- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ИСТОРИЯ СТАНИЦ ПЕРВОГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
- СТАНИЦА ПРЕСНОГОРЬКОВСКАЯ
- ПОСЁЛОК ПРЕСНОГОРЬКОВСКИЙ РЕДУТ
- Паломничество к руинам святыни близ Пресноредути
Паломничество к руинам святыни близ Пресноредути
- Redut
- Автор темы
02 авг 2018 20:59 - 03 авг 2018 06:09 #41106
от Redut
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
pbe.kz/palomnichestvo-v-arhistratigo-mihaylovskiy-zhenskiy-monastyr
Паломничество в Архистратиго-Михайловский женский монастырь
30 июня 2018 г. Преосвященнейший епископ Владимир посетил одну из святынь Северо-Казахстанской земли — разрушенный Архистратиго-Михайловский женский монастырь. Руины святой обители находятся близ села Пресноредуть Жамбыльского района нашей области. Преосвященнейшего владыку Владимира сопровождали сотрудники Петропавловского епархиального управления: протоиерей Сергий Первушин, иерей Михаил Березин, диакон Владимир Бартоль, а также настоятель храма Архангела Михаила села Пресновка иерей Сергий Пропустин.
Духовенство осмотрело сохранившиеся строения монастыря, после чего была отслужена заупокойная лития об убиенной игуменье Евпраксии (Казиной) с сестрами и обо всех пострадавших за веру Христову во время безбожных гонений XX века.
В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина. Когда в 1890 года есаул Казин скоропостижно скончался, его жена Анна приняла решение: основать на доставшемся в наследство земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине — пресноводное, богатое рыбой озеро.
О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному 1-го Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской, о. Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную».
В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского были вырыты землянки для будущих насельниц женской общины. На строительство были использованы средства от продажи дома в станице Пресновской, оказали помощь отец и брат мужа Николай Казин. В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны — дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Прокофьевна Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина. По словам очевидца событий протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка, соединясь во имя Божьей любви к людям, стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться судьбой обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин».
Летом следующего года из своего леса была выстроена крытая тесом часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой овощной огород, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования.
После того, как община приютила девочек — сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадский стали посылать денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года Святейший Правительственный Синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго-Михайловскою».
Летом 1902 года был освящен поместительный деревянный храм во имя Святой Троицы. Приехавший на торжество Преосвященный Омский Гавриил постриг в монашество Анну Васильевну, с наречением имени Евпраксии и возведением ее в сан игуменьи монастыря. Ближайшие ее сподвижницы также приняли духовные имена — Евстолия, Епифания, Серафима, Аркадия, Нина, Ефимия, Еликонида, Евлампия, Анна.
Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обращается с письмом к Императрице Александре Федоровне: «Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер из которых большая часть старух немощных, и в их числе шесть слепых...». Настоятельница заботится и о школе, «этом рассаднике знания в духе православия, самодержавия и народности», поэтому просит Царицу выделить средства на строительство «благолепного» храма и школы.
К 1915 году, благодаря помощи Синода, были построены две церкви, часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, с ветряной мельницей, кузницей, большим количеством лошадей, дойных коров, быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад. Собирали в нем крыжовник, клубнику, малину, яблоки. Вся огромная территория березового леса была окопана глубоким рвом. К центру была проведена высокая насыпь, по ней приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое — священник (Николай Попов, Александр Соколов, Иван Симонов) и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в озере. Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения.
Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором. О хоре вспоминали те, кто был на службе в храме: «это было красивое, волнующее, исполнение. Церковный хор в исполнении 20 прекрасных молодых голосов под руководством дочери казака станицы Крутоярской Марии Бобровой, приводил молящихся в восхищение, вызывая слезы на глазах. Священник о. Иван Симонов имел сильный голос и, бывало, подхватит какую-нибудь ноту вместе с хором, кажется будто церковь поднимается в воздух».
По воспоминаниям очевидцев, в 1917 году Евпраксия была хорошо сохранившейся женщиной. На лице ее почти не было морщин, еще видны были следы былой красоты. Полная, с гордой осанкой, она всегда во время богослужения проходила через всю церковь к своему месту, толпа молящихся с трепетом и поклонением расступалась, давая ей дорогу. С обеих сторон ее поддерживали две монахини, третья несла позади шлейф монашеской мантии. Около иконостаса она садилась в огромное обитое черным бархатом кресло. Разговаривали с ней через специальную трубку, так как она стала плохо слышать после смерти мужа.
Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами 5-й армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но, пока шла братоубийственная Гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно-Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной армии. В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковским отрядом ЧОН. Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли и расстреляли. Расстрел состоялся на льду озера Церковного у Макарьевки. Убийцы монахинь известны, некоторые из них занимали впоследствии руководящие должности в окрестных селах. Убитые пролежали под мартовским небом всю ночь, а наутро тел не оказалось. В народе разнеслась весть, что монахини были телесно взяты на небо Богом. Лишь спустя год их местонахождение было обнаружено комиссией по изъятию церковных ценностей — прах покоился в главном алтаре Троицкой церкви монастыря. Той ночью молодые монашенки, тайно следовавшие за отрядом и бывшие свидетелями казни, погрузили замерзшие тела на телегу и привезли в монастырь. Власти, с целью опровержения слухов о вознесении монахинь, выставили их останки на всеобщее обозрение. Сегодня никто не знает где покоится их прах.
Вскоре обитель была закрыта. В одной из её построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа». Детский дом просуществовал до 60-х годов прошлого века. Сейчас от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и первый этаж дома для священника. В 70 метрах от этого дома на запад высится большой холм — всё, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба.
1917 Игуменья Евпраксия - в миру вдова есаула Анна Васильевна Казина и послушница Мария Боброва, справа
Преосвященнейший владыка Владимир в сопровождении сотрудников Петропавловского епархиального управления: протоиерея Сергия Первушина, иерея Михаила Березина, диакона Владимира Бартоля и настоятеля храма Архангела Михаила села Пресновка иерея Сергия Пропустина.
Паломничество в Архистратиго-Михайловский женский монастырь
30 июня 2018 г. Преосвященнейший епископ Владимир посетил одну из святынь Северо-Казахстанской земли — разрушенный Архистратиго-Михайловский женский монастырь. Руины святой обители находятся близ села Пресноредуть Жамбыльского района нашей области. Преосвященнейшего владыку Владимира сопровождали сотрудники Петропавловского епархиального управления: протоиерей Сергий Первушин, иерей Михаил Березин, диакон Владимир Бартоль, а также настоятель храма Архангела Михаила села Пресновка иерей Сергий Пропустин.
Духовенство осмотрело сохранившиеся строения монастыря, после чего была отслужена заупокойная лития об убиенной игуменье Евпраксии (Казиной) с сестрами и обо всех пострадавших за веру Христову во время безбожных гонений XX века.
В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина. Когда в 1890 года есаул Казин скоропостижно скончался, его жена Анна приняла решение: основать на доставшемся в наследство земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине — пресноводное, богатое рыбой озеро.
О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному 1-го Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской, о. Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную».
В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского были вырыты землянки для будущих насельниц женской общины. На строительство были использованы средства от продажи дома в станице Пресновской, оказали помощь отец и брат мужа Николай Казин. В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны — дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Прокофьевна Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина. По словам очевидца событий протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка, соединясь во имя Божьей любви к людям, стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться судьбой обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин».
Летом следующего года из своего леса была выстроена крытая тесом часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой овощной огород, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования.
После того, как община приютила девочек — сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли Русской о. Иоанн Кронштадский стали посылать денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года Святейший Правительственный Синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго-Михайловскою».
Летом 1902 года был освящен поместительный деревянный храм во имя Святой Троицы. Приехавший на торжество Преосвященный Омский Гавриил постриг в монашество Анну Васильевну, с наречением имени Евпраксии и возведением ее в сан игуменьи монастыря. Ближайшие ее сподвижницы также приняли духовные имена — Евстолия, Епифания, Серафима, Аркадия, Нина, Ефимия, Еликонида, Евлампия, Анна.
Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обращается с письмом к Императрице Александре Федоровне: «Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер из которых большая часть старух немощных, и в их числе шесть слепых...». Настоятельница заботится и о школе, «этом рассаднике знания в духе православия, самодержавия и народности», поэтому просит Царицу выделить средства на строительство «благолепного» храма и школы.
К 1915 году, благодаря помощи Синода, были построены две церкви, часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, с ветряной мельницей, кузницей, большим количеством лошадей, дойных коров, быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад. Собирали в нем крыжовник, клубнику, малину, яблоки. Вся огромная территория березового леса была окопана глубоким рвом. К центру была проведена высокая насыпь, по ней приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое — священник (Николай Попов, Александр Соколов, Иван Симонов) и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в озере. Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения.
Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором. О хоре вспоминали те, кто был на службе в храме: «это было красивое, волнующее, исполнение. Церковный хор в исполнении 20 прекрасных молодых голосов под руководством дочери казака станицы Крутоярской Марии Бобровой, приводил молящихся в восхищение, вызывая слезы на глазах. Священник о. Иван Симонов имел сильный голос и, бывало, подхватит какую-нибудь ноту вместе с хором, кажется будто церковь поднимается в воздух».
По воспоминаниям очевидцев, в 1917 году Евпраксия была хорошо сохранившейся женщиной. На лице ее почти не было морщин, еще видны были следы былой красоты. Полная, с гордой осанкой, она всегда во время богослужения проходила через всю церковь к своему месту, толпа молящихся с трепетом и поклонением расступалась, давая ей дорогу. С обеих сторон ее поддерживали две монахини, третья несла позади шлейф монашеской мантии. Около иконостаса она садилась в огромное обитое черным бархатом кресло. Разговаривали с ней через специальную трубку, так как она стала плохо слышать после смерти мужа.
Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами 5-й армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но, пока шла братоубийственная Гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно-Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной армии. В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковским отрядом ЧОН. Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли и расстреляли. Расстрел состоялся на льду озера Церковного у Макарьевки. Убийцы монахинь известны, некоторые из них занимали впоследствии руководящие должности в окрестных селах. Убитые пролежали под мартовским небом всю ночь, а наутро тел не оказалось. В народе разнеслась весть, что монахини были телесно взяты на небо Богом. Лишь спустя год их местонахождение было обнаружено комиссией по изъятию церковных ценностей — прах покоился в главном алтаре Троицкой церкви монастыря. Той ночью молодые монашенки, тайно следовавшие за отрядом и бывшие свидетелями казни, погрузили замерзшие тела на телегу и привезли в монастырь. Власти, с целью опровержения слухов о вознесении монахинь, выставили их останки на всеобщее обозрение. Сегодня никто не знает где покоится их прах.
Вскоре обитель была закрыта. В одной из её построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа». Детский дом просуществовал до 60-х годов прошлого века. Сейчас от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и первый этаж дома для священника. В 70 метрах от этого дома на запад высится большой холм — всё, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба.
1917 Игуменья Евпраксия - в миру вдова есаула Анна Васильевна Казина и послушница Мария Боброва, справа
Преосвященнейший владыка Владимир в сопровождении сотрудников Петропавловского епархиального управления: протоиерея Сергия Первушина, иерея Михаила Березина, диакона Владимира Бартоля и настоятеля храма Архангела Михаила села Пресновка иерея Сергия Пропустина.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Последнее редактирование: 03 авг 2018 06:09 от Redut.
- Redut
- Автор темы
02 авг 2018 23:11 - 03 авг 2018 06:12 #41107
от Redut
В Петропавловске не все жители согласны с предложенным списком сакральных мест области
Ольга Вайтович
14.08.2017, 10:4.
Член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний, житель Петропавловска, предлагает дополнить список сакральных мест на севере Казахстана. По его мнению, он слишком узконаправлен. В его перечень не вошли святые уголки нашей малой родины, которые, несомненно, этого заслуживают, передаёт корреспондент Петропавловск kz. Архитектор Александр Листопадний является автором красивейших объектов, расположенных на территории Казахстана и России. В Петропавловске по его проекту были построены православный храм Вознесения Господня и обсерватория СКГУ им.М.Козыбаева. Этот разносторонне талантливый человек, также занимается краеведением, а потому каждое святое место нашей области знает, как свои пять пальцев. После того, как городские власти представили карту сакральных мест Северо-Казахстанской области, у архитектора заболела душа. Ведь в её список не были включены многие святыни нашего края. Одной из них Александр Иванович называет Архистратиго-Михайловский женский монастырь, который располагался в нынешнем Жамбылском районе в селе Пресноредуть. Это примерно в 60 км от Пресновки. Его основала вдова есаула Алексея Казина – Анна Васильевна Казина, родившаяся в 1857 году в семье священника. Будучи совсем молодой женщиной, она осталась вдовой. К сожалению, к своим 30 годам она не успела обзавестись детьми. После смерти мужа, решила, что её судьба – служить богу и людям. Имея хорошее образование, она самостоятельно обустраивала монастырь, отдав под это дело все свои сбережения и земли. Через некоторое время Анна Казина обратилась за помощью к императрице Александре Фёдоровне, написав ей 5 писем с прошением о помощи. Материальная помощь была оказана. В 1902 году на территории монастыря проходило освещение деревянного храма во имя Святой Троицы. На этом же мероприятии была пострижена в монахини с наречением имени Евпраксия и возведена в сан игуменьи монастыря настоятельница Анна Васильевна. — Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством, — рассказывает Александр Листопадний. На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников. Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано здесь небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских. Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний в честь Архангела Михаила, — прим. ред.). Монахини вели различное хозяйство. Занимались земледелием, животноводством. — Монастырь был неким центром духовности, — отмечает Листопадний. Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. На эту святую землю приезжали и до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России. При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек. Когда в Казахстане началась волна восстаний, игумена Евпраксия почувствовала, что осталось ей жить недолго. И, действительно, она предрекла свою судьбу. В 1921 году настоятельницу монастыря вместе с её сподвижницей расстреляли чоновцы. Тела расстрелянных были захоронены на территории монастыря. Впоследствии монастырь был разграблен. В одном из его построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа». Детский дом просуществовал до 60-х годов прошлого века. Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко читаем: «…от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и 1-ый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – всё, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Местность покрыта остатками фундаментов различных сооружений, заросших кустарником и молодыми берёзами. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь. Посещение этого места оставляет в душе человека глубокий след. Будем же и мы хранить память о настоятельнице Архистратиго – Михайловского монастыря, крестный путь которой и мученическая смерть явили нам пример беззаветного служения Господу Богу, народу и Православному Отечеству нашему». К сожалению, монастырь так и не был принят под государственную охрану. — Идёт создание атласа. Никто не послушал меня по поводу этого монастыря, хотя я предлагал включить его в список сакральных мест, — с сожалением говорит Александр Листопадний. Это место интересно тем, что сохранился пресноредуть, царский курган, озеро, шат монастырский. До сих пор на это святое место едут паломники. Все признаки гласят о том, что нужно включить его в список сакральных мест и охранять. Это место заслуживает этого. Восстановить, конечно, очень сложно и дорого. Там остался острог, остались стены дома священника, фундаменты зданий и сооружений. Мало кто знает, что на территории СКО находилось три монастыря. Первый — Архистратиго-Михайловский или Казанский женский общежительный монастырь недалеко от Пресновки (так в оригинале, правильно - Пресноредути), второй – это женская община ( с перспективой развития) при храме Всех святых в Петропавловске, и третий Николаевский мужской монастырь в урочище Кара оба, сейчас это территория Костанайской области. После революции все они были уничтожены. Ольга ВАЙТОВИЧ, фото из открытых источников
Источник: www.pkzsk.info/v-petropavlovske-ne-vse-zhiteli-soglasny-s-predlozhennym-spiskom-sakralnyx-mest-oblasti/
Ольга Вайтович
14.08.2017, 10:4.
Член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний, житель Петропавловска, предлагает дополнить список сакральных мест на севере Казахстана. По его мнению, он слишком узконаправлен. В его перечень не вошли святые уголки нашей малой родины, которые, несомненно, этого заслуживают, передаёт корреспондент Петропавловск kz. Архитектор Александр Листопадний является автором красивейших объектов, расположенных на территории Казахстана и России. В Петропавловске по его проекту были построены православный храм Вознесения Господня и обсерватория СКГУ им.М.Козыбаева. Этот разносторонне талантливый человек, также занимается краеведением, а потому каждое святое место нашей области знает, как свои пять пальцев. После того, как городские власти представили карту сакральных мест Северо-Казахстанской области, у архитектора заболела душа. Ведь в её список не были включены многие святыни нашего края. Одной из них Александр Иванович называет Архистратиго-Михайловский женский монастырь, который располагался в нынешнем Жамбылском районе в селе Пресноредуть. Это примерно в 60 км от Пресновки. Его основала вдова есаула Алексея Казина – Анна Васильевна Казина, родившаяся в 1857 году в семье священника. Будучи совсем молодой женщиной, она осталась вдовой. К сожалению, к своим 30 годам она не успела обзавестись детьми. После смерти мужа, решила, что её судьба – служить богу и людям. Имея хорошее образование, она самостоятельно обустраивала монастырь, отдав под это дело все свои сбережения и земли. Через некоторое время Анна Казина обратилась за помощью к императрице Александре Фёдоровне, написав ей 5 писем с прошением о помощи. Материальная помощь была оказана. В 1902 году на территории монастыря проходило освещение деревянного храма во имя Святой Троицы. На этом же мероприятии была пострижена в монахини с наречением имени Евпраксия и возведена в сан игуменьи монастыря настоятельница Анна Васильевна. — Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством, — рассказывает Александр Листопадний. На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников. Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано здесь небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских. Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний в честь Архангела Михаила, — прим. ред.). Монахини вели различное хозяйство. Занимались земледелием, животноводством. — Монастырь был неким центром духовности, — отмечает Листопадний. Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. На эту святую землю приезжали и до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России. При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек. Когда в Казахстане началась волна восстаний, игумена Евпраксия почувствовала, что осталось ей жить недолго. И, действительно, она предрекла свою судьбу. В 1921 году настоятельницу монастыря вместе с её сподвижницей расстреляли чоновцы. Тела расстрелянных были захоронены на территории монастыря. Впоследствии монастырь был разграблен. В одном из его построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа». Детский дом просуществовал до 60-х годов прошлого века. Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко читаем: «…от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и 1-ый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – всё, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Местность покрыта остатками фундаментов различных сооружений, заросших кустарником и молодыми берёзами. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь. Посещение этого места оставляет в душе человека глубокий след. Будем же и мы хранить память о настоятельнице Архистратиго – Михайловского монастыря, крестный путь которой и мученическая смерть явили нам пример беззаветного служения Господу Богу, народу и Православному Отечеству нашему». К сожалению, монастырь так и не был принят под государственную охрану. — Идёт создание атласа. Никто не послушал меня по поводу этого монастыря, хотя я предлагал включить его в список сакральных мест, — с сожалением говорит Александр Листопадний. Это место интересно тем, что сохранился пресноредуть, царский курган, озеро, шат монастырский. До сих пор на это святое место едут паломники. Все признаки гласят о том, что нужно включить его в список сакральных мест и охранять. Это место заслуживает этого. Восстановить, конечно, очень сложно и дорого. Там остался острог, остались стены дома священника, фундаменты зданий и сооружений. Мало кто знает, что на территории СКО находилось три монастыря. Первый — Архистратиго-Михайловский или Казанский женский общежительный монастырь недалеко от Пресновки (так в оригинале, правильно - Пресноредути), второй – это женская община ( с перспективой развития) при храме Всех святых в Петропавловске, и третий Николаевский мужской монастырь в урочище Кара оба, сейчас это территория Костанайской области. После революции все они были уничтожены. Ольга ВАЙТОВИЧ, фото из открытых источников
Источник: www.pkzsk.info/v-petropavlovske-ne-vse-zhiteli-soglasny-s-predlozhennym-spiskom-sakralnyx-mest-oblasti/
Последнее редактирование: 03 авг 2018 06:12 от Redut.
- Redut
- Автор темы
04 авг 2018 06:47 #41115
от Redut
Архистратиго-Михайловский женский монастырь в селе Пресноредуть Жамбылского района
"Это место интересно тем, что сохранились царский курган, озеро, шат монастырский. До сих пор на это святое место едут паломники. Там остался острог, остались стены дома священника, фундаменты зданий и сооружений", – сообщили в областном акимате.
today.kz/news/kazahstan/2018-02-21/760593
"Это место интересно тем, что сохранились царский курган, озеро, шат монастырский. До сих пор на это святое место едут паломники. Там остался острог, остались стены дома священника, фундаменты зданий и сооружений", – сообщили в областном акимате.
today.kz/news/kazahstan/2018-02-21/760593
- Redut
- Автор темы
04 авг 2018 12:41 #41121
от Redut
ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕНТРОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XIX ВЕКА СЕГОДНЯ СТОИТ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. В РУИНАХ.
Ива Любомилова
05.11.17, 22:11
Один из важнейших духовных центров Западной Сибири позапрошлого века, памятник архитектуры – Архистратиго-Михайловский женский монастырь – сегодня оказался на территории Казахстана.
Монастырь создавался трудами и усилиями подданных Российской империи, позднее, в СССР, комплекс получил развитие благодаря тому, что здесь расположилась коммуна.
Затем в комплексе была основана трудовая артель. Уже позднее, во второй половине прошлого века, в стены бывшего монастыря и хозяйственных построек перевели детский дом.
Сегодня комплекс, находящийся недалеко от города Петропавловск, в нынешнем Жамбылском районе в селе Пресноредуть, в 60 км от Пресновки, разрушается, хотя историки, специалисты и просто туристы довольно часто приезжают на место бывшего подворья.
Изданию “Экспресс-К” рассказывает петропавловский архитектор и художник Александр Листопадний:
– Когда-то это был один из крупнейших монастырей Западной Сибири, который имел крепкое хозяйство и даже два подворья в Омске и Кургане. Его начали строить в 1895 году по инициативе вдовы есаула Сибирского казачьего войска Анны Казиной. Сначала она основала на доставшемся ей по наследству большом земельном наделе женскую общину. Затем была пострижена в монашество под именем Евпраксия, а в 1908 году указом Священного синода возведена в сан игуменьи. К этому времени уже был построен деревянный храм Святой Троицы. А когда община получила статус монастыря третьего класса, здесь насчитывалось 17 монахинь и 128 послушниц. Со временем их число выросло, как и количество разных капитальных строений.
Анна Казина была женщиной очень образованной. Вдовой она стала в молодом возрасте, детей не было. Вот и решила взяться за такое сложное дело. Несколько пиисем с прошениями к императрице Александре Фёдоровне принесли наконец успех – Казиной была оказана помощь.
В те времена монастырь считался почти образцовым хозяйством. Его называли даже самостоятельным “государством в государстве”. Все было организовано просто великолепно, и в Пресновку рекой лились паломники.
– В монастыре были два действующих храма, дома с кельями, иконописная мастерская, гостиница для паломников и больница на 20 коек. На берегу ближайшего озера располагались кузница, ветряная мельница и кирпичное производство. Монахини занимались земледелием, для чего покупались современные машины, – рассказывает “Экспресс-К”.
Монастырь, где по праздникам собиралось до трех тысяч человек, был центром духовности региона. Кроме того, здесь проживали 60 девочек-сирот, которых воспитывали для мирской жизни, учили грамоте и ведению домашнего хозяйства. На территории монастыря была своя школа. Революция 1917 года поначалу монастырь не затронула, но в 1921 году сюда ворвался отряд ЧОН и арестовал нескольких пожилых монахинь вместе с игуменьей, обвинив их в помощи участникам крестьянского восстания. Солдаты повезли их в село Федоровка, где располагался штаб, но по дороге зарубили женщин шашками и бросили их на берегу озера. Свидетелями этой жуткой расправы были две послушницы, которые тайно следовали за обозом. Они привели из соседнего села подводы и забрали тела, которые захоронили в алтарной части Троицкого храма.
– Все, что сейчас осталось от некогда огромного и великолепного монастыря, – это фундаменты построек да стены кирпичной двухэтажной школы и дома священника. Правда, сохранились высаженные когда-то монахинями садовые деревья и вековые сосны. Как архитектор скажу: монастырский комплекс создавался грамотно, продуманно. Это был единый гармоничный ансамбль. Место для строительства выбрано очень удачно – это возвышенность, с которой открывается впечатляющий вид на прекрасную долину с чашей озера. Место, безусловно, особое, святое. Я не мистик, но сразу это почувствовал. Поездка оставила глубокий след в моей душе, и я решил добиться включения монастыря в Сакральную карту региона.
ермак-инфо.рф/2017/11/odin-iz-glavnyih-duhovnyih-tsentrov-zapadnoy-sibiri-xix-veka-segodnya-stoit-na-territorii-kazahstana-v-ruinah/
Ива Любомилова
05.11.17, 22:11
Один из важнейших духовных центров Западной Сибири позапрошлого века, памятник архитектуры – Архистратиго-Михайловский женский монастырь – сегодня оказался на территории Казахстана.
Монастырь создавался трудами и усилиями подданных Российской империи, позднее, в СССР, комплекс получил развитие благодаря тому, что здесь расположилась коммуна.
Затем в комплексе была основана трудовая артель. Уже позднее, во второй половине прошлого века, в стены бывшего монастыря и хозяйственных построек перевели детский дом.
Сегодня комплекс, находящийся недалеко от города Петропавловск, в нынешнем Жамбылском районе в селе Пресноредуть, в 60 км от Пресновки, разрушается, хотя историки, специалисты и просто туристы довольно часто приезжают на место бывшего подворья.
Изданию “Экспресс-К” рассказывает петропавловский архитектор и художник Александр Листопадний:
– Когда-то это был один из крупнейших монастырей Западной Сибири, который имел крепкое хозяйство и даже два подворья в Омске и Кургане. Его начали строить в 1895 году по инициативе вдовы есаула Сибирского казачьего войска Анны Казиной. Сначала она основала на доставшемся ей по наследству большом земельном наделе женскую общину. Затем была пострижена в монашество под именем Евпраксия, а в 1908 году указом Священного синода возведена в сан игуменьи. К этому времени уже был построен деревянный храм Святой Троицы. А когда община получила статус монастыря третьего класса, здесь насчитывалось 17 монахинь и 128 послушниц. Со временем их число выросло, как и количество разных капитальных строений.
Анна Казина была женщиной очень образованной. Вдовой она стала в молодом возрасте, детей не было. Вот и решила взяться за такое сложное дело. Несколько пиисем с прошениями к императрице Александре Фёдоровне принесли наконец успех – Казиной была оказана помощь.
В те времена монастырь считался почти образцовым хозяйством. Его называли даже самостоятельным “государством в государстве”. Все было организовано просто великолепно, и в Пресновку рекой лились паломники.
– В монастыре были два действующих храма, дома с кельями, иконописная мастерская, гостиница для паломников и больница на 20 коек. На берегу ближайшего озера располагались кузница, ветряная мельница и кирпичное производство. Монахини занимались земледелием, для чего покупались современные машины, – рассказывает “Экспресс-К”.
Монастырь, где по праздникам собиралось до трех тысяч человек, был центром духовности региона. Кроме того, здесь проживали 60 девочек-сирот, которых воспитывали для мирской жизни, учили грамоте и ведению домашнего хозяйства. На территории монастыря была своя школа. Революция 1917 года поначалу монастырь не затронула, но в 1921 году сюда ворвался отряд ЧОН и арестовал нескольких пожилых монахинь вместе с игуменьей, обвинив их в помощи участникам крестьянского восстания. Солдаты повезли их в село Федоровка, где располагался штаб, но по дороге зарубили женщин шашками и бросили их на берегу озера. Свидетелями этой жуткой расправы были две послушницы, которые тайно следовали за обозом. Они привели из соседнего села подводы и забрали тела, которые захоронили в алтарной части Троицкого храма.
– Все, что сейчас осталось от некогда огромного и великолепного монастыря, – это фундаменты построек да стены кирпичной двухэтажной школы и дома священника. Правда, сохранились высаженные когда-то монахинями садовые деревья и вековые сосны. Как архитектор скажу: монастырский комплекс создавался грамотно, продуманно. Это был единый гармоничный ансамбль. Место для строительства выбрано очень удачно – это возвышенность, с которой открывается впечатляющий вид на прекрасную долину с чашей озера. Место, безусловно, особое, святое. Я не мистик, но сразу это почувствовал. Поездка оставила глубокий след в моей душе, и я решил добиться включения монастыря в Сакральную карту региона.
ермак-инфо.рф/2017/11/odin-iz-glavnyih-duhovnyih-tsentrov-zapadnoy-sibiri-xix-veka-segodnya-stoit-na-territorii-kazahstana-v-ruinah/
- 1960
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
05 авг 2018 10:33 - 05 авг 2018 10:46 #41123
от 1960
Статья о монастыре на православном сайте взята из альманаха "Тобольск и вся Сибирь",-2011 год. статья Виниченко С.Н. "Крестный ход игуменьи Евпраксии". Фото игуменьи единственное, которое удалось найти за 30 лет поисков. Взято из воспоминаний Ф.Н.Церахто "Две эпохи"(рукопись), 1967 год. Впервые опубликовано в книге С.Н.Виниченко "Пресногорьковская казачья линия".-Курган,2011.
Осенью 2017 года мною были подготовлены документы, подтверждающие значимость монастыря для жителей станиц Пресногорьковской линии и переселенческих поселков. Документы были переданы общественности г.Петропавловска. В настоящее время монастырь официально признан сакральным местом области и нанесен на карту сакральных мест республики.
Осенью 2017 года мною были подготовлены документы, подтверждающие значимость монастыря для жителей станиц Пресногорьковской линии и переселенческих поселков. Документы были переданы общественности г.Петропавловска. В настоящее время монастырь официально признан сакральным местом области и нанесен на карту сакральных мест республики.
Последнее редактирование: 05 авг 2018 10:46 от 1960. Причина: исправление
Спасибо сказали: Patriot, Куренев, Нечай, nataleks, Redut, Alexandrov_2013, МихаилЪ