×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Воспитание КАЗАЧЬЕГО ДУХА

Больше
05 нояб 2013 04:38 #17107 от Шиловъ
До "спаса" еще куда ни шло,но после соглашусь с мнением Дениса...

КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
Больше
05 нояб 2013 05:37 - 05 нояб 2013 08:49 #17108 от Полуденная

Шиловъ пишет: До "спаса" еще куда ни шло,но после соглашусь с мнением Дениса...


Не сильна в казачьей науке, но если задать в поисковике "казачий спас" можно найти ,например, ролик "Казачий спас рода Белоусов" и др. подобные ролики. Трюки это или реальность - судить не берусь, также как и не берусь судить какое в России нынче тысячелетие - восьмое или третье( казакстан.рф/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=227 ) . Умение защитить свою землю и род и при этом сохранять внутреннее добродушие - думаю это дано не каждому. Как и в любом деле - есть таланты и есть трудяги. И это нормально.
Кто знает откуда ,например, пошли пластуны в царской армии?
Последнее редактирование: 05 нояб 2013 08:49 от Полуденная.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
06 нояб 2013 10:49 #17136 от bgleo

денис пишет: не хочу никого обидеть, но бред полнейший)) любят у нас легенды придумывать.

Шиловъ пишет: До "спаса" еще куда ни шло,но после соглашусь с мнением Дениса...


Честно говоря, хотелось бы после таких слов услышать что-то более вразумительное. Например, как это когда не "бред"? Как в действительности воспитывали казаков по Вашему?

Приходилось читать многое про воспитание казачьих детей в разных вОйсках и здесь на сайте и в других источниках (в том числе исследовательских и воспоминаний казаков) и должен сказать, что во многом они сходятся с приведенными Людмилой Руслановной описаниями.
Что касаемо сражения двух казаков с тремя десятками австрияк, так было сказано, что это художественное описание данного боя. Хотя, конечно, можно привести и документальные свидетельства когда два сибирских казака успешно отбивались от полутысячи киргизцев немало тех положив. :)
Что касается "Казачьего спаса", то такие школы и сейчас существуют и на Youtube роликов о них предостаточно.

Так в чем же, по Вашему, бред заключается?

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: vvp1687, Нечай, Полуденная
Больше
06 нояб 2013 23:43 - 06 нояб 2013 23:45 #17137 от Шиловъ
"Школа" "казачьего спаса" не что иное, как новорожденное дитя наших с Вами современников. И "родители" этой "науки" казаки-язычники маскирующиеся под православных. Смешав до кучи элементы примитивного язычества и такого близкого по духу всякому казаку православного вероисповедания они и породили этот бред. И вот когда "два сибирских казака успешно отбивались от полутысячи киргизцев немало тех положив" это ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, а когда говорят, что казаки эти смогли совершить сей подвиг благодаря тайным знаниям магическо-мистического характера, то это и есть ПОЛНЕЙШИЙ БРЕД!

Даже как-то не ловко объяснять Вам, Борис Гавриилович, такие простые истины...

КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
Последнее редактирование: 06 нояб 2013 23:45 от Шиловъ.
Спасибо сказали: svekolnik, Нечай, Полуденная
Больше
07 нояб 2013 01:01 #17138 от Полуденная
Уважаемый Олег Геннадьевич, а изменение летоисчисления (ссылку на источник я привела выше) это что "ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ" или "ПОЛНЕЙШИЙ БРЕД"?
Спасибо сказали: Нечай
Больше
07 нояб 2013 04:22 #17139 от Андрей Машинский
Думаю,никакой это не бред, а скорее всего, уникальный случай, может быть в чём-то приукрашеный для пользы дела воспитания. Стране нужны герои. А бредом обозвать не задумываясь, тоько потому, что это противоречит твоей вере... Не вижу в этом мысли.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
07 нояб 2013 05:06 #17140 от денис
вот как раз уникальный случай никто и не осуждает, вполне мог такой иметь место. А вот все остальное,"прохождение тестов" и т.д. Ерунда. Некогда в станице этим заниматься работать надо за скотом ходить. урожай собирать это да.Всему остальному , а именно воинским дисциплинам и приемам учили в подготовительный период и во время действительной службы. Хотя могли быть и исключения.
Больше
07 нояб 2013 06:53 #17142 от Нечай
Думаю, если что и приукрасили, то не со злым умыслом. Гордость за предков. Сколько было семей, столько и традиций. Мы не можем ручаться за то,кому какие сказки рассказывали бабушки.
История, к сожалению,дело такое которое каждый трактует как ему удобнее. Нам ли не знать как политические лидеры могут повернуть русло истории в выгодном для промывки мозгов направлении. Что тут говорить о простых смертных? Кто как переживал, тот так и толковал. Ко всему нужно относиться объективно и по принциау-"доверяй-но проверяй". И если что-то вызывает сомнение - либо взять на заметку, либо отвергнуть. От человека зависит. А точно, на все 100% никто никогда не будет знать.

То, что у казаков работы хватало - это правда. Но были у них и праздники и хороводы и посиделки и свадьбы по нескольку дней подряд, неужели же для своих детей времени ни разу не нашлось?
Спасибо сказали: Андрей Машинский, Полуденная
Больше
07 нояб 2013 10:26 #17146 от Шиловъ
Дело не в приукрашивании! Дело в подмене подлинного на вымышленное! В чем сила казачьего духа? В любви к правде Божией. В неустанном оттачивании воинского мастерства. В верности казачьему товариществу. В жизни по совести.

А на счет доверяй, но проверяй я абсолютно с Вами согласен! Ни в одном документальном источнике до 1988 года вы не найдете ни слова о пресловутом "казачьем спасе". Так зачем нам подхватывать эти чуждые казакам байки и разносить их по головам нашей казачьей молодежи?..

КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
Больше
07 нояб 2013 10:33 #17147 от bgleo
Олег Геннадьевич, речь не о том, является ли школа «казачьего спаса» «новорожденным дитем наших с Вами современников» или нет. Во всех этих школах присутствуют некоторые элементы, которые использовались казаками разных вОйск для обучения казачьих детей и вообще казаков воинскому искусству. Кроме того, как уже было сказано, в каждой семье, роду (и не только казачьих), кроме общепринятых сословных, национальных и иных традиций и методов воспитания, существовали и свои родовые (семейные) правила и традиции в воспитании детей. На каждой казачьей территории существовали свои методы воспитания, свои были и сказки, свои притчи и песни. Вы назвали полнейшим бредом то, что подвиг совершался благодаря каким-то магическим заклинаниям, но я ничего подобного в сообщении Людмилы Руслановны и не нашел.
Что касаемо понятия «казачьего спаса» в смысле спасения (в том числе себя), так и в этом есть свой смысл. Казака всегда учили верить в Бога, быть смелым, защищать свою землю, Родину, народ этой Родины, семью и друзей «не жалея живота своего». Но и учили не рисковать этим «животом» попусту. Учили выживать в тяжелых условиях, но не трусостью, а рассудком и осознанной осторожностью.

В трудную минуту, перед битвой или перед лицом какой иной опасности казак, да и просто человек, всегда обращается к Богу с молитвой о помощи и просьбой о спасении. И достойным Бог помогает.

И вот Вам тому пример

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Patriot, Нечай, Андрей Машинский, Полуденная
Больше
07 нояб 2013 10:52 #17148 от Андрей Машинский
Это поразительно!
Больше
07 нояб 2013 15:17 - 07 нояб 2013 15:34 #17153 от Полуденная

Шиловъ пишет: Дело не в приукрашивании! Дело в подмене подлинного на вымышленное! В чем сила казачьего духа? В любви к правде Божией. В неустанном оттачивании воинского мастерства. В верности казачьему товариществу. В жизни по совести.

А на счет доверяй, но проверяй я абсолютно с Вами согласен! Ни в одном документальном источнике до 1988 года вы не найдете ни слова о пресловутом "казачьем спасе". Так зачем нам подхватывать эти чуждые казакам байки и разносить их по головам нашей казачьей молодежи?..


От неспециалиста в казачьей науке.

Если отбросить таинственность, политизированность и мистику, то в настоящее время "казачий спас" и "характерничество" очень часто звучат практически тождественно. Вот что нашла о характерниках XIX века:

КАЗАЧЕСТВО

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ Августейшему Атаману всехъ Козачьихъ Войскъ
Усерднейше посвящаетъ сочинитель
"ЧЕРНОМОРСКИЕ КОЗАКИ В ИХ ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ БЫТУ"
в двух частях.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
1858 год.

"ЧЕРНОМОРСКИЕ КАЗАКИ В ИХ ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ БЫТУ: ОЧЕРКИ КРАЯ, ОБЩЕСТВА, ВООРУЖЕННОЙ СИЛЫ И СЛУЖБЫ В ДВУХ ЧАСТЯХ"

Автор ИВАН ДИОМИДОВИЧ ПОПКА

Рассказ пятнадцатый. Пластуны.

Пластуны принимают к себе новых товарищей большей частью по собственному выбору. Прежде всего требуют они, чтобы новичок был стрелок, затем что на засаде, в глуши, без надежды на помощь один потерянный выстрел может повести дело на проигрыш; потом требуют, чтоб он был неутомимый ходок — качество, необходимое для продолжительных поисков, которым сопутствуют холод и голод, — и наконец, имел бы он довольно хладнокровия и терпения про те случаи, когда надобность укажет под носом превосходного неприятеля пролежать в камыше, кустарнике, траве несколько часов, не изобличив своего присутствия ни одним неосторожным движением, затаив дыхание. Иногда — странное наведение! — эти разборчивые и взыскательные подвижники принимают, не говоря ни слова, и даже сами зазывают в свое товарищество какого-нибудь необстрелянного "молодика", который еще не перестал вздыхать по,"вечерницам" своего куреня и еще не успел представить ни одного опыта личных своих служебных достоинств, но которого отец был славный пластун, сложивший свои кости в плавне. Вообще пластуны имеют свои, никем не спрашиваемые правила, свои предания, свои поверья и так называемые характерства: заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружье и капкан; "замовленье" крови, текущей из раны, и проч., но их суеверия не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку святому Евстафию, который в земной своей жизни был искусный воин и стрелец, сподобившийся видеть на рогах гонимого им пустынного оленя крест с распятым на нем Господом. "Я стану шептати, ты ж, Боже, ратовати...", т. е. избавлять, выручать... Вот, сколько известно, начальная формула заговоров и наговоров. Нельзя не обратить внимания на самое слово характерство, которым определяется всякое волхвование на случайности войны, а особенно заклинание или знамение, ограждающее воина от раны в бою. Известно, что подобное суеверие и у французов выражается словом сагасіеге. Какой ветер занес название поверья и, может быть, самое поверье с берегов Сены на берега Днепра, а оттуда и на берега Кубани?.

Источник: brinkov-stanica.narod.ru/17_kazachestvo/07_popkaChernomorKazak/popkaChernomorKazak.htm
Последнее редактирование: 07 нояб 2013 15:34 от Полуденная.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Андрей Машинский
Больше
08 нояб 2013 04:23 #17155 от bgleo
Хотел бы, к уже сказанному, добавить следующее: я отношусь к «казачьему спасу», если можно так выразиться, с прагматической точки зрения и без всякой мистики. Есть люди, которые пытаются в настоящее время собрать воедино приемы и методы боя и выживания «по казачьи». Не вижу в этом ничего плохого – в 20-30-е годы прошлого века нашлись люди в России, которые собрали лучшее, по их мнению, из боевых искусств различных народов и создали то, что известно сейчас как САМБО. Почему не возможно подобное на военном и жизненном опыте казаков разных территорий? Ну, а весь этот мистический и языческий антураж, который сейчас окружает данное дело, постепенно отойдет в сторону с формированием нормальной казачьей философии ведения боя и выживания в любых условиях.

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Нечай, Андрей Машинский, Полуденная
Больше
08 нояб 2013 04:26 #17156 от Нечай
Что есть джигитовка, как не умение "уворачиваться" - тоже своего рода "прием"?
Больше
08 нояб 2013 04:38 - 08 нояб 2013 04:41 #17158 от денис
Вы мешаете все в кучу.Система "спас", "воспитания духа" и т.д. Казаки прежде всего кавалеристы.Сейчас очень. Очень многое придумывают от том как воспитывали казаков и прочие. Да ничего такого не было. Были люди которые жили на окраине империи, которым в силу своей жизни в постоянном контакте с инородцами всегда нужно было быть наготове. Никто никого специально не тринировал, не делал из них "казацких нинзя" и "супер бойцов-пластунов". К тому же возвращаясь к сибирским казакам, не было у нас пластунов и пластунских батальонов.
Последнее редактирование: 08 нояб 2013 04:41 от денис.
Больше
08 нояб 2013 05:08 - 08 нояб 2013 05:38 #17159 от Полуденная

денис пишет: Вы мешаете все в кучу.Система "спас", "воспитания духа" и т.д. Казаки прежде всего кавалеристы.Сейчас очень. Очень многое придумывают от том как воспитывали казаков и прочие. Да ничего такого не было. Были люди которые жили на окраине империи, которым в силу своей жизни в постоянном контакте с инородцами всегда нужно было быть наготове. Никто никого специально не тринировал, не делал из них "казацких нинзя" и "супер бойцов-пластунов". К тому же возвращаясь к сибирским казакам, не было у нас пластунов и пластунских батальонов.


Возможно, если казака правильно воспитать, то и специально тренировать не прийдется?
Может быть и так, я не знаток - не знаю.

И ещё:
Во первых, никто не говорил,что система воспитания, из-за которой разгорелся спор, применялась именно у сибирских казаков.

Во-вторых, также никто не заявлял что пластуны были в Сибирском казачьем войске.

А вот доказательств того, что в Сибирском казачьем войске были казаки из других войск, которые также привнесли в общую культуру сибирского казачества в том числе и свои традиции и обычаи, думаю приводить не стоит.

Мне бы тоже хотелось получить ответ на вопрос заданный Борисом Гавриловичем и желательно подтвержденный документально:

"Честно говоря, хотелось бы после таких слов услышать что-то более вразумительное. Например, как это когда не "бред"? Как в действительности воспитывали казаков по Вашему?"
Последнее редактирование: 08 нояб 2013 05:38 от Полуденная.
Спасибо сказали: evstik
Больше
09 нояб 2013 03:40 - 09 нояб 2013 03:42 #17165 от Полуденная
Вот что ,например, нашла о традициях сибирских казаков (выдержки):

Порядок службы был таким: 18-летний казак принимал присягу и каждую зиму являлся на четыре семидневных учения. С 20 лет казак проводил ежегодно один летний месяц на т.н. "бараках", т.е. в поле, на границе. В 22 года он уходил на действительную службу, где служил 3 года, затем 2 года были льготы, т.е. казак находился дома, занимаясь сельским хозяйством, затем опять 3 года службы, 2 года льгот и так далее, "доколе в силах".
Женились казаки всегда до службы, иногда еще до "бараков". В день венчания жених приезжал сначала в дом невесты. Здесь всех усаживали за стол, угощали, молодые же к пище не притрагивались до венца. После благословения родителей ехали в церковь. Невеста шла к венцу с двумя свахами. Родители жениха и невесты в церкви не присутствовали. После венчания пировали в доме жениха. На другой день, после "поднятия молодых", продолжали свадьбу. Попировав, шли в дом невесты, а потом ходили по родне, сначала по родне жениха, а потом по родне невесты.

Казачьи семьи были большими. Главой семейства - старшее по возрасту лицо, либо мужчина, либо женщина. Дети до отделения от семьи никаких прав не имели, здесь царила поистине военная дисциплина.

Особым почетом и уважением пользовались казаки в урядничих (унтер-офицерских) чинах и с медалями. Простой знак за отличную службу, призовые часы, похвальный лист высоко ценились в казачьей среде. Казак, имевший нашивки на погонах, знаки за отличную службу или джигитовку, пользовался столь высоким уважением, что это могло заменить богатство при сватовстве к самой красивой и богатой девушке. Считалось, что казачье семейное счастье определялось не зажиточностью, а "казачьей службой".

Мальчики с раннего детства носили фуражки с кокардой - либо казацкой, либо офицерской, смотря по званию отца. В казачьих семьях сохранился обычай, известный по летописям как посвящение мальчика в воины. Исполнится казачонку год - подрежут ему волосы и несут в церковь. Около церкви посадят его на коня и обведут вокруг здания. По поведению малыша гадали о будущей судьбе: схватится за гриву - выйдет добрый казак, будет жить; заплачет, попытается слезть - быть убитому. Отец нес сына к святому причастию, после причастия у дверей храма крестный надевал на ребенка портупею, а сам шел с шашкой впереди. Начиналось воспитание воина. Правда, первые годы жизни он проводил с матерью. Долго женщины в казачьих семьях были не "казачьего корня", и ребенок сначала узнавал язык матери, обычаи и привычки иного народа.

У казаков никогда не было духовного геноцида по отношению к соседям. Наоборот, они охотно перенимали иные обычаи, одежду, оружие, тактику и приёмы борьбы, язык. Казачество с этой точки зрения наиболее совершенная форма межэтнических контактов. Выдающийся русский путешественник, географ и этнограф Григорий Николаевич Потанин в работе "Сибирские казаки" писал: "Почти все население (казачье) говорит на казахском языке. Для многих это колыбельный язык, потому что няньками и стряпками здесь бывают казашки. Казахский язык слышишь повсюду: в тихой беседе, которую ведут между собой сидящие на завалинке казаки, в разговоре ямщиков, хлопочущих на станции около экипажа проезжавшего чиновника...".

В казачьих войсках было введено обязательное обучение грамоте, было казачье училище и в Усть-Каменогорске, причем в школе обучали не только грамоте, но давали подросткам физическое развитие, прививали казацкий дух, патриотизм и монархические убеждения. Школьники имели учебные винтовки и шашки, занимались строевыми занятиями, гимнастикой, маршировкой, выправкой и другими вопросами военной подготовки, которые прививали с детства высокие воинские качества.

Особенно среди казаков было развито чувство товарищества. Эта черта характера была не просто заметной, но поистине неистребимой. Именно среди казаков возникла поговорка - сам погибай, а товарища выручай.

Жизнь, полная опасности, вырабатывала людей с сильным характером, неустрашимых, выносливых, находчивых, умеющих защищать свою жизнь, права и имущество и вместе с тем миролюбивых - лучше плохой мир, чем хорошая война.
Шашка - символ всей полноты прав у казака. Не обладающий полноправием шашку носить не мог. Вручалась казаку стариками в 18 лет, за особые заслуги раньше, без темляка (петля из ремня или ленты на рукоятке шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием). В 22 года при отправке на службу казак получал погоны и темляк. Хранилась в семье на видном месте, передавалась от деда внуку, когда старик терял силу и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследника, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб к умершему. На кругу голосовали шашками. По решению круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и изгнание из казачества.

Три подвига казаков - охрана рубежей, землепроходство и освоение новых земель, участие во всех войнах, которые вело российское государство - вечной признательностью должны жить в сердце каждого русского человека.

Источник: siberia-cossack.org/?pid=515
Последнее редактирование: 09 нояб 2013 03:42 от Полуденная.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, svekolnik, vvp1687, Нечай, Андрей Машинский, evstik
Больше
09 нояб 2013 06:46 - 09 нояб 2013 06:47 #17166 от svekolnik
С одной оговоркой - порядок прохождения службы неоднократно менялся.Да и сватовство и венчание тоже.
Последнее редактирование: 09 нояб 2013 06:47 от svekolnik.
Спасибо сказали: Андрей Машинский
Больше
09 нояб 2013 06:56 #17167 от Шиловъ
Да и про "главой Семьи могла быть женщина" очень сомнительно...

КАЗАКЪ СИБИРСКАГО КАЗАЧЬЯГО ВОЙСКА, ШИЛОВЪ
Больше
09 нояб 2013 10:05 #17168 от otetz007

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, Андрей Машинский, evstik, Полуденная