Свадьба

Больше
06 авг 2011 08:26 - 06 авг 2011 09:00 #1648 от otetz007
Браки заключались в основном по желанию родителей. Особенностью казачьих браков являлись критерии выбора невесты: оценивались не только хозяйственность, черты характера, внешние данные, но и умение ездить верхом.

Свадьба начиналась «с просватанья» т. е. предварительной договоренностью между семьями. Невест, как правило, старались выбирать не из своей станицы (заимки). Будущие жених и невеста часто друг с другом не были знакомы. Сватали преимущественно родственники жениха - дядя, брат, родители или крестные мать и отец, выступавшие в роли дружки. Жених при этом не присутствовал, но обязательно ждал где-нибудь неподалеку, и если невеста давала согласие на свадьбу, то просила показать жениха, и его вскоре приводили. Иногда сваты приезжали в дом невесты до трёх раз. Если родители девушки не отказывали, то приглашали сватов на следующий день. С утра сваты с женихом просили показать невесту.
Смотрины были необходимы в том случае, если молодых «заручали» без их согласия. После знакомства назначали день «рукобитья», когда «руку заручают», то есть спрашивают желание невесты. Если невеста соглашалась, в тот же день собирают вечер «зарученья», на котором назначается день свадьбы. На вечере «зарученья» присутствует молодежь и родственники с обеих сторон.

Обряд «рукобития», или «зарученья», происходил следующим образом. Первыми берутся правыми руками родители, сверху кладут руки крестные отец и мать, последняя рука — жениха. Руки накрывают полотенцем и осеняют крестом. После этого все садятся за столы, и начинается обряд «пропоя» (или «запой») невесты, договариваются о приданом, подарках и сроке венчания. Свадьбу обычно назначали через месяц. Во время угощения невеста одаривала сватов и родителей жениха подарками.

Вслед за «зарученьем» начинались молодежные вечера. Со времени «рукобития» каждый вечер до самой свадьбы у невесты собиралась молодежь. Самые ближайшие подруги, которые жили в её доме весь этот предсвадебный месяц, помогали невесте готовить приданое. На приданое невеста вышивала «в паутинку» рушники, скатерти (шерстяными нитками), филейки, подруги стёжили одеяла шили постельные принадлежности, вышивали полотенца, околодки, вязали кружева для прошв, подзорников и т.д. Каждый вечер в гости приходил жених. Девушки его встречали песней «Что у нас во кроме-городе», он же обязательно отдаривался конфетами, орехами. На вечерку жених приводил с собой парней. Изба набивалась битком. По ходу молодежных игр, составляющих основу вечеров, пели свадебные песни, игровые припевки, которыми припевали парней к девушкам. Считалось, что так можно составить будущие счастливые супружеские пары. Припевали и жениха к невесте. Жених при этом целовал свою невесту. Как правило, молодые жених и невеста сидели в «кути» (в углу за печкой) на лавке. Невеста была покрыта накидкой, а жених обнимал свою избранницу. В некоторых станицах (заимках) в один из таких вечеров играли в «Пельменную вечерку». Девушки наряжались цыганками и собирали у родственников жениха и невесты продукты для вечерки. Если семья невесты была бедная, то «цыганки» ходили за продуктами по всем дворам. На предсвадебных вечерках молодежь пела песни про жениха и невесту (очень много песен о девушке), а парни одаривали девушек деньгами в знак благодарности.

В последний день девишника повсеместно топили баню для мытья жениха и невесты. Девишник - это прощание невесты с женской родней, подругами, с родительским домом. На Девишник приглашалась молодежь, куда парни и девушки приходили нарядные, пели песни, танцевали, веселились. Подружки - «шаферицы», украсив лентами веник, шли в дом жениха за мылом и вином, где их обязательно встречали чаем. По возвращении девушек невесту начинают готовить к бане: ставят её на стул и, припевая, расплетают косу. Невеста же обращалась ко всем присутствующим с просьбой «приступиться к трубчатой косе» и расплести прядочку. Первый начинал расплетать отец, затем мать и потом все, кто находится рядом. Закончив эту часть обряда, все молятся и ведут невесту в баню, где с шутками и припевками её парят, моют. Парни, жениховы друзья, стучат в окно и требуют: «Давайте бутылку, а то двери подопрем и не выпустим!». После бани невесте заплетают девичью косу. Позже приходит с друзьями жених и начинается вечерка (девишник), главным развлечением на которой были танцы под гармошку. На этом веселье выпивать было не принято.

На следующее утро невесту обряжают, косу завязывают узлом, садятся за стол, поют свадебные песни, невеста причитает. Причитания сибирских казачек носили сугубо индивидуальный характер, кроме того, самые бойкие девушки вставляли в свои причеты такие двусмысленности, что «старики плевались». Все были в ожидании свадебного поезда с женихом. Когда поезд приближается к воротам, как правило, на разукрашенных конях (в первой повозке - дружка и сваха, во второй - жених с полудружьями, в третьей «бояре» - молодые мужчины), по казачьему обычаю звучит ружейная стрельба, поезжанам поют: «По морю, морю», полудружья припевают «Бушуй, студень-холодень». За право въехать в ворота поезжане откупаются водкой. Рюмку от них принимает ближайшая подруга невесты со словами: «Прикройте, а то таракан попадет!» Дружка прикрывает рюмку деньгами, но девушка требует «прикрыть» ещё. Довольные подружки делят свой заработок и выпивают водку. В доме дружка обходит вокруг стола и садится, жених садится рядом с невестой, по бокам свахи (крестные). После выкупа невесты начинается застолье. Обычно «припевают» - величают жениха, невесту, гостей. Исполняли за свадебным столом в доме невесты и лирические песни, не имеющие строгой приуроченности, например «За туманом ничего не видно». Параллельно с величальными и лирическими песнями исполнялись корильные: «Ваш жених - пень горелый», «У нашего свата». Родители угощают всех пирогом, а молодые выпивают одну рюмку вина на двоих. Подружки выводят в куть повеличать неугомонного дружку, поют и гостям «боярам». Но вот все положенное обычаем исполнено, и поезд наконец везет молодых к венцу.

Раньше обязательно венчались в церкви. В некоторых местах священник был «наездной», приезжал только во время праздников и свадеб. Перед свадебной гулянкой молодых вели к венцу. Невеста всегда была нарядной. На голову ей надевали венец с лентами, которые позже дарились подругам, чтобы досталось каждой.

Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, затем оно перешло к римлянам, а позже распространилось по всему свету. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком её будущих намерений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. Врученное таким образом кольцо является как бы коммерческим обязательством, подтверждающим, что соглашение будет выполнено, а также знаком, что эта девушка «не продается». Так же в старину, в России бытовала традиция: жених не должен был видеть невесту до свадьбы (отсюда, само слово «невеста», т.е. неизвестная).

С давних времен пришел обычай стоять невесте слева от жениха во время венчания, брать его под левую руку и идти слева по окончании церемонии. Когда-то это делалось по очень серьезным причинам: жених становился справа, оставляя свободной правую руку для оружия, которым он мог достойно защитить её и себя от нападения неудачливого соперника.

Свадьбу обычно справляли у жениха. Места за столом сначала занимали девки, а потом приходили сваты, гости жениха и выкупали у девок себе место за столом, только тогда девки, подруги невесты, уходили из-за стола, уступая места.

На свадьбу много стряпали, жарили, пекли - задолго собирались. Пекли слоеные пироги, заварники, разные калачи, сдобу, ресоры, (готовили сдобное жидкое тесто, специальным приспособлением опускали в кипящее масло и жарили, получались ресоры — похожие на хворост). Жарили мясо, котлеты, готовили студень — так же как и сейчас готовят, все те же блюда. А вот водки много не пили.

После свадьбы молодая жила в доме мужа со свекровью, свекром, которых почитала по-особому, и со всей родней мужа. Невестка в доме все делала - и хлеб пекла, и сено косила, и за скотом ходила, и коров доила. По-разному бывало: и ругались, и дрались, но как ни поругаются, не было привычки уходить. Женились и замуж выходили навек.

Сразу же после венчания или по приезду в дом жениха приходил заключительный акт ритуала с косой. Женихова и невестина свахи расплетают девичью косу надвое и закручивают их вокруг головы («окручивают») по-бабьи.

Подружки из церкви идут домой (гулять на свадьбе им было не положено), жених же с полудружьями объезжает приглашенных заранее гостей и зазывает их на свадебное гуляние.

Свадебный пир начинается с поздравления молодых, потом поздравляют женихову и невестину родню. Звучат различные плясовые и шуточные песни. На свадьбе обязательно присутствовал гармонист. Все гости плясали «Русскую», «Подгорную», «Цыганочку», «Барыню», пели старинные и «казацкие» песни, исполнялись и так называемые «срамные песни», почему неженатую молодежь обычно на свадьбы не пускали.

Второй и последующие дни свадьбы были наполнены различными шутками, смехом. Так, например, когда зять входил в дом тещи, пели шуточную песню «Теща для зятя пирог испекла». На второй день обязательно рядились, мужчины надевали платья, женщины - шапки.

Свадьба могла длиться несколько дней, в течение которых надо было погостить у всех родственников жениха и невесты. В это время наряжались, катались на быке и заводили его в избу, ездили «к теще на блины» и, наконец, «тушили свадьбу».

Свадебный обряд сибирских казаков, при традиционности его основных моментов и схожести с общерусским, имел и отдельные фрагменты, отмеченные казачьей спецификой. Свадебный поезд - три-четыре кошевы — от венца ехал к дому жениха, где его у ворот поджидали, уже давно подготовившись, молодые друзья. Они заранее ставили сбоку у ворот небольшой столик, перед воротами - сноп соломы, затем брали в руки кнуты и ждали прибытие свадебного поезда. Первой должна подъехать к дому кошева с молодоженами, править же упряжкой (с кнутом в руках) обязан сам жених. При появлении поезда парни поджигали солому, и тут жених должен был выдержать нелегкое испытание - проявить свою удаль, стойкость, хорошую сноровку в управлении лошадьми: заставить коней лихо пронести кошеву (которая, кстати, тоже устлана соломой) с невестой и подружкой над полыхающим костром. Но этого мало - по бокам стоят жениховы друзья, в свадебном застолье не участвующие и кровно заинтересованные в том, чтобы молодых в ворота не пропустить. Они яростно хлещут плетьми пытающихся проскочить через огонь коней. Удары плетей безжалостны: хоть по голове, хоть даже и по глазам коня. Задача одна: испугать и остановить. И вот повозка встала, теперь уже молодежь предъявляет жениху и дружке свои законные требования: выкупить право въезда в ворота одной - двумя четвертями водки. У жениха в кошеве все уже заранее приготовлено, и он вынужден откупиться. Закуски парни не требуют. Забирают с собой бутыли и сразу уходят гулять в «свою хату», а на свадьбе после того уже не появляются.

На зимних свадьбах у казаков бывало еще одно свое, не совсем обычное развлечение — «женская байга», описание которой приведено ранее. Устраивали катания. Запрягали лошадь в сани, привязывали к ней шкуры быка, лошади. Садились на сани и на шкуру, катались по станице, пели песни, поджигали березовые веники, насаженные на шест. Или садили в пустую бочку кого-нибудь и возили. Следующие дни гуляли у родственников жениха. Каждый из семейных гостей должен был отвести гуляние в своем доме, таким образом, свадьба могла продолжаться неделю или две, если жених богат и много богатых родственников. Однако любое похмелье начиналось с женихова дома. Заключительный день свадьбы назывался «куриная свадьба». Накануне вечером молодые обходили родню с мешком, куда складывали пойманных ими кур. Утром рубили кур, варили лапшу. Вечером за «куриным столом» заканчивалась свадьба. Через месяц после свадьбы молодые собирали друзей и подружек на «прощальную вечерку», где молодожены прощались с молодостью.

На свадьбах у молодежи бывали такие шутки: могли ночью снять с петель жениховы ворота и прислонить их к забору соседа, живущего напротив. Хозяину же - отцу жениха - стыд: ворота проспал. Были свои забавы и у семейных гостей: могли, к примеру, увести, заколоть и съесть на гулянье соседского бычка - тоже, значит, сосед проспал. Однако потом, заранее договорившись, чьего бычка отдать взамен съеденного или в какую сумму денег и это всем обойдется, обязательно возвращали обиженному соседу долг.

Свадебными подарками от родителей обычно бывали лошади, телочки, если кто по богаче, то и корову добавляли или борону. Деньгами «дорили» редко. Наиболее состоятельные казаки давали обещание отстроить молодым отдельную хату и дать земельный надел. Это было мечтой каждой молодой семьи, так как большинство их жило под одной крышей с родителями, совместно обрабатывая землю. Подарки же прочих «мелких» гостей были недорогими - «ничего путного»: коромысла, ведро или пару чашек с блюдцами из своего же шкафа.

Очень строго следили в казачьих семьях за честью невесты. Бесчестье девушки считалось большим позором, что бывало очень редко.


www.disserstation.ru/DISS2005/16-7.htm

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 06 авг 2011 09:00 от otetz007.
Спасибо сказали: Светлана, Татиана, Нечай, Людмила_Кира

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • андрей
  • андрей аватар
02 июль 2013 09:18 - 12 дек 2013 09:43 #15215 от андрей
У нас на молодых, сидящих за столом накидывали полушубок ,это для оберегу.
Последнее редактирование: 12 дек 2013 09:43 от Patriot.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 дек 2013 05:42 #17720 от Нечай
Определения кто и кем кому приходится в семье. надеюсь поможет в родословном определении


Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.