли Вы, что чеченцам больше преподают основы ведения СОВРЕМЕННОГО БОЯ, основы владения СОВРЕМЕННЫМ ОРУЖИЕМ? Что-то не увидел я в роликах, чтобы их учили как обращаться с традиционным кинжалом.
У казаков больше упор на владение шашкой и конем. Да это казачья культура, казачьи традиции. И учить этому, воспитывая казака, тоже необходимо. Это тоже часть морального и духовного воспитания. Но воевать казакам, и не только им, в современных условиях и готовить казачат надо к современным методам ведения боя. Надо их учить владеть современным оружием потому, что в современном бою им вряд ли придется махать шашкой, гарцуя на лихом коне. И этому надо уделять гораздо больше времени, чем традиционным видам оружия.
С уважением, Борис Леонтьев
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Шиловъ пишет: "Школа" "казачьего спаса" не что иное, как новорожденное дитя наших с Вами современников. И "родители" этой "науки" казаки-язычники маскирующиеся под православных. Смешав до кучи элементы примитивного язычества и такого близкого по духу всякому казаку православного вероисповедания они и породили этот бред.
Благодаря Вам, Олег Геннадьевич, попыталась вспомнить - что-же нам преподавали в школе о казачестве. Из уроков литературы вспомнились "Поднятая целина" и "Тихий Дон" Шолохова, которые мы худо-бедно разбирали на уроках. А ещё "Казаки" Л. Толстого, которых мы прошли галопом. Вот сейчас сижу перечитываю "Казаков" - оказывается очень увлекательно!
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
- говор рассказчика;
- фраза "у нас в Петропавловске";
- упоминание о создании казачьего ансамбля "Звонница" (такой ансамбль есть в Петропавловске и ему около 15-20лет).
Выкладываю на ваш суд:
rutube.ru/video/0a872bedd2944dfa37a0143c21cde438/?ref=search
- Шиловъ
- Не в сети
- Сообщений: 210
- Репутация: 35
- Спасибо получено: 852
bgleo пишет: Но заметили ли Вы, что чеченцам больше преподают основы ведения СОВРЕМЕННОГО БОЯ, основы владения СОВРЕМЕННЫМ ОРУЖИЕМ? Что-то не увидел я в роликах, чтобы их учили как обращаться с традиционным кинжалом.
У казаков больше упор на владение шашкой и конем. Да это казачья культура, казачьи традиции. И учить этому, воспитывая казака, тоже необходимо. Это тоже часть морального и духовного воспитания. Но воевать казакам, и не только им, в современных условиях и готовить казачат надо к современным методам ведения боя. Надо их учить владеть современным оружием потому, что в современном бою им вряд ли придется махать шашкой, гарцуя на лихом коне. И этому надо уделять гораздо больше времени, чем традиционным видам оружия.
Борис Гавриилович!
У Вас сложилось ошибочное мнение. Там где ВОЗМОЖНОСТЬ ЕСТЬ казачат учат современным методам ведения боя гораздо больше нежели владению шашкой. Но, сегодня владение шашкой и конем во-первых тренирует тело, а во-вторых воспитывает дух. (Хотя, честно говоря, сомневаюсь в том, что во-первых, а что во-вторых.) Почему же во всех видео материалах связанных с обучением казачат на первый план выдвигается владение шашкой, а на второй СВД? Да потому, что во владении шашкой и конем суть наша КАЗАЧЬЯ ГОРДОСТЬ. Мы помним и чтим дедовское оружие и это помогает нам овладевать оружием нашим.
Что до похожести и разности воинов аллаха и воинов Христа, то на мой взгляд общее у них это любовь к оружию, а противоположное в том, что аллахакбаровцы как волки нападут и загрызут любого за аллаха, а казаки дадут отпор любому кто посягнет на их народ и Отечество.
КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
- Шаповалов
Олег вторит одному , очень мне понравившемуся, определению : " Мусульманин готов всю жизнь убивать за Аллаха, а православный (христианин)готов всю жизнь умереть за Христа !"
- Шаповалов
И по-моему основная масса казачьего населения понимала , что "здесь" кроется еще что-о , кроме Веры во Христа и силы Святага Духа . Думаю , что и дружбы с такими водили не многие (см. выше Пацюк) , от сюда и забвение , которому были преданы, практически все упоминания о таковых "науках"и их представителях !
Так же уверен,что если современные СПАСАтели применяет противоречащую Православию,философию ,то вреда они принесут , эт точно !!! Во все времена основная и первостепенная задача для казака, как христианина была научится спасать не тело , а Душу !!!
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
Чудеса на войне:
www.pobeda.ru/content/blogcategory/16/325/
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Казаки-характерники – кто они?
11.10.2012 21:13
В казачьих районах России и Украины до сих пор живы предания о воинах, отличавшихся особым боевым мастерством и сверхчеловеческими способностями. Называли их казаками-характерниками, именно они составляли воинскую элиту Запорожской Cечи. Считается, что характерники являлись наследниками многовековых ведических знаний волхвов, которые подверглись жестоким преследованиям после принятия новой веры князьями Киевской Руси. Их будто бы не брали ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной.
Гетман Войска Запорожского Иван Золотаренко, заподозренный поляками в характерничестве, был убит в 1655 году в городе Старый Быхов выстрелом из ружья с колокольни католическим органистом Томашем. Убийца признался, что был подготовлен к этому злодейству католическими ксёндзами, которые дали ему «пулю из священной чаши, освящённую и укреплённую специальными заговорами».
Вынутая из тела гетмана пуля действительно была необычной: середина в ней была серебряная с латинскими буквами. Тело Золотаренко отвезли на родину в город Корсунь, чтобы похоронить в деревянной церкви, за его счёт построенной. Когда в присутствии многих жителей и духовенства началась церемония погребения, то неожиданно от удара молнии церковь загорелась и «тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
По мнению В. Пилата, «после крещения Руси преследуемые князьями и греками волхвы, жрецы и воины-охранники храмов объединялись в тайные общества и в отдалённых от крупных городов местах начали создавать Сечи. На островах Днепра, побережьях Буга и Днестра, в Карпатах и многочисленных лесах Украины (Руси) волхвы основали школы боевого закаливания и подготовки, в которых путь воина к вершинам совершенства опирался на родную веру, извечные обычаи и обряды. Здесь мы можем вспомнить предшественников казачества XVI века – таинственных степных бродников, вигонцив галицких и другие военные общины. Недаром и Запорожская Сечь возникла на острове Хортица».
Казакам-характерникам молва приписывала способность творить иррациональное, например, «наводить манну» на противников, заставлять их видеть нереальные образы. Утверждается, что в истории противостояния запорожцев и поляков были зафиксированы такие случаи: гонятся ляхи за запорожцами и тем негде спрятаться, тогда казаки-характерники ставят среди поля копья по кругу и входят в особое психоэнергетическое состояние. Ляхи видят среди поля дубовую рощу… И проходят мимо.
Казаки поступали так и при необходимости защитить себя на отдыхе. Лагерь окружался характерником копьями, и противник при приближении принимал их за заросли камыша.
Характерники якобы умели изготовлять «крики»: брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск каким-то «волшебным способом» запечатлевал крик. Такие заговорённые камыши разбрасывали по степи. Наступит на них в сумерках или рано утром вражеский конь, и раздастся крик – казак на сторожевом посту предупреждён о приближении неприятеля. Рассказывали ещё, что казак-характерник Иван Богун провёл ночью своё войско через польский лагерь так, что ни одна вражеская собака не залаяла...
В 1775 году, когда посланные Екатериной II войска подошли к Запорожской Сечи для её разрушения и захвата архива, часть казаков, возглавляемая характерниками, убежала за Дунай в Турцию, где основала Задунайскую Сечь (на территории современной Румынии).
Интересующиеся отечественной историей могут найти на эту тему много интересных фактов в интернет-пространстве, мы же ограничимся статьёй украинского исследователя Романа Мискина на сайте «Казачий стан» ( cossackstan.ru ).
* * *
– Да что ж это за характерник, дедушка?
– Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую всячину; его и пуля не брала, и сабля не рубила; у него на всё было средствие и способ, на всё хорошее слово и польза. Характерники знали все броды, все плавы по Днепру и другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из огня мокрого, у них была лыцарская совесть и добродушие... Вот что были характерники.
Писатель Евгений Гребёнка.
Роман «Чайковский», 1843 г.
Удивителен и загадочен мир народных преданий и легенд, донесших до нас образы событий времён стародревних. Отгремели звенящие битвы, отшумели людные походы, ушли на веки вечные герои тех лет, сгинули бесследно в толще столетий. Но память народная бережно хранит деяния их, порою причудливо приукрашенные сказочным вымыслом, и предания эти, переходя от отца к сыну, из уст в уста, и образуют ту непрерывную живую нить, что зовётся наследием духовным. Прерви эту нить – и отсечёшь ствол от корней, и зачахнет, истает даже самое сильное древо. Возобнови её – и вновь полнокровной могучей кроной зашумит оно, гордо вздымаясь ввысь.
Так и казачество – нет уж больше ни грозных днепровских порогов, ни буйной волелюбной Сечи, а над славным Великим Лугом плещутся нынче волны Каховского моря. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, сохранила для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудрённых ратной жизнью чудесников и лукавых лыцарей-чародеев, коих ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Говаривали старые сечевые деды, будто эти бессмертники могут на людей туман насылать и сон навевать, в хортов (борзых. – Ред.) оборачиваться, в речки переливаться, на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня мокрыми выходить и заранее ведать тайные вражьи замыслы. А потому и стояли веками на страже мира православного эти воины-знахари, защищали грудью своей от всякой напасти чужедальней и нечисти басурманской святые днепровские берега.
Большинство преданий и легенд про характерников были записаны на Украине только в XIX веке, однако первые упоминания о них уже встречаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI века. Польский историк Папроцкий, описывая неудачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, приводит следующие сведения.
Возле турецкой крепости Аслам-города в понизовье Днепра во время переговоров с высланной делегацией один из казаков не удержался и выстрелил в татарина. Зборовский так был возмущен этим, что хотел было казнить виновного, но этому воспротивилось всё войско, защищая своего товарища, который дорог ему был тем, что считался «характерником», умевшим заговаривать вражеские пули и делать их безвредными как для себя лично, так и для отряда, в котором он находился.
Однако ещё раньше Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году, упоминает, что будто бы среди запорожцев был казак, который заговаривал ружейные пули. Остаётся лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же исторические сообщения относятся к разным лицам, но достоверно известно одно – традиция характерничества проявляет себя уже на самом раннем этапе запорожской истории и корнями своими уходит в седую древность.
Само это слово «характерник» (от греческого character – отличительная черта) обозначает человека, наделённого необычными, сверхъестественными способностями и в силу этого уже резко выделяющегося в казачьей среде. Хотя часто бывало и наоборот – народная молва считала характерником личность сильную, неординарную и приписывала ей чудесные качества. Так произошло со знаменитым кошевым Иваном Сирком, полковником Семёном Палием, сотником, а позднее наказным атаманом черноморцев Захарием Чепигой.
В то же время предания донесли до нас имена характерников, совсем не упоминавшихся в исторических документах, но имевших, видимо, вполне реальных живых прототипов. Таких казаков-чародеев нередко именовали также галдовниками (от украинского галдовать – колдовать) и заморочниками, потому как умели они напускать морок (туман, сон), а иногда просто называли знахарями и колдунами.
Самой яркой и необычной чертой характерников была их неуязвимость для пуль и сабель – именно благодаря этому волшебному свойству запорожские чародеи и попали в поле зрения упоминавшихся уже польских историков. Верования эти были настолько крепки, что даже спустя три столетия всё ещё ходили среди украинских поселян и были записаны многими исследователями, например Д.И. Яворницким в его сборнике «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1888 г.).
В народном воображении издревле бытовала вера в то, что заговорным молитвенным словом можно отвадить любую беду, в том числе и ратную. К сожалению, текстов исконно запорожских «характерств», или «замолвлений», до нас не дошло, но представление о них можно получить из книги И. Сахарова «Сказания русского народа» (1849 г.).
Во многих воинских заговорах обращаются к мужу каменному или девице красной, что ратным делом красуются и заповедывают, чтобы пули были не в пули, стрелы не в стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать-сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли вострые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда бы не причиняли. Выказывались пожелания, чтобы тело было крепче белого камня, а платье крепче панциря и кольчуги и чтоб от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от наковальни, чтоб железо и сталь вертелись бы кругом, как у мельницы жернова, но тела не трогали. Эти и подобные тексты словесной магии были хорошо известны именно в казачьей среде с её воинским укладом жизни и ещё довольно часто встречались в XX веке у донских и кубанских казаков.
Характерникам же приписывалось умение наводить морок, или «омману», на врага колдовскими чарами. В своей книге «Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875–1905 гг.» Я.П. Новицкий приводит легенду о битве турок с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: турки порубили друг друга.
Согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения.
Такие сказочные предания о характерниках были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа.
Следующей удивительной особенностью характерников была их способность к оборотничеству. Вообще же «ликантропия» (превращение людей в волков) в славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней сохранились у Геродота (V век до н.э.) в его знаменитой «Истории», где в книге четвёртой «Мельпомена» описываются нравы скифского народа НЕВРОВ, могущих оборачиваться в волков.
Рассказ Геродота более чем через два тысячелетия смыкается с многочисленными этнографическими данными о волколаках, верования в которых были живы на Украине до самого недавнего времени.
Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший собою в божественном пантеоне Перуна. В языческие времена образ громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами). И ведь именно о превращении в хорта свидетельствуют легенды о кошевом Сирке.
Интересно, что от слова «хорт» происходит и название запорожской колыбели – острова Хортицы, который ещё в более древние времена назывался островом святого Георгия. Именно к этому острову, по сообщению «Повести временных лет», прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве.
В волка умели превращаться, как говорит «Слово о полку Игореве», и некоторые древнерусские князья – и не только Всеслав Полоцкий, но и сам князь Игорь при бегстве из половецкого плена.
Так что совсем не случайно запорожское казачество появилось именно на Хортице, этой дохристианской святыни, дающей нам ключ к разгадке многих тайн характерников.
С культом волка, по всей видимости, связано и умение галдовников с помощью особых верцадел (зеркал) видеть за несколько вёрст вокруг себя и знать вражьи замыслы. В украинском языке бирюка, волка-одиночку, называют ещё вовкун или «вiщун», приписывая ему ведовские свойства. А от ведуна до знахаря, как говорится, один шаг.
И действительно, в образе характерников мы найдём немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами, и прежде всего это касается различных «замолвлений» не только от пули и сабли, но и от опоя коня, укушения змеи, кровотечения из раны.
И если воинские заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. Вот что пишет о них С.Н. Сергеев-Ценский: «Это были вообще серьёзного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой».
Процесс приготовления пищи в украинских верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым заговорами – его предваряло разжигание «ватры» (живого огня) и взятие из колодца «непочатой» воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной, стоит вспомнить хотя бы рождественское сочиво или поминальную кутью. Так что знахарство и кашеварство часто переплетались между собою в народном представлении.
Со знахарями роднит характерников и знание всевозможного чародейного зелья – разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е. колдовской травы) для неуязвимости в бою. Галдовники, так же как и знахари, были непримиримы в борьбе со всякой нечистью и чертовщиной и даже изгнали всех ведьм с запорожских земель.
Эти общие волшебные свойства в конце концов переплелись между собою и нередко на Слобожанщине обыкновенного знахаря называли «характерником», а бабку-шептуху «характерницей». Но при всей общности черт разница между характерниками и знахарями-кашеварами довольно велика и не стоит эти понятия смешивать.
Среди многочисленных преданий о галдовниках особо выделяются сказания о кошевом Иване Сирке, личности действительно колоссальной в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково отзывались о нём как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества.
Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему джуре (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны, и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником.
НАША СПРАВКА. Иван Дмитриевич Сирко родился около 1610 года. Умер в 1680 году. Кошевой атаман Запорожской Сечи в течение 12 лет (с 1663 года). За период пребывания в должности атамана провёл 54 сражения, при этом ни разу не оказался побеждённым. По преданию, в 1812 году казаки три раза обнесли руку Ивана Сирко вокруг занятой французами Москвы, и судьба Великой армии была решена. Турки называли его Урус-Шайтаном.
43-12-10-12После смерти своего кошевого запорожцы, по преданию, отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли её вперед, говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!» Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его: он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами казачьей вольности.
Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина – все они также считались характерниками.
Легенды донесли до нас и весьма колоритные образы последних запорожских галдовников, доживавших свой век уже после разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они «плодили пчелу». Среди них казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый. После смерти этих казацких чародеев люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.
Вообще же чего только не рассказывали в народе про запорожских галдовников! Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить бурку на воду и на ней переправиться через реку, словно на плоту. Все эти сказочные свойства в конце концов и вовсе заслонили собою настоящий облик запорожского казака, и он в глазах обывателя приобрёл ореол таинственности и загадочности. Однако истинной подоплёкой всех этих разговоров были вполне реальные недюжинная казацкая смекалка и неподдельная любовь к родной земле.
Источник:http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/5192-kazaki-harakterniki-%E2%80%93-kto-oni?
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
"Ещё раз напомню, что основные упражнения 1-го уровня Спаса это – подготовка организма к работе в Спасе, освоение новых (для современного человека) возможностей восприятия движений и пространства, освоение новых (опять же, для современного человека) способов движения.
Упор в Спасе изначально делается на общее развитие и общую подготовку казака.
Движения Спаса (двигательная основа) – это «джигитовка»: на земле (без коня), верхом на коне, с земли на коня и обратно.
Беглый анализ джигитовки показал, что казак использует движения в своей основе общие, что для боевых действий «верхами», что для боевых действий спешенным.
В стародавние времена казачонка начинали обучать движениям «на земле», затем на коновязи и других снарядах, а уже потом – на коне."....
..."Это основные упражнения для вхождения в Спас. Вот и представьте себе, что у человека подготовлен организм к работе, он способен воспринимать быстрые движения и ориентироваться в пространстве на большой скорости, а так же воспринимать само пространство, да ещё, в добавок, гибкого как змея и сильного как волка. А если этот человек знает и почитает традиции, обычаи и историю своего Казачьего Народа, поступки его соответствуют Заветам Предков и Божьим Заповедям. Вот и получается настоящий Казак!
P.S.
Всё остальное – постепенное вхождение в Спас. Добавляется по готовности развития тела и скоростей действия: инерционно-динамические упражнения (основой для которых являются Свиля и Волчок), наработка и понимание ударной техники на высоких скоростях.
И самое главное, здесь очень важны вера в Бога, почитание Предков и чистота помыслов. Иначе – травма может быть посерьёзней, чем вывих суставов или разрыв мышц."
Там же и про "Характерников".
www.st-kazak-polk.ru/kazachi-boevye-iskusstva
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
аиртавич пишет: О воспитании казачат...Разные времена были, порой такие, что шибко не повоспитываешь в казачьем-то духе. Такой случай вспомнился, с крестиком связан, с верой - если шире глянуть.
«Погружали» меня старушки в Аканбурлукской (1-й Отдел) сразу после рождения, а всерьёз крестили в Карагандинском храме пятилетним по настоянию любимой бабушки Маруси (жила на Кировской шахте). Тогда батюшка надел крестик, который носил вполне осознанно. Целуя, ими божились в мальчишьих спорах… А тут – время в школу, в Аиртавской уже. Классы – в бывшей станичной церкви. Хоть так. Повезло. Могли и под непотребное отдать – под склад, клуб или воловню. Ну, где наша не пропадала! В школу – так в школу. Вздохнул прощально по лесу, речке, озеру – хожу. Где-то в октябре, кажись, на физкультуре разжарились, рубашки долой, а у некоторых, глядь, крестики на шее. Все зашумели, а мы от греха подальше по карманам их попрятали.
Дома бурчу: зачем он мне? Баушка Поля (Савелиха) сурово авторитетом давит: ты што, нехристь? Кидаюсь в диспут: тятя не носит, он рази нехристь? Попал сильно, Пелагее Ефремовне крыть нечем, «ходит» слабо: он и водку жрёт, табак смалит и ты туда? Мама помягче: сынок, носи, не показывай…Ладно. Рубашку боле не скидывал где ни попадя. Но тут перед Седьмым готовимся в октябряты, вожатые из пионеров пришли и Васька, бригадиров сынок, с хохотком на меня тычет: а он крестик носит! Хрен ты моржовый, у меня ж тятя - разведчик-наблюдатель артиллерии прорыва РГК! Рву ворот, аж пуговка скокнула: на, фашист, где видишь? Нетути! Не на того напал, Вася, крестик заветно схоронен до поры, или я вас не знаю, ябедников? (про стукачей тогда не слыхал). Звездочку-то получил (мы их сами вырезали из картонки, видные такие, в девчёночью ладошку размером, кумачём обшиты, на булавке приколоты), но как жить в двойственности?! Дома звездочку снимаю, крестик ношу, в школе наоборот. Ни Христу, ни Ленину. Обоих обманываю! Ровно мизгирь меж ними, противно. С полгода беду таскал, сам не свой…
Спасибо Марии Никитичне Савельевой, первой учительнице, скорби заметила да маме подсказала: не надо, дескать, парнишку ломать, где и взрослые не дюжат…В одно утро взяла крестик мама и более его не видел. Обрадовался, конечно. Ещё бы, таким как все стал! Позже в техникуме, переписывая из замусоленной тетрадки любимого Есенина, которого было не достать, вздрогнул от строк: стыдно мне, что я в бога верил, горько мне, что не верю теперь… Кому мешал медный крестик на черненьком гайтанчике у семилетнего сибирского казачонка и вообще – зачем так на православие люто взъелись? Пытались вослед за Москвой и души сделать кабацкими? Зачем? Честь имею, аиртавич.
Валерий Николаевич! Огромное Вам спасибо за Ваши рассказы и прибаутки. За Ваш казачий аиртавский язык.аиртавич пишет: Вероятно, мы росли (1950-60 годы) примерно так же, как и дореволюционные казачата. С поправкой – «шибко вольные стали». А как не стать? В единоличном хозяйстве малец всегда и для всех на виду, рядом. Его многие «струнили» - родители, старики (не только кровные, но и станичные), братья, сёстры. В дому и по нескольку семей жили – воспитателей хватало. Не забалуешь. Лет с 12-14, считай, тятька на полный разряд ставил, уже и на заимку брали пособлять*. Со школой вообще не заморачивались. Один-два класса станичной и шабашили. Отец в семье родился старшим парнем, образование для всех станичных старших детей имел классическое: «полтора и коридор». Потому как дед Андрей отрубил: а дрова с кем пилить? Младшим везло больше, могли и все 4 класса кончить. При колхозе – детям ходу прибавилось, слава Октябрю! А доглядать особо оказалось некому. Мать с отцом на работе с утра до ночи, дедов у нас… редко у кого осталось. Войны, рассказачивания-раскулачивания, лагеря, переселения повыбили, обредили их едва не начисто. Старшие дети от младших сами виляли. По себе знаю. Оставались баушки. Их, конечно, «слухались», однако норовили через раз, припасая для этого подходящие случаи.
У родителей нас затевалось четверо. Двое (сестра и брат) померли, остались мы с Сашкой, он на 5 лет младше. Разница в летах огромная, если один школьную лямку за партой тянет, другой ещё мимо поганого ведра промахивается, хоть и подсвечиваешь ему. Попозже дело, правда, веселей тронулось. Благодаря тому, что попал братка под умело налаженное наставничество (которое он, гад, так и не оценил). Вот кое-что из суровых будней той далекой уже жизни. Скажем: посылается малой на двор (ну, по естественным надобностям, условно говоря) и там заполошно орёт, будто на вилы сел, прям на все четыре рожка. Баушка с криком « а бодай бы тебя!» споро выскакивает наружу, ищет, где его, варнака, угораздило. В энтот секунд мне следоват быстро залезть в её (для нас заветный) сундучок под родительской кроватью в горнице, отмычкой отщёлкнуть замочек, набрать конфет из нетленных припасов, оставить «всё как лежало» и захлопнуться. Чу! Санька орёт в другой раз. Это его баушка нашла, ухо вертит: чего орал, окаянный? Братка заученно отвечает: петуха дражнил… («легенды» прорабатывались серьёзные). Стукают дверью, я – спешу навстречу: ой, что там, баб Поль? Оно, конечно, - риск, но без него «жись пресная» и потом: младшего-то учить надоть, покель сам в силах, как дед Варфашка выражается…Зато опосля весело и бодро шуршим обёртками на печке.
Признаться, в схеме случались и проколы. Пелагея Ефремовна глуховатой была, зато нюх – лежать, Мухтар! Управившись в кути, лезла к нам на печь передохнуть до обеда. Обёртки мы (не уси усёного – дерзил Сашка) конспиративно прятали в вязанки лука, но духман карамели или начинки из повидла иногда не успевал выветриться и мгновенно улавливался баушкой. С горестным возгласом: «Опеть, ироды!» катилась по печным приступкам вниз, на скамейку, в горницу к сундучку. Мы замирали – считай, момент истины! Всегда же на грани провала ходишь… Увы, чаще звучало: крапивно семя, кады токо подавитесь! Засекла, узолок не так сложил. Теперь – полундра! Вылетали в калошах, чунях на босу ногу в какой на себе одёжке, а то и без. Задействовали схему на случай провала. Пока баушка отводит душу, трясёмся, изображая сирот казанских, бухыкаем в жестокой простуде. Наконец, в клубах пара открывается дверь и первый тур переговоров:
- А ну марш в избу!
- Не-е, скобунать будешь, - давит слезу младшая сторона.
- Марш, кому сказано, балдаи чортовы! – это она дратует нас тем, будто её Чернявские из Имантава получше нас будут, Савельевых с Аиртава. Да слыхали не раз! С чего взяла только? Обижаемся смертельно, делаем вид, что конфетный инцидент с энтого момента (как бытовая мелочь) уже совершенно не причем, вопрос дорастает до нравственных высот – за родову, за Балдаёв страдаем, невесть по каким статьям мстят нам, энти бармашатники (прозвище имантавских)…
- Да сотана с вами, мёрзни волчий хвост!
Ага, ничья в раунде. Холод давит, трясёт всерьез. За дверью – молчок, прибавляем громкость и кашляем так, что со страху уже все синички и чилики со двора вылетели, а Бобка цепь натянул, выть собрался. Мелкий готов сдаться, гундит: конфеты, дескать, съедены, а за удовольствие и фраер платит. Ставлю ему условие: считаю до 50, не откроет – сдаёмся. На цифре 27 (интуиция для жигана – первая вещь!) переговоры возобновляются. Стороны находят компромисс. Баушка пальцем нас не трогает (говны пёсьи! – это она уже от бессилия, поскольку сильные выражения есть признак слабости), обскажет ситуацию вечером, а уж мать нам задаст «лампасеек»! Мы довольны: вечером – это когда ещё… Взлетаем на печку, отгораживаемся пимами (тут лежат чёсанки - выходные валенки родителей, бабушкины магазинные помягче, ну и наши). Она укладывается с краю, затихает. Всхлипывает, пуская слюнку, Сашка: готов. Мне зачем средь бела дня спать? Осторожно беру мешочек со «скотным двором», перелажу через спящих. Баушка шевельнулась, тревожу напоследок: можно в горницу? Она сердито задёргивает ситцевую занавеску: делайте, што хотите! Расцениваю сие как знак согласия. Впереди ждёт серьёзное дело. Но о нём - в другой раз, если позволите. Честь имею, аиртавич.
* тончайший нюанс! Разница в смысловых значениях схожих слов, а именно: «пособлять» - работать наравне, рядом, ломить вовсю, без скидок; «поДсоблять» - помогать, где-то сбоку, подать-принести, если и работать, то вторым номером… Так в Аиртавской понимали. Забылось, а тут вдруг припомнил.
С уважением, Борис Леонтьев
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
аиртавич пишет: спробуем карбид. Но это – другая технология.
Ха-ха - карбид! Жаль слогом таким как наряд-сосед аиртавский не владею - описал бы как получил в лоб банкой из под тушенки, прилетевшей именно на этом топливе. Хорошо плашмя саданула - если бы ребром, закончились бы мои муки, не успев толком начаться на 13-м годочке.
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
svekolnik пишет:
аиртавич пишет: спробуем карбид. Но это – другая технология.
Ха-ха - карбид! Жаль слогом таким как наряд-сосед аиртавский не владею - описал бы как получил в лоб банкой из под тушенки, прилетевшей именно на этом топливе. Хорошо плашмя саданула - если бы ребром, закончились бы мои муки, не успев толком начаться на 13-м годочке.
А кто не баловался таким? Нонешние не поймут. Поджигные, пукалки, карбид - всё это наше детство-отрочество. Всяко было.
Вот только поджиг из дюймовки, это таки да, круто.
С уважением, Борис Леонтьев
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 454
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2515
ЖУРАВЛИ, Николай Заболоцкий, 1973 г.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе, -
Всё, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Вы уж простите, всё это, и стих тоже, возможно, дело сугубо личное для сентиментального дяденьки в годах, и не место такой писанине на сайте. Хотя кто знает? Может и к месту, может и не только личное…оно ведь как? Чем отцы живут, в то их дети играют. Честь имею, аиртавич.