Воспитание КАЗАЧЬЕГО ДУХА
- Шиловъ
- Не в сети
- Сообщений: 210
- Репутация: 35
- Спасибо получено: 852
КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Шиловъ пишет: До "спаса" еще куда ни шло,но после соглашусь с мнением Дениса...
Не сильна в казачьей науке, но если задать в поисковике "казачий спас" можно найти ,например, ролик "Казачий спас рода Белоусов" и др. подобные ролики. Трюки это или реальность - судить не берусь, также как и не берусь судить какое в России нынче тысячелетие - восьмое или третье( казакстан.рф/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=227 ) . Умение защитить свою землю и род и при этом сохранять внутреннее добродушие - думаю это дано не каждому. Как и в любом деле - есть таланты и есть трудяги. И это нормально.
Кто знает откуда ,например, пошли пластуны в царской армии?
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
денис пишет: не хочу никого обидеть, но бред полнейший)) любят у нас легенды придумывать.
Шиловъ пишет: До "спаса" еще куда ни шло,но после соглашусь с мнением Дениса...
Честно говоря, хотелось бы после таких слов услышать что-то более вразумительное. Например, как это когда не "бред"? Как в действительности воспитывали казаков по Вашему?
Приходилось читать многое про воспитание казачьих детей в разных вОйсках и здесь на сайте и в других источниках (в том числе исследовательских и воспоминаний казаков) и должен сказать, что во многом они сходятся с приведенными Людмилой Руслановной описаниями.
Что касаемо сражения двух казаков с тремя десятками австрияк, так было сказано, что это художественное описание данного боя. Хотя, конечно, можно привести и документальные свидетельства когда два сибирских казака успешно отбивались от полутысячи киргизцев немало тех положив.
Что касается "Казачьего спаса", то такие школы и сейчас существуют и на Youtube роликов о них предостаточно.
Так в чем же, по Вашему, бред заключается?
С уважением, Борис Леонтьев
- Шиловъ
- Не в сети
- Сообщений: 210
- Репутация: 35
- Спасибо получено: 852
Даже как-то не ловко объяснять Вам, Борис Гавриилович, такие простые истины...
КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
- Андрей Машинский
- Не в сети
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
- денис
- Не в сети
- Сообщений: 1183
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 2694
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
История, к сожалению,дело такое которое каждый трактует как ему удобнее. Нам ли не знать как политические лидеры могут повернуть русло истории в выгодном для промывки мозгов направлении. Что тут говорить о простых смертных? Кто как переживал, тот так и толковал. Ко всему нужно относиться объективно и по принциау-"доверяй-но проверяй". И если что-то вызывает сомнение - либо взять на заметку, либо отвергнуть. От человека зависит. А точно, на все 100% никто никогда не будет знать.
То, что у казаков работы хватало - это правда. Но были у них и праздники и хороводы и посиделки и свадьбы по нескольку дней подряд, неужели же для своих детей времени ни разу не нашлось?
- Шиловъ
- Не в сети
- Сообщений: 210
- Репутация: 35
- Спасибо получено: 852
А на счет доверяй, но проверяй я абсолютно с Вами согласен! Ни в одном документальном источнике до 1988 года вы не найдете ни слова о пресловутом "казачьем спасе". Так зачем нам подхватывать эти чуждые казакам байки и разносить их по головам нашей казачьей молодежи?..
КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
Что касаемо понятия «казачьего спаса» в смысле спасения (в том числе себя), так и в этом есть свой смысл. Казака всегда учили верить в Бога, быть смелым, защищать свою землю, Родину, народ этой Родины, семью и друзей «не жалея живота своего». Но и учили не рисковать этим «животом» попусту. Учили выживать в тяжелых условиях, но не трусостью, а рассудком и осознанной осторожностью.
В трудную минуту, перед битвой или перед лицом какой иной опасности казак, да и просто человек, всегда обращается к Богу с молитвой о помощи и просьбой о спасении. И достойным Бог помогает.
И вот Вам тому пример
С уважением, Борис Леонтьев
- Андрей Машинский
- Не в сети
- Сообщений: 543
- Репутация: 15
- Спасибо получено: 457
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Шиловъ пишет: Дело не в приукрашивании! Дело в подмене подлинного на вымышленное! В чем сила казачьего духа? В любви к правде Божией. В неустанном оттачивании воинского мастерства. В верности казачьему товариществу. В жизни по совести.
А на счет доверяй, но проверяй я абсолютно с Вами согласен! Ни в одном документальном источнике до 1988 года вы не найдете ни слова о пресловутом "казачьем спасе". Так зачем нам подхватывать эти чуждые казакам байки и разносить их по головам нашей казачьей молодежи?..
От неспециалиста в казачьей науке.
Если отбросить таинственность, политизированность и мистику, то в настоящее время "казачий спас" и "характерничество" очень часто звучат практически тождественно. Вот что нашла о характерниках XIX века:
КАЗАЧЕСТВО
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ Августейшему Атаману всехъ Козачьихъ Войскъ
Усерднейше посвящаетъ сочинитель
"ЧЕРНОМОРСКИЕ КОЗАКИ В ИХ ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ БЫТУ"
в двух частях.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
1858 год.
"ЧЕРНОМОРСКИЕ КАЗАКИ В ИХ ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ БЫТУ: ОЧЕРКИ КРАЯ, ОБЩЕСТВА, ВООРУЖЕННОЙ СИЛЫ И СЛУЖБЫ В ДВУХ ЧАСТЯХ"
Автор ИВАН ДИОМИДОВИЧ ПОПКА
Рассказ пятнадцатый. Пластуны.
Пластуны принимают к себе новых товарищей большей частью по собственному выбору. Прежде всего требуют они, чтобы новичок был стрелок, затем что на засаде, в глуши, без надежды на помощь один потерянный выстрел может повести дело на проигрыш; потом требуют, чтоб он был неутомимый ходок — качество, необходимое для продолжительных поисков, которым сопутствуют холод и голод, — и наконец, имел бы он довольно хладнокровия и терпения про те случаи, когда надобность укажет под носом превосходного неприятеля пролежать в камыше, кустарнике, траве несколько часов, не изобличив своего присутствия ни одним неосторожным движением, затаив дыхание. Иногда — странное наведение! — эти разборчивые и взыскательные подвижники принимают, не говоря ни слова, и даже сами зазывают в свое товарищество какого-нибудь необстрелянного "молодика", который еще не перестал вздыхать по,"вечерницам" своего куреня и еще не успел представить ни одного опыта личных своих служебных достоинств, но которого отец был славный пластун, сложивший свои кости в плавне. Вообще пластуны имеют свои, никем не спрашиваемые правила, свои предания, свои поверья и так называемые характерства: заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружье и капкан; "замовленье" крови, текущей из раны, и проч., но их суеверия не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку святому Евстафию, который в земной своей жизни был искусный воин и стрелец, сподобившийся видеть на рогах гонимого им пустынного оленя крест с распятым на нем Господом. "Я стану шептати, ты ж, Боже, ратовати...", т. е. избавлять, выручать... Вот, сколько известно, начальная формула заговоров и наговоров. Нельзя не обратить внимания на самое слово характерство, которым определяется всякое волхвование на случайности войны, а особенно заклинание или знамение, ограждающее воина от раны в бою. Известно, что подобное суеверие и у французов выражается словом сагасіеге. Какой ветер занес название поверья и, может быть, самое поверье с берегов Сены на берега Днепра, а оттуда и на берега Кубани?.
Источник: brinkov-stanica.narod.ru/17_kazachestvo/07_popkaChernomorKazak/popkaChernomorKazak.htm
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2124
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5439
С уважением, Борис Леонтьев
- Нечай
- Не в сети
- Сообщений: 5941
- Репутация: 146
- Спасибо получено: 14968
- денис
- Не в сети
- Сообщений: 1183
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 2694
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
денис пишет: Вы мешаете все в кучу.Система "спас", "воспитания духа" и т.д. Казаки прежде всего кавалеристы.Сейчас очень. Очень многое придумывают от том как воспитывали казаков и прочие. Да ничего такого не было. Были люди которые жили на окраине империи, которым в силу своей жизни в постоянном контакте с инородцами всегда нужно было быть наготове. Никто никого специально не тринировал, не делал из них "казацких нинзя" и "супер бойцов-пластунов". К тому же возвращаясь к сибирским казакам, не было у нас пластунов и пластунских батальонов.
Возможно, если казака правильно воспитать, то и специально тренировать не прийдется?
Может быть и так, я не знаток - не знаю.
И ещё:
Во первых, никто не говорил,что система воспитания, из-за которой разгорелся спор, применялась именно у сибирских казаков.
Во-вторых, также никто не заявлял что пластуны были в Сибирском казачьем войске.
А вот доказательств того, что в Сибирском казачьем войске были казаки из других войск, которые также привнесли в общую культуру сибирского казачества в том числе и свои традиции и обычаи, думаю приводить не стоит.
Мне бы тоже хотелось получить ответ на вопрос заданный Борисом Гавриловичем и желательно подтвержденный документально:
"Честно говоря, хотелось бы после таких слов услышать что-то более вразумительное. Например, как это когда не "бред"? Как в действительности воспитывали казаков по Вашему?"
- Полуденная
- Не в сети
- Сообщений: 697
- Репутация: 31
- Спасибо получено: 1765
Порядок службы был таким: 18-летний казак принимал присягу и каждую зиму являлся на четыре семидневных учения. С 20 лет казак проводил ежегодно один летний месяц на т.н. "бараках", т.е. в поле, на границе. В 22 года он уходил на действительную службу, где служил 3 года, затем 2 года были льготы, т.е. казак находился дома, занимаясь сельским хозяйством, затем опять 3 года службы, 2 года льгот и так далее, "доколе в силах".
Женились казаки всегда до службы, иногда еще до "бараков". В день венчания жених приезжал сначала в дом невесты. Здесь всех усаживали за стол, угощали, молодые же к пище не притрагивались до венца. После благословения родителей ехали в церковь. Невеста шла к венцу с двумя свахами. Родители жениха и невесты в церкви не присутствовали. После венчания пировали в доме жениха. На другой день, после "поднятия молодых", продолжали свадьбу. Попировав, шли в дом невесты, а потом ходили по родне, сначала по родне жениха, а потом по родне невесты.
Казачьи семьи были большими. Главой семейства - старшее по возрасту лицо, либо мужчина, либо женщина. Дети до отделения от семьи никаких прав не имели, здесь царила поистине военная дисциплина.
Особым почетом и уважением пользовались казаки в урядничих (унтер-офицерских) чинах и с медалями. Простой знак за отличную службу, призовые часы, похвальный лист высоко ценились в казачьей среде. Казак, имевший нашивки на погонах, знаки за отличную службу или джигитовку, пользовался столь высоким уважением, что это могло заменить богатство при сватовстве к самой красивой и богатой девушке. Считалось, что казачье семейное счастье определялось не зажиточностью, а "казачьей службой".
Мальчики с раннего детства носили фуражки с кокардой - либо казацкой, либо офицерской, смотря по званию отца. В казачьих семьях сохранился обычай, известный по летописям как посвящение мальчика в воины. Исполнится казачонку год - подрежут ему волосы и несут в церковь. Около церкви посадят его на коня и обведут вокруг здания. По поведению малыша гадали о будущей судьбе: схватится за гриву - выйдет добрый казак, будет жить; заплачет, попытается слезть - быть убитому. Отец нес сына к святому причастию, после причастия у дверей храма крестный надевал на ребенка портупею, а сам шел с шашкой впереди. Начиналось воспитание воина. Правда, первые годы жизни он проводил с матерью. Долго женщины в казачьих семьях были не "казачьего корня", и ребенок сначала узнавал язык матери, обычаи и привычки иного народа.
У казаков никогда не было духовного геноцида по отношению к соседям. Наоборот, они охотно перенимали иные обычаи, одежду, оружие, тактику и приёмы борьбы, язык. Казачество с этой точки зрения наиболее совершенная форма межэтнических контактов. Выдающийся русский путешественник, географ и этнограф Григорий Николаевич Потанин в работе "Сибирские казаки" писал: "Почти все население (казачье) говорит на казахском языке. Для многих это колыбельный язык, потому что няньками и стряпками здесь бывают казашки. Казахский язык слышишь повсюду: в тихой беседе, которую ведут между собой сидящие на завалинке казаки, в разговоре ямщиков, хлопочущих на станции около экипажа проезжавшего чиновника...".
В казачьих войсках было введено обязательное обучение грамоте, было казачье училище и в Усть-Каменогорске, причем в школе обучали не только грамоте, но давали подросткам физическое развитие, прививали казацкий дух, патриотизм и монархические убеждения. Школьники имели учебные винтовки и шашки, занимались строевыми занятиями, гимнастикой, маршировкой, выправкой и другими вопросами военной подготовки, которые прививали с детства высокие воинские качества.
Особенно среди казаков было развито чувство товарищества. Эта черта характера была не просто заметной, но поистине неистребимой. Именно среди казаков возникла поговорка - сам погибай, а товарища выручай.
Жизнь, полная опасности, вырабатывала людей с сильным характером, неустрашимых, выносливых, находчивых, умеющих защищать свою жизнь, права и имущество и вместе с тем миролюбивых - лучше плохой мир, чем хорошая война.
Шашка - символ всей полноты прав у казака. Не обладающий полноправием шашку носить не мог. Вручалась казаку стариками в 18 лет, за особые заслуги раньше, без темляка (петля из ремня или ленты на рукоятке шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием). В 22 года при отправке на службу казак получал погоны и темляк. Хранилась в семье на видном месте, передавалась от деда внуку, когда старик терял силу и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследника, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб к умершему. На кругу голосовали шашками. По решению круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и изгнание из казачества.
Три подвига казаков - охрана рубежей, землепроходство и освоение новых земель, участие во всех войнах, которые вело российское государство - вечной признательностью должны жить в сердце каждого русского человека.
Источник: siberia-cossack.org/?pid=515
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
- Шиловъ
- Не в сети
- Сообщений: 210
- Репутация: 35
- Спасибо получено: 852
КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
- otetz007
- Автор темы
- Не в сети
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
С уважением,
Андрей Иванов