О прозвищах.
- mamin
- Автор темы
- Не в сети
- Сообщений: 990
- Репутация: 70
- Спасибо получено: 1912
Айдабульский – горшечники,
Аккан-Бурлукская – козлы,
Арык-Балыкская - свекольники, шалфейники,
Аиртавская – колдуны,
Нижне-Бурлукская - кулажники,
Имантавская - пиявочники, бармашатники,
Лобановская - снохари,
Сандыктавская - сырчики,
Чалкарская - хвосторезы,
Якши-Янгиставская – кисломолочники.
Айдабульцы. «Горшечники». Расспросил коренных жителей Прокопьев Сергей Валерьевич: Георгий Козырский из Айдабула ответил: «По поводу «горшечников», как называли Айдабульцев. Я помню, моя бабушка говорила. У нас был капустник на реке Джабайке, это у отвесного склона, где-то в районе Пригородного. Там глина была интересная, и она говорила, что её берут здесь и делают из неё и кирпич, и горшки. Скорее всего, часть населения этим и занималась. У нас было много посуды из этой глины».
Акканцы. Войсковой атаман один раз в год проводил смотр казаков в районе Лобанова или Имантава. Каждая станица отправляла отряд казаков со своими подарками. Аканский Старшина был в обиде на Атамана, к тому же Старшина был жаден и подарил козла.Этого козла забили и отдали на харч Аканцам на время сборов. Михаил.
У Акан-Бурлукцев кличка "козлы", из-за одного случая, на окраине жил человек, который на воротах своих прикрепил козьи черепа, с тех пор и пошло «козлы-аканские». Наталья Зелинская.
Арык-Балык. Арык-Балыкских называют «шалфейниками» Виктор Максимов.
Аиртавцы. Аиртавских называют «колдунами». У них скот не вёлся, нельзя было его покупать.Виктор Максимов
Верхне-Бурлукцы. Второе название Верхнего-Бурлука - Малый Бабык. Так вот, это название было как бы нарицательным. В обиходе при случаях каких то нелепостей, досадных ошибок и т.д говаривали:" Так только на Малом Бабыке делают", Ты что с Малого Бабыка, что ли?" и т.п. Павел Набоков.
Имантавцы. Имантавских жителей называют "пиявочники",наверно потому что пиявок в озере много, а может люди вредные (любители кровь "попить"). Евгения Павлович.
А имантавцев называли "бармашатники", за то, что ловили бармаша для рыбалки и продажи. Наталья Зелинская.
Лобановцы. По поводу происхождения прозвищаесть несколько гипотез:
- Молодые казаки-сыновья на сборах, а родитель чтобы невестки не гуляли с чужими, сам их пользовал.- Михаил.
- Скорее всего, отцы молодых казаков просто очень внимательно следили за своими невестками, всё время держали их, так сказать, "на привязи". Кто-то может "перегибал палку", в смысле очень жёстко ограничивал свободу - вот и родилось прозвище... В общем, предлагаю такую интерпретацию. Колесниченко Иван.
- Почему снохачи? Отвечаю. В казацких станицах жили большими семьями, когда сын женился, он приводил невестку (сноху) в дом к родителям. А так как казаки люди служивые, то через какое-то время сын уходил на службу (на войну и т.д.). И свекор оставался со снохами надолго (по 5 лет и более). А когда сын возвращался, у него в семье было прибавление. Отсюда и снохачи. Андрей Чичеваткин.
Сандыктавцы. У села было прозвище-Сырчики. Наталья Михайловна.
Расспросил коренных жителей Прокопьев Сергей Валерьевич:
Людмила Соколова из Сандыктава ответила: «Моя мама говорит, потому что они делали сырчики из творога, замораживали их и ели, в основном на рождество».
Челкарцы. Их прозвали хвосторезами после случая, когда Лобановцы приехали в Челкар свататься, а пока сваты делали своё дело, их лошадям обрезали хвосты. Андрей Иванов
-это положено по уставу подрезать хвосты и гривы у коней. Скопинцев Юрий.
Якшинцы. Кислое молоко – «Сюзьма». Вот только что означает слово сюзьма не знаю.Но слышал в детстве неоднократно. Возможно это название кислого молока. Вкус был непередаваемым. Василий Ламанов
Кислое молоко-чисто якшинский продукт. Рецепт от Мордвы, готовили многие, но в Якшах получалось лучше. Михаил.
Спасибо всем, кто помог информацией.
Если кто-то сможет еще дополнить, либо внести уточнения, будет просто замечательно.
С уважением, Галина.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- otetz007
- Не в сети
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3606
В семье все подчинялись её главе. Он для всех был царь и бог. Это хорошо понимали все домочадцы, поэтому трепетали перед ним. Никто не смел возражать. Ведь в его руках все материальные блага и власть.
В давние времена в русских сёлах имело распространение так называемое снохачество. Это когда глава семейства прелюбодействовал с жёнами своих сыновей. В словаре В.И.Даля «снохачество» означает «живущий незаконно со снохами». О таком явлении в России знали во всей Европе. Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» пишет, что в России главы семейных общин сильно злоупотребляют своим положением. Они делают из своих снох гаремы.
Большинство жителей, в том числе Козловки, не очень осуждали снохачество, так как многие имели к нему отношение. Возмущались лишь те мужчины, которые не имели снох. Видно, по причине зависти.
Снохачество было тогда частью образа жизни, традицией, обычаем, которые соблюдались веками. Так под покровом таинственности и процветало снохачество. Сыновья не возмущались. Они старались не замечать этого. В противном случае отец не даст средств на обзаведение своим хозяйством. Снохи же не смели отказать свёкору в удовольствии. Их так воспитали.
Однако были и редкие исключения из норм. В Козловке жила семья... Назовём его Прохором, имел он трёх сыновей и дочь. Жил зажиточно. Большой дом, много скота и земли, амбары зерна. Двух сыновей женил рано, как и водилось тогда. Привели в дом шестнадцатилетнюю Фросю. Кого на ком женить в ту пору решали сами родители. Фрося понравилась сорокалетнему Прохору, и он решил взять её за своего третьего сына Петра. Её родители были рады отдать дочь в зажиточную семью. Будет там как у Христа за пазухой.
Выдавая Фросю замуж, мать напутствовала дочь:
– Будь послушной, свёкору со свекровью ни в чём не перечь, помогай по хозяйству. Свёкору ни в чём не отказывай. Все так живут, – таинственно намекала мать.
Прохор уже переспал с теми снохами без всяких проблем, на очереди была Фрося. Для него это был самый лакомый кусочек.
Сын Пётр отличался от других. Дерзкий, каляный, позволял себе спорить с отцом. «Ничего, обломаем», думал тот.
Однажды Прохор остановил сноху и с придыханием сказал:
– Ты у меня самая желанная. Если будешь умницей, как барыню одевать и обувать стану, работу лёгкую давать. Завтра утром, когда все уедут на сенокос, приходи в кормовой сарай.
Фрося по привычке в знак согласия кивнула головой, но об этом разговоре сообщила мужу, и тот принял меры. Когда Прохор зашёл в сарай, он увидел сидящую на сене сноху. На нём все заходило ходуном. Он хотел было примоститься рядом, но тут из соломы вынырнуло разъярённое лицо Петра. Он поднялся во весь рост с вилами в руках:
– Не трожь жену, а то на вилы нанижу, – угрожающим тоном рявкнул он.
Отец присел от страха, сделался бледным, подбородок задрожал.
– Вон отсюда, охальник проклятый, – крикнул сын убегающему отцу.
Прохор был в шоке. Такой наглости отродясь не помнил ни от кого. Оба стали зверем смотреть друг на друга. Как-то сын, оставшись наедине с отцом, сказал:
– Не можем мы, батя, вместе ужиться. Давай мою долю, я куплю хату и отделюсь от вас.
– Нет! – решительно ответил отец, – Я тебя голым по миру пущу.
– Тогда и я тебя нищим сделаю, – гневно вспыхнул сын, – Всё твоё богатство превращу в пепел. Тебя вся семья наша возненавидит.
– Ты этого не посмеешь сделать! – в ужасе сказал Прохор.
– Сделаю, да ещё как! Ты мою натуру знаешь.
Прохору ничего не оставалось делать, как по-хорошему отделить сына.
А.Т. Докучаев
С уважением,
Андрей Иванов
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
И в Якшах и на Малом Бабыке доля мордвы была высокой. Поэтому немудрено, что в ходу были одни и те же блюда, напитки. Не исключаю, что одно прозвище было у 2х поселков , хотя маловероятно. На выдумки такие наши предки
были не бедны.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- bgleo
- Не в сети
- Сообщений: 2123
- Репутация: 106
- Спасибо получено: 5426
С уважением, Борис Леонтьев
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3712
как отличие от хохлов и кацапов!Во как стоял вопрос!
Задели нашу гордость-нельзя так!
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Ни чью гордость задевать я не собирался,по крайней мере намеренно. Вы правы что слово «чебак» выступает как некоторая отметка населения прииртышских станиц. Но я ни разу не слышал,что бы его использовали как самоназвание и уж тем более как знамя. То есть, ни кто не говорил так, « я чебак,или я из чебаков»,определяя тем самым, свою принадлежность к какой то группе. А вот «он чебак или он из чебаков (и другими производными этого слова)» с некоторыми шутливыми, а иногда несколько оскорбительными нотками, из уст, так Вами называемых «хохлов» да «кацапов» сколько угодно. Происхождение этого прозвища мне не известно. Возможно Вы, знаете больше.Пётр пишет: Ну нет ! Что Вы ! Это как знамя!Отметка коренных иль самых ранешних жителей
как отличие от хохлов и кацапов!Во как стоял вопрос!
Задели нашу гордость-нельзя так!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- evstik
- Не в сети
- Сообщений: 251
- Репутация: 9
- Спасибо получено: 663
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3712
1.Земля на 3-х Чебаках!
2.Ч. Чебаку-Друг,т,и брат!
3.Для Чебака и серёжку из ушка!
4.Все Ч. братья!
........
И так далее,и тому подобное!
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Чебак (сибирская плотва́) (лат. Rutilus rutilus lacustris), рыба семейства карповых. Подвид плотвы в Сибири и на Урале.Чебак широко распространён в реках: Тоболе, Иртыше и озёрах Сибири, Урала. Присутствует в больших количествах в реках Якутии, в основном это реки Индигирка и Колыма, а также в реках Забайкальского края (р. Хилок, р. Чикой). Взято вот от сюда ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%E1%E0%EA .evstik пишет: "Чебаков" вылавливают и в Ишиме, а также на Урале в Челябинской области от Копейска до горнозаводского района ни один уважаемый рыбак не скажет на эту рыбицу - "плотва".
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Допускаю что подобные выражения имеют место быть. Я даже их слышал,правда совсем в другой интерпретации.Пётр пишет: Ну что Вы!
1.Земля на 3-х Чебаках!
2.Ч. Чебаку-Друг,т,и брат!
3.Для Чебака и серёжку из ушка!
4.Все Ч. братья!
........
И так далее,и тому подобное!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Иртышский
- Не в сети
- Сообщений: 62
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 108
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Пётр
- Не в сети
- Сообщений: 1878
- Репутация: 89
- Спасибо получено: 3712
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 452
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2498
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 452
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2498
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- svekolnik
- Не в сети
- Сообщений: 1063
- Репутация: 40
- Спасибо получено: 1615
P.S. Нашел здесь статистику. В Аиртавском - 26,8, в Верхне-Бурлукском - 42,1, в в Якши-Ягнгизставском - 51,5.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- аиртавич
- Не в сети
- Сообщений: 452
- Репутация: 44
- Спасибо получено: 2498
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- денис
- Не в сети
- Сообщений: 1183
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 2690
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.