История станицы.

Больше
16 дек 2012 10:07 - 16 дек 2012 10:09 #11480 от Patriot
На сегодняшний день, в южной части Восточного Казахстана, только в двух населенных пунктах сохранились памятники православного культового зодчества: Никольский собор в Зайсане и церковь в Сергиополе, название которой, к сожалению, автором до конца не выяснено. Сложность в том, что Сергиополь в большую часть дореволюционного периода входил в состав Семиреченской области, поэтому документы соответствующего периода касательно этого сооружения в архивах Семипалатинска и Усть-Каменогорска отсутствуют. Найденные документы советского времени раскрывают некоторые моменты из позднейшей истории храма, но умалчивают о его наименовании. В отличие от других большинства других городов, на территории современного Казахстана, возникших в дореволюционный период, Сергиополь не производил на современников особо благоприятного впечатления.
«…В дневнике за 1856 год Чокан Валиханов записал: «Аягуз (Сергиополь) – маленькая станица, в нем окружной приказ. Из всех станиц киргизской степи Аягуз – самый невзрачный на вид, впрочем, говорят, Кокпекты не лучше. Маленькая крепость, форштадт, где несколько деревянных домов, мечеть в Татарской слободке и землянки. По новому положению, с основанием Семипалатинской области он называется городом»… (1)
«…П.П. Семенов-Тян-Шанский, проезжавший Аягуз в 1856 и 1857 годах оставил следующее описание: «Во время моего посещения он был таким жалким и ничтожным, каким мне не приходилось видеть ни одного русского города. Построен он был на одном, более низком, берегу ничтожной речки, везде переходимой вброд, и состоял из глиняного укрепления с бастионами, которое уже развалилось, и, внутри которого, помещались кое-какие казенные здания (казармы, больница и недостроенная кирпичная церковь). Собственно, город состоял из одной широкой улицы с такими низенькими саманными глинобитными домиками, что приходилось нагибаться, чтобы разговаривать со стоявшими у окон этих домиков жителями. Лавок в городе совсем не было…» (2)
«В городе имелось две кузницы, две водяных и одна ветряная мельницы. В шести верстах от города добывался известняк, и, здесь же располагалась обжиговая печь. В трех верстах стоял кирпичный заводик по выделке жженого кирпича. Продукция обжиговой печи и заводика шла на строительство церкви, казенных зданий и печей… Интеллигентное общество города состояло из десяти - двенадцати офицеров и чиновников, двух-трех заседателей окружного прихода, одного полуграмотного учителя, муллы и священника с дьяконом…В 1860 году Аягуз был переименован в Сергиополь, в честь великого князя Сергея Александровича». (3)
А.К. Гейнс пишет в своих трудах: «Что за фантазия была у Гасфорта (генерал-губернатора Западной Сибири) переименовать гадчайшие станицы Кокпекты и Аягуз в города… Сергиополь – бывшая казачья станица… Казачья станица напоминает еще бедную деревню, но город, или так называемая Татарская слободка, ниже всякой критики. Несколько двориков, обнесенных оградами, посреди которых разбиты старые закопченные юрты; несколько мазанок, несколько значительных куч грязи и навоза; несколько оборванных и грязных жителей – вот и вся слободка…» (4)
И, наконец, еще одна цитата из произведения Николая Петровича Ивлева: «…Нынешний Сергиополь находится в 20 минутах езды на автобусе от города Аягуза. За прошедшие сто десять лет Сергиополь изменился. На северной его окраине выросли современные благоустроенные многоэтажные здания. Однако кое-где сохранились старые мрачные домишки, среди которых есть, несомненно, «современники» приятеля Достоевского (А.И. Гейбовича – Л.М.). Сохранилась, но в значительно измененном виде, кирпичная церковь, которая строилась во время приезда П.П. Семенова-Тян-Шанского…» (5)
Из приведенных цитат мы узнаем, что во второй половине 50х гг. XIX века, в Сергиополе, среди «мазанок» и «значительных куч грязи и навоза» активнейшим образом осуществлялось строительство кирпичной церкви. Что представлял собой этот храм в первоначальном виде – с уверенностью сказать сложно, ибо до сих пор не обнаружены чертежи либо фотографии здания церкви до того момента, когда она была лишена своих вертикальных завершений. Представленная реконструкция, выполненная автором, построена на предположениях, исходя из анализа сохранившихся архитектурных форм.
«…В плане церковь представляет вытянутый с востока на запад прямоугольник с несколько выступающим основным объемом и пятигранником алтарной апсиды.
Стены здания достаточно скупо декорированы плоскими пилястрами, рельефной тягой, а также треугольниками сандриков над оконными и дверными проемами, многоступенчатым карнизом…» (6)
История этой церкви связана с именем Артемия Ивановича Гейбовича- капитана, командира роты, где служил рядовым солдатом, а позднее прапорщиком Федор Михайлович Достоевский после отбытия каторги. А.И. Гейбович был другом и покровителем ссыльного солдата Семипалатинского гарнизона. В 1859 году оба приятеля покинули Семипалатинск: прапорщик Достоевский отбыл срок ссылки, а капитан Гейбович был переведен в Аягуз на должность начальника местной воинской команды. Он создает первый в истории музей Достоевского, основанный на материалах, полученных в дар от великого русского писателя. Музей до нас не дошел. В 1865 году в Сергиопольской церкви отпевали А.И. Гейбовича. Похоронен он был на местном кладбище, где до сих пор сохраняются памятники эпохи основания города. К сожалению, местонахождение могилы Артемия Ивановича не обнаружено.
Почти 70 лет храм являлся средоточием духовной жизни православных граждан Сергиополя. Закрыт он был в трагически известном 1929 году, когда шквал гонений обрушился на Русскую Православную Церковь. Только на территории современного Восточного Казахстана перестали существовать более семидесяти приходов, в основном, в сельской местности. Частично эта волна массовых закрытий коснулась и городов. 30 июня 1929 года, состоялось собрание жителей Сергиополя, общей численностью 368 человек на которое, помимо представителей профорганизаций, были приглашены прихожане православного храма, поскольку, стоял вопрос о закрытии церкви и передаче ее под больницу рабочего городка при Турксибе. В архиве Семипалатинска сохранилось два документа, один из которых – протокол собрания (7), а другой – жалоба прихожан православного храма Сергиополя на незаконные действия местных властей, направленная в Семипалатинский окружной Исполнительный Комитет Советов.(8) Из этих документов видно, что на верующих оказывалось грубое давление. Их аргументы против закрытия церкви не принимались в расчет. В результате, группа православных, в знак протеста, покинула собрание, на котором было принято решение закрыть храм и устроить в нем больничные палаты, а также, рекомендовать верующим-мусульманам поставить вопрос о закрытии мечети.
Остается до конца не выясненным, насколько добросовестно рассматривалась жалоба в окружном Семипалатинске, известно лишь то, что в конечном итоге православная церковь Сергиополя была закрыта. Приспосабливаемая под различные нужды, она, изрядно изувеченная, продолжает существовать и в настоящее время. Ныне, в этом единственном памятнике русского церковного классицизма в крае, устроен спортивный зал воинской части.
Современное состояние Сергиопольского храма достаточно тяжелое. Повсеместно осыпается штукатурка, покрытие не отвечает техническим требованиям. Наблюдается значительный обвал кирпичной кладки цокольной части южного фасада церкви. Позднейшее, грубое наслоение штукатурки местами скрывает благородство первоначального рельефного убранства стен.
Зарегистрированный в начале 90х гг. XX века православный приход, оказался столь маломощным, что вскоре был вновь упразднен, так что вопрос о возвращении храма и о его реставрации остается открытым и поныне. В связи с местонахождением церкви на территории воинской части, допуск к ней затруднен. Храм рекомендован Министерству Культуры Казахстана для взятия под охрану.

1. Ивлев Н.П. И оживают биографии: Записки краеведа, - Алма-Ата: Казахстан, 1983 г. – 204 с. // Сергиопольский энтузиаст, стр. 173 – 174. Здесь Н.П.Ивлев ссылается на: Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений, т. 1, с. 229.
2. Там же. Стр. 174. Здесь ссылка Н.П.Ивлева на книгу: Семёнов – Тянь-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань, М., 1958, стр. 82.
3. Там же. Стр. 174 – 175.
4. Там же. Стр. 175. Н.П.Ивлев приводит ссылку на книгу: Гейнс А.К. Собрание литературных трудов, СПб., 1897, т. 1, стр. 64.
5. Ивлев Н.П. Находки краеведа, - Алма-Ата: Казахстан, 1977, - 152 с. // Первый «музей» Достоевского, стр. 64.
6. Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области, - Усть-Каменогорск: Государственный фонд поддержки культуры и искусства, - 2005. // Ларионов М.М. Памятники истории и архитектуры, находящиеся на территории Восточно-Казахстанской области, не вошедшие в списки охраняемых объектов, - стр. 225.
7. Семипалатинск. ЦДНИ ВКО, ф. 74, оп. 1, д. 272, листы 63 – 64.
8. Семипалатинск. ЦДНИ ВКО, ф. 74, оп. 1, д. 272, лист 70.

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. – 144 с. – с картами и илл.

2005 год.



Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 16 дек 2012 10:09 от Patriot.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.