×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Ст. Железинская.

Больше
22 июнь 2011 17:15 #1217 от Patriot
Февраля 21.-О перенесении существующей в ст.Железинской, Семипалатинской области, Казанской ярмарки на время с 1 по 8 ноября с наименованием её Козьмодемьянского.
Комитет казачьих войск, на основании приказа по военному ведомству 9 июня 1886 г., №136, журналом 21 февраля положил:
Существующую в ст.Железинской, Павлодарского уезда, Семипалатинской области, Казанскую ярмарку, с 22 по 28 ноября, перенести на время с 1 по 8 ноября, с наименованием её Козьмодемьянскою.

Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.23.
С 1 января 1887 г. по 1 января 1888г.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
23 июнь 2011 09:51 #1243 от Patriot
Сентября 10.-Об открытии ярмарки в ст.Железинской Павлодарского уезда Семипалатинской области.

Комитет Казачьих войск, журналом 10 сентября, положил:
Разрешить войсковому начальству СКВ, сверх существующих в Семипалатинской области ярмарок, открыть в ст.Железинской Павлодарского уезда ежегодную ярмарку с 1 по 8 марта, под названием "Евдокиевской".

Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.29.
За 1893г.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
28 сен 2011 13:53 #2735 от Пётр
Согласно "Расписания СЛКВ" от 5.12.1846 г. В крепости Железинской числилось 116 казаков

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
08 нояб 2011 13:42 - 09 нояб 2011 01:50 #4296 от Пётр
В 1725 г. по указанию князя Долгорукого, Сибирский Приказ, направил 55 казаков из Тобольска ,Тюмени и Тары в Железинскую крепость.
В 1745 г. генерал Киндерман поручил поручику Андрееву ,обустроить почтовый тракт. Ямщицкие лошади заменялись на казачьи и на Иртышеской линии построить...9) при Железинской крепости- маяк( наверное почтовый двор и прочие уже в крепости было)
В те времена в гарнизоне числилось 72 человека ,и 6 орудий.
Из квартирного расписания регулярных войск (указа Сената 1801 г.). В Железинской крепости две роты 18-го Егерьского полка.
В 1803 г. Начальник Сибирских пограничных линий ,генерал-майор Лавров ,разделил линии на 10 дистанций(впоследствии это - полки). Железинская дистанция, от форпоста Черлаковского ,до редута Черноярского. Включалось 14 нас.пунктов численность 43 урядника и 498 казаков
Все данные из " Хронологического перечня собыний из истории СКВ. Н.Г.Путинцев. Омск 1891 г.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 09 нояб 2011 01:50 от Пётр. Причина: Ошибка
Спасибо сказали: Нечай
Больше
05 янв 2012 09:59 #6063 от Пётр
Согласно расписания на 1804 г. в крепости 42 казака и4 урядника

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
27 янв 2012 05:02 #6512 от Пётр
от mamin Из тобольских Епархиальных ведомостей
Известия.
Жители пос.Урлютюпского Железинского прихода по предложению местного священника Андрея Балашева решили перелить разбитый колокол их Храма на новый, весом 45 п. 25 ф., с рельефной надписью в память чудесного события 17 октября 1888 года. Для этой цели собрано уже 350 руб. и колокол заказан.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
03 апр 2012 23:29 #7188 от Пётр
Прихода Железинской,Спасо-Троицкой церкви в 1850 году родилось муж.45,жен.50. Умерло 46 муж,54 жен. Эпидемия детских заболеваний ( Дети до 11 лет). Браков заключено-32

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
10 мая 2012 14:34 - 10 мая 2012 14:35 #7780 от Пётр
После выхода пяти сибирских полков оставшиеся в Сибири полки произвели передислокацию: Селенгинский мушкетерский полк расположился в крепости Омска, а 18-й егерский полк – в Железинской крепости. Оба полка находились в Тобольской губернии [18].
1812 год

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 10 мая 2012 14:35 от Пётр.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
22 июнь 2013 04:05 - 22 июнь 2013 08:42 #14914 от Пётр
Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья
Село Железинка - районный центр Железинского района Павлодарской области - расположено на правом берегу реки Иртыш в 188 километрах от Павлодара, неподалеку от границы с Омской областью Российской Федерации. Как и во многих других селах и городах Казахстана, Железинский Свято-Троицкий храм возник не на пустом месте: его история берет свое начало еще в начале XVIII века.

В первые десятилетия XVIII века, в эпоху преобразований Петра I, когда Россия активно осваивала Сибирь как вширь, так и вглубь, в среднем течении Иртыша появляются первые крепости Иртышской линии: Ямышевская, Омская и основанная в 1717 году экспедицией полковника Ступина - Железинская. Она располагалась на полпути между Омской и Ямышевской крепостями и первоначально состояла из земляного вала с частоколом и рва, заполненного водой.
Везде, где бы ни появлялся русский человек, будь-то Крайний Север, Дальний Восток или Сибирь, на освоенной им территории одновременно с поселком вырастал храм. Первая церковь в Железинке появилась, вероятно, в первые же годы существования крепости и была деревянной. Вот что повествует написанная в конце XIX века “Летопись о Железинской Свято-Троицкой церкви”: “... Из дел же Железинского церковного архива, сохранившегося с 1751 года, видно, что в 1751 году в Железинской крепости была уже крепостная церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая, как видно из донесений коменданта Железинской крепости майора Баженова, в феврале 1765 года сгорела, и он, Баженов, по предложению господина генерал-поручика и кавалера Шпрингера в 1766 году просил Тобольское Епархиальное начальство вместо сгоревшей деревянной крепостной церкви построить вновь на каменном фундаменте деревянную же церковь во имя Всемилостивого Спаса, на что в том же году последовало разрешение...”

В этом же источнике в разделе “О причте” сказано, что в 1747-1751 годах священником был иеромонах Михаил, первый из известных нам железинских священнослужителей.



На содержание причта по данным 1768 года отпускалось 45 рублей, 25 рублей ассигнациями священнику и по 10 рублей причетникам. Жалование получали через Омское Духовное заказное правление из Омской главной комендантской канцелярии.


Во второй половине XVIII века в Железинский приход помимо Железинской крепости входили и другие укрепления Иртышской линии: форпост Черлаковский (ныне райцентр Черлак Омской области), форпост Татарский (ныне поселок Татарка в Омской области), редуты Осморыжский и Чернорыжский, станица Песчанская (ныне одноименные села в Павлодарской области). Численность населения прихода по данным “Летописи”... состояла из 473 душ мужского пола и 476 душ женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 103. Приведенные данные относятся к 1783 году и не учитывают численность населения Татарского и Черлаковского форпостов, которые в этом году образовали самостоятельный приход.

На содержание причта по данным 1768 года отпускалось 45 рублей, 25 рублей ассигнациями священнику и по 10 рублей причетникам. Жалование получали через Омское Духовное заказное правление из Омской главной комендантской канцелярии.

Сама же Железинская крепость в 70-х годах XVIII века становится довольно крупным поселком. Вот что пишет о Железинской крепости российский ученый академик П. С. Паллас, бывший в Железинке проездом летом 1770 года. “...Железинская крепость получила свое название от ручья, сим именем называемого, текущего с киргизской стороны в Иртыш... в крепости находится новая деревянная церковь, полковничий и комендантский дома, офицерские дворы, казармы, конюшни, запасной и пороховой магазины, также некоторое число простых домов. Вне крепости выше по Иртышу, находится слобода, а ниже - многие крепости, сад и еще по обеим сторонам реки, а особливо на киргизской, находятся в великом множестве весьма хорошие сенокосы”.

В течение столетий крепость неоднократно расширялась и перестраивалась, в крепости имелся меновой двор и таможенная застава, мельницы, пристань и кирпичный завод. Местное население занималось в основном скотоводством и рыболовством; хлебопашество же, в силу не совсем благоприятных условий, было не развито.

Этнический состав жителей Иртышской линии был довольно пестрым. В формировании местного казачества приняли участие: русские, украинцы, крещеные татары, казахи, башкиры, калмыки, ссыльные поляки и др.

Спустя 16 лет, после посещения Палласом Железинки в 1786 году, главнокомандующий Сибирским военным корпусом генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев, осматривая крепость, нашел, что деревянная церковь обветшала, и предложил вместо старой деревянной построить новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса с пределом в честь Казанской иконы Божьей Матери.

На свое прошение от 7 октября 1786 года епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму Огарев получает положительный ответ. Закладка нового храма состоялась в 1787 году, а 22 ноября 1793 года Архиепископ Тобольский и Сибирский выдал грамоту за № 1780 на имя Омского Духовного правления заказчику Андрею Неводчикову, священнику Пророкоильинской церкви, который и освятил церковь 18 декабря 1793 года. Через несколько лет после окончательной доводки, храм вновь был освящен 20 июля 1801 года Семипалатинским священником Никитой Дерябиным, но не в честь Всемилостивого Спаса, а в честь Святой Троицы. Старая обветшавшая деревянная церковь в 1804 году была разобрана и употреблена в пользу новой церкви.

Крепостная Железинская церковь в административном отношении подчинялась Тобольской епархии и до 1764 года подлежала ведению Тарского Заказного Духовного правления; с 1764 года находилась в ведении Омского Духовного правления; с 1800 года по 1840 год в ведении Семипалатинского Духовного правления, но расстояние до Семипалатинска было больше, чем до Омска, и с 1840 по 1870 год она вновь - в ведении Омского Духовного правления; лишь с 70-х годов XIX века Железинская церковь перешла под начальство Павлодарскому священнику Дмитрию Серебренникову.

В XIX веке Железинский приход уменьшился в результате образования в станице Песчанской в 1823 году своего прихода. С этого времени в состав Железинского прихода входили поселки Бобровка, Пяторыжск, Башмачное, Урлютюб и Крутоярка.

Численность населения прихода в 1857 году достигала 960 душ мужского пола и 1004 души женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 267.

Железинское казачество заботилось о церковном благолепии, о чем в церковной “летописи” есть такие сведения: “В 1824 году к существующему Железинскому Троицкому храму сделали новый придел благодаря усердию прихожан во имя Святителя и Чудотворца Архиепископа Николая Мирликийского.

В 1828 году майор Алексей Симонов пожертвовал ризы и подризник из черного атласа стоимостью 65 руб. ассигнациями. В 1830 году мещанин Павел Бушковский пожертвовал ризу и епитрахиль стоимостью в 60 руб.

С 1836 по 1842 год отставной казак Фаддей Новоселов пожертвовал паникадило стоимостью 20 руб. Кроме того 8 серебряных риз и столько же золотых венцов на образа святых и Божьей Матери общей стоимостью 5660 руб.

С 1848 по 1850 год отставной урядник Федор Костылицкий пожертвовал на завесу царских врат церкви алой канфы стоимостью 50 руб. и ризу парчовую стоимостью 25 руб. серебром (для сравнения: ценность трехгодовалого барана приравнивалась к 1 руб. серебром).”

В 1851 году казаки помогли вместо деревянной ограды церкви устроить металлическую на чугунных столбиках. Столбики были отлиты по заказу на Каслинском заводе (Урал).

То, что казаки так заботились о храме, не удивительно - ведь на протяжении столетий церковь являлась единственным духовно-религиозным центром этой далекой провинциальной окраины России.

Нести свет Православия в этой глуши было не просто: суровый континентальный климат, трудность сообщения с городами (до ближайших из них Омска и Павлодара несколько дней пути); бескрайние, почти безлюдные просторы, да тонкая цепочка маленьких сел Иртышской линии, населенной казачеством, полуголодными переселенцами и каторжанами. Частые эпидемии, неурожаи, скудное жалование и неизменный монотонный ритм жизни сельской глубинки, оживляемый разве что церковными праздниками - таков был скромный удел Железинского священника.

Такое служение было по плечу только сильному духом и верой человеку. Некоторые, прослужив год-другой, уезжали, другие служили в Железинке подолгу, до самой смерти. История сохранила их имена (приводим выборочно): иеромонах Михаил (1747-1751), о. Сергий Васильев (1773-1800), о. Иван Васильев (1794-1807), о. Николай Лапин (1812-1837), о. Фома Вахнин (1846-1865) и др. Из церковнослужителей дольше всех служил дьячок Авим Лапин: с 1839 года пономарем, а с 1859 - в звании дьячка. В 1888 г. по случаю исполнения 50-летнего служения ему была вручена золотая медаль для ношения на шее.

В конце XIX - начале XX века Железинка переживает не самые лучшие времена. Еще в 1838 году переименованная из крепости в станицу она к 1900-му году теряет и этот статус, и называется просто поселком.

Первая четверть XX века, несмотря на хронологическую близость, изучена довольно слабо. Из справочника Омской Епархии, изданного в 1914 году, можно узнать, что в поселке Железинском имеется каменная трехпрестольная церковь с колокольней. В селе Пятерыжском находилась приписная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, в поселках Башмачинском и Бобровском имелись молитвенные дома в честь великомученика Пантелеимона и великомученика Димитрия Солунского. В летнее время во всех поселках совершались крестные ходы по полям.

В поселке Железинском 27 июля совершался крестный ход в память по случаю избавления от холеры в 1892 году. В дни Великого поста и в храмовые праздники в молитвенных домах совершались богослужения.

Воинствующий атеизм большевиков не обошел стороной Железинский приход, и в 20-е годы храмы Железинского прихода уже не функционировали. Старожилы вспоминают, что кто-то все же в 20-30 годы крестил младенцев и отпевал усопших, но фамилию этого человека они не помнят. Железинская Свято-Троицкая церковь - один из старейших православных храмов в Казахстане - была приспособлена для просмотров фильмов, собраний, использовалась и в качестве складского помещения, затем была разрушена, а кирпич употреблен для строительства общественных зданий.

С той поры прошло немало времени, и уже на исходе века, в середине 90-х годов в Железинку, являвшейся к этому времени крупным районным центром Павлодарской области, Архиепископом Алматинским и Семипалатинским (ныне Астанайским и Алматинским) был направлен священник Сергий Казимиров, возродивший жизнь старейшего казахстанского прихода.

За время его служения был построен новый, четвертый уже по счету храм в Железинке, освященный в знак преемственности и незыблемости православных традиций - в честь Святой Троицы...

Тимур и Ольга
Смагуловы,
Студенты исторического факультета Павлодарского Государственного Университета

Из истории епархии

Я еще был студентом Духовного Училища, но уже был рукоположен и назначен настоятелем в Железинку, когда на Пасху 95-го года, проезжая через Павлодар, познакомился с пономарем Христо-Рождественского храма областного центра Андреем Деревинным и его мамой - Марией Терентьевной. У них дома я увидел “Душеполезный собеседник” за 1893 год (издавался то ли в Москве, то ли в Санкт-Петербурге), в котором они обратили мое внимание на заметку священника Андрея Балашова из станицы Железинской, Семипалатинской области.

Отец Андрей писал: “Во славу имени Отца Небесного, на пользу душевную ближним, я считаю своею священною обязанностию поведать дивное знамение благодати Божией, немощная врачующей и скорбящие утешающей. 27 марта 1891 г. единственная наша дочь Александра, одного года от рождения, после двухнедельной тяжкой, внутренней болезни видимо умирала на наших глазах. На лице ее обнаруживались явные признаки смерти. Невыразимая скорбь охватила наши родительские сердца при потере любимой дочери, отрады и развлечения при жизни в глухом, одиноком местечке.

Что было делать?! К кому обратиться за медицинскою помощью в таком глухом местечке?! Слезы скорби и отчаяния сильно стеснили дыхание и обильным горячим потоком полились из глаз моих и моей жены, которая, как и я, коленопреклоненно пали перед иконою св. целителя Пантелеимона. Это были минуты поистине горячей, пламенной молитвы, живой и твердой веры. Поистине близ Господь сокрушенных сердцем! После этой чудной молитвы мы видим на одре не умирающую, а тихо, ровно и спокойно спящую, как бы уже здоровую нашу дочь. Действительно, проспавши целую ночь, она пробудилась без признаков той болезни, и в скором времени прошла болезненная, бледная немочь ее, и опять предстал пред нами живой, веселый, радующий сердца наши ребенок.

Слава Тебе, Господи! Буди имя Твое Святое благословенно!”

Позже, в 1999 г., в обретенной Летописи я видел в списке причта имя о. Андрея Балашова...

Священник Сергий Казимиров
Категория: История Железинки | Добавил: Oskar (2007-01-04)

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 22 июнь 2013 08:42 от Пётр.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Нечай, Lyubchinova
Больше
15 фев 2015 05:59 #27092 от GalinaPavlodar
И еще одна статья о Железинском приходе.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, Нечай
Больше
25 фев 2015 11:18 #27482 от GalinaPavlodar
Книга памяти Павлодарской области. Железинский район.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, Нечай, 549
Больше
25 фев 2015 23:54 #27488 от mamin
1811 год Казанские известия
№ 5
14 мая въехал из Омской крепости проездом в Киев железинского гарнизонного батальона
прапорщик Саклин

С уважением, Галина.
Спасибо сказали: Нечай, Lyubchinova
Больше
04 мая 2015 16:08 - 04 мая 2015 16:11 #29472 от Пётр
drevo-info.ru/articles/17268.html
ЖЕЛЕЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ
Железинский Троицкий храм
Железинский Троицкий храм
Храм во имя Всесвятой Троицы Живоначальной в с. Железинке Павлодарской епархии.
Престольный праздник: День Святой Троицы
Адрес: Казахстан, с. Железинка, ул. Ленина, 32
Тел.: 8 (71831) 2-22-10


Страницы сайта Павлодарского благочиния Павлодарской епархии:
blagosobor.ru/node/270
blagosobor.ru/node/119
Смагуловы Тимур и Ольга, "Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья," неофициальный сайт Железинского района:
www.zhelezinka.ru/publ/2-1-0-11

[1] Смагуловы Тимур и Ольга, "Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья," цит. по "Летописи о Железинской Свято-Троицкой церкви".

[2] blagosobor.ru/node/278

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 04 мая 2015 16:11 от Пётр.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
07 янв 2016 11:59 - 07 янв 2016 12:00 #33054 от Нечай
Без начала, что было, полной книги нет...



Источник: "Россия Полное Географическое описание. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под редакцией В.П.Семенова". Том 18, Киргизский край.С - Петербург. Издание А.Ф.Девриена 1903 год.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 07 янв 2016 12:00 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, Lyubchinova, elnik, Viacheslav
Больше
14 нояб 2016 18:57 #36378 от Нечай
Фрагмент из сочинения И.Г. Андреева «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков»

5. ОТ [КРЕПОСТИ] ЖЕЛЕЗИНСКОЙ ДО ОМСКОЙ [КРЕПОСТИ]

1. Крепость Железенская лежит при реке Иртыше по течению оной на правой стороне под 53-м градусом северной стороны. 2. В сей крепости и приласканием и привлечением народа киргизского в знаемость к российской стороне учрежден с ними торг и позволена сатовка, которая и началась в 1767 году под смотрением железенской комендантской канцелярии, и чинен сбор пошлинных денег. Сколько ж с того 1767 года собрано пошлинных денег, ири сем реестр у сего прилагается.

Во удовлетворение киргиз-кайсацкого народа и знатных султанов и доброжелательных старшин перепускано на российскую сторону конских их табунов в дистанции ведения сей крепости со взятием со оных подписок и аманатов с 1772 года, а сколько в котором году ниже сего:


Год
1772 - 1773 - 1774 - 1778 - 1780 - 1781 - 1782 - 1784

Лошадей
1000 - 300 - 300 - 5400 - 15000 - 21500 - 40650 - 28000

Табунщиков
5 - 15 - 15 - 30 - 12 - 95 - 202 - 223

в перепуске не было - 1775 - 1776 - 1777
В перепуске не было - 1779
В перепуске не было - 1783

Начиная от крепости Железенской, вниз по реке Иртышу по станец Татарский, кочевье свое имеет волости кипчацкой отделенная часть, которая уже выше сего в 4-ой части в параграфе 6-м и описана.

4. От станца Татарского вниз по реке Иртышу до форпоста Ачаирского, кочевье имеет по той же отделенная часть волости киреевской и при них - волости кипчацкой до несколько смешанной, о которой выше сего в 4-й части в параграфе 4-м описано, только с тою разностью, что киреевцы - под властью Енибека, а кипчатцы - Султамамет-султана.

5. Волость баганалы-киреевская, в которой старшина Койбагар. Кочевья свои имеют вниз по реке Иртышу до крепости Омской. Считается оных кибиток 90, лучших людей, кроме жен и детей, до 270 человек, лошадьми и скотом посредственно достаточны. Лошади же в зимнее время перепускаются на российскую сторону со взятием к пограничным делам подписок и в залог постоянства - аманатов, которая под ведением Енибек-султана. Сии киргизцы, которые имеют кочевье свое от крепости Железенской до Омской, года три назад начали для зимнего продовольствия своего скота косить сено, коего и поставляют с удовольствием.





Фрагмент из сочинения И.Г. Андреева «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков»

И.Г. Андреев русский офицер, инженер-фортификатор, архитектор, строитель иртышских крепостей и храмов. Во второй половине 18 в. служил в крепостях Иртышской линии, в том числе и в Железинской. Его сочинение «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков» является ценнейшим источником по истории и культуре казахов Среднего Жуза и Иртышской линии.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, Пётр, evstik, elnik
Больше
15 нояб 2016 16:35 #36387 от Пётр
план крепости впервые Вами опубликован!
Спасибо!

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Нечай
Больше
16 нояб 2016 14:13 - 16 нояб 2016 14:14 #36391 от Пётр
от аиртавича
Источник: Дело архивов корпусного штаба и главного управления Западной Сибири за №№14 и 45, а также донесение де Сент-Лорана Военному министру 10 января 1828 г. №127. Честь имею, аиртавич.


Осенью 1827 года, преследуя отложившихся (бегущих из России) киргизов Байтуринской волости Каркаралинского округа, открытого тремя годами ранее, отряд войскового старшины Лукина в составе 11 обер-офицеров, 472 урядника и казака, 27 нижних чинов из Железинского гарнизонного батальона при двух орудиях конной артиллерии прошёл насквозь Бетпак-Далу (Голодная степь) к р.Чу туда и обратно за 65 дней

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Последнее редактирование: 16 нояб 2016 14:14 от Пётр.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, elnik
Больше
19 нояб 2016 13:21 #36419 от Нечай
Петр Михайлович уже ставил большую статью по Железинской церкви. Тут еще немного. Только для коллекции.

ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗИНСКОГО ПРИХОДА
Т. Н. Смагулов, О. И. Смагулова
ПГУ им. С. Торайгырова, ОСШ № 18, г. Павлодар

В первой четверти XVIII в. с присоединением к Российской им¬перии Степного Прииртышья формируются православные приходы, объединявшие разноэтничное, православное население Иртышской линии. Одним из первых в Казахстанском Прииртышье образовался приход Железинской Свято-Троицкой церкви, некоторые события из истории которого изложены в предлагаемом сообщении.
История Железинского прихода насчитывает уже почти три столетия и его возникновение связано с основанием в 1717 г. Железинской крепости. Уже в первые десятилетия крепость становится одним из важнейших пунктов строящейся Иртышской линии. Рядом с крепостью появляется слобода, население которой, как и в других военных поселениях, формировалось из казачества, отставных солдат, ссыльных каторжан и крещеных «инородцев».
В крепости имелась небольшая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса, одним из ее настоятелей был иеромонах Михаил (1747-1751 гг.), первый известный по письменным источникам Железинский священник. В 1765 г. в крепости происходит пожар, одним из жертв которого становится деревянный храм. Об этом событии повествует написанная в конце XIX в. «Летопись о Железинской Троицкой церкви»: «...Из дел же Железинского церковного архива, сохранившегося с 1751 года, видно, что в 1751 году в Железинской крепости была уже крепостная церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая, как видно из донесений коменданта Железинской крепости майора Баженова, в феврале 1765 года сгорела, и он, Баженов, по предложению господина генерал-поручика и кавалера Шпрингера в 1766 году просил Тобольское Епархиальное начальство вместо сгоревшей деревянной крепостной церкви построить вновь на каменном фундаменте деревянную же церковь во имя Всемилостивого Спаса, на что в том же году последовало разрешение....». В 1770 г. Железинская комендантская канцелярия донесла Тобольскому епархиальному начальству о завершении строительства храма, которое совпало с приездом академика П. С. Палласа, посетившего крепость в 1770 г. В работе Палласа «Путешествия по разным провинциям Российского государства», есть краткое описание Железинской крепости и упоминание о новой деревянной церкви. Однако новый храм уже через несколько лет перестал удовлетворять прихожан и в 1774 г. с разрешения епархиального начальства в храме проведены ремонтные работы «с устройством особой перегородки для стояния женскому полу».
Спустя 16 лет после посещения Палласом Железинской крепости, в 1786 г., главнокомандующий Сибирским военным корпусом генерал-поручик Н. Г. Огарев бывший «прилежен к церквам и строению оных», осматривая крепость, нашел, что деревянная церковь обветшала, и предложил вместо старой деревянной, построить новую каменную церковь. На свое прошение от 7 октября 1786 г. епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму Огарев получает положительный ответ. Закладка нового храма состоялась в 1787 году, а 18 декабря 1793 состоялось его освящение. Через несколько лет после окончательной доводки 20 июля 1801 г. храм вновь был освящен Семипалатинским священником Никитой Дерябиным в честь Святой Троицы.
Помимо крепостной церкви в Железинской крепости имелись особые, ножовые, походные церкви, в которых служили военные священники, прикрепленные к квартировавшим в крепости регулярным полкам Сибирской военной экспедиции. В летнее время службы для солдат и офицеров осуществлялись в походных храмах, а с наступлением холодов по согласованию с епархиальным начальством они переносились в крепостную церковь, где богослужение велось поочередно двумя священниками, каждым для своей паствы. Среди офицеров в Железинском храме бывал и молодой офицер Иван Андреев, будущий летописец Прииртышья, автор «Описания Средней орды киргиз-кайсаков», строитель иртышских крепостей и храмов.
Крепостная Железинская церковь в административном отношении подчинялась Тобольской епархии и до 1764 г. подлежала ведению Тарского Заказного Духовного правления; с 1764 года находилась в ведении Омского Духовного правления; с 1800 г. по 1840 г. Семипалатинского Духовного правления, а с 70-х годов XIX в. переходит под начальство павлодарского священника Дмитрия Серебренникова.
Ко второй половине ХVIII в. в состав образовавшегося Железинского прихода входили укрепления Железинской дистанции: форпосты Черлаковский, Татарский, Урлютюбский, Пяторыжский, редуты Осморыжский, Чернорыжский и др. К концу ХVIII столетия численность населения прихода составляла 473 души мужского пола и 476 душ женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 103. Приведенные данные относятся к 1783 г. и не учитывают численность населения Татарского и Черлаковского форпостов, которые в этом году образовали самостоятельный приход. В 1823 г. образовывается новый приход в с. Песчаном и с этого времени в состав Железинского прихода входят поселки Боброво, Пяторыжск, Башмачное, Урлютюб, Крутоярка и др.
Как сообщает справочник Омской Епархии, в начале 20 в. в Железинском приходе кроме каменной трехпрестольной церкви с колокольней в Железинке, в поселке Пятерыжском находилась приписная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, а в поселках Башмачинском и Бобровском имелись молитвенные дома в честь св. Пантелеймона и Дмитрия Солунского. В летнее время во всех поселках совершались крестные ходы по полям. В Железинке 27 июля ежегодно совершался крестный ход в память избавления от эпидемии холеры 1892 г. В дни Великого поста и в храмовые праздники в молитвенных домах совершались богослужения.
Железинский причт состоял из 3 человек, священника, дьячка и пономаря, получавших по штату 1768 г. 45 рублей, из которых 25 предназначалось священнику и по 10 остальным причетникам. Позднее жалованье причта было увеличено, кроме того для причта из юртового надела было выделено 99 десятин пойменных сенокосных угодий и 200 десятин неудобной «нагорной земли», не приносившей никакой пользы.
Нести свет Православия, «в этом глухом и отдаленном местечке», так охарактеризовал Железинку священник А. Балашов - настоятель Свято-Троицкого храма в 90-х годах XIX в., было не просто: суровый континентальный климат, частые эпидемии, неурожаи, небольшое жалованье и неизменный монотонный ритм жизни сельской глубинки, оживляемый разве что церковными праздниками - таков был скромный удел железинского священника. Очевидно, подобное служение было по плечу только сильному духом и верой человеку. Некоторые, прослужив год другой, уезжали, другие служили подолгу, до самой смерти. История сохранила их имена (приводим выборочно): иеромонах Михаил (1747-1751), о. Сергий Васильев (1773-1800), о. Иван Лапин (1812-1837), о. Фома Вахнин (1846-1865) и др. Дольше всех из церковнослужителей служил Авим Лапин: с 1839 г. пономарем, а с 1859 г. в звании дьячка. В 1888 г. по случаю исполнения 50- летия служения, от имени архиепископа Тобольского, ему была вручена золотая медаль «с анненской лентой для ношения на шее».
Железинское казачество заботилось о церковном благолепии, в «Летописи...» сохранились сведения о местных меценатах: майоре Алексее Симонове, пожертвовавшем в 1828 г. на нужды храма ризы и подризник стоимостью 65 рублей ассигнациями, в 1836-1842 гг. отставной казак Фаддей Новоселов пожертвовал паникадило, 8 серебряных риз и столько же золотых венцов на образа святых и Божьей Матери общей стоимостью около 6000 тыс. рублей. С 1848 по 1850 г. отставной урядник Федор Костылецкий, дядя известного педагога и демократа Костылецкого, пожертвовал на завесу царских врат и ризу 25 руб. серебром и др.
В 1851 г. казаки помогли вместо деревянной ограды церкви устроить металлическую ограду на чугунных столбиках, отлитых по заказу на знаменитом Каслинском заводе. То, что станичники проявляли заботу о храме, не удивительно - ведь на протяжении столетий он являлся для них единственным духовно-религиозным и культурным центром.
Воинствующий атеизм большевиков не обошел стороной Железинский приход, и в 20-30 гг. прошлого века храмы его уже не функционировали. Здание Свято-Троицкой церкви, один из старейших в Казахстане памятников православной архитектуры, было приспособлено для просмотра фильмов, собраний, использовалось в качестве складского помещения, а после и вовсе было разрушено. Кирпич, взятый из стен храма, употреблен для строительства школы и здания райисполкома, металлическая ограда, некогда украшавшая территорию церкви, использована для ограждения здания Железинской милиции. Сегодня сохранился лишь небольшой фрагмент церковной ограды, доставленный краеведами в фонды Областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина. В Железинском районном историко-краеведческом музее хранились колокол, переданный в 90-х гг. возрожденному Железинскому приходу, и ныне утраченная храмовая печать.
На западной окраине с. Железинка есть место, где располагалась некогда крепость и возвышались стены Свято-Троицкой церкви. Здесь и сегодня еще можно увидеть остатки массивного, кирпичного фундамента храма. Местонахождение крепости представляет значительный археологический интерес и с 2000 г. ежегодно обследуется Железинским отрядом Павлодарской археологической экспедиции. Полученные за это время палеоэтнографические материалы дополняют сведения письменных источников о культуре населения Иртышской линии и ставят местонахождение крепости в ряд наиболее перспективных объектов этноархеологических исследований. В частности, здесь обнаружены остатки располагавшегося рядом с церковью христианского некрополя. По многочисленным свидетельствам старожилов, старое, дореволюционное кладбище, находилось за пределами крепости, в районе современной улицы Ленина. Эти данные подтверждаются и неоднократно находимыми там погребениями в деревянных гробовищах и чугунной надмогильной плиты, датированной 18 веком.
В связи с этим, обнаруженный могильник, вероятно, относится к раннему этапу существования крепости, не исключено, что рядом с церковью могли хоронить и церковный причт, об этом же гласит и одна из местных легенд. Согласно ей, рядом с церковью, в подземельях, находятся захоронения священников. Подтвердить или опровергнуть эти предположения могут только результаты дальнейших исследований. Особая актуальность их обуславливается аварийным состоянием памятника, разрушающегося ежегодными паводками и ветровой эрозией.
Помимо проведения комплексных археолого-этнографических исследований, одной из первоочередных задач является поиск, изучение и введение в научный оборот материалов из архива Железинского и других приходов Павлодарского Прииртышья. В дошедших до нашего времени церковных «Летописях», «Обыскных книгах», и других источниках, сосредоточен значительный и почти не востребованный массив информации об истории, культуре, природе нашего края. Ознакомление с этими источниками научной и широкой общественности, явится серьезным вкладом в историческую науку, а также в дело сохранения и изучения наследия Православия в Казахстане.

Источник: «Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследования»: материалы региональной научной конференции. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2004. – с. 137-148.
Больше
17 дек 2016 06:28 #36709 от GalinaPavlodar
В нашей библиотеке есть книга Андреева "Описание Средней Орды киргиз-кайсаков". Если есть интерес, могу отсканировать.
Спасибо сказали: bgleo, Пётр, Куренев, Аввакум
Больше
17 дек 2016 16:24 #36730 от Пётр
Конечно,ждём

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: bgleo