- ФОРУМ
- КУЛЬТУРА СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- КАЗАЧИЙ ДУХ
- ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
- горьколинеец
- Автор темы
09 авг 2011 20:44 #1750
от горьколинеец
Отношение к женщине
По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно, оберегать и защищать ее честь и достоинство, ибо женщина - это будущее твоего народа. Не обижай женщину, если она с тобой хоть немного, она твоя на это время, а своих не обижают. Гуляй с любыми, но в жены бери только своих, казачек.
При этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированьт самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Существовало четкое распределёйие обязанностей и работ по половому признаку. Так, мужскими считались работы, распространяющиеся на подворье и за пределы «своей» территории, женские — на дом, огород. Мужчина пахал, сеял, заготавливал корма, рубил лес, ухаживал за скотом (при этом в большей степени это касается лишь волов и лошадей), изготавливал орудия труда и т.д. Такое разделение труда отразилось и в фольклоре: «Без хозяина двор плачет, а без хозяйки хата». Ни при каких условиях, мужчина не выполнял такие виды работ, как приготовление пищи или уборка дома, если жена не была больна или в отъезде: «Вроде как пазор был, мушина будет работать женщины работу»; «Дед с казаков, он щитает тока сваю работу мушскую, а вот к маёй работе он не касаеца. Ани, казаки, так и делали. Ну, накосить сена, дров запастись, дастать кармов. А вот как я кармлю, как я паю, как я сматрю в гароде — эта я сама. И скатина — ухаживали женщины, и даили, в паили, и кармилн, и чистили. А казаки — эта казаки».
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.
“Сор из избы не выносить” и при детях отношения не выяснять.
Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Обычай не допускал. чтобы женщина присутствовала на Круге даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, крестный, муж, старший брат или атаман. Казачка может сама выбрать себе ходатая из своих станичников. Одинокая казачка пользуется личной защитой атамана, членов правления и стариков, тогда ее интересы представляет Атаман. «Бабья нога на Круг не ступает, не то все решения принятые на Круге объявляются недействительными, не имеющими законной силы», — гласит казачья заповедь.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
На людях, между мужем и женой соблюдалась сдержанность.
Казачки, естественно, принимали участие в семейных праздниках казаков, но не садились за стол с мужчинами, если к казаку пришли гости. При гостях казачка накрывала стол, могла убрать со стола посуду, поставить новые блюда, но при посторонних не мыла посуду, не подметала и не мыла пол.
Недопустимо было казачке вмешиваться в мужские разговоры. Вместе с тем – «бабе не доверяй, нельзя, она без зла продаст, у нее натура такая особая, нам не понятная».
В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль, воспитывали характер самостоятельный и гордый.
Девушки, были свободны в личной жизни и могли отказываться от брака до тех пор, пока возраст позволял (невесты - от 13 до 21 года, жениха от 16 до 22 лет).
Кубанцы жили большими семьями, молодую жену парубок приводил к родителям, где, по обычаю, в мужской половине дома распоряжался свёкор, а женской свекровь. Нередко сначала молодуха выполняла сложную и грязную работу. Старшая невестка могла распределять работу между младшими невестками и сестрами мужа.
Если казак погибал на войне, вдова имела право оставаться в семье мужа и в некоторых случаях считалась главой семьи, а так же могла вернуться к родителеям или выделится в отдельное хозяйство. Даже в доме свекра вдове-невестке разрешалось выходить замуж повторно, выбрать жениха по своему усмотрению, или даже выйти замуж за младшего брата покойного мужа.
Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно окрещеной. Ни о какой дискриминации по национальному признаку не могло быть и речи.
Приучай женщину, что мужчина в любой миг может покинуть в силу надобности дом по своим мужским делам. Старая бабушка-казачка говорила: если раза два в месяц вне дома переночевать негде(у кунаков, односумов) - все равно - уйди в поле и переночуй..
По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно, оберегать и защищать ее честь и достоинство, ибо женщина - это будущее твоего народа. Не обижай женщину, если она с тобой хоть немного, она твоя на это время, а своих не обижают. Гуляй с любыми, но в жены бери только своих, казачек.
При этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированьт самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Существовало четкое распределёйие обязанностей и работ по половому признаку. Так, мужскими считались работы, распространяющиеся на подворье и за пределы «своей» территории, женские — на дом, огород. Мужчина пахал, сеял, заготавливал корма, рубил лес, ухаживал за скотом (при этом в большей степени это касается лишь волов и лошадей), изготавливал орудия труда и т.д. Такое разделение труда отразилось и в фольклоре: «Без хозяина двор плачет, а без хозяйки хата». Ни при каких условиях, мужчина не выполнял такие виды работ, как приготовление пищи или уборка дома, если жена не была больна или в отъезде: «Вроде как пазор был, мушина будет работать женщины работу»; «Дед с казаков, он щитает тока сваю работу мушскую, а вот к маёй работе он не касаеца. Ани, казаки, так и делали. Ну, накосить сена, дров запастись, дастать кармов. А вот как я кармлю, как я паю, как я сматрю в гароде — эта я сама. И скатина — ухаживали женщины, и даили, в паили, и кармилн, и чистили. А казаки — эта казаки».
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.
“Сор из избы не выносить” и при детях отношения не выяснять.
Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Обычай не допускал. чтобы женщина присутствовала на Круге даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, крестный, муж, старший брат или атаман. Казачка может сама выбрать себе ходатая из своих станичников. Одинокая казачка пользуется личной защитой атамана, членов правления и стариков, тогда ее интересы представляет Атаман. «Бабья нога на Круг не ступает, не то все решения принятые на Круге объявляются недействительными, не имеющими законной силы», — гласит казачья заповедь.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
На людях, между мужем и женой соблюдалась сдержанность.
Казачки, естественно, принимали участие в семейных праздниках казаков, но не садились за стол с мужчинами, если к казаку пришли гости. При гостях казачка накрывала стол, могла убрать со стола посуду, поставить новые блюда, но при посторонних не мыла посуду, не подметала и не мыла пол.
Недопустимо было казачке вмешиваться в мужские разговоры. Вместе с тем – «бабе не доверяй, нельзя, она без зла продаст, у нее натура такая особая, нам не понятная».
В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль, воспитывали характер самостоятельный и гордый.
Девушки, были свободны в личной жизни и могли отказываться от брака до тех пор, пока возраст позволял (невесты - от 13 до 21 года, жениха от 16 до 22 лет).
Кубанцы жили большими семьями, молодую жену парубок приводил к родителям, где, по обычаю, в мужской половине дома распоряжался свёкор, а женской свекровь. Нередко сначала молодуха выполняла сложную и грязную работу. Старшая невестка могла распределять работу между младшими невестками и сестрами мужа.
Если казак погибал на войне, вдова имела право оставаться в семье мужа и в некоторых случаях считалась главой семьи, а так же могла вернуться к родителеям или выделится в отдельное хозяйство. Даже в доме свекра вдове-невестке разрешалось выходить замуж повторно, выбрать жениха по своему усмотрению, или даже выйти замуж за младшего брата покойного мужа.
Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно окрещеной. Ни о какой дискриминации по национальному признаку не могло быть и речи.
Приучай женщину, что мужчина в любой миг может покинуть в силу надобности дом по своим мужским делам. Старая бабушка-казачка говорила: если раза два в месяц вне дома переночевать негде(у кунаков, односумов) - все равно - уйди в поле и переночуй..
- старый
- горьколинеец
- Автор темы
10 авг 2011 20:33 #1768
от горьколинеец
Да давно я собирал любую инфу о традициях, в том числе и с самых разных сайтов. Массу отсеял, как сомнительное, либо потерявшее актуальность. Оставил только то, что лично на мой взгляд, еще применимо в современной жизни. В результате получилась такая вот "сборная солянка" с самых разных источников.
- старый
11 авг 2011 10:24 #1776
от старый
Понятно, почему-то сразу подумал, что "сборная солянка", такая некоторая идеализация.
- СибирецЪ
12 фев 2012 08:38 - 12 фев 2012 08:42 #6833
от СибирецЪ
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
21 ноября - День матери-казачки
Более 200 лет он отмечался казаками 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки». Сегодня казачество готовится отметить этот замечательный праздник.
Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!
Входила молодая казачка в мужнин дом... А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно - «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина - мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.
Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.
Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.
- Ах, сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга!
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.
- Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.
- Нет, матушка, - сказал ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся. www.bibldetky.ru/fakty/191-novosti.html
Более 200 лет он отмечался казаками 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки». Сегодня казачество готовится отметить этот замечательный праздник.
Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!
Входила молодая казачка в мужнин дом... А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно - «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина - мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.
Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.
Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.
- Ах, сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга!
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.
- Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.
- Нет, матушка, - сказал ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся. www.bibldetky.ru/fakty/191-novosti.html
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 12 фев 2012 08:42 от СибирецЪ.