АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИМАНТАВА

Больше
02 мая 2011 17:59 #234 от otetz007
Расселение татар в северо-восточном Казахстане и их участие в развитии образования среди казахов
В.З. Галлиев
доктор исторических наук


В Кокчетавском окружном приказе открытом в 1823 году тата¬ры появились в первое же десятилетие. Вскоре часть из них пере¬бралась в Караульскую волость к озеру Имантавскому. Образование Имантавского выселка, а затем и станицы - одного из первых татар¬ских поселений в Казахстане разными авторами и краеведами обго¬няется по-разному. Есть версия, что это был казачий выселок, первоначально состоявший из татар-казаков. Авторитетный исследо¬ватель Н.И.Красовский писал, что в начале это был выселок.
По его сведениям выселок Имантавский возник из Лобановской станицы в 1850 году. Располагался новый выселок в устье реки Змеевки на берегу озера Копчи. Первыми поселенцами были татары, затем они составляли и с годами большинство выселка и станицы.
Однако архивные материалы меняют представление о времени и характере возникновения Имантавского выселка. Среди первых поселенцев в нем в 1833 году были Абдулкарим Сагитов, Ахмет Абзакимов, Мухаммадин Сагитов. Кстати, Сагитов – отец был уважае¬мым человеком в округе. Кроме того к первым поселенцам выселка относились Хасан Баязитов и Ахмет Космасов. Образовалось татар¬ское поселение. К 1834 году все перечисленные семьи в Имантавском имели постоянное проживание, дома и хозяйство. Об этом приказ сообщал: «Устроили дома и самое хозяйство согласно цели тех киргиз и правительства, производя образование детей их грамоте, показав им хлебопашество и все что необходимо к сельскому оседлому хозяйству». Таким образом эти были вольные поселенцы, а не казаки. Однако в 1837 году после четырех лет существования все поселенцы переехали в Петропавловск. Причиной переселения послу¬жат наступление отрядов Кенесары Касымова на Акмолинск и Кокчетав. Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова во многих местах изменила хозяйственную жизнь. Однако к 1841 году Кокчетавский округ был уже в безопасности. Большое количество татар из Петропавловска пода¬лась на старое место жительства. Ехали прежние жители Имантавского поселения вместе с новыми добровольцами. Пограничное правление сибирских казахов писало об этих татарах: «В киргизах сих верноподданных восстановляется по прежнему спокойство, то ныне они согласно вызову Правительства изъявляют свое согласие переселиться в сию киргизскую степь на вышепрописанное место при озере Имантавском, состоящем в Кокчетавском округе от самого Кокчетава в 40 верстах, а именно: Абдыкарим Сагитов с сыном Мужаметдием по ревизии в 4 душах, женка пола в 5-ти; Рафик Абдрахманов в 2-х, да после ревизии рожденной 1, женка пола в 2; Хасан Баязитов в 2-х, да рожденной после ревизии 1, женка пола 1, и ныне присоединившиеся к ним товарищи с семействами своими Файзулла Космасов по ревизии 1, да после оной рожденных 2, женка пола 1; Сафаргали Космасов в 4-х, женка пола 2; Халит Касимов по ревизии в 2, да после оной рожденной 1, женка пола в 1, не ревизской 1; Мусеп Арыков в 1-й женка пола в 2; Джамалятдин Сейфутдинов в 1, женка пола в 1; Халит Сейфуллин в 6, женка пола в 5; Фаткулла Манасыпов в 3-х, женка пола в 2; Даут Сейфуллин с братом Якубом в 2, женка пола в 2 же; Камалетдин Валитоф 1; Абдурахман Габди-Каримов в 2, женка пола в 2-х же; Тухфатулла Ибрагимов в 1, женка пола в 1 же, Низаметдин Абдулгазизов в 2-х; женка пола в 3-х;Мухамеджан Химзин в 1, женка пола в 1-же; Юсуп Темиргалиев в 1, женка пола в 1 же; Махамет Садык-Габдулнасыров в 1; Ибрагим Биктаев в I, женка пола 2 и Тазиждин Сагитов в 1 и всего мужска пола 47, женска пола 42 душах». И другая группа выехала с ними: Ахмет Абзалимов в 3-х по ревизии душах, женка пола в 3-х же; Сабит Кариомв в 1, да после ревизии рожденным 1, а женка пола в 2; Мухамед Рахим Яхин в 1, да рожденные после ревизии 3, женка пока до ревизии 1; Сабит Баязитов в 1 и женка пола в 1, да рожденный после ревизии 1; Валит Баязитов в 2, неревизской 1, женского пола по ревизии 3; Ибрагим Сабитов в 1; Фахрутдин Динмухаметиев в 1, женка пола в 1же и Кичибай Адокибаев в 2-х, неревизской одна и женка пола по ревизии 1. A всего мужского пола в 18, женского пола 14 душ».
В 1850 году выселок получил статус станицы. Тогда сюда и были переселены казаки из Лобановской станицы, к ним были присоединены мордва из Пермской губерни. Об Имантовских татарах исследователь П.А.Словцов писал, что «они причисляют себя к роду сибирских татар, населяющих предгорья Урала; производят предками своими род Алаты. Рассказывают, что отделившись вследствие несог¬ласия от своего юрта, они спустились в степи и подпали под вла¬дычество потомков Чингиз-хана, задолго до образования киргиз-кайсацкого ханства». Конечно, данная запись не дает возможности четкого родоплеменного определения этих татар.
С годами станица разрасталась за счет естественного роста населения и новых переселенцев. Все были приписаны в казачество.

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: NMT

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 март 2014 07:22 #19595 от Нечай
Еще немного истории:

История села Имантау

1465 год - образовалось Казахское ханство, возникновение которого стало завершением длительного процесса образования казахской народности. В 70-х годах 15 века в состав Казахского ханства вошла территория владений Абулхаир хана. В начале 18 века резко возросла опасность со стороны Джунгарии, в связи с чем, хан Абулхаир обратился к России с просьбой о «протекции». В 1740 году приняли присягу на верность России старшины среднего жуза, а позднее и султан Абылай. На основании Указа Сената 1822 года в Петропавловский округ вселяются крестьяне России, произведённые царём-батюшкой в казачье сословие для охраны внешних границ. Они основали в данной местности множество поселений. К этим самым поселениям и относится наше родное село Имантау.
Посыльными от казаков был избран участок, где сейчас расположено село Имантау. Переселенцы направили прошение губернатору Оренбургской губернии с просьбой о разрешении на поселение в данном месте. Разрешение было получено. Природа была красива и щедра. Большое пресноводное озеро, расположенное у гор, в котором водилось множество рыбы, густой лес, где можно было найти себе пропитание, всюду зеленые луга, щедрый чернозем. Приблизительно в 1841 году (по другим источникам в 1850 г.) в Имантау поселились сибирские рыбаки Ушаковы, Стефановы, Григорьевы. Первые дома были построены у Большого Ключа. Как и везде переселенцы сеяли зерновые культуры, разводили скот, занимались рыболовством.
В 1849-51гг в казачье сословие зачислили 7500 крестьян Саратовской, Полтавской, Курской и других губерний. В этом потоке, видимо, переселилась и большая часть жителей татарского населения Имантау. Так село стало увеличиваться вторым отделением казачьих войск. Вновь прибывшие нашли, что южный берег озера для поселения неудобен, а восточная сторона, где уже жили мордва, русские и украинцы, более подходит для жительства. Сложившись, они дали взятку землемеру в сумме 50 рублей, который в свою очередь, взяв с русских и мордвы те же 50 рублей, уговорил их переселиться на южную сторону, где по его словам «и берег лучше и горы рядом».
Так произошел обмен местами, и татары оказались на восточном берегу озера, а русские и мордва на южном. И сегодня расположение то же. До сих пор в Имантау живут потомки тех татар из казачьего сословия: Абдрашитовы, Абдулины, Ашировы, Умаровы, Шабаевы. Налаживались контакты с русскими. Удалось установить следующие фамилии: Ион Егоров, Иван Меняев, Андрей Антипов, Федор Петров. В селе были построены церковь, мечеть, две ветряные и две водяные мельницы, открыты лавки. По прошествии небольшого исторического промежутка времени происходит расслоение общества на бедных и богатых.
Пожары всегда большая беда, но особенно трагичны их последствия в дореволюционных сельских поселениях. В государственном архиве Акмолинской области сохранился документ, в котором неизвестный чиновник доводит до сведения всех волостных управителей: «Атаман 1-го военного отдела Сибирского казачьего войска отношением от 13 июня с.г. за №2204 уведомил меня, что 30 июня с.г. в 12 часов дня при сильном ветре в поселке Имантаевском Арык-Балыкской станицы, вспыхнул сильный пожар, которым в полчаса времени уничтожено 216 дворов со всем находящемся внутри имуществом и частью скота. Сгорела школа и поселковое правление с делами за минувшие годы. Кроме того, сгорела жена казака Романа Иванова с 5-летним ребенком». Причины пожара невыяснены, тушить пожар было некому, так как взрослые по разным причинам отсутствовали, большинство их находилось в степи на разделе сенокосных паев. Малолетние дети с началом пожара разбежались по окрестным селениям. Далее в документе предлагалось организовать и провести сбор добровольных пожертвований погорельцам. Как прошел сбор, выяснить не удалось, так как документы в архиве отсутствуют.
Жителям села пришлось вновь отстраивать свои жилища. В 1912 году была построена православная церковь и открыта начальная школа. Преподавание велось одним учителем и священником. Учились дети зажиточных крестьян и казаков. За провинности в школе существовало телесное наказание. Основная часть населения оставалась безграмотной. Атаман выписывал газету. К зажиточным семьям относились: Линевы, Гладковы, Кулишевы. Опять была отстроена мечеть, работала хлебная лавка, в селе теперь было 22 ветряные мельницы и 2 водяные.
В 1929 году в Имантау была создана коммуна «Интернационал» и колхозы «Великий труд», имени Ворошилова, имени Нариманова. В этом же году в село прибыли представители рабочего класса, двадцатипятитысячники Волков и Колеянов. Волков возглавил коммуну «Интернационал», а Колеянов - колхоз «Великий труд». В коммуну входило 914 хозяйств. В 1930 году от неё отделились сёла Ермаковка, Бильсенды, Карсакай. В феврале 1935 года состоялся второй съезд колхозников, на котором был принят новый Устав с/х артелей. В этом же году колхозы и коммуна были присоединены к колхозу имени Ворошилова.
В 1954 году начинается освоение целинных и залежных земель в Казахстане, идёт большой приток населения. Со всех концов Советского Союза в наш край прибывают люди разных национальностей. Новосёлов размещали в вагончиках, многих приютили местные жители. Делились с приезжими всем, чем могли. Прибыло много хороших механизаторов, поступала техника. Организуются полеводческие бригады первоцелинников. В первую очередь поднимали земли, входившие в госфонд. Стала увеличиваться урожайность. Колхоз реорганизован в совхоз имени газеты «Правда». Директором совхоза назначен Карелин А.В. В 1956 году урожайность с 1 га составила 21,6 ц., в 1966 году 20,8 ц. Среди передовиков хлеборобы П. Л. Иванов, А.В. Скороходов, В.В. Васильев (районная газета «Знамя труда»).
После освоения целины идёт дальнейший подъём сельского хозяйства. Теперь совхоз «Имантауский» имеет большую площадь пахотных земель и сенокосных угодий, развивается животноводство. В 1976 году совхоз сдал государству 1 млн. пудов хлеба, урожайность с га 25,4 ц. Директору совхоза Нурсеитову У.Н присвоено звание Героя Социалистического Труда. За заслуги в развитии сельского хозяйства он был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, Знаком Почёта.

По материалам сайта Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеки им. Сабита Муканова [ nklibrary.kz ]
Спасибо сказали: bgleo, NMT

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 март 2014 15:53 - 02 март 2014 15:55 #19614 от Alegrig
Прочитал статью ещё раз ,она мне уже попадалась раньше поэтому оставил её без внимания ,
скажу одно ,в основном это косвенные факты и данные не имеющие никакого отношения к основанию нашего села ,
упоминаются какие-то фамилии ,конечно "приятно" что в числе первых переселенцев упоминается и мои предки и моя улица ,
но это не так ,многие факты искажены полностью ,о годах основании села, строительстве церкви, школы и другие ,
я застал людей которые точно знали когда была построена церковь , расказывали о строительстве церкви и последнем большом пожаре,так-же имею данные Омской Эпархии ,
поэтому у меня просьба к модераторам ,перенесите пожалуйста этот материал в другой форум
:АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИМАНТАВА, или уберите полностью.
Здесь на сайте мы все вместе по крупицам ,пробуем восстановить нашу историю
и хотелось бы чтоб люди заходящие на наш сайт видели достоверные данные ,
а не пользовались сомнительным материалом вводяшим их в заблуждение .
Последствия таких данных видел прошлым летом , так при разговоре с 50 летними был ошарашен,
некоторые из собеседников усердно доказывали что наше село вообще не было казачьим поселением ,
и ссылались на такие же сомнительные данные с местных газет.С уважением Александр
Последнее редактирование: 02 март 2014 15:55 от Alegrig.
Спасибо сказали: svekolnik, Минусин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 март 2014 22:28 #19618 от svekolnik
Читал статью с одной мыслью:"Откуда этот бред? Надо среагировать". Оказалось, что уже Александр Григорьев среагировал. Полностью его поддерживаю, что если эта статья и может быть на нашем сайте, то в "альтернативной истории", а лучше вообще удалить, дабы не вводить в заблуждение неподготовленных читателей.
Еще будут мнения?
Спасибо сказали: Alegrig

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 март 2014 23:22 - 02 март 2014 23:26 #19620 от Минусин
Согласен полностью .
На сайте этой библиотеки сплошной бред написан по всем поселениям .
А это уже тиражируется по сети .
У автора отсутствуют элементарные познания по истории не только СКВ .
Хотел было комментировать эти статьи здесь , но слишком много огрехов там .
Комменты лучше там - на сайте библиотеки оставлять со ссылкой на КазаКстан.рф.
Последнее редактирование: 02 март 2014 23:26 от Минусин.
Спасибо сказали: svekolnik, Alegrig

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 март 2014 05:16 - 03 март 2014 05:23 #19628 от Нечай
Если статья в целом надуманая, (хоть и из научной библиотеки), то убрать ее проблем не будет. Но! Кто-то в будующем разыскивая свои Имантавские корни, на эту статью наткнется и примет за чистую монету.Поскольку не всем известны точные исторические данные. Не лучше ли как раз здесь показать несостоятельность заявлений автора, чтобы в дальнейшем люди знали? Вот и помогите другим разобраться - где правда, а где вымысел.
Если же решите, что лучше убрать, то уберем!
Последнее редактирование: 03 март 2014 05:23 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, Alegrig, NMT

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.