- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ИСТОРИЯ СТАНИЦ ПЕРВОГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
- СТАНИЦА ПРЕСНОВСКАЯ
- ПОСЁЛОК ЕКАТЕРИНЕНСКИЙ
- История посёлка.
История посёлка.
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
14 дек 2012 12:50 #11371
от Patriot
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Березовый дом бедного казака, крытый дерном.
Пятистенный березовый дом среднезажиточного домохозяина.
Пятистенный березовый дом среднезажиточного домохозяина.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: 1960
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тамара
17 мая 2013 13:00 #14132
от Тамара
Из Памятной книжки Акмолинской области на 1887 год :
п. Екатериненский при озере Питном (Плоское), 172 версты от уездного города (Петропавловска),
103 двора, мужчин 293, женщин 305, всего 598.
Часовня. Школа. Хлебный магазин. Мельница - 3. Салотопенный завод - 2.
Лавки - 25. Балаганы - 35. Ярмарка. Питейное заведение. Почтовая станция.
п. Екатериненский при озере Питном (Плоское), 172 версты от уездного города (Петропавловска),
103 двора, мужчин 293, женщин 305, всего 598.
Часовня. Школа. Хлебный магазин. Мельница - 3. Салотопенный завод - 2.
Лавки - 25. Балаганы - 35. Ярмарка. Питейное заведение. Почтовая станция.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Redut
20 мая 2013 04:37 - 13 июнь 2015 13:35 #14191
от Redut
Поселок Екатерининский
Поселок Екатерининский - Акмолинская область, Петропавловский уезд, Пресновской станицы, расположен при озере Питном. Через поселок проходит почтовый тракт от г. Троицка до г. Петропавловска. От епархиального города в 442 вер.; от у. города — в 182 вер., от ближайшего почтового отделения в станице Пресновской — в 30 вер., а от железнодорожной и телеграфной станции „Макушино" — в 95 вер. В пос. Екатерининском имеется часовня; построена в 1868 г. в честь Св. великомученицы Екатерины. Ближайшая церковь Св. Троицы в пос. Кабаньевском в 15 вер., построеная усердием прихожан и на собранные пожертвования в 1823 году. Выделение поселка Екатерининского в самостоятельный приход не предполагается.
Население в поселке Екатерининском — в 622 д. об. п. Препятствий в сообщении с пос. Кабаньевском нет. Прихожане старожилы. Раскольников и сектантов в приходе нет. В поселке Екатерининском имеется казачья школа. В поселке бывают крестные ходы по полям. Некоторые из крестьян, по окончании их, приглашают причт служить молебны в домах. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по приглашению и почти по всем домам. „Съезжий" праздник в пос. Екатерининском — 24 ноября. Хождения причта со св. крестом по домам прихожан в этот день не бывает.
Зажиточные из прихожан сеют до 30 десятин пшеницы и почти столько же овса; средние — пшеницы и овса до 15 десятин, а бедные — до 5 десятин. Рожь, просо и конопель вымерзают и потому их не сеют, да и почва, вообще, не отличается плодородием, почему здесь часто и бывает неурожай хлебов. Молочное хозяйство развито. В поселке имеется сепаратор; он принадлежит обществу. Овцеводство развито в среднем размере. Лишние овчины и шерсть возят для продажи в г. Курган. Побочных занятий прихожане не имеют. Ярмарка бывает в пос. Екатерининском с 21 по 20 сентября, на которую киргизами и переселенцами—хохлами пригоняется крупный и мелкий рогатый скот и лошади. В пос. Екатерининском — 1 мелочная лавка. Многие из прихожан зимою пользуются льдом. За медицинскою помощью обращаются к участковому врачу или фельдшеру в станицу Пресновскую или г. Курган. Сообщение с г. Омском: на лошадях до ст. „Макушино" — 80 вер. и отсюда до г. Омска по железной дороге.
По книге о. Иоанна Голошубина "Справочная книга Омской епархии" (Омск, 1914).
Поселок Екатерининский - Акмолинская область, Петропавловский уезд, Пресновской станицы, расположен при озере Питном. Через поселок проходит почтовый тракт от г. Троицка до г. Петропавловска. От епархиального города в 442 вер.; от у. города — в 182 вер., от ближайшего почтового отделения в станице Пресновской — в 30 вер., а от железнодорожной и телеграфной станции „Макушино" — в 95 вер. В пос. Екатерининском имеется часовня; построена в 1868 г. в честь Св. великомученицы Екатерины. Ближайшая церковь Св. Троицы в пос. Кабаньевском в 15 вер., построеная усердием прихожан и на собранные пожертвования в 1823 году. Выделение поселка Екатерининского в самостоятельный приход не предполагается.
Население в поселке Екатерининском — в 622 д. об. п. Препятствий в сообщении с пос. Кабаньевском нет. Прихожане старожилы. Раскольников и сектантов в приходе нет. В поселке Екатерининском имеется казачья школа. В поселке бывают крестные ходы по полям. Некоторые из крестьян, по окончании их, приглашают причт служить молебны в домах. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по приглашению и почти по всем домам. „Съезжий" праздник в пос. Екатерининском — 24 ноября. Хождения причта со св. крестом по домам прихожан в этот день не бывает.
Зажиточные из прихожан сеют до 30 десятин пшеницы и почти столько же овса; средние — пшеницы и овса до 15 десятин, а бедные — до 5 десятин. Рожь, просо и конопель вымерзают и потому их не сеют, да и почва, вообще, не отличается плодородием, почему здесь часто и бывает неурожай хлебов. Молочное хозяйство развито. В поселке имеется сепаратор; он принадлежит обществу. Овцеводство развито в среднем размере. Лишние овчины и шерсть возят для продажи в г. Курган. Побочных занятий прихожане не имеют. Ярмарка бывает в пос. Екатерининском с 21 по 20 сентября, на которую киргизами и переселенцами—хохлами пригоняется крупный и мелкий рогатый скот и лошади. В пос. Екатерининском — 1 мелочная лавка. Многие из прихожан зимою пользуются льдом. За медицинскою помощью обращаются к участковому врачу или фельдшеру в станицу Пресновскую или г. Курган. Сообщение с г. Омском: на лошадях до ст. „Макушино" — 80 вер. и отсюда до г. Омска по железной дороге.
По книге о. Иоанна Голошубина "Справочная книга Омской епархии" (Омск, 1914).
Последнее редактирование: 13 июнь 2015 13:35 от Redut.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тамара
23 мая 2013 06:42 #14331
от Тамара
Нашла и почитала эту справочную книгу...потом ещё поискала информацию...и теперь я в сомнениях: считала почему-то, что детей, рождённых в Екатерининском, крестили в Пресновской, а теперь думаю, а ведь могли и в Кабаньем...может быть, у кого-то есть такая информация? Или на всякий случай надо искать и там, и там?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Lyubchinova
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1300
- Репутация: 63
- Спасибо получено: 2734
23 мая 2013 09:21 - 23 мая 2013 09:25 #14335
от Lyubchinova
Как правило крестили в том приходе, куда был приписан населенный пункт, но вполне допустимо было в силу разных причин крестить и в другом приходе. Так что если не найдете в "родном" приходе, надо искать во всех соседних. А могли и не в соседнем, если куда поехали (например к родне в гости), и ребенок там родился, то там и крестили.
Последнее редактирование: 23 мая 2013 09:25 от Lyubchinova.
Спасибо сказали: Тамара
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Будённовец
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5
- Репутация: 2
- Спасибо получено: 7
11 июль 2013 07:42 #15459
от Будённовец
Это описание другой Екатериновки. Читайте сами:... от станции Исилькуль 60 в. До Питера почти 200, а до Исилькуля и того больше. Вывод, это село под названием Екатериновское находится в Возвышенском районе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МихаилЪ
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 32
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 110
13 июнь 2015 06:13 #30094
от МихаилЪ
Вот как описывает станицу Екатериновскую (Кутурлаган) в своём произведении «Школа жизни» казахский классик С. Муканов. Конечно произведение художественное, и немногим приближено к историческим данным, но в целом очень интересен образ жизни людей того времени, и характер людей того времени.
«К вечеру этого дня мы доехали до желанного Кутурлагана. До сих пор я знал о нем только понаслышке, и сейчас он меня поразил своим великолепием. В первый раз я видел поселок, состоящий из одних деревянных домов. Ни саманных построек, ни землянок, ни юрт, а именно просторные пятистенные избы, дома, состоящие из двух комнат. Большинство их стояло под тесовой крышей, но изредка попадались и крытые железом. В центре поселка – площадь и деревянная церковь с колокольней. Главная улица длиной версты на полторы, и, только проехав её всю, мы выехали на окраину. На самом краю поселка-станицы стояли два длинных многооконных здания. Болтабай объяснил, что это маслозавод и школа. За ними мельница, болотистый луг, камыш, осока и две еле-еле видимые точки, наверно стога сена. Но когда подъехали ближе, мы увидели: то, что я издали принял за стога сена, оказались двумя юртами»….. «Всего в нашем стаде около пятисот животных. Встаем мы еще до восхода солнца и гоним коров на пастбище, а пастбище здесь огромное, ибо Кутурлаган не обычный русский поселок, а одна из казачьих станиц на линии Гурьев – Уральск – Оренбург – Троицк – Пресновка – Петропавловск – Омск и вдоль по Иртышу дальше, до самого Зайсана. Это все форпосты. Царское правительство опоясало и заковало этот край цепью крепостей – станиц. В станицах и условия другие землепользования особые: если на одну мужскую душу переселенца полагалось пятнадцать десятин, то в станицах надел не меньше тридцати. Поэтому казачьи поселки были, по крайней мере, в два раза больше обыкновенных русских деревень. Кроме того, казаки получали еще много земель за выслугу, в награду и т.п. Таким образом, получалось, что соседний поселок Исаевка (современная Чапаевка) и станица Кутурлаган занимали одинаковые площади, хотя хозяйств в Исаеке было в три раза больше. На земле Кутурлагана много лесов и озер. У самой станицы два больших озера, они настолько велики, что противоположенные берега их скрываются в тумане. Сеяли в станице помногу, полосы отдельных хозяйств доходили иногда до двадцати гектаров и больше, много земли было под выгонами»….. «Это был огромный пес (всего в Кутурлагане было семь таких собак) – высокий, чуть не по пояс человеку, с пушистыми ушами, тонким голым хвостом и тонкими, но очень сильными лапами….. Удивительно подобранный, даже франтоватый вид у этих замечательных, как у нас их зовут, «докторских» собак. «Докторскими» их называют потому, что они происходят от собаки доктора Боярского, некогда жившего в атаманской станице Пресновке». . . . «Собак этих всегда держат на цепи, один только Иван Александрович Савостьянов, бывший офицер и кавалер многих орденов, держал всегда своих собак на свободе. Савостьянова этого казахи звали «Мальке», наверное в отличии от его брата Николая, которого зовут просто «Кольке». Мальке пользовался большой популярностью во всей округе……У него замечательные скакуны, и поэтому он был постоянным участником любимого казахского развлечения – конских состязаний. Мальке – высокий, круглолицый, плотный, с черной бородой и большими синими глазами. У Мальке две собаки «докторской» породы: Дьявол и Сокол».…… «В общем, в станице жилось куда веселее, чем в ауле, и вдруг все кончилось! Однажды (о, как я хорошо помню этот день!) над веселым Кутурлаганом нависла черная беда. Обычно стадо встречали девушки и молодухи, вслед за ними тянулись парни с гармошками, и у загона становилось весело и шумно. В тот день навстречу нам вышло только несколько старух с заплаканными глазами, подошли двое стариков – вот и все! Одна из старух все время всхлипывала и все время вытирала глаза»….. «Утро следующего дня мало чем отличалось от всех других. Поселок шумел, но шумел уже утомленно, приглушенно, вяло. Женщины, вопреки ожиданиям Копабая, как и прежде, пригнали своих коров к мельнице, но глаза у них были красные, опухшие, заплаканные. Кайрке по дороге сообщил мне, что воевать мы будем с «ерманцами», и пояснил, что это очень храбрый и коварный народ. Вместе с «ерманцами» идут на нас еще «турчины», или как их называют, «басурманы»»…….. «Кто бы они ни были, русские их все равно разгромят. Взять хотя бы нашего Андрея Чемасова, его только разозлить, а как сядет на свою рыжую кобылу да как начнет крестить шашкой направо и налево, так и всем врагам конец! А ведь такие, как он, в каждой станице! Вот и считай!»…….. «Потом мы узнали: все казаки в возрасте от двадцать пяти до тридцати пяти лет завтра днем отправляются на фронт, как раз в то самое время, когда мы пасем стадо»……. «Какое богатое зрелище представляла станичная площадь в это утро! Около коновязи стояло множество оседланных коней. Сверкали серебром нагрудники, потники, седла……….. И вдруг из церкви валом повалил народ. Впереди шел поп, длинноволосый, седой, полный, он что то громко говорил, но слов за шумом разобрать было невозможно. За попом вывалилась толпа казаков и сразу же пошла к коням. Казаки в синих шароварах с широкими лампасами, в зеленых фуражках, лихо заломленных набекрень, в сапогах со шпорами. Особенно представительным показался мне Мальке – хозяин Сокола – высокий, багроволицый толстяк лет пятидесяти. Он стоял посередине толпы, и вся грудь его так и горела серебром да золотом. …… Малике влез в седло, что то зычно крикнул, дал коню шпоры и поскакал по дороге. Вслед за ним тронулся и весь его отряд – по три человека в ряд. Поднялся истошный крик, кто-то упал без чувств. Несколько женщин, всхлипывая, бились на земле. И вдруг казаки повернули коней и поскакали обратно – в последний, может быть, раз обнять своих жен и матерей. Крик и вой стояли на церковной площади. Только высокий поп печально и прямо стоял на широких ступенях, издали благословляя воинов, из которых многим так и не суждено было вернуться в отчий дом»…….. «Шодыр (Федор Токарев) – пожилой человек, в его волосах и длинной красивой бороде уже блестят серебряные нити, а около глаз и на лбу много морщин. Жена его, рыхлая, одышливая женщина, такая полная, что ей трудно подняться со стула. У Шодыра четыре сына, но с отцом живет только младший, а в то время, о котором я рассказываю, и его взяли на фронт, дома осталась его жена Марфушка, статная, красивая молодуха. Хозяйство у Шодыра не маленькое: десять рабочих лошадей, десять пар волов, сорок-пятьдесят овец и коз, около двадцати свиней и поросят, гусей два десятка, уток штук пятнадцать да кур с полсотни. За свиньями ходит Параша (кухарка), за птицей Полина все остальное на попечении Марфуши и моем. Примерно раз в неделю мы ездим с Марфушей за сеном. Берем три-четыре парных подводы и отправляемся в поле. Накладывать сено нам помогает Бопан. Бопан – это его настоящее имя, в станице же его зовут Иваном Никифоровичем. Бопан – крещенный казах и русское имя и отчество получил при крещении».
«К вечеру этого дня мы доехали до желанного Кутурлагана. До сих пор я знал о нем только понаслышке, и сейчас он меня поразил своим великолепием. В первый раз я видел поселок, состоящий из одних деревянных домов. Ни саманных построек, ни землянок, ни юрт, а именно просторные пятистенные избы, дома, состоящие из двух комнат. Большинство их стояло под тесовой крышей, но изредка попадались и крытые железом. В центре поселка – площадь и деревянная церковь с колокольней. Главная улица длиной версты на полторы, и, только проехав её всю, мы выехали на окраину. На самом краю поселка-станицы стояли два длинных многооконных здания. Болтабай объяснил, что это маслозавод и школа. За ними мельница, болотистый луг, камыш, осока и две еле-еле видимые точки, наверно стога сена. Но когда подъехали ближе, мы увидели: то, что я издали принял за стога сена, оказались двумя юртами»….. «Всего в нашем стаде около пятисот животных. Встаем мы еще до восхода солнца и гоним коров на пастбище, а пастбище здесь огромное, ибо Кутурлаган не обычный русский поселок, а одна из казачьих станиц на линии Гурьев – Уральск – Оренбург – Троицк – Пресновка – Петропавловск – Омск и вдоль по Иртышу дальше, до самого Зайсана. Это все форпосты. Царское правительство опоясало и заковало этот край цепью крепостей – станиц. В станицах и условия другие землепользования особые: если на одну мужскую душу переселенца полагалось пятнадцать десятин, то в станицах надел не меньше тридцати. Поэтому казачьи поселки были, по крайней мере, в два раза больше обыкновенных русских деревень. Кроме того, казаки получали еще много земель за выслугу, в награду и т.п. Таким образом, получалось, что соседний поселок Исаевка (современная Чапаевка) и станица Кутурлаган занимали одинаковые площади, хотя хозяйств в Исаеке было в три раза больше. На земле Кутурлагана много лесов и озер. У самой станицы два больших озера, они настолько велики, что противоположенные берега их скрываются в тумане. Сеяли в станице помногу, полосы отдельных хозяйств доходили иногда до двадцати гектаров и больше, много земли было под выгонами»….. «Это был огромный пес (всего в Кутурлагане было семь таких собак) – высокий, чуть не по пояс человеку, с пушистыми ушами, тонким голым хвостом и тонкими, но очень сильными лапами….. Удивительно подобранный, даже франтоватый вид у этих замечательных, как у нас их зовут, «докторских» собак. «Докторскими» их называют потому, что они происходят от собаки доктора Боярского, некогда жившего в атаманской станице Пресновке». . . . «Собак этих всегда держат на цепи, один только Иван Александрович Савостьянов, бывший офицер и кавалер многих орденов, держал всегда своих собак на свободе. Савостьянова этого казахи звали «Мальке», наверное в отличии от его брата Николая, которого зовут просто «Кольке». Мальке пользовался большой популярностью во всей округе……У него замечательные скакуны, и поэтому он был постоянным участником любимого казахского развлечения – конских состязаний. Мальке – высокий, круглолицый, плотный, с черной бородой и большими синими глазами. У Мальке две собаки «докторской» породы: Дьявол и Сокол».…… «В общем, в станице жилось куда веселее, чем в ауле, и вдруг все кончилось! Однажды (о, как я хорошо помню этот день!) над веселым Кутурлаганом нависла черная беда. Обычно стадо встречали девушки и молодухи, вслед за ними тянулись парни с гармошками, и у загона становилось весело и шумно. В тот день навстречу нам вышло только несколько старух с заплаканными глазами, подошли двое стариков – вот и все! Одна из старух все время всхлипывала и все время вытирала глаза»….. «Утро следующего дня мало чем отличалось от всех других. Поселок шумел, но шумел уже утомленно, приглушенно, вяло. Женщины, вопреки ожиданиям Копабая, как и прежде, пригнали своих коров к мельнице, но глаза у них были красные, опухшие, заплаканные. Кайрке по дороге сообщил мне, что воевать мы будем с «ерманцами», и пояснил, что это очень храбрый и коварный народ. Вместе с «ерманцами» идут на нас еще «турчины», или как их называют, «басурманы»»…….. «Кто бы они ни были, русские их все равно разгромят. Взять хотя бы нашего Андрея Чемасова, его только разозлить, а как сядет на свою рыжую кобылу да как начнет крестить шашкой направо и налево, так и всем врагам конец! А ведь такие, как он, в каждой станице! Вот и считай!»…….. «Потом мы узнали: все казаки в возрасте от двадцать пяти до тридцати пяти лет завтра днем отправляются на фронт, как раз в то самое время, когда мы пасем стадо»……. «Какое богатое зрелище представляла станичная площадь в это утро! Около коновязи стояло множество оседланных коней. Сверкали серебром нагрудники, потники, седла……….. И вдруг из церкви валом повалил народ. Впереди шел поп, длинноволосый, седой, полный, он что то громко говорил, но слов за шумом разобрать было невозможно. За попом вывалилась толпа казаков и сразу же пошла к коням. Казаки в синих шароварах с широкими лампасами, в зеленых фуражках, лихо заломленных набекрень, в сапогах со шпорами. Особенно представительным показался мне Мальке – хозяин Сокола – высокий, багроволицый толстяк лет пятидесяти. Он стоял посередине толпы, и вся грудь его так и горела серебром да золотом. …… Малике влез в седло, что то зычно крикнул, дал коню шпоры и поскакал по дороге. Вслед за ним тронулся и весь его отряд – по три человека в ряд. Поднялся истошный крик, кто-то упал без чувств. Несколько женщин, всхлипывая, бились на земле. И вдруг казаки повернули коней и поскакали обратно – в последний, может быть, раз обнять своих жен и матерей. Крик и вой стояли на церковной площади. Только высокий поп печально и прямо стоял на широких ступенях, издали благословляя воинов, из которых многим так и не суждено было вернуться в отчий дом»…….. «Шодыр (Федор Токарев) – пожилой человек, в его волосах и длинной красивой бороде уже блестят серебряные нити, а около глаз и на лбу много морщин. Жена его, рыхлая, одышливая женщина, такая полная, что ей трудно подняться со стула. У Шодыра четыре сына, но с отцом живет только младший, а в то время, о котором я рассказываю, и его взяли на фронт, дома осталась его жена Марфушка, статная, красивая молодуха. Хозяйство у Шодыра не маленькое: десять рабочих лошадей, десять пар волов, сорок-пятьдесят овец и коз, около двадцати свиней и поросят, гусей два десятка, уток штук пятнадцать да кур с полсотни. За свиньями ходит Параша (кухарка), за птицей Полина все остальное на попечении Марфуши и моем. Примерно раз в неделю мы ездим с Марфушей за сеном. Берем три-четыре парных подводы и отправляемся в поле. Накладывать сено нам помогает Бопан. Бопан – это его настоящее имя, в станице же его зовут Иваном Никифоровичем. Бопан – крещенный казах и русское имя и отчество получил при крещении».
Спасибо сказали: Patriot, sibirec, Сильвестр, Куренев, evstik, Redut, SFSH, 1960, elnik, Хох-олл у этого пользователя есть и 1 других благодарностей
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- sergej1@mail.kz
03 июль 2018 16:58 #40998
от sergej1@mail.kz
Тамара а вы не подскажите где именно была ярмарка в селе
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тамара
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 52
- Спасибо получено: 130
07 июль 2018 07:35 #41026
от Тамара
Нет, увы, я этого не знаю.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.