- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ИСТОРИЯ СТАНИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
- СТАНИЦА АЛТАЙСКАЯ
- Ст. Алтайская.
Ст. Алтайская.
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
06 июнь 2011 08:31 #978
от Patriot
1876г. июля 10.
О постройке церкви в ст.Алтайской СКВ.
Высочайше утверждённым 10 июля положением Военного Совета постановлено:
1. Приступить ныне же к постройке церкви в ст.Алтайской СКВ, по образцу, принятому для церквей в прочих степных станицах этого войска.
2. На постройку означенной церкви отпустить 3,000 руб., из военных войсковых сумм Сибирского войска.
3. В станицу Алтайскую назначить церковный причт в следующем составе:
священник - 1 - 320 руб.
псаломщик - 1 - 120 руб.
сторож - 1 - 24 руб.
на просфоры, вино, свечи, ладон и пр. - 71 - 72 коп.
4. расход на содержание причта в 1876 г. отнести на 5 ст. 1 сметы Главного Интендантского Управления, а на будущее вносить в ту же смету установленным порядком.
(Сообщ. войск. нак. атам. Сибирского войска 20 июля №966)
Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.12, часть 2.
С 1 июля 1876г. по 1 января 1877г.
О постройке церкви в ст.Алтайской СКВ.
Высочайше утверждённым 10 июля положением Военного Совета постановлено:
1. Приступить ныне же к постройке церкви в ст.Алтайской СКВ, по образцу, принятому для церквей в прочих степных станицах этого войска.
2. На постройку означенной церкви отпустить 3,000 руб., из военных войсковых сумм Сибирского войска.
3. В станицу Алтайскую назначить церковный причт в следующем составе:
священник - 1 - 320 руб.
псаломщик - 1 - 120 руб.
сторож - 1 - 24 руб.
на просфоры, вино, свечи, ладон и пр. - 71 - 72 коп.
4. расход на содержание причта в 1876 г. отнести на 5 ст. 1 сметы Главного Интендантского Управления, а на будущее вносить в ту же смету установленным порядком.
(Сообщ. войск. нак. атам. Сибирского войска 20 июля №966)
Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.12, часть 2.
С 1 июля 1876г. по 1 января 1877г.
Спасибо сказали: Lipsibr
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
22 июнь 2011 09:39 #1189
от Patriot
1881 год. Июля 1.
О перенесении срока Алтайской ярмарки и о наименовании оной Никольскую.
Военный Совет, журналом 1 июля, положил:
Собирающуюся в Алтайской станице с 1 по 15 октября Покровскую ярмарку перенсти на время с 6 по 20 декабря с наименованием оной "Никольскою".
(Сообщ. ген.-губ. Зап. Сиб. 17 июля №1007).
Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.17, часть 2.
С 1 января по 30 июня 1881г.
О перенесении срока Алтайской ярмарки и о наименовании оной Никольскую.
Военный Совет, журналом 1 июля, положил:
Собирающуюся в Алтайской станице с 1 по 15 октября Покровскую ярмарку перенсти на время с 6 по 20 декабря с наименованием оной "Никольскою".
(Сообщ. ген.-губ. Зап. Сиб. 17 июля №1007).
Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам.
Т.17, часть 2.
С 1 января по 30 июня 1881г.
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
26 июнь 2011 15:07 - 14 дек 2012 12:56 #1303
от Patriot
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
"Школа в станице Алтайской".
Автор: Г. Е. Катанаев.1896 г.
[url=
Это изображения скрыто для гостей.
Церковь в станице Алтайской.
Автор: Г. Е. Катанаев.1896 г.
[url=
Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.
Церковь в станице Алтайской.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 14 дек 2012 12:56 от Patriot.
- Patriot
- Автор темы
- Не в сети
- kazak.68@inbox.ru
Меньше
Больше
- Сообщений: 2121
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 5395
16 дек 2012 09:44 #11478
от Patriot
Катон-Карагай (Алтайская).
Покровская церковь. (1882)
В настоящее время Катон-Карагай состоит из двух, в прошлом самостоятельных частей: казачьей станицы Алтайской и поселка Катон-Карагайского. Вот как их характеризует известный исследователь края священник Борис Георгиевич Герасимов в своей статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи».
«…Станица Алтайская лежит в долине левого притока Бухтармы Сарым-сакты и вся утопает в зелени садов. По улицам с журчанием протекают арыки. Прекрасная, густая аллея, преимущественно березняка, придает поселению живописный вид. В станице Алтайской кончается почтовый тракт из Устькаменогорска и сменяется уже далее земским. Местность, на которой раскинулась станица Алтайская, принадлежала ранее Китаю, но, по отмежеванию границы, перешла в фактическое владение Русского правительства. Основание станицы положено в 1871 году.
В Алтайской имеются: церковь, прекрасное здание школы, почтовое отделение (Катон-Карагайское), здесь-же местопребывание алтайского лесничего, медицинского персонала и ветеринарного надзора.
Существующая с 6 по 19 декабря ярмарка, имеет, по слухам, оборот до 250 тысяч рублей»… (1)
«…Катон-Карагайский поселок расположен в двух верстах от станицы Алтайской. В поселке есть базар, таможня, школа, камера мирового судьи, избушка на курьих ножках с вывеской «Алтайский арестный дом». Здесь же живет и крестьянский начальник Устькаменогорского уезда…» (2) В настоящее время эти два населенных пункта составляют единое целое. Однако в отличие от начала XX века, начало XXI можно охарактеризовать как период значительного упадка Катон-Карагая. На месте большого количества домов теперь лишь поросшие травой бугорки, многие здания стоят в развалинах и производят тягостное впечатление. В руинах находится и православный храм, вид на который открывается сразу же при въезде в село. Над крышами низеньких одноэтажных строений возвышается тяжелая, темная громада деревянной церкви, кажущейся особенно громоздкой, приземленной, из-за отсутствия своих вертикалей, некогда пронзавших небосвод.
Постоянно ощущается громадное напряжение борьбы с земным притяжением, мучительное стремление пронзить атмосферу – явление характерное для обезглавленных русских церквей.
Впечатление грозной мощи храма многократно усиливается чернеющими глазницами пустых оконных проемов, а также ребрами стропил шатра основного объема, лишь частично сохранившего железное покрытие. Покровская церковь была построена на средства Казачьего Войскового Хозяйственного управления, а также прихожан-казаков Алтайской станицы и Катон-Карагайского поселка в 1882 году (3). Новопостроенный храм вошел в состав Благочиния церквей Бухтарминского края, где должность благочинного отправлял священник Николаевской церкви Зыряновского рудника Александр Троицкий (в 1918 году переведен клириком к Покровскому собору г. Усть-Каменогорска) (4). Причт церкви в начале XX века состоял из священника-настоятеля и псаломщика: иерея Леонтия Протопопова и Памфила Кошаловского.(5)
В первые два десятилетия советского периода в храме более или менее регулярно продолжали совершаться богослужения. В 1923 году большое количество православных приходов перешло к обновленцам («Живоцерковникам», «Красным попам»). По некоторым данным, Покровская церковь также стала обновленческой, но, к сожалению, история храма 20-х – 30-х годов XX века пока остается мало раскрытой.
У местных старожилов сохранились незначительные отрывочные сведения о некоторых священнослужителях.
В частности, упоминается священник Руднев, похороненный возле церкви. После Руднева указывают на Бояркина, хотя остается неопределенной его должность при храме – священник или староста.
Хорошо запомнился жителям станицы священник Вишневский, имевший дочерей Августу, Екатерину и Марию. Сохранилась семейная фотография Вишневских, но имя главы семьи остается невыясненным. Во второй половине 30-х годов XX века в Катон-Карагае проживала монахиня одного из закрытых монастырей Евсевия (в миру Королёва Евгения), впоследствии уехавшая в монастырь в Бендерах (Молдавия). В 1937 году настоятель Покровской церкви Петр Кирьянов был выслан в село Язовая. Видимо, в это же время храм был закрыт. Петр Кирьянов впоследствии вернулся в Катон-Карагай, но жил незаметно у дочери, время, от времени тайно совершая различные требы (венчания, крестины и т.д.) по просьбам нуждающихся. (6)
После закрытия, Покровский храм был обращен в клуб, а затем в школу, позднее названную именем Рыкова. Значительно изменился облик церкви: были снесены шатровая колокольня и купола, разобрана алтарная апсида, проведена перепланировка внутренней части здания, разделенного на два этажа. С восточной стороны к храму было пристроено Г-образное сооружение, были растесаны новые оконные проемы на южной стороне основного объема. Уже в наше время, после переноса школы в другое здание, бывшая церковь подверглась разграблению, в результате чего фактически сохранились лишь стены и фрагменты кровли.
1. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 43.
2. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 44.
3. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области. Стр. 180.
4. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
Здесь же. Сведение о перемещении священника Александра Троицкого получено от игумена Амфилохия (Бондаренко), благочинного Усть-Каменогорского округа Астанайско – Алматинской епархии (ныне благочинный 1 – ого Павлодарского округа).
5. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
6. Сведения о священнослужителях Покровской церкви станицы Алтайской советского периода получены от старожилов: Королёвой Елизаветы Афанасьевны (1929 г.р. – родственницы монахини Евсевии), Шершнёва Ивана Афанасьевича (1924 г.р.), Матвеевой Татьяны Александровны – дочери последнего атамана казачьей станицы.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. – 144 с. – с картами и илл.
Покровская церковь. (1882)
В настоящее время Катон-Карагай состоит из двух, в прошлом самостоятельных частей: казачьей станицы Алтайской и поселка Катон-Карагайского. Вот как их характеризует известный исследователь края священник Борис Георгиевич Герасимов в своей статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи».
«…Станица Алтайская лежит в долине левого притока Бухтармы Сарым-сакты и вся утопает в зелени садов. По улицам с журчанием протекают арыки. Прекрасная, густая аллея, преимущественно березняка, придает поселению живописный вид. В станице Алтайской кончается почтовый тракт из Устькаменогорска и сменяется уже далее земским. Местность, на которой раскинулась станица Алтайская, принадлежала ранее Китаю, но, по отмежеванию границы, перешла в фактическое владение Русского правительства. Основание станицы положено в 1871 году.
В Алтайской имеются: церковь, прекрасное здание школы, почтовое отделение (Катон-Карагайское), здесь-же местопребывание алтайского лесничего, медицинского персонала и ветеринарного надзора.
Существующая с 6 по 19 декабря ярмарка, имеет, по слухам, оборот до 250 тысяч рублей»… (1)
«…Катон-Карагайский поселок расположен в двух верстах от станицы Алтайской. В поселке есть базар, таможня, школа, камера мирового судьи, избушка на курьих ножках с вывеской «Алтайский арестный дом». Здесь же живет и крестьянский начальник Устькаменогорского уезда…» (2) В настоящее время эти два населенных пункта составляют единое целое. Однако в отличие от начала XX века, начало XXI можно охарактеризовать как период значительного упадка Катон-Карагая. На месте большого количества домов теперь лишь поросшие травой бугорки, многие здания стоят в развалинах и производят тягостное впечатление. В руинах находится и православный храм, вид на который открывается сразу же при въезде в село. Над крышами низеньких одноэтажных строений возвышается тяжелая, темная громада деревянной церкви, кажущейся особенно громоздкой, приземленной, из-за отсутствия своих вертикалей, некогда пронзавших небосвод.
Постоянно ощущается громадное напряжение борьбы с земным притяжением, мучительное стремление пронзить атмосферу – явление характерное для обезглавленных русских церквей.
Впечатление грозной мощи храма многократно усиливается чернеющими глазницами пустых оконных проемов, а также ребрами стропил шатра основного объема, лишь частично сохранившего железное покрытие. Покровская церковь была построена на средства Казачьего Войскового Хозяйственного управления, а также прихожан-казаков Алтайской станицы и Катон-Карагайского поселка в 1882 году (3). Новопостроенный храм вошел в состав Благочиния церквей Бухтарминского края, где должность благочинного отправлял священник Николаевской церкви Зыряновского рудника Александр Троицкий (в 1918 году переведен клириком к Покровскому собору г. Усть-Каменогорска) (4). Причт церкви в начале XX века состоял из священника-настоятеля и псаломщика: иерея Леонтия Протопопова и Памфила Кошаловского.(5)
В первые два десятилетия советского периода в храме более или менее регулярно продолжали совершаться богослужения. В 1923 году большое количество православных приходов перешло к обновленцам («Живоцерковникам», «Красным попам»). По некоторым данным, Покровская церковь также стала обновленческой, но, к сожалению, история храма 20-х – 30-х годов XX века пока остается мало раскрытой.
У местных старожилов сохранились незначительные отрывочные сведения о некоторых священнослужителях.
В частности, упоминается священник Руднев, похороненный возле церкви. После Руднева указывают на Бояркина, хотя остается неопределенной его должность при храме – священник или староста.
Хорошо запомнился жителям станицы священник Вишневский, имевший дочерей Августу, Екатерину и Марию. Сохранилась семейная фотография Вишневских, но имя главы семьи остается невыясненным. Во второй половине 30-х годов XX века в Катон-Карагае проживала монахиня одного из закрытых монастырей Евсевия (в миру Королёва Евгения), впоследствии уехавшая в монастырь в Бендерах (Молдавия). В 1937 году настоятель Покровской церкви Петр Кирьянов был выслан в село Язовая. Видимо, в это же время храм был закрыт. Петр Кирьянов впоследствии вернулся в Катон-Карагай, но жил незаметно у дочери, время, от времени тайно совершая различные требы (венчания, крестины и т.д.) по просьбам нуждающихся. (6)
После закрытия, Покровский храм был обращен в клуб, а затем в школу, позднее названную именем Рыкова. Значительно изменился облик церкви: были снесены шатровая колокольня и купола, разобрана алтарная апсида, проведена перепланировка внутренней части здания, разделенного на два этажа. С восточной стороны к храму было пристроено Г-образное сооружение, были растесаны новые оконные проемы на южной стороне основного объема. Уже в наше время, после переноса школы в другое здание, бывшая церковь подверглась разграблению, в результате чего фактически сохранились лишь стены и фрагменты кровли.
1. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 43.
2. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Стр. 44.
3. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области. Стр. 180.
4. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
Здесь же. Сведение о перемещении священника Александра Троицкого получено от игумена Амфилохия (Бондаренко), благочинного Усть-Каменогорского округа Астанайско – Алматинской епархии (ныне благочинный 1 – ого Павлодарского округа).
5. Адрес-Календарь Семипалатинской области, Семипалатинск, 1914, стр. 74.
6. Сведения о священнослужителях Покровской церкви станицы Алтайской советского периода получены от старожилов: Королёвой Елизаветы Афанасьевны (1929 г.р. – родственницы монахини Евсевии), Шершнёва Ивана Афанасьевича (1924 г.р.), Матвеевой Татьяны Александровны – дочери последнего атамана казачьей станицы.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. – 144 с. – с картами и илл.
Спасибо сказали: Lipsibr
- Viacheslav
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 480
- Репутация: 13
- Спасибо получено: 1399
12 март 2016 10:34 #34153
от Viacheslav
С уважением,
Плотников Вячеслав.
web: ok.ru/uznatbolsh
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
С уважением,
Плотников Вячеслав.
web: ok.ru/uznatbolsh
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Alexandrov_2013, Тигирек
- duzhenkij
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 1
- Спасибо получено: 4
28 июнь 2020 11:53 #45219
от duzhenkij
Станица b]Алтайская[/b основана в 1871 г., когда к русским владениям отошла долина верхней Бухтармы (входившая в пределы Китая). Это последняя почтовая станция (в 270 вер. от Усть-Каменогорска), отсюда до Урульского пос. есть замский тракт (57 вер.); далее идут уже вьючные пути. Станица Алтайская лежит у подошвы Нарымского хребта на высоте 3500 ф. на берегу р. Сарымсакты, впадающей в р. Кульмес, левый приток Бухтармы имеет две улицы и до 520 чел. жителей. В станице есть церковь и школа, находится почтовое отделение, алтайское лесничество и ветеринарно-охранный пункт. Жители Алтайской станицы занимаются лишь отчасти земледелием; для последнего неблагоприятным оказывается высокое положение местности (в связи с чем находятся неблагоприятные для роста хлебов климатические условия). Близ станицы Нарымский хребет богат строевым лесом-лиственницей, пихтой, елью и кедром; сбор шишек с последнего (кедровые орехи) составляет собой небольшой подсобный промысел для жителей. Здесь происходит осмотр гуртов скота и караванов с сырьём, идущих из Кобдо. С 6 по 19 декабря в станице бывает ярмарка с оборотом до 75 тыс. руб.; главные предметы торговли: мануфактурные товары, масло, сало, шерсть и кожи.
В двух верстах от Алтайской станицы на восток лежит деревня Котон-Карагайская. Она имеет до сотни деревянных построек; жители её - крестьяне в количестве до 600 чел. Прежде здесь был военный пост и жил начальник местной границы. Теперь пост переведён далее в горы (в п. Кош-Агач). Здесь помещается волостное правление для новых переселенческих посёлков, лежащих по южную сторону Нарымского хребта по р. Кара-Каб - Тюсь, Каинского, Чоганатинского и Балык-Булакского; к ним идут горные тропы. Все эти четыре крестьянских посёлка образованы самовольными выходцами на р. Кара-Каб. Много лишений и всякого рода превратностей судьбы испытало население упомянутых деревень (см. IV главу, стр. 169), пока наконец не остановилось на этих местах. [далее - про окрестности станицы Алтайской]
______
В.П. Семенов. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 18. Киргизский край. С. 427-428. Издание А.Ф. Девриена, 1903.
В двух верстах от Алтайской станицы на восток лежит деревня Котон-Карагайская. Она имеет до сотни деревянных построек; жители её - крестьяне в количестве до 600 чел. Прежде здесь был военный пост и жил начальник местной границы. Теперь пост переведён далее в горы (в п. Кош-Агач). Здесь помещается волостное правление для новых переселенческих посёлков, лежащих по южную сторону Нарымского хребта по р. Кара-Каб - Тюсь, Каинского, Чоганатинского и Балык-Булакского; к ним идут горные тропы. Все эти четыре крестьянских посёлка образованы самовольными выходцами на р. Кара-Каб. Много лишений и всякого рода превратностей судьбы испытало население упомянутых деревень (см. IV главу, стр. 169), пока наконец не остановилось на этих местах. [далее - про окрестности станицы Алтайской]
______
В.П. Семенов. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 18. Киргизский край. С. 427-428. Издание А.Ф. Девриена, 1903.
Спасибо сказали: bgleo, Куренев, Нечай, Viacheslav