Становое.Казаки.Аитов Ахмадулла Махмудович.

  • greilih
  • greilih аватар Автор темы
21 нояб 2018 12:54 - 21 нояб 2018 21:06 #41663 от greilih
Нижеприведенная информация взята из статьи «Кавалер Георгиевских крестов» автора М.Жумагуловой общественно-политической газеты Мамлютского района «Знамя труда» №21 (7641) от 23 мая 2014 г. Орфография и пунктуация сохранены.

У каждого человека своя судьба. Одним она с самого рождения преподносит все блага жизни без особых усилий, а другим приходится самим завоевывать место под солнцем.
Наш герой – Ахмадулла Махмудович Аитов – из второй категории людей. Он пережил войны, все выпавшие испытания на жизненном пути, перенес потерю близких, но не растратил присущие ему жизнелюбие, стремление к лучшему, любовь к окружающим. Чтобы понять его поступки, осмыслить его жизненный путь, нужно вернуться к истокам.
Казачья станица Становая основана донскими и уральскими казаками, славящимися воинскими подвигами и верностью государю и Отечеству. Во второй половине 19 века в станицу переселилось много татар, они образовали здесь татарский край, в числе которых была и семья Аитовых. На краю этой большой деревни она построила свою землянку, где в 1881 году и родился Ахмадулла. Семья была многодетной. Дети с детства жили в атмосфере дружбы, взаимовыручки, любви к Родине, потрясающей силы духа, уважая традиции друг друга, выросли с высоким чувством патриотизма, гордясь подвигами старшего поколения, мечтая быть во всем похожими на них. В казачество уже в то время зачисляли не только казаков, но и разночинных людей, которые здесь осели и обзавелись семьями.
Детей в станице было много, поэтому беспокойная ватага целый день бегала по улицам, мальчишки постоянно «воевали», разделившись на два враждующих лагеря, грозно и с криками носились, размахивая деревянными саблями. Так беззаботно и рос Ахмадулла, пока в семье не случилась-беда-умерла мама. И жизнь сразу разделилась на две части: «до» и «после» смерти самого дорогого и любимого ему человека. Отцу одному было тяжело с детьми без женских рук, и он вскоре в дом привел другую женщину. Мачеха была строгой и не ласковой с детьми. Оживленный и любознательный Ахмадулла за шалости и малейшие провинности всегда получал ощутимые оплеухи и подзатыльники, всегда ходил с синяками. Рано начал помогать отцу – на быках пахали землю, сеяли хлеб, косили сено, заготавливали дрова, пасли скот.
А когда его зачислили в казачество – о чем мечтал с детства - началась новая глава его биографии. Зачисляли только после жесткого отбора – надо было уметь крепко держаться в седле, виртуозно владеть шашкой, так как от этого зависила жизнь казака и его товарищей. В 1904 году конный дивизион воевал с японскими самураями, с боями дошли до Порт-Артура, побывал лихой казак и в Китае. В первую мировую войну в июле 1914 года всей станицей провожали своих казаков, которые воевали в составе 5 Конной армии, руководимой М.Н.Тухачевским. Воевали наши земляки в составе сибирских полков. На Западном фронте потери понесли донские казаки. На возмещение их состава пришли казаки Оренбуржья, Уральского войска и Горькой линии. Они образовали дивизию, названную Донской казачьей смешенной. Здесь в середине 1915 года храбро сражались казаки – пресновчане и пресногорьковцы, тогда погибло 52 казака.
Настоящий подвиг совершили казаки корпуса генерала Павла Булгакова в боях на севере Польши. Истощилась 29-я дивизия, в ее полках был многочисленный лагерь тяжело раненных. Единственной боевой силой остались четыре казачьих полка с половинным составом боеспособных. Генерал собрал остатки корпуса в полном окружении врага, который и принял участие в решающем сражении.
За мужество и героизм Абдулла Махмудович был удостоен четырех Георгиевских крестов. Полный кавалер этих высоких наград участвовал и в гражданской войне в революционное смутное время, освобождал нашу область от колчаковцев в августе-октябре 1919 года. Его имя по праву в числе тех, кто прославился перед потомками.
Воспоминаниями своей мамы о годах жизни с ним в одном селе поделилась Рауза Файздрахмановна Сюникаева (Даутова), часто она рассказывала детям о подвигах односельчан, интересные случаи из их жизни.
Ахмадулла был настоящим казаком, высоким, плечистым, с длинными усами, крепко сидел в седле. Казаки по праздникам в станице устраивали различные состязания: на всем скаку надо было наклониться и достать с земли монету, со всего маха саблей срубить ветки с высокого дерева. И он всегда был в числе первых. на эти зрелища приходило смотреть все село, поддерживая криками и возгласами каждый своего.
Лихой казак с мягким характером, открытой душой, общительный и жизнелюбивый, не мог не нравиться многим девушкам. Но ему приглянулась одна из них – Майнур Рамазановна, покорившая его скромностью и своей красотой. Она подарила ему шестерых детей: первенцем была дочь Зайда, дочь Марьям умерла в детстве, дочь Рауза умерла в юности; дочь Махрой вначале работала продавцом в родном селе, а затем уехала в г.Златоуст, где трудилась учителем начальных классов; сын Гайфулла погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны, сын Сайфулла после службы в армии выбрал профессию военного.
Молодые жили дружно, трудолюбивые в непростых условиях обустраивали себя и свою семью, не жаловались на судьбу и детей вели потому же пути, хотя, понятно, желали им лучшей доли и всегда мечтали об этом.
Беда, как всегда, пришла неожиданно – скоропостижно скончалась хозяйка дома, старшей Зейде было всего 10 лет. Ахмадулла сильно переживал, так и не смог ее забыть до конца жизни. Отчетливо помня свое детство с мачехой, своих детей решил вырастить сам. Правда, им не рассказывал о своих боевых подвигах, в то время непринято было говорить открыто о тех исторических событиях, да и награды хранились не на виду.
Суровым испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и старики.
Ахмадулла Махмудович охранял склады и ток, а дети под присмотром женщин запрягали быков и по бездорожью возили зерно на Мамлютский элеватор.
В Становое стали прибывать греки, поляки, немцы, чеченцы, сосланные в этик рая. Не имея ничего, многие из них умерли от голода и холода. Местные жители не бросили их в беде и просто не смогли равнодушно смотреть на происходящее вокруг, на голодных детей, соседей. Активное участие в судьбах этих переселенцев принял и Ахмадулла Махмудович, щедро делившийся со всеми тем, что имел сам. Он с охотниками – Павлом Умрихиным, Николаем Черемисовым, Семеном Нефедовым и другими – ходил на дикого кабана. Если удачной была охота – сытыми были все. В то время ловили капканами волков, лис – за каждую голову местная власть платила деньгами. Это тоже был один из выходов из трудного положения.
У землянки Аитовых, что стояла на краю села, часто останавливались приезжие торговцы, отдыхая с дальней дороги. Ахмадулла, когда было совсем тяжело, достал свои Георгиевские кресты, высоко ценившиеся пробой серебра, последний раз полюбовался ими, вспомнил боевые годы, их торжественное вручение, тяжело поохал, повздыхал и выменял их на пшеницу. Об этом случае вскоре узнали все односельчане, потому что он щедро поделился хлебом со многими, ощутившими бескорыстную реальную помощь от него.
Однажды в эту деревню забрел беспризорный мальчишка девяти лет, он подбегал к каждому двору и слезно просил что-нибудь поесть. Многие отгоняли его, у самих ничего не было, а дед Ахмадулла сжалился над ним и приютил у себя, не дал погибнуть.
Помнят старожилы и похоронки, письма с фронта, всем селом собирались и перечитывали их по многу раз, оплакивали погибших, поддерживали, как могли, осиротевших.
Выжили, потому что сильна была дружба, взаимовыручка между людьми разных национальностей, сплоченных в одну семью в эти грозные для страны голы.
После войны стали строить дороги, пожило Ахмадулла Махмудович не захотел остаться в стороне и попросился сторожить этот важный объект, чтобы хотя бы таким образом участвовать в налаживании долгожданной мирной жизни.
Крепка солдатская дружба, связавшая людей из разных мест под свистом пуль, в яростных атаках, на грани жизни и смерти, когда один за всех и все за одного. Ежегодно в День Победы его навещали отважные кавалеристы конного дивизиона. Тогда и вспоминали они свои ратные подвиги во имя защиты Отечества, как геройски дрались с врагом, испытывая ярость смертельных атак, бег с острой саблей на обнаженный клинок немца. Эти встречи были незабываемыми праздниками для села, все искренне радовались за односельчанина-казака, гордились им. Последний их приезд был в 1968 году, когда они уже у могилы георгиевского кавалера воздали ему честь минутой молчания. И сейчас, когда прошло столько лет с тех пор, внуки, правнуки, сельчане, бывая на кладбище, именно ему первому отдают поклон, потому что помнят, уважают и чтут его.
Есть люди, которые оставляют незабываемый след в жизни большинства. Таким является Ахмадулла Махмудович Аитов. Мягкий по натуре, но принципиальный и справедливый в любых вопросах, он сумел и в трудных обстоятельствах сохранить достоинство. Чувство ответственности, соединенное с трудолюбием, поражало и восхищало в нем. Дети его уже умерли, но о нем сегодня с гордостью говорят и помнят его родные внуки: Рифхат Харисович, Ринат Харисович, Зайтуна Мажиповна и Марьям Абдуловна. Трое из них жили вместе с отважным дедом и называли его отцом. Он часто повторял им, что нужно постоянно трудиться, чтобы устроить свою жизнь и ни от кого не зависеть, это возможно только через труд. Его советам всегда следовали, так как знали, что за ними – прожитая жизнь и прожита – достойна.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 21 нояб 2018 21:06 от Patriot.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 нояб 2018 14:01 #41664 от Нечай
Ох, Господи....
Писать о людях и судьбах похвально, но хорошо бы было перед написанием проверить достоверность тех немногих исторических фактов, что пытались использовать в данном повествовании.
Спасибо сказали: sibirec, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • greilih
  • greilih аватар Автор темы
23 нояб 2018 04:03 #41679 от greilih
Извините, но я не понимаю причину ваших вздохов и обращение к Всевышнему
Данная статья была опубликована в местной газете, автор статьи профессиональный журналист. Это не фантазия и не вымысел, в свое время журналист данной статьи лично разговаривала со старожилами нашего с.Станового и людьми,которыми там родились. Или вы сомневаетесь, что татарин Аитов А.М. был казаком и был награжден Георгиевскими крестами?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2018 08:34 - 23 нояб 2018 08:37 #41682 от Нечай
Простите, не знаю к кому я обращаюсь. Не могли бы Вы представиться?

Ничего не имею сказать про самого Аитова А.М. Он был. И был казаком.
Но статья написана без сердца, без души, без знания истории самого поселка, не говоря уже о казачестве. Данные все собраны и слеплены в одну непонятную массу и припорошены воззваниями о патриотизме, героизме и прочим "изме". Статья канцелярская "для галочки" и настолько бестолковая, что даже сказать нечего. Полнейшая историческая белиберда.
Вынуть из нее человека и рассказать только о нем самом без выдумок о создании поселка и войнах, да еще простым языком и от чистого сердца, то получится очень даже хорошо.

Аитов Ахмадулла Махмудович действительно являлся казаком поселка Становского станицы Новорыбинской, 2-го отдела СКВ. (Поселок Становской вновь стал самостоятельной станицей в 1911 г.)
И Георгиевский крест имел:
Аитов Ахмадулла (Ахметулла) — 5 Сибирский каз. полк, казак. За выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения в боях против неприятеля. Награжден на основании п. 19 ст. 67 Георгиевского Статута. (Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. С.Б.Патрикеев. Здесь ПМВ)

Кроме Ахмадуллы в 1908 году в войске служили:
Аитов Гали-Акбер Газатулинович
Аитов Мухамет
Аитов Рахимжан Мухамед-Зарифович
Аитов Сыбагатулла

Еще в 1895 году там числились в службе:
Аитов Мухамед Вакир Кусаинович (отец Ахмадуллы?)
Аитов Хасан

То есть, как видим, целая династия Аитовых. Но автор решила не усложнять себе жизнь подробностями, (включая поиск награждения Ахмадуллы), как решила не усложнять ее какими либо расследованиями в истории Сибирского казачества. Вы уж меня простите, но профессионализмом здесь даже не пахнет.
Одна только фраза: "пришли казаки Оренбуржья, Уральского войска и Горькой линии".... .... потомки казаков 1-го и 3-го отделов приношу Вам свои извинения, но вы, по мнению автора статьи, к войску никак не относились. Я уже не говорю ни про Донскую дивизию в составе 5-й армии Тухачевского, ни про Порт - Артур и прочую околесицу. Нет, лезть в эти дебри просто не хочется.

Дорогой участник (не знаю Вашего имени - отчества), не к Вам претензии вовсе. Вы хотели как лучше и спасибо Вам за участие. За это спасибо. Проблема в другом, проблема в обилии таких вот статей, где журналисты пишут под отчет, в редакции сказали "найди героя и опиши", пошла, нашла и написала, не потрудившись поискать какие - либо факты.
У Вас есть возможность проверить и историю создания, нет, не казачьей станицы, а крепости Становой (из которой позже образовалась станица, поселок, опять станица), и участие Сибирцев в войнах. Здесь на сайте собрано множество материалов. Пройдитесь по ним чтобы понять, о чем разговор.

Заодно о других татарах в станице
на 1895 год:
Сюнекаев Хабабулла

на 1908 год:
Сюнекаев Гамулла
Сюнекаев Галимджан
Сюнекаев Самигулла

Яфаров Лутфулла Ибатулинович
Яфаров Сагиттула Хабибулович

Дополнительно к новичкам. У нас на сайте есть раздел "Ликбез". В нем подробно объясняется как использовать сайт и как ставить новый материал. Вы создали новую тему в разделе "Поселок Становской", хотя у нас здесь же, в этой же теме уже существует раздел "Станичники", в него и нужно размещать дополнения о людях и судьбах. Это рекомендуется исключительно для сокращения количества тем и облегчения нахождения нужной информации, с обилием которой поиски порой становятся затруднительными.
Новые разделы рекомендуется создавать только для тех тем, которые будут в последствии пополнятся обширным материалом и развиваться далее.
Последнее редактирование: 23 нояб 2018 08:37 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Куренев, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2018 10:25 #41683 от Куренев
Во многом согласен с Нечай,но считаю что и такие статьи полезны.Для неспециалистов,опять-же.Благодаря ей не забыт казак Аитов Ахмадулла.
И спасибо г-ну Грейлиху что он "откопал"эту статью и выложил на форуме,а так -то да...1914,5-я армия Тухачевского...он в в то время только подпоручиком был...и пр. и пр. нестыковки и неувязки...
А у нас где-то промелькнуло,что г-н Грейлих(извиняюсь если нечаянно несколько исказил фамилию),написал книгу о Становой?!
Мы бы ее с радостью прочитали. И...не стоит обижаться на Людмилу Руслановну)

Пелым-д.Куренева-Оренбург-кр.Чебаркульская-Пресноредутъ-кр.Пресногорьковская-ст.Атбасарская-ст.
Котуркульская --- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2018 13:17 #41686 от Нечай

Куренев пишет: ...1914,5-я армия Тухачевского...он в в то время только подпоручиком был...и пр. и пр. нестыковки и неувязки...


5-я армия была создана в годы Гражданской войны. Тухачевский командовал ею в 1919 году, в частности во время боев за Петропавловск и Омск. Никакого отношения к ПМВ армия не имеет, как не имеет отношение участие в ней в период ПМВ Сибирских казачьих полков, особенно "в Донской казачьей смешенной" дивизии!
Просто ужас какой -то...
В 20 - м армейском корпусе генерала П. Булгакова в ПМВ казаки действительно состояли, но то были сотни 4-го полка, т.е. как раз того самого, который не относился к казакам ст. Становской. От Пресногорьковской до Пресновской и Кокчетавско - Акмолинские то были казаки, которые благодаря несогласованности действий командного состава корпуса, потеряли в Августовских лесах более 300 человек. И лишь благодаря решительным действиям собственного войскового командного состава Петрова, Анненкова, Глебова удалось спастись остальным. Так, что воспевать Булгакова я бы не стала. Да и события эти к казаку Аитову не относятся. И получить кресты за выход из окружения он не мог, он служил в 5-м полку.

И другие вещи, вроде:
"В 1904 году конный дивизион воевал с японскими самураями, с боями дошли до Порт-Артура, побывал лихой казак и в Китае". Что за конный дивизион и как им удалось дойти до Порт - Артура?

"Воевали наши земляки в составе сибирских полков". Да бросьте...

О крестах. Известен крест 4-й степени, но пока нет данных о крестах всех четырех степеней. Автор не посчитала нужным сослаться на какие - либо источники в своих утверждениях.

К слову, о строительстве Донцами и Уральцами станицы Становской, тут уже не просто плакать хочется, а рыдать...

В целом статья написана недавно, а такое ощущение, что она из 1970-х, когда принято было изобразить трудовой народ - из бедной землянки и нищеты родился самородок - герой, вдохновленный патриотизмом. О том, что мальчик рос, скорее всего, уже в семье казака, в казачьем поселке, среди казачьих детей, впитывая казачьи традиции и миропонимание - об этом ни слова. Да и с землянкой я не согласная... Сколько не читала про татар, они отличались добротностью и идеальной чистотой своих жилищ. Тут же показана просто голь перекатная.

В общем и целом согластна только с одной, изложенной автором теорией:
"Выжили, потому что сильна была дружба, взаимовыручка между людьми разных национальностей, сплоченных в одну семью в эти грозные для страны голы". (только в "годы", не в "голы") И не только в те годы, но и веком ранее, в Сибирском казачьем войске, когда служили бок о бок и полагались на себя и на товарища, независимо от его национальности.

В общем похвально, что вспомнили казака, печально, что вспомнили "небрежно".
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Куренев, evstik, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
30 нояб 2018 16:17 #41784 от Нечай
И еще в дополнение по фамилии Аитов:

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО
В ПРИСУТСТВИИ СВОЕМ
В Москве
Сентября 12 дня 1856 года
Соизволил отдать следующий
ПРИКАЗ:
Увольняются от службы за болезнею:
Попечитель Прилинейных Киргизов, состоящий по Армейской Кавалерии Штабс – Капитан Аитов Капитаном.

Высочайшие приказы о чинах военных - Санкт-Петербург : 1856 г., с 1 июля по 27 декабря 1856 г. - 325 л.
Стр. 115 – 116
Спасибо сказали: Patriot, Куренев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 июль 2019 09:26 - 27 июль 2019 09:49 #43227 от Нечай
В поселке / станице Становой, действительно была наибольшая численность казаков из татар.
Решила поставить сюда абзац из статьи (см.Б.Ж. Атантаева, Р.Д. Ахметова -Татарское купечество Семипалатинской области в XIX - начале XX века, в разделе "История Семипалатинска), где говорится:

"Во второй половине XVIII в. татарские поселения начали возникать в Северном и Восточном Казахстане, вблизи или на территории самих российских форпостов и крепостей, расположенных в местах прохождения старинных караванных маршрутов. В частности, в 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Мэулетавылы-Мамлютово (ныне г. Мамлютка), где шесть лет спустя в ходе шестой ревизии (1792 г.) было зарегистрировано 176 душ мужского пола".

Хотя в статье указывается откуда прибыли данные татары, но без доказательств. Вполне возможно, что они являлись служилыми татарами еще в городовых гарнизонах Сибири, как - то Тобольск или Тюмень, поскольку их поселения располагаются в пределах 40 верст, но в любом случае ближайшее географическое их расселение вблизи крепости Становой, вполне могло повлиять на численность татарского казачества в данном укреплении / станице / поселке.

На карте юга Ишимского уезда 1798 года уже существуют поселения Татар Мамлютовых в ближайшем расположении к крепости Становой:



После строительства Западно - Сибирского участка железной дороги, татарское поселение Мавлютово дало название железнодорожной станции, которой (наряду со станцией Петухово) с успехом пользовались наши предки при поездках в Петропавловск и Омск. Как сообщает И. Голошубин в описании Становского прихода Успенской церкви:
"От епар. города в 300 вер.,от у. города и почт - телегр. конторы в г. Петропавловске в 65 вер., от благочинного – в 100 вер., ближ. жел. дор. ст. «Мамлютка» Сиб. жел. дор." - "Сообщение с г. Омском: на лошадях до ст. Мамлютка (18 вер.) и далее - до Омска – по жел. дор. билет III кл. – около 3 руб."


Карта Петропавловского уезда 1893 года

Конечно, это лишь теория о влиянии близ - расположенного татарского поселения на численность татарского казачества в Становом, но надеюсь, что она не лишена основания.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 27 июль 2019 09:49 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, Куренев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.