×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Жизнь станицы.

Больше
17 март 2012 15:07 #7077 от Patriot
Газета "Омич" №2.(17 ноября).







Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Юрий, nataleks, Катерина, аиртавич
Больше
05 июнь 2015 11:10 #29953 от Vid30
Сфотографировал мимоходом, вклейка в одной из метрических книг в архиве Акмолинской области (г. Кокшетау)

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Нечай, денис, Катерина, аиртавич, Legkostup
Больше
06 март 2019 16:43 #42503 от DKaraganov
Уважаемый Пётр! От какого года эта статья в Газете "Омич" №2.(17 ноября) о пожарах в станице Акан-Бурлук??? Весьма содержательная!!! С уважением, Дмитрий Караганов.
Больше
10 мая 2020 05:52 #45017 от DKaraganov
Расшифровал текст публикации в газете. См. выше.

Газета «Омичъ» №2 . 17 ноября (19___ г.) (?)
Кокчетавъ, Акмолинской обл., станица Аканъ-Бурлукская
У нас за последнее время сильно участились пожары. Ежегодно горят степи и леса. Ежегодно горит и станица. Что ни год, то пожар, что ни пожар, то домов до ста как не бывало. А нынешним летом случилось в станице сразу 5 пожаров в одну неделю. И аканичи остались, что называется, при пиковом интересе: сгорели почти все дома, выгорел и лес. Ежегодные пожары раззорили их в конец. Богатая и красивая когда-то станица стала походить на киргизский кетау: такая же бедность, такие же жалкия лачуги, такое же раззорение. Узнали они, что значит нужда, холод и голод. Узнали, что такое горе-гореваньице. Хлебнули горя не мало, а облегчения нет: год от году всё хуже да хуже. Нынешние пожары совсем в думу вогнали аканцев.
И что бы это значило? Отчего бы эти несчастия и напасти? Отчего бы эти пожары? И почему они, аканичи, никак не могут с огнём справиться? А тут пошли между собой нелады, ссоры да дрязги, суды да тяжбы. Появилось воровство эпидемическое. И в результате что же: их же атаман отдела в прошлом году сахалинцами обозвал. И обидно это им показалось и досадно, что жизнь у них так печально сложилась. Думали старики и порешили, что всё от Бога, всё надо переносить и терпеть, что настали последния времена, про которые в свящ. Писании сказано: «возстанет брат на брата, сын на отца… Будут трусы, глады… и т.п.».
Правильно аканичи разсудили, что всё от Бога. «Без Бога – ни до порога», говорит пословица. Но есть другая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Почему бы не поправить испортившуюся пожарную машину? Почему бы самим не быть осторожней с огнём и дружине не действовать при тушении пожаров? И почему бы не выбрать трезвого, энергичного и деятельного атамана, который сумел бы ввести порядок в станице, а не вооружал бы их друг против друга, и всех против себя? Не додумались аканичи до этого, не додумались и до того, что главная причина их страсти к воровству, пьянству, к поджогам, к всевозможным суевериям является от нищеты умственной, нищеты духовной и материальной.
Сделаю коротенькое описание нынешних пожаров. В конце лета в ст.Акан-Бурлукской случилось 5 пожаров на одной неделе. Первый пожар прошёл благополучно: сгорел «только» один дом. Станичный атаман долго бахвалился после пожара, что он сумел так скоро затушить пожар, но, т.к. к сгоревшему дому не был приставлен караул, то ветром раздуло огонь и произошёл опять пожар, который от 23 домов оставил одно воспоминание. Через неделю случилось сразу три пожара в один день. Загорелись через небольшие промежутки времени задворки у трёх домов, но в одном квартале, в том самом, где живёт станичный атаман. Все, конечно, пришли к убеждению, что тут дело поджога, и поджигатели, конечно же, от атамана. Атамановы дружки и собутыльники встрепенулись. Заиграло у них «ретиво сердечушко». Закипела казацкая кровь. В руках у них скоро появились вилы и дреколья, в глазах заблестел животный огонёк. И вот, вместо того, чтобы тушить пожар, они принялись производить расправу. К ним присоединились любители острых ощущений, и … вышел «маленький погром». Маленький – если считаться с газетными известиями о погромах, и основательный, если считаться с нашей захолустной местностью, где до сего времени нас Бог хранил от подобных избиений. Били всех подозрительных и подозреваемых, прибежавших на пожар. Избили хозяйку загоревшегося дома вместе с дочерью, а дом раскатали по бревну. Избили и изранили железными вилами одну старушку, которая во время пожара выходила от своего родственника, живущего рядом с атаманом. Несчастную без чувств, без признаков жизни утащили в станичное правление, в котором «преступница» вместе с другими такими же невинно пострадавшими просидела в кутузке 17 дней, не имея возможности перевязать свои тяжёлые раны. Избит был уже на другой день после пожара ея сын. Избит был ужасно. Приходится удивляться, как ещё он остался жив после таких варварских побоев. И много, много поплатилось своими рёбрами и даже здоровьем при этой зверской экзекуции, поощряемой станич. атаманом.
В числе подозреваемых в поджогах находилась и местная учительница. Но она отделалась сравнительно дёшево: ей был сделан в ст.правлении станичными властями строжайший допрос, сущность которого не известен. При таком невежестве, при таких крайне тяжёлых условиях жизни многое можно простить аканцам. Но нельзя простить атаману отдела, который вместо материальной помощи и нравственной поддержки официально в приказе по военному отделу называет их сахалинцами.
Кроме того, он не позаботился, или, вернее, побоялся сахалинцев, не желая связываться с ними, и не произвёл никакого дознания и следствия об этих пожарах и об том зверском самосуде и самоуправстве.
*) В Приказе по 1 военному отделу за №54 от 31.03.1905 г. оскорбление перед всем обществом, перед всем отделом.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Нечай, elnik, аиртавич, Legkostup
Больше
10 мая 2020 05:56 #45018 от DKaraganov
Примечание: выражение "сахалинец" в дореволюционные годы было синонимом каторжанина. Обидно, понимаешь...
Могу сделать предположение, что данные события могли произойти в период российской революции января 1905 - июня 1907 г.г. (?) Отсюда и такое ожесточение...
У меня нет данных о том - кто был в станице атаманом с 1892 по 1908 г.г. И ещё. Дело дошло до публикаций в губернской газете тех лет, и выхода отдельного приказа по 1-му Военному Отделу Сибирского казачьего войска (г.Кокчетав)! Приказ должен остаться, скорее всего, в архивах в г.Омске. Если же речь идёт об упомянутом в этой статье в газете "Омичъ" Приказе за №54 от 31.03.1905 г., то тогда логично, что указанные события могут относиться к лету 1904 года. (?)
В 1912 году учителем в ст.Акан-Бурлук была Алексеева Анфиса Андреевна. Это, возможно, о ней идёт речь в этой статье о пожарах.
Может быть кто-то из потомков станичников слышал о массовых пожарах в станице до 1917 года??? Ведь дома сгорели многими десятками! И многих семей это лично коснулось...((
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, elnik
Больше
10 мая 2020 08:39 - 10 мая 2020 13:45 #45019 от Нечай
Мне известно, что в 1875 году станичным атаманом был старший урядник Семен Матвеевич Потанин. Переизбирался ли он на эту должность далее и на какой срок, данных нет. Его племянник - урядник п. Якши - Янгиставского Павел Николаевич Потанин избирался судьей Аккан - Бурлукской станицы в 1910 - 1913 гг, а его племянница Акулина (Акилина) Потанина была учительницей мужской школы Якши - Янгистава до 1901 года, переведена в Верхне - Бурлукскую смешанную школу в 1901 году, в 1913 преподавала уже в школах линейных поселков 1- го отдела: Екатерининском и Островском. Где она преподавала в 1905 - 1910 гг сведений нет.

Известно, что зимы конца 1870-х - начала 1880-го гг были суровые, годы выдались неурожайными, тогда торговые казаки станицы старались помогать пострадавшим, за что получили благодарность от войска приказом от 5 сентября 1880 г:
"Объявляется благодарность состоящим в гильдии казакам... за оказанное ими в минувшую суровую зиму, тяжелую как для русских, так и для киргизов вспоимоществование продажею крестьянам хлеба за умеренную против существующей цену и при том с рассрочкой уплаты на неопределенное время и без процентов, и в одолжении денег так же без процентов, а беднейшим из них-безвозвратно"

Но все эти известные мне события происходили до и после указанного выше времени. Так же разнятся и сами события, где взаимовыручка и помощь стоят на противоположном полюсе от погромов и само произвола. Поистине, от любви до ненависти всего один шаг.

Что касается пожаров, то интересная параллель. В 1901 и в 1912 годах они происходили в пос. Сенжарском, в 1912 году в ст. Пресновской, в том же 1912 году в Пресновке отмечены нарушения дисциплины среди казаков (замешаны 13 человек), которые за нарушения подлежали высылке в отдаленные станицы войска, но были прощены в связи с тезоименитством Государя Императора. В целом какая - то цепочка неприятностей в тот период времени наводит на разные мысли.
Последнее редактирование: 10 мая 2020 13:45 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, elnik
Больше
16 мая 2020 11:38 #45057 от bgleo

Patriot пишет: Газета "Омич" №2.(17 ноября).


Думаю, так удобнее будет:


С уважением, Борис Леонтьев

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, Юрий, Нечай, evstik, Полуденная, аиртавич
Больше
05 сен 2021 09:49 #47206 от Нечай
На просторах инета попались фотографии:

Акан - Бурлук, вид на Аканскую сопку 1950 - 1960 гг.


Акан - Бурлук, дом казака Липенко 1966 г


Акан - Бурлук сегодня

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Полуденная, аиртавич, svetoslavisk