Моя первая экспедиция на земли СКВ
- горьколинеец
- Автор темы
11 июнь 2011 22:12 #1058
от горьколинеец
Предрассветная зорька осторожно касается пологов моей палатки. К утру стало достаточно зябко и хочется поглубже зарыться в спальный мешок. Но, - надо вставать. Сегодня мне необходимо исследовать поле боя у озера Филатово и как то выбираться на дорогу домой. Ночью выпала обильная роса и палатка стала влажной. Промозглое состояние как то незаметно присутствует во всем окружающем, а потому согреться я решаю, не дожидаясь утреннего чая, а сразу двинувшись в дорогу. Быстро пролетают километры. Полевая дорога стелится между перелесками. Солнце еще не взошло, лишь первые лучики его, то выглянут, то вновь скроются за скапливающимися на горизонте облаками. По утренней прохладе педали крутятся легко и мой велосипед бодро бежит на север. То справа, то слева мелькают небольшие степные озерца. Внезапно дорога раздваится, обходя приличных размеров озеро с двух сторон. По какой дороге ехать? Смотрю на карту. Как обычно, на ней обозначена только одна дорога, которая по мнению картографов должна немного забирать на северо-восток. Правда неясно у какого я нахожусь озера, на карте их множество, а в реальной жизни, как я успел заметить, еще больше. Решаю проехать немного прямо и оглядеться. После еще километра пути, не наблюдаю никакого поворота дороги, скорее она все больше уклоняется в обратную сторону, на северо-запад. Решаю вновь вернуться к развилке и проехать по другой дороге, той, что уходит вдоль восточного берега озера. В этих бесплодных метаниях наступает утро. день обещает быть жарким, но взошедшее солнце еще не печет. Еду вдоль восточного берега озера и проехав около трех километров, внезапно замечаю впереди себя мотоцикл. Ура! Сейчас уточним дорогу! Это местный пресновский мужичек, приехавший сюда по каким то хозяйственным надобностям. Первые же его слова обескураживают. Оказывается, что ехал я вначале правильно и если бы проехал еще с пару километров, то выехал бы обязательно к памятнику. Впрочем, выехать можно и отсюда. Надо только ехать вдоль озера до брошенного автобуса, где свернуть налево, а там уже и памятник будет видно. Интересуюсь далеко ли это? “да километров с пяток’. Ну, что ж, как говорится “бешенному кобелю семь верст не крюк”. Еду дальше. Километра через два вижу вросшие колесами в землю останки старенького родного КАВЗа. Вроде бы и железо, но сделано в родном моем городе, на автобусном заводе. Символически машу ему рукой, как земляку. Солнце уже начинает припекать, время 10 часов утра. Еще через полкилометра дорога выходит на берег приличных размеров озера, за которым прямо напротив меня виднеется столбик каменной стеллы. Ага, вот и памятник. Как же к нему быстрее добраться? Начинаю изучать карту. Теперь все ясно, я нахожусь на южном берегу озера Семилово, северный берег которого и образовывает тот самый перешеек с озером Филатово, где был перебит казаками красный полк и где сейчас стоит памятник. Сам памятник стоит ближе к северо-восточной части озера Семилово, я же нахожусь на юго-восточной части. Если следовать по дороге, то мне необходимо объехать вокруг все озеро Семилово, а это около трех километров. По прямой же до памятника будет не более одного километра. Правда прямой дороги на карте нет, но проехав еще немного, я вижу явные следы колес уходящие вдоль восточного берега - похоже кто то срезал путь, не желая объезжать вокруг озера. Начинаю вновь изучать карту. На ней обозначено, что восточнее озера Семилово, лежит еще одно безымянное озерко. Судя по карте, между ним и озером Семилово имеется небольшой перешеек, через который можно выйти прямо к озеру Филатово, в том месте где установлен памятник. Внезапная мой мозг ослепляет догадка. Боже, а что там писал Чуйков то? Лезу в талмуты. Точно! Будущий маршал, а тогда еще молоденький комполка, писал, что остатки красноармейцев, вырвавшись из устроенной казаками кромешной рубки, ушли камышами озера на юг. Судя по месту где расположен памятник и по карте, уйти они могли только по восточному берегу озера Семилово через перешеек. Решено, - еду туда же и решительным жестом я поворачиваю рель своего Урала с торной дороги, на две слабовидимые, из примятой травы колеи. Еду вдоль берега. Первое наблюдение - камыш конечно на озере имеется, но не настолько уж и большой, что бы забравшись в него, уйти от конницы. Откуда то стали появляться первые комары. Их еще не достаточно много, но уже приходится отмахиваться то от одного, то от другого, особо настырного кровопийцы. Впрочем, скорость велосипеда и свежий ветерок позволяют чувствовать себя относительно комфортно. Однако вскоре, дорога ухудшается, приходится слесть с велосипеда и идти пешком. Тем не менее, две слабовидимые колесные колеи продолжают вести меня куда то вперед. Похоже, что кто то, ехал либо на мотоцикле, либо на небольшой машине. дорогой выясняется, что озеро имеет небольшой изгиб, так что сократил ли я свой путь, еще вопрос. Ну хоть пройду дорогой отступивших красноармейцев. Камыша по прежнему не так уж и много, как же красные по нему ушли от конницы? Впрочем Чуйков сам в том бою не участвовал, а просто передал рассказ кого-то из уцелевших красноармейцев, так что мог чего-то и напутать. Прошел уже порядка полутора километров, а до памятника еще не меньше километра. Справа и немного впереди уже хорошо видно небольшое безымянное озерко. Сейчас должен быть перешеек. Внезапно я останавливаюсь и замираю. Увы, мои читатели, причиной этого были отнюдь не местные природные красоты. Хотя с небольшого бугра, передо мной и открылся во всей своей красе местный пейзаж, но не слова восхищения, слетели тогда с моих губ. “Твою мать...”, - вот, что потрясенный я только и мог тогда прошептать. Теперь я понимал, куда именно вели эти колесные следы, по которым я так упорно ехал. Здесь действительно был перешеек озер с густой хорошой и видимо очень сочной, с точки зрения коров травой. А за перешейком я увидел - ПРОТОКУ!!! Помниться, как то в детстве я прочитал страшный рассказ Эдгарда По о том, как оказавшиеся в безвыходной ситуации на плоту в океане люди, были вынуждены бросать жребий о том, кого из них первым подвергнуть акту каннибализма. Помню этот рассказ, произвел на меня тогда столь сильное впечатление, что какое то время я не мог есть ничего мясного, мне все мерещился вкус сладковато-теплой крови и к горлу подкатывала тошнота. Глядя сейчас на эту искрящуюся водой на солнце протоку и на карту, радостно сообщавшую мне - ПУТЬ СВОБОДЕН, ЛОДКА НЕ ТРЕБУЕТСЯ, я больше всего на свете желал, что бы рядом со мной сейчас оказался тот картограф. Я знаю, что бы я сделал с ним. Я не стал бы выражать своего изумления неточностями карты, да и спрашивать его что же мы будем теперь делать, я бы тоже не стал. Не-е-е-т, я бы схватил его обоими руками за горло, повалил на землю и впился бы зубами ему в глотку, что бы теплые струйки крови, брызнув из разорванных артерий в разные стороны, сказали бы за меня все, что я думал тогда об этом человеке. Я понимаю, что можно спутать и не нарисовать проселочные дороги, которые в конце концов могут изменяться год от года, но ПРОТОКА?! Это же неизменный природный объект!!! Он либо есть, либо его нет в природе!! Тем более - такая, не менее 10-15 метров в ширину. Твою мать!!! Однако, - эмоции, эмоциями, но надо было что то делать. Теоретически существовал вариант вернуться обратно на два километра, выехать на дорогу и поехать вокруг озера. Этот путь сулил мне дополнительных пять километров пути. Второй вариант был - форсировать протоку вброд. С другой стороны протоки, какой либо дороги не замечалось, но там уже, буквально в километре был виден заветный памятник. Постепенно я стал остывать и соображать - а уж не эта ли протока, а не мифические какие то камыши и не дала казакам, настичь отходящих красноармейцев. Ведь отступая от хорошо видимого сейчас памятника, главное было перейти ее и залечь на бугре, а там можно было просто не подпустить ружейным огнем конницу к берегу. Да-а-а, в общем то все равно не зря я сюда заехал. Ну, что ж, продолжим путь красноармейцев и форсируем протоку вброд, в конце концов небольшое купание в жаркий день даже приятно. Берег протоки песчано-серый, при чем цвет песка почему то странно напоминает серый кремированный прах. Края воды усеяны гниющими растениями с резким тлетворным запахом серо-водорода. Вода у берега прозрачно-желтая, но чем дальше от берега, те все более начинает приобретать почему то темный цвет, становясь к середине протоки практически черной. Довольно много комаров. В общем, местечко так себе - как раз для съемков какого-нибудь фильма об озерном монстре. Бр-р-р!! Раздевшись размахиваюсь и далеко зашвыриваю на другой берег полевую сумку с картами. Остальные вещи сую в рюкзак и лямками привязываю его сзади к шее в районе плеч. Рюкзак довольно тяжел, да и бросать его нежелательно, могут сломаться некоторые предметы. Ну, - вперед! Вода у берега прогрета солнцем и достаточна теплая. Но буквально в полуметре, я понимаю, почему ее цвет начинает темнеть. Дно протоки покрыто липко-черной, холодной грязью, так называемой няшей. Опастность ее в том, что неизвестно куда ты вступишь в следующий момент и любой таящийся в ней осколок стекла, либо острая коряга, способны причинить серьезное ранение, с практически неизбежным в этих условиях заражением. Ступаю медленно, стараюсь осторожно ставить ногу. Дно все время понижается и с каждым шагом, отвратительной вязкой жижи становиться все больше. Двигаясь вперед я ее взбаламучиваю и черное пятно, постепенно расползается по всей протоке. Вода мне уже по грудь, вязкой грязи по колено, а я еще не дошел и до середины. Движение сильно отягащает велосипед, который так же приходиться буквально проталкивать через донную грязь. Одновременно комары буквально тучей висят над головой, облепляют все лицо, лезут в глаза, нос, рот. Отмахнуться от них невозможно, так как обе руки заняты, остается только со свистом втягивать воздух ртом, каждый раз заглатывая по нескольку кровопийц. Делаю еще шаг, вода уже подходит к плечам, на которых висит рюкзак, как бы его не замочить. Впрочем, до середины протоки остается буквально полтора метра, а там уже дно должно пойти на повышение. Решаю побыстрее приодолеть этот самый сложный участок пути и делаю стремительный шаг вперед. Ошибка!!! Велосипед сразу же, где то застревает под водой. То ли во что то уперся, то ли просто не хватило сил протолкнуть его дальше. Судорожно пытаюсь вырвать его на поверхность, однако с каждым рынком вверх, мои ноги все глубже погружаются в холодную трясину. Опоры под ногами не чувствуется, грязь уже липко обхватила мои бедра, а к плечам подступила вода. Рюкзак частично намок и так же давит своей тяжесть меня вниз под воду, а тучи комаров залепляют глаза и не дают даже посмотреть вокруг себя. Холодный, липкий ужас охватывает меня. Я понимаю, что тону, что сейчас, со следующим моим неудачным рывком, я еще глубже, плечами погружусь в воду, увязну еще сильнее, липкая грязь захватит меня за пояс, а черная вода зальет мне лицо, подступит к носу и рту и не даст мне дышать. Меня потихоньку будет тащить вниз, на вязкое и липкое дно, с резким запахом разложения и чего то еще тлетворно-тошнотворного. Панический страх парализует мои движения, кровь бьется в висках и каждый удар ее хорошо чувствуется через, вдруг показавшиеся такими тонкими кожные оболочки. В голове мелькает мысль - “а раки здесь есть? Они же на падаль любят...”. Вдруг вспомнилось, как однажды в детстве мы случайно вытащили из реки дохлую полуразложившуюся кошку, с отваливающимися кусками шерсти и зеленовато-бурого мяса, которая была вся облеплена ползающими по ней раками с громадными клешнями.
- горьколинеец
- Автор темы
14 июнь 2011 12:40 #1090
от горьколинеец
Подступившее к горлу отвращение и ужас ситуации, наверно и придали мне новые силы. Оттолкнувшись обоими руками от скрытого под водой велосипеда, бросив его, я рванулся вверх. Сила толчка была столь велика, что я до половины выскочил из воды и буквально напролом рванулся к берегу. Поднятая со дна моими ногами черная грязь, широко расползлась по всей протоке, окрасив воду на ней в жутковатый черный цвет. Смердило так, словно я был погребен на дне скотомогильника, в его активной стадии разложения. Но это было не главное - я выбрался, а все остальное уже не имело значение. Правда, местные комары так отнюдь не считали. Громадная туча их, буквально повисла надо мной. Одновременно, несколько десятков острых жал вонзались в мое обнаженное тело. Стоять на берегу было практически невозможно и поспешно сбросив рюкзак, я вновь ринулся в черную воду. Теперь надо было спасти моего верного товарища - велосипед, затонувший где то на середине протоки. Вновь черная грязь стала все выше и выше захватывать мои ноги. После каждого моего шага, огромные пучки ее, подобно черным фонтанам вырывались со дна, в лицо буквально бил тошнотворный запах сероводорода. для полноты картины, не хватало только вида мелькнувших над водой гигантских щупалец, либо плеска огромного хвоста, что бы картина мирообитания скрытой от людских глаз болотной нечисти, была бы написана полными красками. Наконец ногой нащупываю моего верного коня. Он полулежит в няше, увязнув в ней колесами по спицы. Вздохнув поглубже ныряю и ощупью хватаю за переднее колесо. Резкий толчек наверх и вместе с фонтаном донной грязи, ошметками какой то травы, я вытаскиваю моего друга на поверхность и начинаю тащить к берегу. Если бы в тот момент, какой то прохожий увидел меня, то не исключено, что он решил бы, что в старом озере завелся водяной, либо, что ожил утопленник. Облепленный черной грязью и травой, со спутанными волосами, перемазанным черным лицом, я напоминал кого угодно, только не историка-краеведа с двумя высшими образованиями. Буквально продираясь каждый шаг я выкарабкался на берег, где без сил упал на песок. Однако тут же вскочил. десятки, нет - несколько сотен острых жал зудящих кровопийц с наслаждением вонзились в меня. Передохнуть хотя бы с минуту, было положительно невозможно. Спешно смыв грязь с себя и велосипеда, одевшись, я устремился вдоль берега, туда - где уже так недалеко высилась пирамида обелиска. Никакой дороги по эту сторону протоки не было, лишь узкая слабовидимая тропа, указывала, что когда то человек, либо корова проходили здесь. Но, мои читатели, я ничуть не удивился бы, если бы через некоторое расстояние, я наткнулся бы на бренные останки тех безвестных путников. Ехать на велосипеде здесь было решительно нельзя и пользуясь этим, комары буквально облепили меня с ног до головы. Было совершенно невозможно отмахиваться от них и оставалось только как можно быстрее идти и идти вперед, не обращая внимания на десятки вонзившихся в тебя маленьких острых жал. В полной мере я чувствовал себя заживо съедаемым.
- горьколинеец
- Автор темы
14 июнь 2011 12:42 #1092
от горьколинеец
От протоки до памятника, было не более километра, но каждый шаг этого пути, оставлял у меня ощущение, словно я теряю на нем, в буквальном смысле, кусочки своей плоти. Прямо на глазах, облепленные комарами, с почти не видимой, из за серой шевелящейся массы маленьких кровопийц, кожей, мои ноги начинали стремительно распухать. Только тут я понял, что всю дорогу до этого места, комары мне почему то не попадались. Вернее, их отдельное временами жужжание, было ничто, по сравнению с этой, буквально пожиравшей меня сейчас серой массой. Вот наконец и перешеек. В центре его, среди невысокой травы возвышается достаточно необычной формы памятник. Некое переплетение взметнувшейся в небо белоснежной стеллы и каменной плиты. Надписи нет, но растущая вокруг невысокая в целом трава, создает памятнику вид некой ухоженности. Сам перешеек между озерами неширок - 40-50 метров. В центре его проходит полевая дорога, ведущая, если верить карте из станицы Пресновской и поселка Казанского, в расположенную уже в России деревню Покровку. Местность достаточно живописная. Особенно впечатляло большущее озеро Филатово, с полуобрывистыми берегами и темно-синей, искрящейся на солнце водой. Озеро было настолько большим, по здешним меркам, что другой его берег был виден где то у линии горизонта. Это был один из красивейших, из встретившихся мне в пути, пейзажей. Оглядываясь назад я видел темно-серые воды озера Большепесьяное (а не Семилово, как я вначале назвал его по ошибке), слева и справа от перешейка в 1,5-2 километрах виднелись опушки темно-зеленых лесов. Весь пейзаж производил какое-то неуловимое впечатление широты, простора и одиночества. Даже проходящая по перешейку и теряящаяся где то вдали степная дорога, казалось только усиливала своей пустынностью, ощущение чего то надмирно-вечного, мощно-великого, но такого пустынно-одинокого. Впечатление было непередаваемым. до сих пор, вспоминая ту мою поездку, в моей памяти в первую очередь, сразу же всплывают, такие великие в своей пустоте, берега степного озера Филатово, с его синей водой и взметнувшейся над обрывистым берегом белоснежной стеллой. Осмотрев берег, каких то видимых следов карьера я не обнаружил, однако обратил внимание, что берег озера Филатово везде песчаный, со стороны перешейка несколько обрывистый. Возможно здесь и пытались добывать песок. Тем более, что стелла стоит прямо над этим местом. Однако если казаки атаковали с двух сторон, то бежать красноармейцам на этом перешейке было действительно практически некуда. Отойти можно было только тем путем, каким пришел туда я, бр-р-р, аж мурашки по коже. Однако, по идее, красные могли укрепиться на самом перешейке, благо обойти его с какой-либо стороны, было так же невозможно. Ведь если казаки, на этой открытой степной местности организовали засаду, то только на опушках лесов, от которых до перешейка было не менее километра с обоих сторон. Вспоминаю строки полустершейся рукописи с воспоминаниями одного из жителей деревни Покровки, которая попалась в школьном музее. Он бывший в те годы еще мальчиком, описал, как старавшиеся подойти к красным скрытно казаки, тщательно привязывали гремящую амуницию и как, после боя, в деревне Покровке были допрошены с пытками и наутро расстреляны, семь взятых в плен красноармейцев. Но, если казаки стремились подойти скрытно, то откуда? Местность то открытая. Ну-ка, ну-ка, где там мои талмуты, что там Чуйков в своих воспоминаниях писал об этом бое... Значит-ся так... два батальона, видимо около 500-600 человек, под командованием Чуйкова шли из казачьего поселка Казанский, по дороге через перешеек. Вновь оглядываю пустынный перешеек, значит красные подходили с запада. Воображение рисует мне, как в такой же сентябрьский день, лет сто назад, медленно втягивалась на перешеек, щетинившаяся острыми жалами штыков, пехотная колонна из нескольких сотен пропыленных бойцов, в светло-зеленых гимнастерках. Итак, допустим я командир этой колонны и еду на лихом коне впереди своих бойцов. Что сделал бы командир, при входе в это узкое место? Правильно, разведку выслал бы вперед, - лесок на другом конце перешейка обшарить, засаду упредить. Тем более, что там то и проходит дорога на Покровку и именно оттуда наиболее вероятно и могли бы появиться белые. Значит, спрятаться казакам в леске, что у восточной окраины перешейка вряд ли удалось бы. Так, - что там пишет Чуйков дальше - зайдя на перешеек, заметили на другом берегу озера, в деревне Покровке неизвестных солдат, которые поили лошадей из озера. После этого Чуйков оставил один батальон на перешейке, а с другим батальоном пройдя вперед занял не существующую ныне деревню Моховик. Видимо планировал молодой тогда будущий маршал, нанести удар с двух сторон по деревне Покровке. Однако, именно в Моховике батальон Чуйкова сам попал под удар наступавшей из деревни Покровки 11-й Уральской дивизии и отошел без боя на юг мимо озер. Батальон же оставленный на перешейке, со слов Чуйкова, был внезапно атакован скрытно подошедшими казаками и весь перебит в рукопашной схватке. Весь вопрос, откуда скрытно подошли казаки? Либо, они наступая вместе с уральцами прошли по восточному берегу озера Филатово, либо обойдя это озеро с западной стороны вышли в тыл наступающим красным. Если предположить, что казаки наступали вместе с уральцами и повернув чуть правее ударили на перешеек, то красные по идее могли отбиваясь огнем, отойти по дороге на Пресновку. Местность то открытая и заметить казаков можно было бы издалека. Хорошо, а допустим остановившийся на перешейке красный батальон, заметил наступающие на Моховик части уральцев, которые при этом неизбежно показывали батальону свой правый фланг. Что сделал бы тогда комбат? Воображение тут же рисует мне, как надвинув на лоб пропыленный кожаный картуз с красной звездой, красный командир с пшеничными усами, рванув из большой деревянной кобуры черный “маузер”, поднимает его над головой и ‘Вперед товарищи, за революцию!”. Рассудок однако говорит, - а если белых красные заметили, то сами то они что - невидимки что ли? Ведь белые так же легко заметили бы целый батальон на этом пустынном перешейке. Задача... Значит должен был красный комбат, не в атаку очертя голову кидаться, а выждать время, когда белые увлекутся наступлением на Чуйкова в деревне Моховик, покажут засевшему на перешейке красному батальону свой фланг, а то и тыл. А вот тут то уже и можно было, как Засадный полк на Куликовом поле - “Вперед орлы, круши супостата!”. Значит, что бы не заметили белые его бойцов и не разгадали вовремя замысел, должен был красный комбат оттянуть немного свой батальон на западную часть перешейка, а возможно и залечь там, что бы грянуть затем в нужный момент, как нож в спину белому начдиву Круглевскому. Однако, если так, то внезапно атаковать этот батальон, казаки могли только из леска с западной окраины перешейка и тогда, красноармейцы оказывались действительно запертыми на перешейке. Эх, знать бы точно где захоронение обнаружено в 60-х годах было? Если там где памятник, то значит отходя под натиском казаков, с западной части перешейка на восток, вглубь перешейка, красные вышли на наступавших с восточной стороны перешейка уральцев и оказавшись в “мешке” были здесь и уничтожены. Тогда действительно, только от этого места, от памятника, на восточной части перешейка и ведет узкая тропа для отхода между озерами к протоке, по которой остатки батальона могли спастись. А, вот кстати, еще какие-то столбы торчат кривые, боже мой, да ведь это граница! Значит я уже тут битые полчаса торчу как дурак на самой погранполосе! Срочно деру, пока не замели! двигаю в Покровку, а там надо уже и к железной дороге выбираться. домой, домой, пора домой! Сажусь на велосипед, стремительно взлетаю по дороге на бугор и застываю как вкопанный. Прямо в десятке метров передо мной, адом “уазик” российскими номерами. В кабине заметна смотрящая на меня через стекло удивленным взглядом большая овчарка. Е-ма-е! Пограничники!! Влип!!!
- горьколинеец
- Автор темы
19 июнь 2011 10:14 #1131
от горьколинеец
Бежать назад бессмысленно, надеяться, что меня такого маленького не заметят - тоже. Зоркий пограничный пес, распознав таки во мне чужака, залился истошным лаем и стал рваться из машины на волю. Рукой нащупываю перочинный нож. Оружие конечно слабоватое, против этого потомка собаки Баскервиллей, но выбирать мне не приходится. Дверь машины не торопливо распахивается и наружу появляется нога в высоком черном сапоге. Молнией промелькнул в голове великолепный кадр из старой комедии “Не может быть”, когда появившиеся на пороге дома великолепного Пуговкина такие же вот сапоги. заставили в страхе поджать хвост и забиться в будку, даже дворовую собаку. Может и мне к земле пузом припасть? Однако, вслед за сапогами, на свет Божий, из чрева машины, появился и их обладатель - низкорослый мужичек в гражданской кепке и куртке-”штормовке”. Уф-ф-ф, кажись местный! “Эй мужик, а как на Покровку проехать?”. “Да езжай за мной по дороге, тут километра с четыре”. Пользуясь наличием мало-мальской дороги, начинаю развивать скорость. Только теперь удается вздохнуть от комариного беспредела. Вскоре “уазик” скрывается за очередным бугром, но теперь то уж, дорогу я знаю и через полчаса подъезжаю к окраине деревни Покровки. И вновь перед моими глазами предстает вся, столь опостылевшая, нищета российской деревни. Правда одна яркая черта прямо бьет в глаза - посреди улицы стоит невиданная вещь - телефон-автомат!!! Это видимо, что бы местные жители могли позвонить и сообщить пограничникам, что злые вороги лезут через кордон. Впрочем, надо узнать как выбираться дальше. Захожу в пару домов, - ни одного трезвого человека!!! Все пьяные! Е-ма-е, еще же только середина летнего солнечного дня! В соседнем Казахстане все на полях, взрослого дома не застанешь. Что же здесь то никто не на работе? Впрочем, вопрос видимо риторический. Наконец в третьем доме, мне попадается тот самый мужик с “уазика”. Толково объясняет мне дорогу, оказывается мне надо доехать до села Больше-Курейного, откуда до железнодорожной станции Макушино ходит автобус. Мимоходом интересуется, откуда я. Объясняю. Услышав, что я историк, мужик горько и как то обреченно усмехается, и говорит, что сам бы подбросил меня, но боится, что “уазик” просто не доедет, так как требует ремонта. Попутно выясняется, что живет он вдвоем с женой, а дети уехали от здешней жизни в город. да-а-а... Картина, как говорится, маслом! Передохнув с часок на лавочке под тенистой вербой, выворачиваю на указанную мне дорогу. Через полчаса езды проезжаю небольшой поселок Профинтерн, где из уличного колодца набираю студеной прозрачной воды. Вскоре показывается и Больше-Курейное. Рядом с ним на поле видны комбайны и трактора. даже с полукилометрового расстояния заметно, что техника вся старая, покраска на бункерах облезла и удивительно как эти агрегаты вообще еще перемещаются по полю. Самому молодому комбайну на вид явно не менее 10 лет. Вздохнув, въезжаю в село.
- горьколинеец
- Автор темы
19 июнь 2011 10:15 #1132
от горьколинеец
Надо сказать, что Больше-Курейное, было одно из крупнейших сел Зауралья. В сентябре 1919 года белые солдаты 11-й Уральской дивизии, в отместку за совершенное на них ночью в этом селе нападение красных, разгромили само село, выместив всю свою злобу на жителях. Множество местных жителей, включая 12-ти летних детей, было расстреляно, либо убито прямо на улицах и во дворах своих домов, женщины и девушки предварительно были изнасилованы. В ходе этой бойни был расстрелян даже местный священник. Именно за эту расправу, генерал Круглевский и был снят с должности командира дивизии. В селе еще проживают много пожилых людей, хорошо помнивших ту расправу, ведь практически все село было тогда сожжено и в советские годы отстраивалось заново. В центре села стоит большой памятник на братской могиле расстрелянных. Сколько их там никто не знает, но видно, что земля под памятником постоянно проседает и его фундамент весь в трещинах. Первое, что бросается в глаза, уже при подъезде к селу - это плывущий в облаках купол церкви. Она еще только реставрируется внутри, за внешнюю отделку даже не принимались, а потому хорошо заметно, как стены церкви выщеблены множественными пулевыми отверстиями - следами той давней вековой трагедии. Здесь же, у одной из стен были похоронены и 60 погибших тогда белых солдат, в основном из 44 Кустанайского полка. Могилы естественно никакой нет, только трава-мурава в полный рост. Некоторое время назад, курганские студенты, по моей просьбе проводили опрос жителей села, а так же переписали хранившиеся в местной школе воспоминания. Но приехать сюда еще надо будет, а сейчас - все, надо ехать домой. Конечно - влесть с велосипедом в автобус нереально, а потому начинаю поиск какого-нибудь местного счастливого обладателя ‘Газели. Вскоре, такой находится. Объясняю свою проблему. Ехать до станции - 40 километров. Мужик просит 800 рублей, сторговываемся на 500. После достижения консенсуса, мужик говорит мне обождать на улице, пока он выгонит свое корыто. Выхожу за ворота и присаживаюсь на завалинке. Напротив себя, на другой стороне улицы вижу небольшую асфальтовую дорожку уходящую к какому то двухэтажному зданию. Школа что ли? Надо подойти поближе, хоть буду знать где искать, когда в другой раз сюда приеду. Иду туда. Подойдя ближе, с удивлением отмечаю, что над школой почему то развивается флаг. Ничего себе патриотизм, однако! Без штанов, как говориться, но зато в галстуке. Однако и ворота какие-то странные, это кто же их так по идиотски раскрасил то - красно-зеленой краской, прямо скажем - создают наверное настрой на учебу у ребятишек. Боже мой! во я идиот! да ведь это же застава пограничная!! Точно - и мужик какой то у ворот ходит, наверное часовой. Что делать? Сейчас наряд выбежит! Я же даже за километр на местного явно не машу! Начинаю медленно пятиться обратно не сводя глаз с ворот заставы, в голове судорожно мелькает - скажу, что краевед, церкви мол изучаю, в Казахстане даже не был. Однако, несмотря на панику у меня в душе, застава продолжает оставаться все так же буднично-спокойной, словно нарушитель в моем лице не вылез нагло прямо к ее воротам. Может сказать что сдаваться мол пришел, надеясь, как говорил Вицын на самый гуманный и справедливый...? Однако, никто ко мне по прежнему не бежит и грозного окрика “Стой! Предъявите документы!!”, я так же не слышу. Пятясь и невольно стараясь пригнуться, выхожу обратно на дорогу, где уже урчит заведенная “Газель”. Бросаю велосипед в кузов, а сам падаю в кабину.
Машина тихонько трогается. По дороге мужик спешно объясняет мне, что если нас остановят пограничники, то надо пояснить, что я его племянник и приехал, упаси бог не из Казахстана, а из Кургана, родного дядю, так сказать повидать. Одновременно мужик достает откуда то из кабины топор и просит засунуть его поглубже под сиденье. “А зачем это?” ‘да в прошлый раз прискреблись, сказали, что это предмет, который может относится к оружию и значит запрещен к перевозке в погранзоне”. “А за дровами то как же?” - недоумеваю я. “да, х... его знает!”, - слышится выразительный ответ мужика. Едем дальше, дорога поражает своей гладкостью. Ни одной на ней кочки либо выщеблинки. Машина идет ровно, гладко, словно плывет. Прям европейский автобан какой-то! Водитель охотно рассказывает, как в середине 80-х годов, перед самым началом “перестройки” строили эту дорогу. Очень благодарен какому то прорабу, который заставлял рабочих по нескольку раз снимать и переделывать уже уложенные участки дороги, добиваясь, что бы все работы были сделаны, точно в соответствии с требованиями. В результате, со слов моего водителя с середины 80-х годов, то есть с момента постройки, дорогу ни разу не ремонтировали, а по ощущениям она ремонта и не требует. Однако, со слов мужика, эта дорога - было последнее, что построилось у них в районе. Таким образом, от темы за дороги, плавно переходим к разговору в целом за жизнь. Интересуюсь, как сказались у них на селе, столь широко рекламируемый путинский национальный проект “Сельское хозяйство”, есть ли от него какие-то перемены. Мужик подтверждает, что слышал по телевизору за этот проект, но у них в районе он не знает ни одного человека, который смог бы получить через него деньги на развитие хозяйства, видимо, по мысли водителя, деньги выделяемые но проекту, делятся где то еще не доходя до российских сел. У них же в селе, со слов водителя, жизнь как стала ухудшаться в конце 80-х годов, так перемен к лучшему пока не заметно. Как же так? Рассказываю ему про то, что видел в Казахстане. На моих словах о компенсации государством селянам затрат на ГСМ, водитель скрипит зубами и поясняет, что ему для того что бы засеять минимальную площадь, ему необходимо потратить 1000 рублей на ГСМ, а продав урожай он получит максимум 1500 рублей. Это при условии, что не дай Бог, техника не сломается. В случае же поломки техники затраты на ее ремонт вкупе с затратами на ГСМ, сразу же превышают все возможные прибыли. ‘Так разве льгот на ГСМ у селян нет?”, - недоумеваю я. “да какие там льготы, сынок же губернатора Богомолова всю торговлю бензином в области держит, он что льготы за счет своего кармана нам давать будет? Все же поставки бензина только через него идут, не дай Бог, у кого другого бензин купить захочешь!” - отвечает водитель. “А государство то с техникой не помогает?” - наивно интересуюсь я. Тут и выясняется, что вся техника еще с поздне-советских времен, ходит на честном слове и что бы собрать один комбайн, необходимо разукомплектовать несколько. “А кредитов льготных на новую технику не дают?” “да взял тут один кредит, купил комбайн, а тут неурожай, не смог выплатить проценты, так комбайн забрали, полхозяйства описали и еще до сих пор должен остался”. Вижу, как у водителя перекатываются на скулах желваки. Наконец с какой то глухой безнадежностью в голосе он выдавливает: “У нас тут будущего нет, хоть бы дети отучились, да уехали”. “А где они учатся то?” “да в школе еще, вот и тянусь, что бы хоть у них, какая то жизнь впереди была, а мы уж ладно...”. Остаток пути проводим в грустном молчании. За окном мелькают все те же нищие деревеньки с красивыми названиями, которые дали им наши прадеды - Серебрянное, Сливки, Моховик, Гусиное, но с некрасивой жизнью, в которую загнали мы себя сами. Вот и Макушино. На въезде сразу же попадаем в такую колдобину, что опасаюсь за передний мост “Газели”. Водитель снижает скорость до минимума, мы буквально крадемся змейкой среди достаточно глубоких, одна на одной, ямин. Следов ремонта дороги не заметно вообще, видимо по мнению властей она ремонта не требует. да. действительно, разогнаться по ней можно лишь на танке. Водитель поясняет, что нормальный ремонт дорог в Макушино делали тоже, только в советские годы, а сейчас лишь латают порой для вида отдельные ямины, которые вновь образуются уже на следующий же год.
Вот и станция со стандартной постройки вокзалом. Здесь я прощаюсь с моим невольным визави и вызывая своим внешним видом, подозрительные взгляды сотрудников милиции, покупаю в кассе билет до Кургана. Затем, станционная столовая, а-ля “Общепит”, радует меня просто какими то советскими ценами на обеды, а бутылочка холодного пивка, словно смывает с меня, весь жар степных дорог. А вот и электропоезд.
Машина тихонько трогается. По дороге мужик спешно объясняет мне, что если нас остановят пограничники, то надо пояснить, что я его племянник и приехал, упаси бог не из Казахстана, а из Кургана, родного дядю, так сказать повидать. Одновременно мужик достает откуда то из кабины топор и просит засунуть его поглубже под сиденье. “А зачем это?” ‘да в прошлый раз прискреблись, сказали, что это предмет, который может относится к оружию и значит запрещен к перевозке в погранзоне”. “А за дровами то как же?” - недоумеваю я. “да, х... его знает!”, - слышится выразительный ответ мужика. Едем дальше, дорога поражает своей гладкостью. Ни одной на ней кочки либо выщеблинки. Машина идет ровно, гладко, словно плывет. Прям европейский автобан какой-то! Водитель охотно рассказывает, как в середине 80-х годов, перед самым началом “перестройки” строили эту дорогу. Очень благодарен какому то прорабу, который заставлял рабочих по нескольку раз снимать и переделывать уже уложенные участки дороги, добиваясь, что бы все работы были сделаны, точно в соответствии с требованиями. В результате, со слов моего водителя с середины 80-х годов, то есть с момента постройки, дорогу ни разу не ремонтировали, а по ощущениям она ремонта и не требует. Однако, со слов мужика, эта дорога - было последнее, что построилось у них в районе. Таким образом, от темы за дороги, плавно переходим к разговору в целом за жизнь. Интересуюсь, как сказались у них на селе, столь широко рекламируемый путинский национальный проект “Сельское хозяйство”, есть ли от него какие-то перемены. Мужик подтверждает, что слышал по телевизору за этот проект, но у них в районе он не знает ни одного человека, который смог бы получить через него деньги на развитие хозяйства, видимо, по мысли водителя, деньги выделяемые но проекту, делятся где то еще не доходя до российских сел. У них же в селе, со слов водителя, жизнь как стала ухудшаться в конце 80-х годов, так перемен к лучшему пока не заметно. Как же так? Рассказываю ему про то, что видел в Казахстане. На моих словах о компенсации государством селянам затрат на ГСМ, водитель скрипит зубами и поясняет, что ему для того что бы засеять минимальную площадь, ему необходимо потратить 1000 рублей на ГСМ, а продав урожай он получит максимум 1500 рублей. Это при условии, что не дай Бог, техника не сломается. В случае же поломки техники затраты на ее ремонт вкупе с затратами на ГСМ, сразу же превышают все возможные прибыли. ‘Так разве льгот на ГСМ у селян нет?”, - недоумеваю я. “да какие там льготы, сынок же губернатора Богомолова всю торговлю бензином в области держит, он что льготы за счет своего кармана нам давать будет? Все же поставки бензина только через него идут, не дай Бог, у кого другого бензин купить захочешь!” - отвечает водитель. “А государство то с техникой не помогает?” - наивно интересуюсь я. Тут и выясняется, что вся техника еще с поздне-советских времен, ходит на честном слове и что бы собрать один комбайн, необходимо разукомплектовать несколько. “А кредитов льготных на новую технику не дают?” “да взял тут один кредит, купил комбайн, а тут неурожай, не смог выплатить проценты, так комбайн забрали, полхозяйства описали и еще до сих пор должен остался”. Вижу, как у водителя перекатываются на скулах желваки. Наконец с какой то глухой безнадежностью в голосе он выдавливает: “У нас тут будущего нет, хоть бы дети отучились, да уехали”. “А где они учатся то?” “да в школе еще, вот и тянусь, что бы хоть у них, какая то жизнь впереди была, а мы уж ладно...”. Остаток пути проводим в грустном молчании. За окном мелькают все те же нищие деревеньки с красивыми названиями, которые дали им наши прадеды - Серебрянное, Сливки, Моховик, Гусиное, но с некрасивой жизнью, в которую загнали мы себя сами. Вот и Макушино. На въезде сразу же попадаем в такую колдобину, что опасаюсь за передний мост “Газели”. Водитель снижает скорость до минимума, мы буквально крадемся змейкой среди достаточно глубоких, одна на одной, ямин. Следов ремонта дороги не заметно вообще, видимо по мнению властей она ремонта не требует. да. действительно, разогнаться по ней можно лишь на танке. Водитель поясняет, что нормальный ремонт дорог в Макушино делали тоже, только в советские годы, а сейчас лишь латают порой для вида отдельные ямины, которые вновь образуются уже на следующий же год.
Вот и станция со стандартной постройки вокзалом. Здесь я прощаюсь с моим невольным визави и вызывая своим внешним видом, подозрительные взгляды сотрудников милиции, покупаю в кассе билет до Кургана. Затем, станционная столовая, а-ля “Общепит”, радует меня просто какими то советскими ценами на обеды, а бутылочка холодного пивка, словно смывает с меня, весь жар степных дорог. А вот и электропоезд.
- горьколинеец
- Автор темы
19 июнь 2011 10:15 #1133
от горьколинеец
Сидя, на кажущейся тогда, такой уютной деревянной скамье, я мог мысленно подвести итог своего небольшого путешествия. Итак, цель моей поездки, была в целом то достигнута - мне удалось осмотреть места наиболее крупных боев периода Гн. Конечно, еще потребуется как минимум одна поездка в те края, но начало уже положено. История впервые, несмотря на многие прошедшие годы, острожно приоткрыла передо мной, некоторые свои, казалось бы надежно скрытые страницы. Но, на самом деле, как я теперь четко понимал, главное в этой поездке, было совсем другое. Оказалось, что проучившись полжизни и получив два высших образования, я хорошо знал историю древнего Рима и Греции, Западной Европы и США, я знал о чем говорил Перикл и мыслил Платон, какие работы написал Ленин и что было запланировано планом ГОЭЛРО. Но оказывается, что при этом я практически не знал своей собственной страны, тех тайн, которые скрывают ее пустынные степные дороги, ее широкие поля и березовые перелески, плещущие водой в камышах озера. даже в курсе краеведения, на историческом факультете, никто из преподавателей никогда не обмолвился нам, лопоухим студентам, что буквально в десятках километров от наших домов, когда то, сто лет назад, в кровавых схватках полегли сотни бойцов, чьих то дедов и прадедов. Внезапно, я вдруг почувствовал себя так, словно у меня украли часть моей истории, того времени, которое я потратил на получение образования. Однако, на ум приходил и другой вывод. Только теперь, проехав по стране, я понимал в каком реально положении находится сейчас наша страна. Теперь не было никаких иллюзий относительно ‘улучшающейся” с 2000 года, жизни своих сограждан. Не тех, кто в каменных джунглях обожравшихся от халявных нефтедолларов мегаполисов, удачно устроился у распила казенных денег, а основной массы населения, тех про кого говорят - Там собрался у ворот, Этот как его, - народ”. Теперь уже не было в моем сознании места малиновому пустозвону путинских речей с телеэкрана. Я прекрасно понимал теперь, чего стоят все его напевы - только подтереться ими. Со всей очевидной беспощадностью, для меня вдруг стало очевидно, что власть у нас осталась прежней - такой же, какой она и была с 1917 года, советской по своей сути, плюющей на людей и готовой пойти на любые преступления против своих сограждан, ради достижения своих собственных благ. Основной принцип ее прост - пусть хоть все сдохнут, лишь бы я мог пользоваться властью и лишь бы лично моему пузу было тепло и сытно. Теперь не было иллюзий и относительно того, какое именно образование следует давать своему ребенку. Он должен быть способен, со своим образованием, в любой момент рвануть из этой страны, уехать куда глаза глядят и быть востребованным как специалист на Западе, У нас же, теперь я это понимал особенно отчетливо, все можно изменить, только устроив второй раз 1917 год. Но был и еще один вывод, к которому пришел я, трясясь в вагоне электропоезда. Эта поездка показала мне, что люди у нас в стране, несмотря на все катаклизмы, остались в массе своей все теми же - простыми и отзывчивыми. Их и их детям не хватает сейчас очень много в своей жизни, в том числе элементарной информации, которая позволяет трезво, с точки зрения исторического опыта предков, оценивать происходящее вокруг. А значит, моя работа нужна этим людям, нужна их детям, а следовательно и важна. Я вдруг как то особенно осознал, что собирая мельчайший материал по краеведению, я делаю на самом деле - нужное и полезное дело. А значит надо продолжать эту работу, не останавливаться, ни смотря ни на какие трудности, пока не будет достигнут результат. И пусть. мысленно сказал себе я, это и будет той единственной реальной пользой, которую я сейчас могу принести своей стране. За сим, позвольте откланяться, с уважением к моим читателям, Олег.
- otetz007
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
23 июль 2011 12:46 #1491
от otetz007
С уважением,
Андрей Иванов
Олег, спасибо!!!
А на каком этапе сейчас работа над книгой, ради которой была совершена описываемая Вами экспедиция?
А на каком этапе сейчас работа над книгой, ради которой была совершена описываемая Вами экспедиция?
С уважением,
Андрей Иванов
- горьколинеец
- Автор темы
24 июль 2011 00:02 #1493
от горьколинеец
Книга, описывающая события ГВ на Горькой Линии, уже мною написана, с помощью кустанайских казаков оформлена в электронном варианте на дисках, развезена и роздана по всем школам, музеям и библиотекам на Горькой Линии, от Сибирки до Бишкуля, для использования в преподавании при изучении истории родного края.
- otetz007
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
24 июль 2011 02:02 #1496
от otetz007
С уважением,
Андрей Иванов
Олег, а можно ли ознакомиться как-нибудь?
С уважением,
Андрей Иванов
- горьколинеец
- Автор темы
24 июль 2011 02:19 #1498
от горьколинеец
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Если только попросить у Олега Шилова, чтобы выслал диск. Через электронку не переслать - слишком большой объем. Правда, говорят, она где-то в сети есть, но я сам не видел. Называется: "1919-й год на Горькой Линии".
Вот ее обложка, разработанная при помощи Шилова
Вот ее обложка, разработанная при помощи Шилова
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
- Будённовец
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 5
- Репутация: 2
- Спасибо получено: 7
18 янв 2013 02:22 #12002
от Будённовец
Здравствуйте, уважаемый горьколинеец. В Вашем рассказе (первая экспедиция на земли СКВ), есть некоторые не точности: с. Будённое не является украинским селом, оно образовалось в 1932г. То село о котором Вы упоминаете, называется Чапаевка(Исаевка). От Кабани Вы скорее всего взяли не тот курс, дело в том, что дороги(асфальт), по которой Вы доехали до Екатериновки, в то время не существовало, а была другая дорога восточнее Будённовска. При желании можно списаться. Мне очень интересно будет узнать по больше не только о периоде ГВ, но и о становлении горькой линии.
- kIPa
18 янв 2013 04:31 #12003
от kIPa
У меня есть в PDF формате,весит всего 13 мегобайт.Если Автор непротив,могу выложить,а мож уже есть на сайте?
otetz007 пишет: Олег, а можно ли ознакомиться как-нибудь?
У меня есть в PDF формате,весит всего 13 мегобайт.Если Автор непротив,могу выложить,а мож уже есть на сайте?
- otetz007
- Не в сети
Меньше
Больше
- Сообщений: 2317
- Репутация: 80
- Спасибо получено: 3607
18 янв 2013 05:28 #12004
от otetz007
На сайте нет ещё.
С уважением,
Андрей Иванов
kIPa пишет:
otetz007 пишет: Олег, а можно ли ознакомиться как-нибудь?
У меня есть в PDF формате,весит всего 13 мегобайт.Если Автор непротив,могу выложить,а мож уже есть на сайте?
На сайте нет ещё.
С уважением,
Андрей Иванов
- kIPa
18 янв 2013 06:26 #12005
от kIPa
1919-й год на Горькой линии
Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
1919-й год на Горькой линии
Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
- горьколинеец
- Автор темы
18 янв 2013 13:28 #12009
от горьколинеец
Я в течении пары недель пришлю для сайта новый исправленный и дополненный вариант. Так что этот можно смело убрать.