Приходы.
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
16 дек 2012 09:37 #11477
от Patriot
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ УБИНСКОГО КРАЯ – ШЕМОНАИХИНСКОГО РАЙОНА ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
Ларионов М.М.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан.
Шемонаихинский район – очень скромный по размерам в сравнении с другими районами Восточного Казахстана. Он расположен в северной части области, граничит с Глубоковским, Бородулихинским и Уланским районами ВКО и Алтайским краем Российской Федерации. Русское население района, составляющее подавляющее большинство (82,4%), состоит из потомков сибирских казаков, появившихся здесь в первой половине XVIII в., а также старообрядцев различных толков и согласий, активно осваивавших местность со второй половины XVIII в. В начале XX в. наблюдалось преобладание последних над первыми.
В настоящее время на территории Шемонаихинского района достаточно прочные позиции удерживает Русская Православная Церковь (Московский Патриархат). Зарегистрировано четыре православных религиозных объединения, структурно входящих в состав недавно образованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии Астанайско-Казахстанского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви [1, с. 4-5]. Епархия объединяет две крупные административно-территориальные единицы Республики Казахстан – Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области. Восточный Казахстан, в свою очередь разделён на два благочиннических округа – Усть-Каменогорский и Семипалатинский, каждый из которых охватывает территории, ранее входившие в состав Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей, объединённых президентским Указом в 1997 г. Приходы Шемонаихинского района входят в состав Усть-Каменогорского благочиния. Практически вся территория современного Шемонаихинского района в начале XIX в. входила в состав Убинского прихода, центром которого являлась Убинская казачья станица, главным украшением которой была кирпичная Никольская церковь. Рядом со станицей Убинской располагалось крестьянское село Убинское, где в конце XIX – начале XX вв. был построен православный храм во имя Великомученика и целителя Пантелеимона [2, с. 175]. «В семи верстах от села Убинского, по направлению к юго-западу, на берегу Иртыша, виднеется станица Убинская с белой каменной церковью старинной архитектуры» [3, с. 15].
Убинский форпост, ровесник Усть-Каменогорска, был основан в 1720 г. при слиянии рек Иртыша и Убы. «Одновременно с основанием форпоста в нём была заложена и деревянная церковь, впоследствии сгоревшая… На место сгоревшей была выстроена вторая деревянная церковь, которая также сгорела… в 1809 г. Ныне существующая церковь является уже третьим храмом, построенным на средства казны и частию прихода в 1814 г. и, освящённым в том же году по благословению Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского. Стоимость церкви исчислена в 35000 руб. ассигнациями. Зданием церковь каменная, с колокольнею, однопрестольная, во имя Святителя Николая Чудотворца» [2, с. 168-169]. По свидетельству исследователя края священника Бориса Георгиевича Герасимова, приход занимал огромную площадь в несколько сот вёрст в окружности. Он указывает в своей работе «Старинные церкви Семипалатинской области», что в 1814 г. в приходе Убинской церкви числились следующие крестьянские селения Бийского уезда: Красный Яр на Иртыше (совр. Предгорное), Берёзовка, Николаевский рудник, Красный Яр на Убе, Убинское, Вавилонка, Ново-Шульбинское, Жерновка, Бородулиха, Шемонаевское (Шемонаиха), Екатерининское, Староалейское, Кабановское; посёлки Семипалатинской области – Барашевский, Пьяноярский, Красноярский.
Убинский приход в административном отношении подчинялся Семипалатинскому духовному правлению и Тобольской духовной консистории, юрисдикция которой распространялась на всю Семипалатинскую область и Томскую губернию до выделения последней в самостоятельную Томскую епархию. С 1827 г. происходит постепенное уменьшение территории прихода. В части селений образовывались самостоятельные приходы, другие отошли к Томской епархии. В 1827 г. к Красноярскому Николаевскому приходу отошли деревни – Красный Яр на Иртыше и Берёзовка.
С 1837 г. в состав Томской епархии отошли сёла: Шемонаевское, Екатерининское, Староалейское и Кабановское. Они вошли в состав прихода единоверческой церкви села Секисовского. Далее, в 1839 г. к Томской епархии были отчислены – Убинское, Красноярское на Убе, Вавилоновка, Ново-Шульбинское, Жерновское, Бородулиха, Выдриха, а в 1840 г. – Николаевский рудник. В общей сложности из Убинского прихода отпочковалось около 20 самостоятельных приходов. Не удивительно, что большая часть времени тратилась священнослужителями на разъезды по приходу, их деятельность сводилась к требоисполнению, практически не оставляя времени на просветительную работу. В период организации приходской жизни, церковный штат состоял из двух священников, дьячка и пономаря. После 1870 г. дьячки стали называться псаломщиками. В соответствии с синодальным распоряжением от 21 марта 1902 г., штат Убинской церкви ста состоять из двух священников и двух псаломщиков. В 1906 г. второй священнический и псаломщический штаты были закрыты [2, с. 170-171].
В 1930-х гг. Никольский храм Убинской станицы (иначе Уба-Форпост) был разобран. Полученный кирпич использовали для строительства обогатительной фабрики Убинского рудника редких цветных металлов – Убаредмета (ныне закрыт, посёлок вымер) [4].
Старейшим из ныне действующих православных церквей в районе является Крестовоздвиженский храм города Шемонаиха, зарегистрированный ещё в советское время, в 1989 г. В настоящее время построен новый типовой деревянный храм, отделка которого затянулась и продолжается до сих пор. Непонятным остаётся решение епархиальных властей о переименовании его в Преображенский. В Шемонаихе действительно существовала единоверческая церковь с таким названием, но первым вполне православным храмом за всю историю города стал именно Крестовоздвиженский храм. Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма, располагавшегося по ул. Достоевского, 54 был иерей Владимир Ясинский, в 1990 г. переведённый в с. Шортанды Целиноградской (Акмолинской) области. Его заменил иеромонах Иустин (Ларионов), воспитанник Московской Духовной Семинарии. При его настоятельстве, закончившемся в ноябре 1992 г., приход численно значительно вырос. На средства общины было осуществлено строительство большого хозяйственного блока, к зданию молитвенного дома пристроена алтарная апсида, произошла замена прямоугольных оконных блоков на более «церковные», с полуциркульным завершением, запланировано сооружение ограды, которая была завершена третьим настоятелем иереем Георгием Чистяковым, выпускником Алматинского духовного училища. Иеромонах Иустин из Шемонаихи был переведён клириком Троицкого собора г. Усть-Каменогорска, а иерей Георгий Чистяков клириком Михайло-Архангельского храма г. Каскелен Алматинской области. В 1997 г. настоятелем Крестовоздвиженского храма был назначен иерей Виктор Калина из выпускников Алматинского духовного училища, до настоящего времени продолжающий исполнять свои обязанности.
В начале XX в. Шемонаиха представляла собой «огромное, более чем в 800 дворов, село… с каменной церковью, каменной больницей, большой школой, волостью, почтой и телеграфом, лесничим, приставом и прочей менее значительной сельской знатью… Все жители исповеданья единоверческого и до сих пор ещё сохранилась незначительная кучка стариков, ревниво оберегающих старинность обрядов в богослужении… Пение в церкви старинное и хор всегда случайный, из желающих, причём, если запоёт женщина, ей обязательно погрозят пальцем, т.к. пение, видимо, составляет привилегию мужчин и мальчиков» [5].
Единоверческий приход Шемонаихи входил в состав 32 благочиния Томской епархии. Кроме Шемонаихи в состав прихода входили близлежащие поселения – Вавилонка и Кабаново. Средоточием духовной жизни прихода, насчитывавшего в общей сложности 6132 человека был каменный (кирпичный) Преображенский храм, построенный в 1898 г. Настоятелем храма и благочинным округа был в начале XX в. священник Николай Семёнович Герасимов, окончивший курс Омской учительской семинарии и в священный сан рукоположенный в 1891 г. На приход он получил назначение в 1909 г. Приход располагал ещё одним культовым сооружением – построенной в 1890 г. Успенской часовней в с. Кабаново [6]. Следует добавить, что первый единоверческий деревянный храм в Шемонаихе был построен в 1845 г. В дальнейшем, появился ещё один, оба они последовательно сгорели от пожара. Преображенский каменный храм строился на деньги благотворителя с 1897 по 1898 гг. [7]
В настоящее время единоверие в Шемонаихе совершенно исчезло, напротив, продолжается активное развитие православного прихода, одного из самых крупных в Усть-Каменогорском благочинии.
В 1995 г. был зарегистрирован Иоанно-Предтеченский храм в пос. Первомайском, приход которого, в настоящее время, является приписным к храму Рождества Богородицы в Усть-Каменогорске. Вначале Предтеченская церковь окормлялась настоятелем Шемонаихинского храма иереем Георгием Чистяковым, затем был рукоположен в священники и назначен настоятелем иерей Михаил Чайкин, позднее переведённый в один из сельских приходов Алматинской области. Следующим настоятелем был переведённый из Тургусунского прихода иеромонах Нифонт (Жилин), ныне возглавляющий один из сельских храмов Алтайского края. В настоящее время приход окормляет иерей Евгений Яганов, одновременно являющийся настоятелем Богородице-Рождественской церкви в городе Усть-Каменогорске. Храм перенёс пожар, уничтоживший церковное здание, и ныне ведутся работы по его восстановлению.
Третьим по хронологии, но не по значению является приход в Усть-Таловке, где духовная жизнь сосредоточена вокруг Казанского храма, типового, кирпичного сооружения, бессменным настоятелем которого является иерей Роман Сычук, занимающий активную позицию в деле окормления и духовного просвещения своей паствы. Нужно отметить, что именно православные Усть-Таловки были в своё время инициаторами открытия храма в Шемонаихе и составляли значительную часть его прихожан. Община прихода сильная, вполне сложившаяся, думается имеющая все шансы для дальнейшего роста и развития.
Всё было иначе в начале XX в. в небольшом селении не было даже своего храма. Известный писатель и исследователь Георгий Дмитриевич Гребенщиков дал селу очень нелестную характеристику в своей работе «Уба и Убинские люди». «Выше д. Вавилонской верстах в 5 по левому берегу Убы, в устье которого с низу притока рч. Таловки, стоит новое селение Усть-таловское домов в 200. Здесь поселились лет 12-13 назад добровольные переселенцы преимущественно из Воронежской губернии. Будучи хорошими землеробами, люди эти резко отличаются от старожилов своей неопрятностью и грубостью. В их жилища трудно войти, так они пропахли всевозможными следами неопрятности. В сторону от Убы, в 3 верстах находится селение Николаевское тоже в 200-250 дворов, с церковкой без колокольни, с одной школой и брошенными казёнными рудниками» [5].
Филиалом Казанского Усть-Таловского храма является Покровская церковь одного из самых известных в прошлом старообрядческих сёл, называемого «Алтайской Москвой» – овеянной легендами Верх-Убы.
Начало современной Верх-Убе было положено в 1737 г. с возникновением казачьего форпоста. В 1760 г. был опубликован сенатский указ «О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там, в удобных местах крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до 2 тысяч человек» [8]. В 1762 г. императрица Екатерина II издала манифест, в котором приглашала вернуться в Россию русских раскольников, бежавших от религиозных гонений в Польшу, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай [9, 2-17]. В этом же году, в соответствии с приглашением, переселенцы потянулись на Алтай. Вскоре, рядом с Верхубинским укреплением возникло поселение, отделённое от форпоста речкой Маралихой, жителями которого стали возвратившиеся на родину старообрядцы-ветковцы, до уничтожения одного из своих зарубежных центров (Ветки), осуществлённого по указу Екатерины Великой, проживавших на территории Речи Посполитой. Население увеличилось после 1765 г., когда было издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы [8].
Г. Д. Гребенщиков свидетельствует: «…А ещё выше вёрст на 12 на левом берегу Убы расположено огромное и самое верхнее в низовьях Убы село Верх-Убинское или Лосиха, в общем, от устья реки отстоящее в ста верстах. Это село является главнейшим пунктом убинского старообрядчества т.к. здесь сосредоточены все многочисленные толки и секты русских раскольников. Здесь насчитывается до пяти тысяч жителей, есть три церкви, волость, целая площадь лавок, бывает ярмарка и есть каменные магазины….» [5]. Помимо этого, в Верх-Убе, а также в деревне Волчихе имелось три училища гражданского ведомства.
По количеству культовых сооружений Верх-Убинка нисколько не уступала близлежащим уездным городкам Усть-Каменогорску и Змеиногорску. Например, в Усть-Каменогорске было два каменных (кирпичных) православных храма и один деревянный, а также деревянная мечеть. Такое же количество молитвенных зданий было и в Верх-Убинке. Однако разница заключалась в том, что каждое из культовых сооружений Верх-Убы принадлежало различным религиозным направлениям, что подчёркивало своеобразие не только данного села, но и региона в целом. Кроме православного Покровского храма, в Верх-Убе имелась единоверческая церковь, а также мечеть, построенная, по словам старожилов для сравнительно небольшого числа мусульман, нанимавшихся на заработки к зажиточным селянам. Самой значительной постройкой села была кирпичная Покровская моленная беспоповской общины Поморцев брачного согласия. Все перечисленные здания находились в непосредственной близости друг от друга. К сожалению, ни одно из них не сохранилось до настоящего времени, несмотря на то, что некоторые из них погибли в сравнительно недавнее время, когда уже не было идеологической необходимости уничтожения памятников связанных с религией. Так, совсем недавно, с большим трудом, были уничтожены стены Поморской моленной, долгое время используемой в качестве сельского клуба.
Верх-Убинский Покровский православный приход включал в себя собственно село, казачий поселок Верх-Убинский и деревни Большую Речку, Волчиху и Малую Убинку. Оплотом православия являлось коренное, казачье население Верх-Убы. Центром духовной жизни был деревянный храм, построенный в центре села в 1863 г. Во всех этих населённых пунктах православных насчитывалось 2459 человек. Духовное окормление паствы осуществлялось священником, которому при совершении богослужений помогал штатный псаломщик. При церкви имелся церковный дом, где проживали священно-и-церковнослужители, годичное содержание складывалось из фиксированного жалования и доходов от исполнения различных треб: крестин, венчаний, чина погребения, панихид и др. Известно, что казённое жалование составляло 600 рублей, а доходы от требоисполнений до 180 рублей в год. Верх-Убинский священник Феодор Гаврилович Антропов совершал регулярно богослужения и во втором храме своего прихода. В его ведении находилась приписная церковь в Большой Речке, где помимо православной имелись ещё «австрийская» и единоверческая церкви. Видимо, настоятель обладал определённым количеством знаний, необходимых пастырю, трудящемуся в окружении раскольников, поскольку имеются сведения о наличие у него специального образования, состоящего из обучения в пятиклассном Бийском катихизском училище. Без знания катехизиса, в тех условиях, работать было бы достаточно сложно. В священный сан отец Феодор был рукоположен 21 сентября 1913 года. Несколько десятков лет в Покровском храме должность псаломщика исполнял Константин Иванович Митрофанов. Он был старше настоятеля на 26 лет и занимал свою должность с 14 сентября 1890 г. С 1901 г. в Верх-Убинке появляется церковно-приходское попечительство. Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав двадцать пятого благочиннического округа Томской епархии [6]. В советский период храм был изъят у верующих, в нём разместилась пожарная часть. Впоследствии здание было уничтожено пожаром.
Непосредственно к православию примыкала Верх-Убинская единоверческая община, деревянный Успенский храм которой находился также в центральной части села. Богослужения совершались в ней по старым традициям, но структурно храм входил в состав Томской православной епархии.
Наиболее значительным культовым сооружением Верх-Убинки являлось большое кирпичное здание Покровской Поморской моленной, своими архитектурными формами завершившей постепенно складывающийся церковный ансамбль центра села. Принадлежала она крупной общине старообрядцев, не приемлющих священства, поморского брачного согласия. В настоящее время сохранившиеся на постсоветском пространстве общины поморцев-брачников (кроме стран Балтии) структурно объединены в Древлеправославную Поморскую Церковь, центром которой является Успенский храм на Преображенском кладбище в Москве (часть храма – трапезная с двумя боковыми приделами, ранее принадлежала единоверцам, а теперь православным, другая часть изначально принадлежала федосеевцам, ныне это моленная поморцев-брачников).
Первые переселенцы-раскольники на Алтае, по преимуществу являлись адептами федосеевского толка, одного из самых одиозных в беспоповщине. Стоит сказать хотя бы о том, какое место в жизни этих общин занимали женщины. Брак не признавался, однако продолжал существовать в федосеевской среде как терпимое, но вполне осознаваемое зло. Закономерным является вопрос, каким образом «безбрачники» (целые поколения «безбрачников») сохранились до наших дней, имеют собственную организацию, именуемую Древлеправославной Кафолической Церковью христиан Старопоморского Федосеевского согласия (вариант – «благочестия»), не приемлющей священства и брака. Соборная Кресто-Воздвиженская моленная федосеевцев расположена на уже упомянутом Московском Преображенском кладбище. Наиболее прогрессивная часть беспоповцев не могла мириться с таким положением вещей. Постоянно шёл процесс духовных исканий с их стороны.
Признанным основателем общины поморского законобрачного согласия в Верх-Убинке считается местный житель Иван Федотович Егоров, организовавший «духовные соборы» в Бобровском, Верх-Убе и в Гилёвой с целью утверждения законнобрачного согласия, однако успеха не добился. Тогда он при тысячном стечении народа единолично и собственноручно крестится в р. Алее. «Это и было первое на Убе принятие исповедания так называемого Поморского законобрачного согласия» [5].
Первое время Егоров оставался единственным членом своей общины. Он отдельно от всех принимает пищу и молится. Его аскетизм побеждает через год, к нему присоединяются дети, некоторые соседи, а позднее и прочие лосихинцы, десятками приезжая к нему, как к первосвященнику [5]. «Благодаря энергичной пропаганде, поморцы быстро расширяют сферу своего влияния и уже завоевали всю верхнюю Убу, где у них есть два монастыря» [7].
Первая, деревянная поморская моленная была построена в Верх-Убе крестьянином Козловым. Для конспирации ей придали вид жилого дома и тайно проводили молитвенные собрания. После императорского Манифеста о веротерпимости 1905 г., поморцы приступили к строительству нового, на сей раз кирпичного сооружения. В роли подрядчика выступил купец Авдей Иванович Данилов. Кирпич транспортировали водным путём из Семипалатинска до Красного Яра, а далее гужевым транспортом до Верх-Убы [7]. В 1931 г. моленная была отнята у поморцев и передана под сельский клуб, стены которого окончательно были уничтожены в позднейшее время.
Таким образом, в Верх-Убинке, в начале XX в. выделяются два основных направления в старообрядчестве: непосредственно примыкающие к православию и составляющие с ними в структурном отношении единое целое единоверцы и, поморцы-законобрачники. Кроме этих двух групп сохранялись остатки федосеевцев, а также «тихоновцев» (не путать с позднейшими православными «тихоновцами» советской эпохи), названных так по имени крестьянина Тихонова, бывшего федосеевца, в силу неизвестных теперь причин отделившегося с группой единомышленников от своих прежних единоверцев.
Всему этому разнообразию в советский период был нанесён сокрушительный удар, оправиться от которого удалось далеко не всем. Особенно болезненно отразилось бремя атеистического пресса на старообрядчестве. В настоящее время практически сошла на нет регулярная богослужебная практика его адептов. По словам одной из последних Верх-Убинских поморок Ананиной (урожд. Васильевой) Марии Александровны 1924 г.р., осталось только 6-7 человек, людей весьма преклонного возраста, изредка собирающихся для совершения чина погребения по случаю ухода из жизни кого-либо из потомственных поморцев. Иных общественных богослужений у поморцев Верх-Убы более не существует. В настоящее время обслуживание духовных нужд современных поморцев на организационных началах возможно только в моленных Усть-Каменогорска, Риддера и Зыряновска. Потомственные старообрядцы села, как правило, уже очень далеки от своих религиозных традиций.
Существующий Покровский храм (молитвенный дом) Верх-Убы – это бывший жилой дом, расположенный по ул. Советской, 99. Все работы по преобразованию дома под церковь проводились под духовным надзором иерея Романа Сычука, а непосредственным организатором и основным участником всех этапов строительных работ была жительница села, в прошлом горожанка, Вера Павловна Жукова. Шаг за шагом приближалось то время, когда можно стало совершать в новом храме регулярные богослужения в соответствии с православным чином.
В настоящее время Покровский Верх-Убинский приход имеет статус филиала, или, иначе говоря, приписного храма к Усть-Таловскому Свято-Казанскому храму. Свой нынешний статус Покровский храм приобрёл в соответствии с решением членов приходского собрания 2008 г. В соответствии с этим, духовное окормление общины осуществляется настоятелем Казанской церкви в Усть-Таловке, священником Романом Викторовичем Сычуком. Данное положение закреплено Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 18 марта 2008 г. [10]
Необходимо отметить, что в настоящее время возникли необходимые предпосылки для создания православного прихода в Выдрихе, крупном селе, расположенном между Верх-Убой и Шемонаихой. По словам Г. Д. Гребенщикова, в Выдрихе «сохранилась старина средневековой Руси» [5]. Справочная книга Томской епархии даёт нам представление об одном из храмов села – деревянной единоверческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1898 г., настоятелем которой был в начале XX в. иерей Иоанн Алексеевич Насонов, выпускник Мариинской одноклассной церковно-приходской школы, рукоположенный в священный сан в 1910 г. [6] Впервые вопрос об открытии православного прихода в Выдрихе был поднят в 1991 году, во время массового крещения жителей села, совершенного иеромонахом Иустином (Ларионовым), настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Шемонаиха. Долгие 20 лет вопрос этот так и оставался открытым. По словам иерея Романа Сычука, возможно, в ближайшее время Шемонаихинская земля украсится ещё одним православным храмом.
Таким образом, в период, предшествовавший установлению советской власти в Убинском крае, значительная часть которого входит ныне в состав Шемонаихинского района, православие было представлено, за исключением села Убинского и Убинской казачьей станицы, где уже с начала XVIII в. имела место полномасштабная приходская жизнь, достаточно локальными группами, находящимися в окружении старообрядчества, характеризуемого большим разнообразием толков и согласий двух основных направлений – поповства и беспоповства. Одновременно с этим, наблюдался, несмотря на все препятствия, быстрый рост числа культовых сооружений различных типов у старообрядчества. Особо выделим единоверческие приходы православной епархии.
Советский атеистический режим нанёс сокрушительный удар, как по православию, так и по различным раскольничьим объединениям. Со временем прекратилась легальная деятельность храмов и молелен. Но, главным было то, что переломленным оказался стержневой хребет русского народа. Запрет на духовное образование, в том числе и домашнее, преследование в общественной жизни за любые проявления религиозности, слабая структуризация различных ветвей старообрядчества привели в конечном итоге к тому, что резко сузился круг носителей духовных традиций, и, круг этот постоянно сокращался вследствие различных социальных, экономических и политических причин. Наконец, третий момент связан с постепенно увеличивающимся влиянием на общественное сознание и быт местного населения русского православия, представленного, как ранее было сказано, четырьмя приходами в районе, при существующей тенденции к увеличению их числа в обозримом будущем. Параллельно происходит процесс полного угасания в крае такого явления в отечественной истории как раскол. Исчезло единоверие. На территории Восточного Казахстана в настоящее время имеется до десятка общин старообрядцев всех направлений, преимущественно «австрийцев» и поморцев-брачников. Ни одна из них не представлена в Шемонаихинском районе, напротив, в поселениях с традиционно сильными раскольничьими позициями появляются инициативные группы по организации православных приходов. Вполне возможно, что через некоторое время православие в Убинском крае ещё больше упрочит свои позиции, и традиционное христианство в Шемонаихинском районе будет рано или поздно представлено лишь Русской Православной Церковью.
Список литературы
1. Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. // Православный церковный календарь. 2011. Издательство Казахстанской Митрополии, 2010
2. Б. Г. Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области. // Б. Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 – 335 с.
3. Б. Г. Герасимов. Поездка на Рахмановские минеральные ключи. // Б. Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 – 335 с.
4. И. Никифоров. Уба-Форпост глазами очевидцев XXI века. / Шемонаихинское время, № 8(, 08. 12. 2006
5. Гребенщиков Г. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографический очерк). Алтайский сборник. Издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Том XI. Барнаул, 1912 г.
6. Справочная книга Томской епархии, 1914 г. Справочная книга по Томской епархии составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В.А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. Томск: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.
7. А.Новосёлов. Отчёт о поездке на Алтай. // Известия Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, 1913 г., Т. I – Вып.2
8. Алексеенко Н.В. Бухтарминские были. Алма-Ата, 1981
9. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа. // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXVI. Омск,1891 10. Свидетельство об учётной регистрации филиала юридического лица № 3143-1917-Ф-л от 18 марта 2008 г.
Опубликовано в сборнике: История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы международной научно-практической конференции (24-27 мая 2011 года), Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. – С. 88-94
Ларионов М.М.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан.
Шемонаихинский район – очень скромный по размерам в сравнении с другими районами Восточного Казахстана. Он расположен в северной части области, граничит с Глубоковским, Бородулихинским и Уланским районами ВКО и Алтайским краем Российской Федерации. Русское население района, составляющее подавляющее большинство (82,4%), состоит из потомков сибирских казаков, появившихся здесь в первой половине XVIII в., а также старообрядцев различных толков и согласий, активно осваивавших местность со второй половины XVIII в. В начале XX в. наблюдалось преобладание последних над первыми.
В настоящее время на территории Шемонаихинского района достаточно прочные позиции удерживает Русская Православная Церковь (Московский Патриархат). Зарегистрировано четыре православных религиозных объединения, структурно входящих в состав недавно образованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии Астанайско-Казахстанского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви [1, с. 4-5]. Епархия объединяет две крупные административно-территориальные единицы Республики Казахстан – Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области. Восточный Казахстан, в свою очередь разделён на два благочиннических округа – Усть-Каменогорский и Семипалатинский, каждый из которых охватывает территории, ранее входившие в состав Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей, объединённых президентским Указом в 1997 г. Приходы Шемонаихинского района входят в состав Усть-Каменогорского благочиния. Практически вся территория современного Шемонаихинского района в начале XIX в. входила в состав Убинского прихода, центром которого являлась Убинская казачья станица, главным украшением которой была кирпичная Никольская церковь. Рядом со станицей Убинской располагалось крестьянское село Убинское, где в конце XIX – начале XX вв. был построен православный храм во имя Великомученика и целителя Пантелеимона [2, с. 175]. «В семи верстах от села Убинского, по направлению к юго-западу, на берегу Иртыша, виднеется станица Убинская с белой каменной церковью старинной архитектуры» [3, с. 15].
Убинский форпост, ровесник Усть-Каменогорска, был основан в 1720 г. при слиянии рек Иртыша и Убы. «Одновременно с основанием форпоста в нём была заложена и деревянная церковь, впоследствии сгоревшая… На место сгоревшей была выстроена вторая деревянная церковь, которая также сгорела… в 1809 г. Ныне существующая церковь является уже третьим храмом, построенным на средства казны и частию прихода в 1814 г. и, освящённым в том же году по благословению Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского. Стоимость церкви исчислена в 35000 руб. ассигнациями. Зданием церковь каменная, с колокольнею, однопрестольная, во имя Святителя Николая Чудотворца» [2, с. 168-169]. По свидетельству исследователя края священника Бориса Георгиевича Герасимова, приход занимал огромную площадь в несколько сот вёрст в окружности. Он указывает в своей работе «Старинные церкви Семипалатинской области», что в 1814 г. в приходе Убинской церкви числились следующие крестьянские селения Бийского уезда: Красный Яр на Иртыше (совр. Предгорное), Берёзовка, Николаевский рудник, Красный Яр на Убе, Убинское, Вавилонка, Ново-Шульбинское, Жерновка, Бородулиха, Шемонаевское (Шемонаиха), Екатерининское, Староалейское, Кабановское; посёлки Семипалатинской области – Барашевский, Пьяноярский, Красноярский.
Убинский приход в административном отношении подчинялся Семипалатинскому духовному правлению и Тобольской духовной консистории, юрисдикция которой распространялась на всю Семипалатинскую область и Томскую губернию до выделения последней в самостоятельную Томскую епархию. С 1827 г. происходит постепенное уменьшение территории прихода. В части селений образовывались самостоятельные приходы, другие отошли к Томской епархии. В 1827 г. к Красноярскому Николаевскому приходу отошли деревни – Красный Яр на Иртыше и Берёзовка.
С 1837 г. в состав Томской епархии отошли сёла: Шемонаевское, Екатерининское, Староалейское и Кабановское. Они вошли в состав прихода единоверческой церкви села Секисовского. Далее, в 1839 г. к Томской епархии были отчислены – Убинское, Красноярское на Убе, Вавилоновка, Ново-Шульбинское, Жерновское, Бородулиха, Выдриха, а в 1840 г. – Николаевский рудник. В общей сложности из Убинского прихода отпочковалось около 20 самостоятельных приходов. Не удивительно, что большая часть времени тратилась священнослужителями на разъезды по приходу, их деятельность сводилась к требоисполнению, практически не оставляя времени на просветительную работу. В период организации приходской жизни, церковный штат состоял из двух священников, дьячка и пономаря. После 1870 г. дьячки стали называться псаломщиками. В соответствии с синодальным распоряжением от 21 марта 1902 г., штат Убинской церкви ста состоять из двух священников и двух псаломщиков. В 1906 г. второй священнический и псаломщический штаты были закрыты [2, с. 170-171].
В 1930-х гг. Никольский храм Убинской станицы (иначе Уба-Форпост) был разобран. Полученный кирпич использовали для строительства обогатительной фабрики Убинского рудника редких цветных металлов – Убаредмета (ныне закрыт, посёлок вымер) [4].
Старейшим из ныне действующих православных церквей в районе является Крестовоздвиженский храм города Шемонаиха, зарегистрированный ещё в советское время, в 1989 г. В настоящее время построен новый типовой деревянный храм, отделка которого затянулась и продолжается до сих пор. Непонятным остаётся решение епархиальных властей о переименовании его в Преображенский. В Шемонаихе действительно существовала единоверческая церковь с таким названием, но первым вполне православным храмом за всю историю города стал именно Крестовоздвиженский храм. Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма, располагавшегося по ул. Достоевского, 54 был иерей Владимир Ясинский, в 1990 г. переведённый в с. Шортанды Целиноградской (Акмолинской) области. Его заменил иеромонах Иустин (Ларионов), воспитанник Московской Духовной Семинарии. При его настоятельстве, закончившемся в ноябре 1992 г., приход численно значительно вырос. На средства общины было осуществлено строительство большого хозяйственного блока, к зданию молитвенного дома пристроена алтарная апсида, произошла замена прямоугольных оконных блоков на более «церковные», с полуциркульным завершением, запланировано сооружение ограды, которая была завершена третьим настоятелем иереем Георгием Чистяковым, выпускником Алматинского духовного училища. Иеромонах Иустин из Шемонаихи был переведён клириком Троицкого собора г. Усть-Каменогорска, а иерей Георгий Чистяков клириком Михайло-Архангельского храма г. Каскелен Алматинской области. В 1997 г. настоятелем Крестовоздвиженского храма был назначен иерей Виктор Калина из выпускников Алматинского духовного училища, до настоящего времени продолжающий исполнять свои обязанности.
В начале XX в. Шемонаиха представляла собой «огромное, более чем в 800 дворов, село… с каменной церковью, каменной больницей, большой школой, волостью, почтой и телеграфом, лесничим, приставом и прочей менее значительной сельской знатью… Все жители исповеданья единоверческого и до сих пор ещё сохранилась незначительная кучка стариков, ревниво оберегающих старинность обрядов в богослужении… Пение в церкви старинное и хор всегда случайный, из желающих, причём, если запоёт женщина, ей обязательно погрозят пальцем, т.к. пение, видимо, составляет привилегию мужчин и мальчиков» [5].
Единоверческий приход Шемонаихи входил в состав 32 благочиния Томской епархии. Кроме Шемонаихи в состав прихода входили близлежащие поселения – Вавилонка и Кабаново. Средоточием духовной жизни прихода, насчитывавшего в общей сложности 6132 человека был каменный (кирпичный) Преображенский храм, построенный в 1898 г. Настоятелем храма и благочинным округа был в начале XX в. священник Николай Семёнович Герасимов, окончивший курс Омской учительской семинарии и в священный сан рукоположенный в 1891 г. На приход он получил назначение в 1909 г. Приход располагал ещё одним культовым сооружением – построенной в 1890 г. Успенской часовней в с. Кабаново [6]. Следует добавить, что первый единоверческий деревянный храм в Шемонаихе был построен в 1845 г. В дальнейшем, появился ещё один, оба они последовательно сгорели от пожара. Преображенский каменный храм строился на деньги благотворителя с 1897 по 1898 гг. [7]
В настоящее время единоверие в Шемонаихе совершенно исчезло, напротив, продолжается активное развитие православного прихода, одного из самых крупных в Усть-Каменогорском благочинии.
В 1995 г. был зарегистрирован Иоанно-Предтеченский храм в пос. Первомайском, приход которого, в настоящее время, является приписным к храму Рождества Богородицы в Усть-Каменогорске. Вначале Предтеченская церковь окормлялась настоятелем Шемонаихинского храма иереем Георгием Чистяковым, затем был рукоположен в священники и назначен настоятелем иерей Михаил Чайкин, позднее переведённый в один из сельских приходов Алматинской области. Следующим настоятелем был переведённый из Тургусунского прихода иеромонах Нифонт (Жилин), ныне возглавляющий один из сельских храмов Алтайского края. В настоящее время приход окормляет иерей Евгений Яганов, одновременно являющийся настоятелем Богородице-Рождественской церкви в городе Усть-Каменогорске. Храм перенёс пожар, уничтоживший церковное здание, и ныне ведутся работы по его восстановлению.
Третьим по хронологии, но не по значению является приход в Усть-Таловке, где духовная жизнь сосредоточена вокруг Казанского храма, типового, кирпичного сооружения, бессменным настоятелем которого является иерей Роман Сычук, занимающий активную позицию в деле окормления и духовного просвещения своей паствы. Нужно отметить, что именно православные Усть-Таловки были в своё время инициаторами открытия храма в Шемонаихе и составляли значительную часть его прихожан. Община прихода сильная, вполне сложившаяся, думается имеющая все шансы для дальнейшего роста и развития.
Всё было иначе в начале XX в. в небольшом селении не было даже своего храма. Известный писатель и исследователь Георгий Дмитриевич Гребенщиков дал селу очень нелестную характеристику в своей работе «Уба и Убинские люди». «Выше д. Вавилонской верстах в 5 по левому берегу Убы, в устье которого с низу притока рч. Таловки, стоит новое селение Усть-таловское домов в 200. Здесь поселились лет 12-13 назад добровольные переселенцы преимущественно из Воронежской губернии. Будучи хорошими землеробами, люди эти резко отличаются от старожилов своей неопрятностью и грубостью. В их жилища трудно войти, так они пропахли всевозможными следами неопрятности. В сторону от Убы, в 3 верстах находится селение Николаевское тоже в 200-250 дворов, с церковкой без колокольни, с одной школой и брошенными казёнными рудниками» [5].
Филиалом Казанского Усть-Таловского храма является Покровская церковь одного из самых известных в прошлом старообрядческих сёл, называемого «Алтайской Москвой» – овеянной легендами Верх-Убы.
Начало современной Верх-Убе было положено в 1737 г. с возникновением казачьего форпоста. В 1760 г. был опубликован сенатский указ «О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там, в удобных местах крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до 2 тысяч человек» [8]. В 1762 г. императрица Екатерина II издала манифест, в котором приглашала вернуться в Россию русских раскольников, бежавших от религиозных гонений в Польшу, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай [9, 2-17]. В этом же году, в соответствии с приглашением, переселенцы потянулись на Алтай. Вскоре, рядом с Верхубинским укреплением возникло поселение, отделённое от форпоста речкой Маралихой, жителями которого стали возвратившиеся на родину старообрядцы-ветковцы, до уничтожения одного из своих зарубежных центров (Ветки), осуществлённого по указу Екатерины Великой, проживавших на территории Речи Посполитой. Население увеличилось после 1765 г., когда было издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы [8].
Г. Д. Гребенщиков свидетельствует: «…А ещё выше вёрст на 12 на левом берегу Убы расположено огромное и самое верхнее в низовьях Убы село Верх-Убинское или Лосиха, в общем, от устья реки отстоящее в ста верстах. Это село является главнейшим пунктом убинского старообрядчества т.к. здесь сосредоточены все многочисленные толки и секты русских раскольников. Здесь насчитывается до пяти тысяч жителей, есть три церкви, волость, целая площадь лавок, бывает ярмарка и есть каменные магазины….» [5]. Помимо этого, в Верх-Убе, а также в деревне Волчихе имелось три училища гражданского ведомства.
По количеству культовых сооружений Верх-Убинка нисколько не уступала близлежащим уездным городкам Усть-Каменогорску и Змеиногорску. Например, в Усть-Каменогорске было два каменных (кирпичных) православных храма и один деревянный, а также деревянная мечеть. Такое же количество молитвенных зданий было и в Верх-Убинке. Однако разница заключалась в том, что каждое из культовых сооружений Верх-Убы принадлежало различным религиозным направлениям, что подчёркивало своеобразие не только данного села, но и региона в целом. Кроме православного Покровского храма, в Верх-Убе имелась единоверческая церковь, а также мечеть, построенная, по словам старожилов для сравнительно небольшого числа мусульман, нанимавшихся на заработки к зажиточным селянам. Самой значительной постройкой села была кирпичная Покровская моленная беспоповской общины Поморцев брачного согласия. Все перечисленные здания находились в непосредственной близости друг от друга. К сожалению, ни одно из них не сохранилось до настоящего времени, несмотря на то, что некоторые из них погибли в сравнительно недавнее время, когда уже не было идеологической необходимости уничтожения памятников связанных с религией. Так, совсем недавно, с большим трудом, были уничтожены стены Поморской моленной, долгое время используемой в качестве сельского клуба.
Верх-Убинский Покровский православный приход включал в себя собственно село, казачий поселок Верх-Убинский и деревни Большую Речку, Волчиху и Малую Убинку. Оплотом православия являлось коренное, казачье население Верх-Убы. Центром духовной жизни был деревянный храм, построенный в центре села в 1863 г. Во всех этих населённых пунктах православных насчитывалось 2459 человек. Духовное окормление паствы осуществлялось священником, которому при совершении богослужений помогал штатный псаломщик. При церкви имелся церковный дом, где проживали священно-и-церковнослужители, годичное содержание складывалось из фиксированного жалования и доходов от исполнения различных треб: крестин, венчаний, чина погребения, панихид и др. Известно, что казённое жалование составляло 600 рублей, а доходы от требоисполнений до 180 рублей в год. Верх-Убинский священник Феодор Гаврилович Антропов совершал регулярно богослужения и во втором храме своего прихода. В его ведении находилась приписная церковь в Большой Речке, где помимо православной имелись ещё «австрийская» и единоверческая церкви. Видимо, настоятель обладал определённым количеством знаний, необходимых пастырю, трудящемуся в окружении раскольников, поскольку имеются сведения о наличие у него специального образования, состоящего из обучения в пятиклассном Бийском катихизском училище. Без знания катехизиса, в тех условиях, работать было бы достаточно сложно. В священный сан отец Феодор был рукоположен 21 сентября 1913 года. Несколько десятков лет в Покровском храме должность псаломщика исполнял Константин Иванович Митрофанов. Он был старше настоятеля на 26 лет и занимал свою должность с 14 сентября 1890 г. С 1901 г. в Верх-Убинке появляется церковно-приходское попечительство. Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав двадцать пятого благочиннического округа Томской епархии [6]. В советский период храм был изъят у верующих, в нём разместилась пожарная часть. Впоследствии здание было уничтожено пожаром.
Непосредственно к православию примыкала Верх-Убинская единоверческая община, деревянный Успенский храм которой находился также в центральной части села. Богослужения совершались в ней по старым традициям, но структурно храм входил в состав Томской православной епархии.
Наиболее значительным культовым сооружением Верх-Убинки являлось большое кирпичное здание Покровской Поморской моленной, своими архитектурными формами завершившей постепенно складывающийся церковный ансамбль центра села. Принадлежала она крупной общине старообрядцев, не приемлющих священства, поморского брачного согласия. В настоящее время сохранившиеся на постсоветском пространстве общины поморцев-брачников (кроме стран Балтии) структурно объединены в Древлеправославную Поморскую Церковь, центром которой является Успенский храм на Преображенском кладбище в Москве (часть храма – трапезная с двумя боковыми приделами, ранее принадлежала единоверцам, а теперь православным, другая часть изначально принадлежала федосеевцам, ныне это моленная поморцев-брачников).
Первые переселенцы-раскольники на Алтае, по преимуществу являлись адептами федосеевского толка, одного из самых одиозных в беспоповщине. Стоит сказать хотя бы о том, какое место в жизни этих общин занимали женщины. Брак не признавался, однако продолжал существовать в федосеевской среде как терпимое, но вполне осознаваемое зло. Закономерным является вопрос, каким образом «безбрачники» (целые поколения «безбрачников») сохранились до наших дней, имеют собственную организацию, именуемую Древлеправославной Кафолической Церковью христиан Старопоморского Федосеевского согласия (вариант – «благочестия»), не приемлющей священства и брака. Соборная Кресто-Воздвиженская моленная федосеевцев расположена на уже упомянутом Московском Преображенском кладбище. Наиболее прогрессивная часть беспоповцев не могла мириться с таким положением вещей. Постоянно шёл процесс духовных исканий с их стороны.
Признанным основателем общины поморского законобрачного согласия в Верх-Убинке считается местный житель Иван Федотович Егоров, организовавший «духовные соборы» в Бобровском, Верх-Убе и в Гилёвой с целью утверждения законнобрачного согласия, однако успеха не добился. Тогда он при тысячном стечении народа единолично и собственноручно крестится в р. Алее. «Это и было первое на Убе принятие исповедания так называемого Поморского законобрачного согласия» [5].
Первое время Егоров оставался единственным членом своей общины. Он отдельно от всех принимает пищу и молится. Его аскетизм побеждает через год, к нему присоединяются дети, некоторые соседи, а позднее и прочие лосихинцы, десятками приезжая к нему, как к первосвященнику [5]. «Благодаря энергичной пропаганде, поморцы быстро расширяют сферу своего влияния и уже завоевали всю верхнюю Убу, где у них есть два монастыря» [7].
Первая, деревянная поморская моленная была построена в Верх-Убе крестьянином Козловым. Для конспирации ей придали вид жилого дома и тайно проводили молитвенные собрания. После императорского Манифеста о веротерпимости 1905 г., поморцы приступили к строительству нового, на сей раз кирпичного сооружения. В роли подрядчика выступил купец Авдей Иванович Данилов. Кирпич транспортировали водным путём из Семипалатинска до Красного Яра, а далее гужевым транспортом до Верх-Убы [7]. В 1931 г. моленная была отнята у поморцев и передана под сельский клуб, стены которого окончательно были уничтожены в позднейшее время.
Таким образом, в Верх-Убинке, в начале XX в. выделяются два основных направления в старообрядчестве: непосредственно примыкающие к православию и составляющие с ними в структурном отношении единое целое единоверцы и, поморцы-законобрачники. Кроме этих двух групп сохранялись остатки федосеевцев, а также «тихоновцев» (не путать с позднейшими православными «тихоновцами» советской эпохи), названных так по имени крестьянина Тихонова, бывшего федосеевца, в силу неизвестных теперь причин отделившегося с группой единомышленников от своих прежних единоверцев.
Всему этому разнообразию в советский период был нанесён сокрушительный удар, оправиться от которого удалось далеко не всем. Особенно болезненно отразилось бремя атеистического пресса на старообрядчестве. В настоящее время практически сошла на нет регулярная богослужебная практика его адептов. По словам одной из последних Верх-Убинских поморок Ананиной (урожд. Васильевой) Марии Александровны 1924 г.р., осталось только 6-7 человек, людей весьма преклонного возраста, изредка собирающихся для совершения чина погребения по случаю ухода из жизни кого-либо из потомственных поморцев. Иных общественных богослужений у поморцев Верх-Убы более не существует. В настоящее время обслуживание духовных нужд современных поморцев на организационных началах возможно только в моленных Усть-Каменогорска, Риддера и Зыряновска. Потомственные старообрядцы села, как правило, уже очень далеки от своих религиозных традиций.
Существующий Покровский храм (молитвенный дом) Верх-Убы – это бывший жилой дом, расположенный по ул. Советской, 99. Все работы по преобразованию дома под церковь проводились под духовным надзором иерея Романа Сычука, а непосредственным организатором и основным участником всех этапов строительных работ была жительница села, в прошлом горожанка, Вера Павловна Жукова. Шаг за шагом приближалось то время, когда можно стало совершать в новом храме регулярные богослужения в соответствии с православным чином.
В настоящее время Покровский Верх-Убинский приход имеет статус филиала, или, иначе говоря, приписного храма к Усть-Таловскому Свято-Казанскому храму. Свой нынешний статус Покровский храм приобрёл в соответствии с решением членов приходского собрания 2008 г. В соответствии с этим, духовное окормление общины осуществляется настоятелем Казанской церкви в Усть-Таловке, священником Романом Викторовичем Сычуком. Данное положение закреплено Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 18 марта 2008 г. [10]
Необходимо отметить, что в настоящее время возникли необходимые предпосылки для создания православного прихода в Выдрихе, крупном селе, расположенном между Верх-Убой и Шемонаихой. По словам Г. Д. Гребенщикова, в Выдрихе «сохранилась старина средневековой Руси» [5]. Справочная книга Томской епархии даёт нам представление об одном из храмов села – деревянной единоверческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1898 г., настоятелем которой был в начале XX в. иерей Иоанн Алексеевич Насонов, выпускник Мариинской одноклассной церковно-приходской школы, рукоположенный в священный сан в 1910 г. [6] Впервые вопрос об открытии православного прихода в Выдрихе был поднят в 1991 году, во время массового крещения жителей села, совершенного иеромонахом Иустином (Ларионовым), настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Шемонаиха. Долгие 20 лет вопрос этот так и оставался открытым. По словам иерея Романа Сычука, возможно, в ближайшее время Шемонаихинская земля украсится ещё одним православным храмом.
Таким образом, в период, предшествовавший установлению советской власти в Убинском крае, значительная часть которого входит ныне в состав Шемонаихинского района, православие было представлено, за исключением села Убинского и Убинской казачьей станицы, где уже с начала XVIII в. имела место полномасштабная приходская жизнь, достаточно локальными группами, находящимися в окружении старообрядчества, характеризуемого большим разнообразием толков и согласий двух основных направлений – поповства и беспоповства. Одновременно с этим, наблюдался, несмотря на все препятствия, быстрый рост числа культовых сооружений различных типов у старообрядчества. Особо выделим единоверческие приходы православной епархии.
Советский атеистический режим нанёс сокрушительный удар, как по православию, так и по различным раскольничьим объединениям. Со временем прекратилась легальная деятельность храмов и молелен. Но, главным было то, что переломленным оказался стержневой хребет русского народа. Запрет на духовное образование, в том числе и домашнее, преследование в общественной жизни за любые проявления религиозности, слабая структуризация различных ветвей старообрядчества привели в конечном итоге к тому, что резко сузился круг носителей духовных традиций, и, круг этот постоянно сокращался вследствие различных социальных, экономических и политических причин. Наконец, третий момент связан с постепенно увеличивающимся влиянием на общественное сознание и быт местного населения русского православия, представленного, как ранее было сказано, четырьмя приходами в районе, при существующей тенденции к увеличению их числа в обозримом будущем. Параллельно происходит процесс полного угасания в крае такого явления в отечественной истории как раскол. Исчезло единоверие. На территории Восточного Казахстана в настоящее время имеется до десятка общин старообрядцев всех направлений, преимущественно «австрийцев» и поморцев-брачников. Ни одна из них не представлена в Шемонаихинском районе, напротив, в поселениях с традиционно сильными раскольничьими позициями появляются инициативные группы по организации православных приходов. Вполне возможно, что через некоторое время православие в Убинском крае ещё больше упрочит свои позиции, и традиционное христианство в Шемонаихинском районе будет рано или поздно представлено лишь Русской Православной Церковью.
Список литературы
1. Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. // Православный церковный календарь. 2011. Издательство Казахстанской Митрополии, 2010
2. Б. Г. Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области. // Б. Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 – 335 с.
3. Б. Г. Герасимов. Поездка на Рахмановские минеральные ключи. // Б. Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 – 335 с.
4. И. Никифоров. Уба-Форпост глазами очевидцев XXI века. / Шемонаихинское время, № 8(, 08. 12. 2006
5. Гребенщиков Г. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографический очерк). Алтайский сборник. Издание Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Том XI. Барнаул, 1912 г.
6. Справочная книга Томской епархии, 1914 г. Справочная книга по Томской епархии составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В.А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. Томск: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.
7. А.Новосёлов. Отчёт о поездке на Алтай. // Известия Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, 1913 г., Т. I – Вып.2
8. Алексеенко Н.В. Бухтарминские были. Алма-Ата, 1981
9. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа. // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXVI. Омск,1891 10. Свидетельство об учётной регистрации филиала юридического лица № 3143-1917-Ф-л от 18 марта 2008 г.
Опубликовано в сборнике: История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы международной научно-практической конференции (24-27 мая 2011 года), Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. – С. 88-94
Спасибо сказали: Mirko, Viacheslav