История посёлка.

Больше
14 дек 2012 12:50 #11371 от Patriot
Березовый дом бедного казака, крытый дерном.



Пятистенный березовый дом среднезажиточного домохозяина.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: 1960, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Тамара
  • Тамара аватар
17 мая 2013 13:00 #14132 от Тамара
Из Памятной книжки Акмолинской области на 1887 год :

п. Екатериненский при озере Питном (Плоское), 172 версты от уездного города (Петропавловска),
103 двора, мужчин 293, женщин 305, всего 598.
Часовня. Школа. Хлебный магазин. Мельница - 3. Салотопенный завод - 2.
Лавки - 25. Балаганы - 35. Ярмарка. Питейное заведение. Почтовая станция.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 мая 2013 04:37 - 13 июнь 2015 13:35 #14191 от Redut
Поселок Екатерининский
Поселок Екатерининский - Акмолинская область, Петропавловский уезд, Пресновской станицы, расположен при озере Питном. Через поселок проходит почтовый тракт от г. Троицка до г. Петропавловска. От епархиального города в 442 вер.; от у. города — в 182 вер., от ближайшего почтового отделения в станице Пресновской — в 30 вер., а от железнодорожной и телеграфной станции „Макушино" — в 95 вер. В пос. Екатерининском имеется часовня; построена в 1868 г. в честь Св. великомученицы Екатерины. Ближайшая церковь Св. Троицы в пос. Кабаньевском в 15 вер., построеная усердием прихожан и на собранные пожертвования в 1823 году. Выделение поселка Екатерининского в самостоятельный приход не предполагается.
Население в поселке Екатерининском — в 622 д. об. п. Препятствий в сообщении с пос. Кабаньевском нет. Прихожане старожилы. Раскольников и сектантов в приходе нет. В поселке Екатерининском имеется казачья школа. В поселке бывают крестные ходы по полям. Некоторые из крестьян, по окончании их, приглашают причт служить молебны в домах. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по приглашению и почти по всем домам. „Съезжий" праздник в пос. Екатерининском — 24 ноября. Хождения причта со св. крестом по домам прихожан в этот день не бывает.
Зажиточные из прихожан сеют до 30 десятин пшеницы и почти столько же овса; средние — пшеницы и овса до 15 десятин, а бедные — до 5 десятин. Рожь, просо и конопель вымерзают и потому их не сеют, да и почва, вообще, не отличается плодородием, почему здесь часто и бывает неурожай хлебов. Молочное хозяйство развито. В поселке имеется сепаратор; он принадлежит обществу. Овцеводство развито в среднем размере. Лишние овчины и шерсть возят для продажи в г. Курган. Побочных занятий прихожане не имеют. Ярмарка бывает в пос. Екатерининском с 21 по 20 сентября, на которую киргизами и переселенцами—хохлами пригоняется крупный и мелкий рогатый скот и лошади. В пос. Екатерининском — 1 мелочная лавка. Многие из прихожан зимою пользуются льдом. За медицинскою помощью обращаются к участковому врачу или фельдшеру в станицу Пресновскую или г. Курган. Сообщение с г. Омском: на лошадях до ст. „Макушино" — 80 вер. и отсюда до г. Омска по железной дороге.
По книге о. Иоанна Голошубина "Справочная книга Омской епархии" (Омск, 1914).
Последнее редактирование: 13 июнь 2015 13:35 от Redut.
Спасибо сказали: Тамара, Хох-олл

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Тамара
  • Тамара аватар
23 мая 2013 06:42 #14331 от Тамара
Нашла и почитала эту справочную книгу...потом ещё поискала информацию...и теперь я в сомнениях: считала почему-то, что детей, рождённых в Екатерининском, крестили в Пресновской, а теперь думаю, а ведь могли и в Кабаньем...может быть, у кого-то есть такая информация? Или на всякий случай надо искать и там, и там?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 мая 2013 09:21 - 23 мая 2013 09:25 #14335 от Lyubchinova
Как правило крестили в том приходе, куда был приписан населенный пункт, но вполне допустимо было в силу разных причин крестить и в другом приходе. Так что если не найдете в "родном" приходе, надо искать во всех соседних. А могли и не в соседнем, если куда поехали (например к родне в гости), и ребенок там родился, то там и крестили.
Последнее редактирование: 23 мая 2013 09:25 от Lyubchinova.
Спасибо сказали: Тамара

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 июль 2013 07:42 #15459 от Будённовец
Это описание другой Екатериновки. Читайте сами:... от станции Исилькуль 60 в. До Питера почти 200, а до Исилькуля и того больше. Вывод, это село под названием Екатериновское находится в Возвышенском районе.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 июнь 2015 06:13 #30094 от МихаилЪ
Вот как описывает станицу Екатериновскую (Кутурлаган) в своём произведении «Школа жизни» казахский классик С. Муканов. Конечно произведение художественное, и немногим приближено к историческим данным, но в целом очень интересен образ жизни людей того времени, и характер людей того времени.
«К вечеру этого дня мы доехали до желанного Кутурлагана. До сих пор я знал о нем только понаслышке, и сейчас он меня поразил своим великолепием. В первый раз я видел поселок, состоящий из одних деревянных домов. Ни саманных построек, ни землянок, ни юрт, а именно просторные пятистенные избы, дома, состоящие из двух комнат. Большинство их стояло под тесовой крышей, но изредка попадались и крытые железом. В центре поселка – площадь и деревянная церковь с колокольней. Главная улица длиной версты на полторы, и, только проехав её всю, мы выехали на окраину. На самом краю поселка-станицы стояли два длинных многооконных здания. Болтабай объяснил, что это маслозавод и школа. За ними мельница, болотистый луг, камыш, осока и две еле-еле видимые точки, наверно стога сена. Но когда подъехали ближе, мы увидели: то, что я издали принял за стога сена, оказались двумя юртами»….. «Всего в нашем стаде около пятисот животных. Встаем мы еще до восхода солнца и гоним коров на пастбище, а пастбище здесь огромное, ибо Кутурлаган не обычный русский поселок, а одна из казачьих станиц на линии Гурьев – Уральск – Оренбург – Троицк – Пресновка – Петропавловск – Омск и вдоль по Иртышу дальше, до самого Зайсана. Это все форпосты. Царское правительство опоясало и заковало этот край цепью крепостей – станиц. В станицах и условия другие землепользования особые: если на одну мужскую душу переселенца полагалось пятнадцать десятин, то в станицах надел не меньше тридцати. Поэтому казачьи поселки были, по крайней мере, в два раза больше обыкновенных русских деревень. Кроме того, казаки получали еще много земель за выслугу, в награду и т.п. Таким образом, получалось, что соседний поселок Исаевка (современная Чапаевка) и станица Кутурлаган занимали одинаковые площади, хотя хозяйств в Исаеке было в три раза больше. На земле Кутурлагана много лесов и озер. У самой станицы два больших озера, они настолько велики, что противоположенные берега их скрываются в тумане. Сеяли в станице помногу, полосы отдельных хозяйств доходили иногда до двадцати гектаров и больше, много земли было под выгонами»….. «Это был огромный пес (всего в Кутурлагане было семь таких собак) – высокий, чуть не по пояс человеку, с пушистыми ушами, тонким голым хвостом и тонкими, но очень сильными лапами….. Удивительно подобранный, даже франтоватый вид у этих замечательных, как у нас их зовут, «докторских» собак. «Докторскими» их называют потому, что они происходят от собаки доктора Боярского, некогда жившего в атаманской станице Пресновке». . . . «Собак этих всегда держат на цепи, один только Иван Александрович Савостьянов, бывший офицер и кавалер многих орденов, держал всегда своих собак на свободе. Савостьянова этого казахи звали «Мальке», наверное в отличии от его брата Николая, которого зовут просто «Кольке». Мальке пользовался большой популярностью во всей округе……У него замечательные скакуны, и поэтому он был постоянным участником любимого казахского развлечения – конских состязаний. Мальке – высокий, круглолицый, плотный, с черной бородой и большими синими глазами. У Мальке две собаки «докторской» породы: Дьявол и Сокол».…… «В общем, в станице жилось куда веселее, чем в ауле, и вдруг все кончилось! Однажды (о, как я хорошо помню этот день!) над веселым Кутурлаганом нависла черная беда. Обычно стадо встречали девушки и молодухи, вслед за ними тянулись парни с гармошками, и у загона становилось весело и шумно. В тот день навстречу нам вышло только несколько старух с заплаканными глазами, подошли двое стариков – вот и все! Одна из старух все время всхлипывала и все время вытирала глаза»….. «Утро следующего дня мало чем отличалось от всех других. Поселок шумел, но шумел уже утомленно, приглушенно, вяло. Женщины, вопреки ожиданиям Копабая, как и прежде, пригнали своих коров к мельнице, но глаза у них были красные, опухшие, заплаканные. Кайрке по дороге сообщил мне, что воевать мы будем с «ерманцами», и пояснил, что это очень храбрый и коварный народ. Вместе с «ерманцами» идут на нас еще «турчины», или как их называют, «басурманы»»…….. «Кто бы они ни были, русские их все равно разгромят. Взять хотя бы нашего Андрея Чемасова, его только разозлить, а как сядет на свою рыжую кобылу да как начнет крестить шашкой направо и налево, так и всем врагам конец! А ведь такие, как он, в каждой станице! Вот и считай!»…….. «Потом мы узнали: все казаки в возрасте от двадцать пяти до тридцати пяти лет завтра днем отправляются на фронт, как раз в то самое время, когда мы пасем стадо»……. «Какое богатое зрелище представляла станичная площадь в это утро! Около коновязи стояло множество оседланных коней. Сверкали серебром нагрудники, потники, седла……….. И вдруг из церкви валом повалил народ. Впереди шел поп, длинноволосый, седой, полный, он что то громко говорил, но слов за шумом разобрать было невозможно. За попом вывалилась толпа казаков и сразу же пошла к коням. Казаки в синих шароварах с широкими лампасами, в зеленых фуражках, лихо заломленных набекрень, в сапогах со шпорами. Особенно представительным показался мне Мальке – хозяин Сокола – высокий, багроволицый толстяк лет пятидесяти. Он стоял посередине толпы, и вся грудь его так и горела серебром да золотом. …… Малике влез в седло, что то зычно крикнул, дал коню шпоры и поскакал по дороге. Вслед за ним тронулся и весь его отряд – по три человека в ряд. Поднялся истошный крик, кто-то упал без чувств. Несколько женщин, всхлипывая, бились на земле. И вдруг казаки повернули коней и поскакали обратно – в последний, может быть, раз обнять своих жен и матерей. Крик и вой стояли на церковной площади. Только высокий поп печально и прямо стоял на широких ступенях, издали благословляя воинов, из которых многим так и не суждено было вернуться в отчий дом»…….. «Шодыр (Федор Токарев) – пожилой человек, в его волосах и длинной красивой бороде уже блестят серебряные нити, а около глаз и на лбу много морщин. Жена его, рыхлая, одышливая женщина, такая полная, что ей трудно подняться со стула. У Шодыра четыре сына, но с отцом живет только младший, а в то время, о котором я рассказываю, и его взяли на фронт, дома осталась его жена Марфушка, статная, красивая молодуха. Хозяйство у Шодыра не маленькое: десять рабочих лошадей, десять пар волов, сорок-пятьдесят овец и коз, около двадцати свиней и поросят, гусей два десятка, уток штук пятнадцать да кур с полсотни. За свиньями ходит Параша (кухарка), за птицей Полина все остальное на попечении Марфуши и моем. Примерно раз в неделю мы ездим с Марфушей за сеном. Берем три-четыре парных подводы и отправляемся в поле. Накладывать сено нам помогает Бопан. Бопан – это его настоящее имя, в станице же его зовут Иваном Никифоровичем. Бопан – крещенный казах и русское имя и отчество получил при крещении».
Спасибо сказали: Patriot, sibirec, Сильвестр, Куренев, evstik, Redut, SFSH, 1960, elnik, Хох-олл у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 июль 2018 16:58 #40998 от sergej1@mail.kz
Тамара а вы не подскажите где именно была ярмарка в селе

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
07 июль 2018 07:35 #41026 от Тамара
Нет, увы, я этого не знаю.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.