Очерк истории православных приходов на Горьк Линии

  • sergey75
  • sergey75 аватар Автор темы
24 мая 2011 07:28 #734 от sergey75
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ (II-я пол. XVIII в.)

Взято с сайта: Митрополичий округ в Казахстане. Костанайско-Петропавловская епархия. Петропавловское благочиние. www.petr-pavel.kz/index.php?page=istoriya-pravoslaviya-sko

Начало распространения православия на территории современного Северного Казахстана было положено возведением Российской Империей на юге Западной Сибири военных укреплений, входивших с состав так называемых Сибирских пограничных линий. Сложившаяся к середине XVIII в. единая оборонительная система включала в себя Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Воскресенскую линии военных укреплений. Они протянулись более чем на 2000 верст с запада на восток от правого берега р. Тобол через междуречье Тобола, Ишима, Иртыша, далее на юго-восток вдоль Иртыша до крепости Усть-Каменогорской и затем - в северо-восточном направлении через Бийскую крепость до крепости Кузнецкой, опоясывая южные границы Западной Сибири.
В начале 40-х гг. XVIII в., в связи с вторжением джунгарских войск на территорию казахских степей и установлением протектората Джунгарии над Средним Жузом, возникла реальная угроза безопасности южных рубежей России. Поэтому в сентябре 1744 г. правительство принимает решение об укреплении границ и значительном усилении регулярных войск в Западной Сибири. В целях реализации этого решения в 1745 г. на сибирские линии были передислоцированы два пехотных и три конных полка под командованием генерал-майора Х.Т. Киндермана. В мае в Тобольск прибыли Нотебургский и Ширванский пехотные полки. Несколько позже из Казанской губернии подошли Вологодский и Луцкий драгунские, а из-под Нижнего Новгорода Олонецкий драгунский полк. Эти войска были расквартированы, главным образом, по крепостям Сибирской линии. Отдельным подразделениям некоторых из этих полков летом предстояло принять участие в строительстве Ново-Ишимской (Горькой) пограничной линии, большая часть которой пролегала по территории современного Северного Казахстана. Возведение новой линии впереди старой – Ишимской («чрезвычайно ломаной» и требующей значительной затраты сил и средств для обслуживания) являлось одной из мер по укреплению границ. Возведение новой линии началось летом 1752 г. после личного обследования генерал-майором Киндерманом предполагаемой для строительства трассы и окончательного утверждения проекта Указом Сената 26 марта 1752 г. Строительство длилось до 1755 г. Согласно проекту, новая линия должна была состоять из двух шестиугольных и девяти четырехугольных крепостей, 33 редутов и 42 маяков. Однако к концу XVIII в. на Ново-Ишимской линии числилось 9 крепостей и 16 редутов.
На территории современной Северо-Казахстанской области располагались следующие из них: редут Пресногорьковский (ныне с. Пресноредут), крепость Кабанья (с. Кабанье), редут Пресноизбной (с. Екатериновка), крепость Пресновская (пос. Пресновка), редут Болотоколодезный (с. Новорыбинка), редут Саржанский (с. Сенжарка), редут Дубравный (с. Дубровное), крепость Становая (с. Становое), редут Гагарий (позже перенесен), редут Скопин (с. Маяк), крепость Святого Петра (г. Петропавловск), редут Плоский (с. Плоское), крепость Полуденная (с. Полудино), редут Медвежий (с. Медвежка), редут Чистый (с. Чистое), крепость Лебяжья (с. Лебяжье). Строительством этих укреплений было положено начало первым населенным пунктам на территории Северного Казахстана, некоторым из которых предстояло в скором времени стать центрами приходской православной жизни.
Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство. Еще в начале XVIII в. организатор российской армии и флота император Петр I повелел «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 г. назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Хотя военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани.
Военные священники дислоцированных в крепостях и редутах Ново-Ишимской линии конных и пеших полков были первыми представителями Русской Православной Церкви в Северном Казахстане. Именно они совершали молебны при закладке военных укреплений, а потом и духовно окормляли их строителей и стражей.
С завершением строительства в крепостях и редутах началась гарнизонная жизнь, связанная с организацией военной защиты государственных рубежей. Во второй половине XVIII в. каждый полковой священник состоял в ведении и под управлением того Преосвященного, в епархии которого квартировал его полк. В соответствии с существующим в то время церковно-административным делением военные укрепления Ново-Ишимской (Горькой) линии находились под юрисдикцией епархии Сибирской и Тобольской с центром в г. Тобольске.
Первыми храмами в укреплениях линии, вероятнее всего, были полковые походные церкви. Чаще всего это были палатки, иногда сборно-разборные конструкции, снабженные всем необходимым для отправления богослужения. Обычно они составляли имущество каждого военного полка и перемещались вместе с походным антиминсом и священником из укрепления в укрепление для совершения богослужений и исполнения треб.
Изначальными инженерными проектами укреплений строительство стационарных храмов не предусматривалось. Об этом свидетельствуют экспликации крепостей, датируемые 1763 г. Так, на приведенном ниже фрагменте плана крепости Лебяжьей, составленного в 1763 г., здание церкви не обозначено.
В первые годы существования линии в постоянных храмах, а также и штатах священнослужителей, очевидно, не было острой необходимости, поскольку гарнизоны ее укреплений были крайне малочисленны. Так, на 1755 г. гарнизон редута составлял от 16 до 46 человек, крепости – до 66 человек.
Они состояли из подразделений драгунских полков, присланных из сибирских городов казаков, а также казаков Донского и Яицкого казачьих войск, командированных на двухгодичную службу, а также башкирско-мещеряцких отрядов, сменяющихся каждый год. Причем состав и количество их постоянно менялись. Были моменты, когда на всей линии оставалось всего 500 человек ее защитников, при протяженности ее в 548 верст. Тем не менее, в конце 50-х гг. XVIII в. в крепости Св. Петра уже имелась часовня во имя этого святого.
Рост населения на линии начался в 60-е гг. XVIII в., когда было дозволено гарнизонным драгунам и солдатам «иметь каждому про себя домы» (хотя при этом передислокация полков происходила каждые 2-3 года). Первым «оседлым» населением в укреплениях становятся семьи расквартированных по линии регулярных драгунских, пехотных и гарнизонных команд, «крепостные» казаки, когда-то временно перемещенные на линию, а затем оставленные здесь служить навсегда под именем «сибирских линий казаков», отставные солдаты и драгуны, которым разрешено было вместе с семьями устраиваться при крепостях, высланные на линию для крепостных работ «колодники» и частью крестьяне, пожелавшие устроиться на ней под прикрытием войск.
Дореволюционный историк казачества генерал-майор Г.Е. Катанаев пишет: «Все эти добровольные и подневольные насельники, наравне с войсками, занимавшими линейные укрепления, состояли в исключительном ведении военного пограничного начальства и ни к одному из тогдашних дистриктов, наместничеств, провинций и губерний приписаны не были».
Другой дореволюционный историк – священник Григорий Цитович отмечает: «Расположение наших войск в больших массах преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы».
Очевидно, что увеличение населения на линии и необходимость усиления духовного воспитания личного состава послужили основанием для принятия командованием Сибирского корпуса и епархиальными властями решения о строительстве постоянных церквей в крепостях. На приведенном ниже фрагменте плана крепости Лебяжьей, датированного 1780 г., в самом ее центре обозначено буквой «А» здание крепостной церкви.
Первой на линии была возведена деревянная церковь Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Святого Петра (1766 г.). Несколько позже были построены деревянные церкви в крепостях: Пресновской – Михаило-Архангельская (1772 г.), Становой – Успения Пресвятой Богородицы (1772 г.), Полуденной – Михаило-Архангельская (1773 г.), Лебяжьей – Пророко-Ильинская (1774 г.).
Вновь построенные храмы были обеспечены постоянным штатом священно- и церковно-служителей. В 1778 г. клир церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Св. Петра состоял из двух священников, диакона, дьячка и пономаря (священники о. Иоанн Земляницын и о. Иоанн Малахов). Штаты церквей в других крепостях состояли из священника, дьячка и псаломщика. Священники: Михаило-Архангельской церкви крепости Пресновской – о. Феодор Серебрянников, Успенской церкви крепости Становой - о. Никита Одинцов, Михаило-Архангельской церкви крепости Полуденной – о. Матвей Шалабанов, Пророко-Ильинской церкви крепости Лебяжьей – о. Прокопий Земляницын.
Каждая из церквей имела свой приход. Самым крупным по числу прихожан был приход церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Св. Петра. В 1781 г. в его состав входили: крепость Петропавловская (166 дворов), редут Скопин (39 дворов), деревни Новопавлова (39 дворов), Кривозерна (61 двор), Дуплянкина (6 дворов). Всего насчитывалось 311 дворов, населения 2275 душ об. пола. В течении 1781 г. в приходе родилось - 150 чел., заключено браков 31, умерло - 131 чел. Социальный состав прихожан представлен военными, отставными, казаками, купцами, мещанами, крестьянами.
В последующие годы состав прихода постепенно увеличивается. В 1788 г. в нем 440 дворов. Из них в Петропавловской крепости – 204. Социальный состав прихожан церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла с учетом домовладений представлен следующим образом:
5 домов – духовные и их домашние,
15 домов – военные, их домашние и дворовые,
53 дома – казачья старшина, казаки и их домашние,
30 домов – купцы, мещане и их домашние,
75 домов – отставные и их домашние,
24 дома – крестьяне.
Всего в крепости проживает 596 душ м.п. и 661 душа ж.п.
В 1788 г. в деревнях Петропавловского прихода:
- Новопавловской – 56 домов, 172 души м.п. и 197 душ ж.п., население – отставные,
- Дуплянкиной – 12 домов, 60 душ м.п. и 40 душ ж.п., население – крестьяне,
- Кривозерной – 104 дома, 306 душ м.п. и 336 душ ж.п., население – отставные.
В редуте Скопином – 62 дома, 194 души м.п. и 170 душ ж.п., население – казаки.
Всего в 1788 г. в Петропавловском приходе числится 2728 душ об. п.
В приходе Успенской церкви крепости Становой в 1781 г. насчитывалось 218 дворов. К нему были приписаны: крепость Становая (41 двор), редут Сенжарский (26 дворов), редут Гагарий (45 дворов), а также деревни Курганского дистрикта: Ветушкова, Житких, Чебачья, Шестакова, Утечья, Рынкова и Актабаскова с общим количеством дворов – 106. Общее число прихожан – 1812 душ об.п.
В 1787 г. дворов в приходе – 371, прихожан – 2942 души об.п. Население – военные, казаки казачьей команды, отставные, крестьяне.
Приход Михаило-Архангельской церкви Пресновской крепости в 1781 г. насчитывал 115 дворов с числом душ об.п. 877. К нему были приписаны: крепости Пресновская и Кабанья, редуты Болотоколодезный и Избной.
В приходе Михаило-Архангельской церкви Полуденной крепости, включавшем в себя в 1781 г. вместе с крепостью редуты Медвежий и Плоский, состояло 62 двора с количеством населения – 679 душ об.п.
В Пророко-Ильинском приходе Лебяжьей крепости в 1781 г. числилось 81 двор и 451 душа об.п., проживавшие в самой крепости и редутах Лосевом и Чистом. Население – военные, казаки, отставные.
Почти одновременно со строительством Ново-Ишимской линии началось заселение так называемого «межлинейного пространства» (между старой и новой линиями). Крестьяне из различных районов Сибирской губернии активно переселялись на свободные необжитые территории, богатые плодородными землями, лугами, пастбищами и водными источниками. В 1759 г. в урочище Красный Яр крестьянами-переселенцами из Тобольского подгорного дистрикта основана слобода Красноярская, а в урочище Шакшах деревня Соколовская. Стремительный рост населения на обживаемых территориях привел к необходимости организации здесь самостоятельных приходов и строительства храмов. По решению Епархиальных властей в 1769 г. в слободе Красноярской Ишимского дистрикта была построена деревянная приходская Свято-Троицкая церковь. В 1781 г. в ее приходе было 299 дворов с количеством крестьянского населения 2587 душ об.п. Кроме слободы Красноярской в приходе значились деревни: Жилякова, Кустова, Долматова, Барнева, Красный Яр, Сивкова, Дубровна, Тавалжана.
В 1770 г. построена Покровская церковь в селе Соколово Ишимского дистрикта. В приходе 183 двора и населения 1586 душ об.п., проживающего еще в деревнях Вогулиной, Горбуновой, Малышкиной, Солоновке и Налобиной.
Все вышеназванные приходы и храмы в церковно-административном отношении находились в подчинении Сибирской и Тобольской епархии.
Таким образом, военная и крестьянская колонизация края, происходившие практически одновременно со второй половины XVIII в., самым непосредственным образом способствовали утверждению здесь влияния Русской Православной Церкви. Основным результатом этого процесса явилось формирование приходов, строительство храмов и включение их в единую церковно-административную систему.
Источники:
• ИАОО. Ф. 16 Омская Духовная Консистория
• Потанин Г. Материалы для истории Сибири. - М., 1867
• Словцов П. Историческое обозрение Сибири. - М., 1838
• ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 1. Д. 139. «Ведомость о состоящих в городе Тоболску и Тоболской губернии в городах и уездах соборных приходских церквах с показанием, сколко при приходских церквах и приписных к ним по званиям деревням состоит приходских дворов и в каждом приходе мужска и женска душ».
• Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. - Пятигорск, 1913
• С.Ф.Шатилов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 фев 2012 03:00 - 02 фев 2012 03:14 #6625 от mamin
Дело по доношению Омского духовного правления о строительстве и освящении в Полуденной крепости Омского заказа Михайловской церкви. (фонд 156 опись 3 дело 51 – архив в г.Тобольске).
1. Доношение. 1773 год.
Сего года марта 8 числа здешнего заказа Полуденной крепости выборной от миру церковный староста из отставных Онисим Ерков податель в духовное правление прошения прописал, что по линейному росписанию положена в реченной Полуденной крепости к строению церковь божия, которую все прихожане желают соорудить во имя Архистратига Божия Михаила, где уже и священник Матфей Шалабанов имеется, и лес к строению тоя церкви уже заготовлен, просим к Вашему Преосвященству о грамоте на обложение в той Полуденной крепости церкви представить.
2. Грамота.
… того ради благословить протоиерею Федорову в оной Полуденной крепости вновь деревянную во имя Архистратига Божия Михаила церковь на удобном и неводопоемном и оных таких случае безопасном месте починоположению церковному собор обложить.
3. Рапорт о получении грамоты.
4. Доношение священника Матфея Шалабанова.
Нахожуся я нижайший по означенной крепости Полуденной с 772 года сентября с 20? числа, а определен по прошению моему Вашим Преосвященством того же 772 года августа 10? Числа к церкви Троицкого полку во имя Пресвятой огородицы Казанского Явления, которая по формировке полкова назначена была в оную Полуденную крепость, а ныне оная церковь определена и проведена? Тобольной линии в Становую крепость, почему состоит и по сие число в той Становой крепости. А мне нижайшему из оных полковых церквей никакой не досталось и с прибытия моего в оную крепость по согласию здешних прихожан на место оной церкви хоша и с требования Вашего Преосвященства вновь деревянную во имя Собору Архистратига Михаила заложенная Грамота, которая и получена 773 году апреля 2 числа, а начатия к строению оной церкви и по ныне не имеется, да и к строением произвесть оную некем. Потому что живущих в оной крепости малолюдство по числу отставных считается всего десять человек, да того же прихода редута Плоского три? Да редута Медвежьего шесть человек, и то оные люди скудные и недостаточны и к строению в помощество расчет моему даны? Прихожан неодного? Человека не имеется, а о понуждении оных прихожан к заложению и неоднократно мною требованию было ?? на то и по ныне оным прихожанам возбуждения не имеется. А мне нижайшему находиться в оной крепости Полуденной без церкви чрез многие годы неприлично да и не желаемо… перевесть и определить меня Баженовского села к церкви. 1775 год декабря 19 числа.
5. Рапорт Омского протопопа Федорова.
1777 год мая 20-го
Во исполнение грамоты марта 18 1773 года здешнего Омского заказа в Полуденной крепости о обложении вновь деревянной церкви во имя Аристратига Божия Михаила та церковь мною сего года мая 15 дня Соборно обложена и велено ту церковь строить по подобию грекороссийских церквей и точная грамота в церковное хранение отдана.
6. Прошение Омского заказа Полуденной крепости от церковного старосты Анисима Еркова.
Прошлого 773 18 марта по грамоте, Омского заказа протопопом Петром Федоровым и минувшего 1777 года мая 15 обложенная …церковь в совершенное уже строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностями удовольствована… покорнейше прошу на освящении оной церкви наградить благословенной грамотою.
1778 год января 13 дня
Вместо Еркова руку приложил копиист Федор Чекунов.
7. Грамота № 69 16 января 1778 год
8. Рапорты о получении грамоты.

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 02 фев 2012 03:14 от Шиловъ.
Спасибо сказали: sergey75, Сильвестр, Светлана, Нечай, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 апр 2012 09:13 - 05 апр 2012 09:56 #7190 от mamin
Думаю, что нижеприведенные данные можно считать относящимися к данным по приходам Горькой линии, поэтому размещаю здесь.(может быть разнести отдельно по станицам и крепостям?)
Из клировых ведомостей 1800 года Тобольской епархии:
Омского заказа.
Ведомость о священно- церковнослужительских детях. Там же ведомость о священно- церковнослужителях.
Объединила все данные.
Омской крепости Воскресенской церкви:
священник Илья Владимиров, сын Петр 3 года, новорожденный Александр - 17.08.
диакон Петр Сергеев Омский 21 год, сын Павел -новорожденный 1.11.
священник Стефан Федоров Куртуков сын Христофор 11 лет.
в должности дьячка запрещен.священник Симеон Гаврилов Пушкарев 43 года, дети: Иван 17, Илья 16, Андрей 3.
пономарь Дмитрей Алексеев Седачев 16 лет
Ильинская церковь:
священник Сергей Андреев Новодчиков 30 лет, дети: Платон 5, Василей 4
диакон Андрей Алексеев Лудкин? 35 лет
дьячек Василей Петров Стрельников 22 года
пономарь Алексей Андреев Невочиков? 13 лет
крепости Николаевской:
священник Филипп Иванов Мальцов 44 года, сын Иван 9 лет
дьячек Петр Тиханов Космаков 37 лет.
пономарь Михаил Сидоров Серебренников 15 лет.
форпоста Ачаирского:
священник Тимофей Алексеев Лепехин 55 лет.
дьячек Лаврентей Лапин 25 лет.
Ишимского округа:(сведения есть только по детям)
крепость Лебяжья:
дьячек максим Симонов, дети: Лев 4 Яков 1.
Полуденная крепость:
священник Павел Сотников, дети: Михайло 5, Петр 2.
Становая крепость:
священник Яков Куртунов, сын Николай 7.+ Алексей родился 11 мая 1800г
дьячек Димитрий Родионов, сын Алексей 2.
пономарь Василей Марковский, сын Иван 2.
пономарь Иван Лаврентьев, + сын Гавриил родился 18 июля 1800г
Петропавловская крепость:
священник Иоанн Погребцов. сын Федор 5.
диакон Яков Полков, дети: Григорий 8, Федор 1.+ Павел родился 29 июня 1800г
дьячек Василей Хлынов, дети: Федор 7, Иван 5, Петр 1.

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 05 апр 2012 09:56 от mamin.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 апр 2012 08:53 #7343 от mamin
Ну и еще плюсом...
1820 год. Клировые ведомости. Сохранились наполовину (обрыв книги с краев), поэтому только то, что разобрала.
(архив г.Тобольска ф156 о19 д65)
Петропавловской крепости
священник благочинный Иосиф Андреев Лаврентьев 35 лет
2-ой священник???
диакон Димитрий Васильев Иноземцев 25 лет
дьячки: Василий Григорьев Хлынов 57 лет
2-ой ???
Становой крепости
священник Яков Иванов ?амов 41 год
дьячок, пономарь???
Полуденной крепости
священник Павел Петров Сотников 48 лет
пономарь??? 19 лет
Лебяжьей крепости
???

С уважением, Галина.
Спасибо сказали: Patriot

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 сен 2012 01:16 - 14 сен 2012 23:55 #9420 от Минусин
Служба Священников в округах Киргизской степи была опасна и трудна . Желающих было немного .
Чтобы привлечь их и обезопасить родился этот интересный документ ( выписка ):

Октября 12 1854 года .
Высочайше утвержденное положение Военного Совета
" О назначении деньщиков Священникам 1 , 2 и 10 полков СЛКВ "

Военный Совет рассмотрев представление Департамента Военных поселений ....положил :
назначить деньщиков Священникам 1 , 2 и 10 полков СЛКВ , как определенным уже в селения сих полков , так и впредь имеющим быть определенным , каждому по одному деньщику в натуре , с содержанием от казны .

ист . ПСЗРИ 28628
Последнее редактирование: 14 сен 2012 23:55 от Минусин.
Спасибо сказали: otetz007, Patriot, bgleo, Пещановец, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 сен 2013 08:22 #16652 от 1960
Из книги Сергея Виниченко «Исход. Трагедия горьколинейных станиц в начале XX века.Курган.2012»
О священнике о. Василии (Преображенском) служившем в ст.Пресногорьковской
Василий Александрович вырос в бедной крестьянской семье, проживавшей в Вологодской губернии. В 1901 году окончил семинарию и был назначен священником при Погосте Тотемского уезда. В 1909 году он вместе с семьей был сослан в станицу Пресногорьковскую под надзор полиции за то, что в своем доме хранил рабочую типографию брата своей жены, известного революционера В.Х.Попова (партийная кличка «Василий Темный»). Жена священника, Анна Христофоровна, была заведующей казачьим училищем. В 1923 году ее арестовали по доносу – в учительской была обнаружена газета с ее пометками, в которой говорилось, что все отобранное у народа зерно не вывезено и горит в вагонах. «Мать посадили, каждое утро ее водили в контору, где она выполняла бухгалтерскую работу, а вечером возвращали в тюрьму. Хлопотал за нее и способствовал ее освобождению И.М.Туровский»- вспоминал Сергей Преображенский. Умерла она в 1947 году в Свердловске.
Дети Преображенских: Александр и Екатерина (умерли в раннем возрасте в 20-х годах, похоронены в Пресногорьковке, рядом с отцом), Людмила (┼ в 1946 г. в Кемерово), Николай (1910 – 1943 гг.), Владимир (1917 – 1981 гг.) военврач, Сергей (1904 – 1990 гг.).
В Пресногорьковке Преображенских очень уважали – еще в конце 90-х старожилы вспоминали Анну Христофоровну как очень строгую и справедливую учительницу.
В 1921 году священник Василий Преображенский и церковный староста Петр Лученинов были расстреляны как участники Западно-Ишимского восстания, с формулировкой «за участие в шпионаже и грабеже». Отец Василий принял мученическую смерть. Каратели привязали его цепями и дубу, росшему рядом с почтовым трактом у леса Маяк и долго пытали, после чего расстреляли.
В сентябре 1977 года автору книги пришлось копать могильную яму в юго-восточном углу кладбища, самом дальнем от входа на погост. На метровой глубине лом провалился в пустоту, из которой был извлечен большой человеческий череп. Мы продолжали копать, обнаружили рядом детские останки. Остатков гроба обнаружено не было. По словам подошедших стариков, это был прах расстрелянного весной 1921 года священника Василия Преображенского и его дочери Екатерины, умершей в возрасте восьми лет в том же году. По воспоминаниям С.В.Преображенского, она была похоронена рядом с братом - близнецом Александром вскоре после возвращения из отступления на восток с белыми в январе 1920 года. Скорее всего, батюшка после расстрела был похоронен женой рядом с умершими ранее детьми. Это значит, что мы не потревожили прах третьего. Захоронения постепенно заросли травой, холмики сравнялись с землей, и через шесть десятков лет бригада копателей выбрала уже ровное место для нового погребения. Сейчас на месте найденных останков находится захоронение Токаревой. Фотографию расстрелянного я увидел лишь спустя тридцать лет в журнале «Урал». Сергей Преображенский побывал в Пресногорьковке в 1973 году и видел человека, расстрелявшего его отца. Фамилию его Сергей Васильевич так никому и не сказал. Мне по косвенным показаниям удалось узнать имя палача, но по этическим соображениям обнародовать его не буду. Тело убитого псаломщика Петра Васильевича Лученинова было выкрадено у расстрельной команды женой Любавой Андреевной и тайно захоронено. О месте погребения не рассказывали даже внукам, боясь преследований. После расстрела семья была выслана в Челябинскую область, там остался сын Филипп. Любава вернулась в станицу, где умерли сын Николай и дочь Агния (от брюшного тифа). Младшая дочь, Анна Петровна, скончалась в Пресногорьковке в 1993 году. По-видимому, и захоронение о. Василия оставалось под запретом, о чем свидетельствует тот факт, что он был захоронен без гроба на небольшой глубине, даже холмика не осталось, не говоря уже о кресте.
«Омские епархиальные ведомости» в феврале 1917 года поместили заметку под названием «Пастырь добрый». В ней обыватель писал: «Из ст. Пресногорьковской переведен в Ново – Омск священник о. Василий Преображенский. За свою семилетнюю службу в станице он зарекомендовал себя как истинный пастырь народа и как общественный деятель. Он был инициатором и учредителем Богородице-Казанского братства, которое снабжает станицу учебными пособиями и преследует благотворительные цели. В 1916 году оно кормило бедных. В нынешнюю войну оказывает посильную поддержку солдаткам. До открытия здесь высшего начального училища Братство имело школу, которая подготовила учеников в высшее начальное училище, и все ученики 4 класса являются воспитанниками братства. Братство не оставляет своих выучеников и сейчас, давая им стипендии: например в Курганской гимназии есть братская стипендиатка (Меринова Т.Д. – прим.С.В). Преображенским было открыто кредитное товарищество, которое имеет паровую мельницу и наличный капитал. Им же учреждены: общество потребителей, которое имеет магазин и с/х общество, целью которого является снабжение населения с/х машинами на прокат, с/х общество имеет показательное поле. Св. Преображенский во всех этих учреждениях принимал деятельное участие и состоял председателем.. Узнав о переводе своего пастыря, прихожане поднесли ему письменный прибор с надписью: «священнику о. Василию Преображенскому от благодарных Пресногорьковичей». Общество потребителей, в благодарность за плодотворную деятельность вручило ему 100 рублей на проезд. Рождественские праздники о. Василий провел со своими прихожанами. 15 января им была отслужена последняя литургия. Почти вся станица собралась в храме. Трогательно было прощание пастыря с пасомыми. Плакал священник, плакали и прихожане. После обедни священник уезжал. Масса народа провожала его. Многие поехали провожать версты за две, а о. дьякон, учащие высшего начального училища и следователь поехали провожать за 18 верст до ближайшего поселка. Станица лишилась главного импульса культурной и общественной жизни. Венцом его деятельности было открытие и постройка высшего начального училища. Если бы не о. Василий, долго бы здесь не было училища, а, будучи открытым, оно ютилось бы по квартирам. Благодаря его стараниям оно имеет теперь собственное просторное светлое двухэтажное здание (сгорело в 1959 г. – прим.С.В.)». Автор не случайно привел пространную выдержку, сохраняя стиль. Трудно поверить, но через четыре года после проводов священник будет расстрелян этими же людьми и забыт на десятки лет. Слова епископа Андроника о судьбе храма.оказались пророческими – будучи на Рождественской службе через 95 лет после последнего служения о.Василия, в 2012 году, автор увидел в храме лишь два десятка старушек. Жители Пресногорьковки больше тянулись к бару в поисках развлечений.
В 1922 году имущество, ценные вещи храма были описаны комиссией во главе с Ф.Н.Церахто. В описи от 24 мая 1923 года значатся: церковь каменная с оградой, занесенной железной решеткой на каменном фундаменте, колоколов 7 ( вес: первого 125 пудов 29фунтов, второго – 70 пудов, третьего – 25 пудов, четвертого -20 пудов, пятого – 7 пудов, шестого -5 пудов, седьмого – 1 пуд). Среди утвари упоминаются почему-то не экспроприированные комсомольцами два серебряных сосуда и два креста, а также 13 больших икон и 40 маленьких «разного вида деревянных». Некогда богатейшая церковь была разграблена вчистую, отобраны даже испорченные часы. Долгое время ходили слухи, что церковные ценности были спрятаны в потайной подвальной комнате, где их до сего дня не нашли. Но их не нашли и строители, вскрывавшие пол во время реставрации в 2005 году.
В 1935 году храм был закрыт по решению схода селян и превращен в склад для хранения зерна. Им засыпали всю церковь, а весной обнаружили нехватку зерна. Был арестован сторож и посажен в КПЗ. Оказалось, что пол не выдержал веса, и часть зерна стекла в подвалы, которые существовали до войны, в них обучали военному делу (впоследствии их засыпали). Существует версия о подземном ходе, ведущем за пределы крепости, начало которому в подвалах. Однако, ни при строительстве школы (1976 – 1982 гг.), ни при постройке водопровода никаких следов его обнаружено не было. Кладбище и церковь были обнесены забором (кирпичная невысокая кладка и по ней кованый железный забор – его остатки в конце века у домов Т.Л.Канахиной и Л.Шороховой, в 2010 году ограда установлена у дома Виниченко В.Н. по ул. Береговой). Еще в 90-е годы остатки чугунных могильных надгробий, расколотых надвое, валялись по селу. Сами следы кладбища стерты. В 40-е годы колокольня была разобрана для строительства МТС, она была выше оставшейся части (17м) и имела остроконечный купол. До сих пор стоят стены МТС из старинного кирпича с непонятным клеймом, практически не осталось очевидцев строительства мастерской в середине 30-х годов.
Из воспоминаний Ю.Ф.Ермолаева (род. в 1926 году): « На центральной площади стоял Никольский храм. Прекрасное архитектурное сооружение с двумя колокольнями – Большой и Малой. Со всех четырех сторон Большой колокольни висели колокола. На северной - самый большой (он долго валялся в церковной ограде, на нем была надпись гласившая, что его отлили в 1678 году), на восточной - два поменьше, на южной - четыре еще меньшего размера и на западной - восемь самых маленьких.
Вторая колокольня была пониже первой и находилась в восточной части храма. Церковь была побелена. Кровля была покрыта жестью и блестела как новая. Церковь была со всех сторон ограждена оградой из металла на фундаменте, который был выложен из кирпича.
Все сооружение было обсажено тополями, которые к нашим дням стали могучими столетними богатырями. Внутри ограды было несколько захоронений, накрытые мраморными плитами, надписи на которых не помню. В ограду было два входа ворот с арками с запада и востока.
Весной 1935 года начали разбирать церковь. Из окон школы мы смотрели, как снимали с колоколен кресты, сбрасывали колокола. Миру было возле церкви уйма, половина Пресногорьковки сбежалось глазеть на это зрелище, но милиция близко никого не подпускала, кроме рабочих, которые крушили это прекрасное строение. Ломка поддавалась с трудом, так как кладка была добротная на хорошем растворе. И кирпич и раствор ломался только со звоном, ломали долго».
Из воспоминаний И.С.Горшкова (┼ в 1994 г. в возрасте 86 лет):
«Церковь разрушали в 1931-32 годах. Сбрасывали колокола, снимали кресты, растаскивали все, что было внутри, после был клуб с пожарной частью, к тому времени не было ни окон, ни дверей, ни полов. Вид с улицы был очень красивым, когда она работала. Двери, железная ограда, высокие тополя. У стен на кладбище было три памятника..».
«Церковь украшали все жители, дарили, кто что мог, колокол в 64 пуда подарила вдова офицера Ядрилова. Дарили ковры, скатерти. В субботу и перед праздниками девушки ходили мыть пол, ребята носили воду. Украшали церковь садовыми и полевыми цветами, зимой бумажными венками и букетами. Нам, детворе, разрешали подниматься на колокольню, но колокола запрещали трогать. Их было 4 на все стороны света. Сторож жил рядом в сторожке. Иконы были переданы в Петропавловский музей» (Демченко М.Я. 85 лет).
«Специалистом по погрому церквей был некто Давыдыч, житель села Камышловки, он сбросил кресты с Камышловской церкви, колокола с Пресногорьковской и Пресновской церквей, был большой любитель выпить и избить до полусмерти человека» (Лавринов Н.Г). Этот погромщик храмов в конце концов свалился с купола и разбился насмерть.
С южной стороны была сделана пристройка для сцены Дома культуры. На втором этаже настелили пол, открыли районную библиотеку. С 1957 по 1983 годы здание использовалось как пожарная часть. К этому времени разобрали колонны центрального входа, вырубили ворота для выезда пожарных машин, засыпали подвалы, выкопали ямы для осмотра машин, забетонировали подвал для воды. В мощных двухстворчатых дверях, через которые прошло несколько поколений станичников, проделали дыру для трубы – качали воду в пожарные машины. В алтаре поставили электродвигатели. 16 апреля 1992 ,года при очистке здания храма, церковным старостой В.А.Хандюковым в холодном приделе под алтарем, под тремя рядами кирпича, было обнаружено захоронение (глубиной до 2м). В нем обнаружен скелет человека среднего роста, волос и ногтевых пластинок нет, остатков одежды нет, кроме двух костяных пуговиц, цвет костей песочный с белым налетом. Когда я спустился в могилу, то был удивлен видом удивительно жирной и черной земли.
На следующий день, после молитвы о. Глеба, прах был погребен там же. Электромоторы на бетонном фундаменте убрать не удалось, поэтому пол в этом приделе настелен почти под самые подоконники. Доски положили сверху моторов.
Версия автора: после основания крепости летом 1752 года, вплоть до закладки каменного храма в 1801 году, кладбище располагалось в пределах четырехугольных стен крепости, в западной ее части. За пределы кладбище не выносили, так как оно могло быть уничтожено при набегах. Каменный храм заложили на месте сгоревшей церкви прямо на кладбище. Ряд захоронений драгун и казаков оказались внутри церкви.
В сентябре 1990 года у северной стены церкви провалилась земля. Автор со школьниками на глубине 70 см обнаружил саркофаг из тонкого красного кирпича, под которым были остатки богатого гроба (толстое дерево с остатками материи, прибитой декоративными медными гвоздями. На остатках торцевых досок – медные ручки). Из одежды березовые (из коры) стельки сапог, из остатков волос – толстая коса.
Одно из захоронений, земля над которым провалилась, было перенесено о. Романом в 2005 году на другое место в церковной ограде.
Начало восстановлению храма положил уроженец Пресногорьковской Николай Владимирович Коляда ( род. в 1957 г.), известный в России и за рубежом писатель и драматург.
6 ноября 1990 года по инициативе Н.В.Коляды и председателя сельского Совета Виниченко Н.Д. был приглашен о. Виктор (Петров), настоятель Косьмо – Демьянской церкви г. Кустаная. Церковь была освящена при большом стечении народа в сильную пургу. Люди набились внутрь здания, заняли все оконные и дверные проемы, которые не имели ни дверей, ни рам. Люди, столько лет разрушавшие здание, теперь, словно осознав свой тяжкий грех, в молчании слушали отца Виктора.
Летом 1991 года настоятелем Свято – Никольского храма был назначен о. Глеб (М.Авдеев), москвич, 28 лет, иеромонах (при нем началось восстановление церкви, память о его пребывании в Пресногорьковке хранится в наших сердцах). Восстановление началось весной 1992 года (Хандюков В.А. Коваль М.). 19 января 1992 год произведен первый после 1921 года обряд Крещения в Иордани на озере Пресном, а в мае водружены кресты на куполе. Летом 1993 года были заложены ворота для пожарных машин с южной стороны. 23.12.93 отец Глеб покинул Пресногорьковку, что стало большой потерей для сельчан. Епархия назначала для ведения службы священников – о. Викентий (1994 – 1995 гг.), о. Владимир (Волощук) (14.04.95 – август 96), о. Олег (Лебедев) (сентябрь 1996 – 1999 гг.). О. Роман (Зверев) принял активнейшее участие в реставрации церкви летом – осенью 2005 года, работал вместе с реставраторами, сам красил кресты на огромной высоте, показал себя настоящим подвижником. Им были перезахоронены останки из могильной ямы севернее храма (уехал весной 2010 года). Летом 2005 года храм был частично восстановлен. Вновь грянул над станицей колокольный звон.
Известны лишь три фотографии Храма в Пресногорьковке дореволюционного периода.
Первая сделана в конце девятнадцатого века Э.Ярженовским и помещена в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Спб.1903». Съемка сделана с пожарной каланчи станичного правления и дает общий план расположения церкви с восточной стороны.
Вторая фотография принадлежит сотнику Н.Г.Катанаеву (1909 год), снимок сделан весной в яркую, солнечную погоду с запада, со стороны нынешнего стадиона. Третья фотография сделана с северной стороны в период с 1909 по 1918 год предположительно Анной Христофоровной Преображенской, которая увлекалась фотографией (личный архив Преображенских, г. Москва. Переданы в Пресногорьковку драматургом Н.В.Колядой).

Авторское отступление. Домик, в котором я появился на свет, стоял всего в трехстах метрах от северного входа в Храм. Я не был воспитан в православии, но через всю сознательную жизнь пронес величественный образ единственного купола с торчащим вместо креста железным штырем. Мне кажется теперь, что именно притягивающий образ нашего полуразрушенного Храма помог мне преодолеть жизненные трудности и, в конечном итоге, пройти путь от воинствующего атеиста до верующего человека.
Наш старинный Храм…Место встречи человека с Богом. Через огромные двустворчатые деревянные двери за полтора столетия церковной службы прошли сотни казаков и казачек. В этих стенах крестили, венчали, отпевали целые поколения станичников и иногородних поселян. Толстенные метрические книги содержат подробную информацию об этих людях. Правильно будет сказать, что Божий Храм был духовным центром станицы, местом, где люди возносили совместную молитву ко Господу. Отсюда они отправлялись в христианскую жизнь, уходили на многочисленные войны, от каменных стен их увозили в последний путь – на погосты окрестных поселков. Даже школа была построена под сенью креста. Не потому ли из стен ее вышел целый ряд известных всей стране людей, и в этом видится мне промысел Божий. Великолепный Храм подвергли поруганию в годы оголтелого атеизма. Богатый интерьер Храма остался лишь на фотографии 1909 года, сделанной Н.Г.Катанаевым. Будто из прошлого шагнул к нам с фотографического изображения псаломщик Василий Иоаннович Серебренников, служивший в Храме более шестидесяти лет. Сегодня Свято-Никольский храм вновь радует глаз. Именно он невидимыми нитями связал прошлое и настоящее, умерших и ныне живущих. Крепко свяжет он и будущее, которое неминуемо станет прошлым. И будет стоять вечно…
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, svekolnik, Минусин, Сильвестр, Светлана, lubango6, Нечай, nataleks у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 сен 2013 12:48 - 20 сен 2013 12:50 #16656 от 1960
о.Василий (Преображенский) с женой Анной Христофоровной,1904 год(из архива Виниченко С)


Вложение не найдено

Последнее редактирование: 20 сен 2013 12:50 от 1960. Причина: подпись
Спасибо сказали: Шиловъ, bgleo, Светлана, URALOCHKA, Redut

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 сен 2013 14:21 - 21 сен 2013 03:09 #16657 от bgleo
Вот это именно те священники, которыми я восхищаюсь. Именно благодаря им живо Православие на Руси. Не Патриархи (такие как Кирилл), а именно такие Батюшки ведут Россию к Богу.

С уважением, Борис Леонтьев
Последнее редактирование: 21 сен 2013 03:09 от Шиловъ.
Спасибо сказали: Нечай, Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 сен 2013 08:55 #16662 от 1960
Хорошо сказал, брат!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 фев 2014 06:47 #19149 от 1960
Виниченко Сергей

Расстрельное утро
( о.Василию Преображенскому, прах обнаружен автором в 1977 году на месте расстрела в ст.Пресногорьковской в марте 1921 года, убийцы всю жизнь прожили в станице и были живы еще в 80-е годы, однако все их потомки закончили плохо – совершали уголовные преступления, были алкоголиками, постепенно исчезли в никуда)

В дверь прикладами заколотили,
Заорали в окно: «Открывать!»,
До потери сознания били,
Повели на погост – убивать.

Не просил, не молил о пощаде,
Страха не было, только печаль,
Била в колокол мысль: «Бога ради,
Ты семью мою не оставляй!».

В строгом очерке улиц станицы
Усмотрел в небо вколотый крест,
И восток осветили зарницы,
Палачам скоро ждать надоест.

Хлопнул выстрел, второго не слышал,
В землю ткнулся лицом, не дыша,
Словно в детстве на улицу вышел-
Дуновеньем взлетела Душа.

Босиком по траве побежала
На далекий и теплый рассвет,
Далеко позади оставляла
Россыпь звездную прожитых лет.

Быстро яму бойцы закидали,
Навалив комья мерзлой земли,
Самогоном свой грех заливали,
Все с собою сюда принесли.

Видел он, как собрали лопаты,
Закурили одну на троих,
И по грязному снегу куда-то,
Поплелись, говоря о живых.

…и летела Душа, и просила
Отогнать «ослепившую тьму»,
От убийц – их навеки простила.
Может это когда-то пойму.
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Сильвестр, Светлана, Пещановец, Нечай, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 фев 2014 07:08 #19150 от Нечай

bgleo пишет: Вот это именно те священники, которыми я восхищаюсь. Именно благодаря им живо Православие на Руси. Не Патриархи (такие как Кирилл), а именно такие Батюшки ведут Россию к Богу.


Попалось такое, отражающее выше:

«И врата ада не одолеют её» В. Смоленский

Бывают, конечно, попы,
Епископы тоже бывали,
Что не видели узкой тропы,
Уводящей в небесные дали
Серафимовские стопы...
Разные есть попы...

Бывают архиереи,
И даже митрополиты,
Что в кадильной прелести рея,
Над юдолью, слезами политой,
Гордятся, в мантиях прея...
Разные архиереи...

И патриархи бывали,
Бывали римские папы,
Что к власти тянули лапы,
Многих святых унижали...
Да простит им Господь, косолапым!
Разные папы бывали...

Но, всё-таки, люди эти
Иного хотели счастья,
И они — сквозь грехи столетий —
До меня донесли Причастье.
Спасибо сказали: bgleo, Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 фев 2014 09:13 #19189 от Нечай
Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве.

Об истории собора, включая фотографии здесь:

nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/history
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Калдаманец, Куренев, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 март 2014 10:16 #20103 от nataleks
Гос. архив в г. Тобольске.
Фонд И156 (Тобольская духовная консистория), опись 2, дело 1180.
О строительстве церквей на Новой линии, в крепостях святого Петра и Пресногорьковской.
1765 – 1774 гг.

По материалам дела понятно, что первая церковь в крепости св. Петра появилась в 1774 г., вместо временной часовни, и только тогда у крепостного священника появилась возможность не только крестить и отпевать, но и венчать – именно с этого момента крепостные метрические книги могут быть обнаружены во всей полноте, в трех частях. Однако нужно иметь в виду, что здесь же, в крепости, была еще походная церковь Азовского драгунского полка. В ней можно было совершать и обряды, и таинства – и, конечно же, оставлять о них записи...
А в Пресногорьковской, оказывается, была только часовня – чтобы обвенчаться, ездили за сто, а то и за двести верст. Церковь же построена также в 1774 г.

Читайте источник! Сердечная благодарность АИС-ЭЛАР!!!

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, Минусин, Светлана, Нечай, Lyubchinova, Redut, Mirko, 1960 у этого пользователя есть и 1 других благодарностей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 март 2014 23:57 - 25 март 2014 01:02 #20117 от Минусин

nataleks пишет: вместо временной часовни, и только тогда у крепостного священника появилась возможность не только крестить и отпевать, но и венчать

выполнение треб и ведение МК зависело не от наличия какого либо культового помещения , а зависело от наличия и вида духовенства .
В армейских полках , а так же в отдаленных крепостных гарнизонах где не было гражданского населения , служили представители исключительно черного духовенства - иеромонахи . Им , в частности , запрещено было совершать браки - требовалось специальное разрешение Архиерея ( ПСЗРИ-1, №52 , 1721 г). И если отсутствует в МК часть 2-я " Обраке " , то значит этого разрешения служивший иеромонах не имел . Примером могут быть МК ст. Атбасарской за определенный период , где нет записей о браке при служившем там иеромонахе .
Последнее редактирование: 25 март 2014 01:02 от Минусин.
Спасибо сказали: miha, Patriot, bgleo, Светлана, Нечай, nataleks, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 март 2014 09:23 #20125 от 1960
Наталья Алексеевна, огромное спасибо за тобольский файл! С осени занимаюсь расшифровкой этих документов, времени совершенно нет, тут Вы здорово помогли . Дело о строительстве храма в крепости Пресногорьковской довольно запутанно по причине перестройки крепости после 1765 года. Кроме того, в крепость назначались полковые священники Азовского и Луцкого полков, которые справляли службу в полевых условиях с антиминсом. Сложная переписка между Тобольском, Ялуторовском,Омском и комендантом крепости Пресногорьковской и ее священником длилась довольно долго. В целом, картина сложилась понятная после изучения документов.
Спасибо сказали: nataleks, Redut, svetlaya

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.