Религия

Больше
10 мая 2011 16:58 #402 от otetz007
Андреев С.М.

"По официальным данным войсковой администрации, в Сибирском войске была единственная община молокан - в пос. Новомихайловском на Пресногорьковской линии (Петропавловский уезд). В Кокчетавском уезде казаков-молокан не было.
В Кокчетавском уезде среди казаков, кроме православных, относившихся к официальной церкви, были только староверы, сектанты - духовные христиане нового духовного Израиля и мусульмане.
Данные на 1910 год: старообрядцы, приемлющие священство ("поповцы") - ст. Щученская - 14 чел.; старообрядцы, не приемлющие священства (поморского толка) - ст. Сандыктавская - 19 чел., ст. Аиртавская - 108 чел., ст. Акан-Бурлукская - 235 чел.; духовные христиане нового духовного Израиля - ст. Кокчетавская - 77 чел., ст. Акан-Бурлукская - 81 чел., пос. Якши-Янгизставский - 187 чел., пос. Нижне-Бурлукский - 251 чел."

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: Светлана, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • sergey75
  • sergey75 аватар
24 мая 2011 07:48 #737 от sergey75
Про религию.

В 1830-40-е гг. несколько семей казаков-поморцев проживало в ряде поселений 4 полка (крепости Лебяжья, Николаевская, редуты Чистый, Лосев, Селоозерный).
В 1860 – 1870-е гг. общины поморцев появляются в некоторых станицах и поселках Кокчетавского и Петропавловского уездов (ст. Акан-Бурлукская, пос. Нижне-Бурлукский, Якши-Янгизставский, Аиртавский, Сандыктавский, Айдабульский, Новомихайловский, Казанский).
В 1878 г. в войске насчитывалось 406 поморцев, причем подавляющее большинство из них приходилось на ст. Акан-Бурлукскую.
Старообрядчество в Сибирском казачьем войске было представлено как приемлющими священство, или так называемыми «поповцами», так и не приемлющими его, или «беспоповцами».
Беспоповцы в Сибирском войске принадлежали к «поморскому толку», который являлся наиболее умеренным течением среди староверов, не приемлющих священства. Его последователи были убеждены, что официальная церковь совратилась в «латинство», а в мире царствует Антихрист. Поэтому беспоповцы отрицали православную церковь и священство. Служители культа в поморском толке – избираемые общинами наставники – не имели священнического сана. Поэтому поморцы исключили из религиозных служб молитвы и действия, предписываемые церковными уставами священникам, а также ввели в жизнь своих общин ряд культовых действий, предусмотренных православными канонами для исключительных случаев. Не случайно старообрядчество поморского толка было отнесено Синодом к числу «вредных сект». В отличие от радикальных толков беспоповщины, поморцы признавали допустимыми молитву за царя и браки.
Характеризуя жизнь поморских общин в Сибирском войске, Ф.Н.Усов писал: «В среде здешних раскольников нет той нетерпимости и религиозной ненависти, которыми характеризуют раскол. Они легко сходятся с православными, ведут жизнь скромную, трезвую, трудовую и неуклонно исполняют с другими все лежащие на казачьем населении повинности; в среде их нет деятельных расколоучителей; молодежь в раскольничьих семействах следует вере своих старших родственников уже не в силу убеждения, а лишь бы не возбуждать стариков против себя и только пока находятся на их глазах». Руководителями поморцев, которые крестили и исповедовали членов общин, были местные казаки. Войсковое начальство отмечало, что «…истых начетчиков в поселках нет, толкование книг берут на себя грамотные раскольники, которые и выступают на молитвенных сборищах…»

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 июль 2011 10:53 #1558 от mamin
Согласно клировым ведомостям Петропавловского ведомства 1850 года раскольники числились в следующих населенных пунктах:
станица Новоникольская - раскольники поморской секты;
приход крепости Пресновской селение Богатое - раскольники;
приход крепости Кабаньей деревня Яровая - раскольники;
село Куреинское, дер. Мартина, дер.Сухмина - раскольники;
приход села Сладковского дер.Катайская - раскольники.

С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 дек 2011 15:22 - 25 дек 2011 03:24 #5538 от mamin
Раз уж возник разговор в одной из тем о православном вероисповедании, старообрядчестве и прочих конфессиях в среде казаков, по просьбе создаю отдельную тему для таких разговоров. Давайте здесь ту информациию, которая есть на эту тему.
Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1913 год. Омск, 1914.
Раскольников и сектантов среди сибирцев был 1 %, остальные 98,19 % — православные.
Этнический состав:..... 0,81 % — татары. Последние — мусульмане.

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 25 дек 2011 03:24 от mamin.
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 дек 2011 23:48 - 25 дек 2011 00:21 #5549 от akutnik70

mamin пишет: Этнический состав: 94,3 % — казаки, 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары. Последние — мусульмане.


Вы уверены, что не поправили слегка цитируемый источник? Этнический состав казаков: 94.3% - русские... Не так ли?

Просто я считаю, что рассуждения на тему веры вообще неуместны.


Ещё как уместны. Мы не о человеках вообще рассуждаем, а о казаках. Неправославный казак - звучит также как шахид-буддист или мусульманский католик. Мы рассуждали о достаточности оснований для самоидентификации современного человека как казака. Так вот, на мой взгляд, эта конфессиональная характеристика является первой и основной.

Правда сам посыл (название темы) в корне не верен. Нельзя ставить, вслед за Андреевым, русское православное старообрядчество на одну полку с сектанством. Поэтому откроем другую тему, (не в историческом разделе), в которой попрошу не пользоваться сектантскими методами, а именно, редактированием исходящей информации в угоду авторитарной доктрине.

Казаки прославили себя не суетным писанием о себе /Кунгурская летопись/
Последнее редактирование: 25 дек 2011 00:21 от akutnik70.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 дек 2011 02:15 - 25 дек 2011 02:16 #5556 от mamin
Дабы никого не выделять: ни православных, ни старообрядцев, ни прочие конфессии, вновь созданную тему перенесла в общую - Религия.
Борис, согласна.:) Но веротерпимость почему-то не у всех...
Александр, тоже согласна. 1.Разговаривать нужно, но с терпением и уважением.:) Как миссионеры....;) Вспомните про священника, который был с Ермаком.
2.Цитату взяла на скорую руку из Википедии, которая полна таких вот казусов. Будет время, найду другие. Пока (тоже на скорую руку :oops: ) нашла: С 1898 г. данные о численности русских, украинцев и белорусов среди сибирских казаков стали публиковаться в одной графе - «русские». Так что здесь тоже все не так просто. :)

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 25 дек 2011 02:16 от mamin.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 дек 2011 02:44 - 23 нояб 2012 02:55 #5557 от akutnik70
С Ермаком было 3 православных священника и монах, а не киношный поп-расстрига.

Русские - это все русские народы: великоросы, белорусы, украинцы. По результатам переписи 2010 году, казаков тоже считают русскими, что в общем совершенно справедливо. Искусственное выделение казаков в отдельный народ - казакийство - политическое сектанство.

Нельзя, я считаю, в таких важный вопросах быть небрежными, как современные политологи, в основном не нашей национальности.

Казаки прославили себя не суетным писанием о себе /Кунгурская летопись/
Последнее редактирование: 23 нояб 2012 02:55 от Шиловъ.
Спасибо сказали: Хох-олл

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 дек 2011 03:33 - 26 дек 2011 08:13 #5563 от mamin

akutnik70 пишет:

mamin пишет: Этнический состав: 94,3 % — казаки, 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары. Последние — мусульмане.


Вы уверены, что не поправили слегка цитируемый источник? Этнический состав казаков: 94.3% - русские... Не так ли?

Это не я поправила :P зайдите на Википедию и посмотрите. Значит там надо поправлять. ;)
Говорим о вереоисповедании, не о национальности. По этому вопросу - в другую тему.
Православие - основная религия казаков, но наряду с православием всегда допускались и другие конфессии. Пусть мало, но были.

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 26 дек 2011 08:13 от mamin.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • старый
  • старый аватар
25 дек 2011 03:57 - 25 дек 2011 05:33 #5571 от старый

mamin пишет:

akutnik70 пишет:

mamin пишет: Этнический состав: 94,3 % — казаки, 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары. Последние — мусульмане.


Вы уверены, что не поправили слегка цитируемый источник? Этнический состав казаков: 94.3% - русские... Не так ли?

Это не я поправила :P зайдите на Википедию и посмотрите. Значит там надо поправлять. ;)


Есть источник вполне достойный: "Памятная книжка о Сибирском Казачьем Войске", 1884г Омск тип. Окр. Штаба. В ней отдельная глава, так и называется Религия, в ней есть данные по вероисповедованию: Православных войскового сословия 97777 человек,других сословий проживающих на территории войска 11211 всего 108988; Раскольников войскового сословия 489 других сословий 9 всего 498; протестантов войскового сословия нет, других сословий 18; католиков войскового сословия нет, других 2; Евреев войскового сословия 3, других сословий 40 всего 43; магометан войскового сословия 916 других сословий 3007 всего (так в книге)3932.
Как видим были не только Православные, но Православных, подавляющее количество и заметьте, никаких язычников, нет и в помине. Да и не было их на самом деле.
Последнее редактирование: 25 дек 2011 05:33 от mamin.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 дек 2011 05:38 #5597 от mamin
На момент создания Сибирского Казачьего Войска "... никаких язычников, нет и в помине..."
Будем исходить из интересующего нас временного периода.

С уважением, Галина.
Спасибо сказали: sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 дек 2011 18:07 #5638 от sergey75
По теме. Действительно, в обиходном смысле, когда мы говорим КАЗАКИ, мы в первую очередь воспринимаем их, как православное воинство, конечно, понимая, что в состав казаков входил и некий ИНОРОДЧЕСКИЙ контингент, так и не ставший исповедовать христианство. Я думаю, это никого не раздражает, это нормально, это историческая данность.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Атаман
  • Атаман аватар
25 дек 2011 21:42 #5641 от Атаман
Старая вера в Казачестве



Для Южного Урала на ранних этапах формирования там старообрядческого
социума существенную роль сыграло казачество.Изолированное положение
последнего на окраинах Российскогогосударства способствовало консервации
в казачьей среде древних православных канонов в целостном и неизменном
виде. Староверие здесь не было явлением, занесенным извне, а
существовало изначально, как органическая форма религиозного
миросозерцания казаков: “в то время как в половине XVII в. на Руси были
введены однообразные и ново-исправленные обряды и книги, уральские …
казаки продолжали жить обычаями и обрядами старины XIV
столетия,унаследованными от предков, считая их как бы святынею,
отступать от которой казалось изменою и грехом” (1). Лишь в конце XVIII
столетия определённая замкнутость казачьего общества была нарушена
появлением “пришлого элемента”, хоть и незначительного, первый же
православный храм был возведен по инициативе Оренбургского духовенства
(2).
Количество старообрядцев на территориях, занимаемых
казачеством,постоянно пополнялось за счёт беглых, искавших и находивших
там надёжное убежище.



Значительный приток их произошел после разгрома Керженских скитов в Нижегородской
губернии, селились они в особой слободе Яицкого казачьего войска –
Шацком монастыре (3).
Приверженность яицких казаков к расколу
подтверждают как авторские исторические свидетельства (4), так и более
поздние архивные материалы. Так, в “Отчёте Оренбургской губернии за 1832
г. по части Департамента полиции исполнительной” говорилось: “… казаки
ВойскаУральского все вообще с жёнами и детьми суть старообрядцы” (5). А
статистические сводки за 1840 г. фиксировали наличие более 30000
раскольников в 126 казачьих поселениях Уральской области
(станицах,форпостах, умётах и хуторах). Наибольшее число их приходилось
на города Уральск (6465) и Гурьев (1433), Сакмарскую станицу
(2275),форпосты Рубежный (765), Генварцовский (699), Крупнозерный
(681),Иртецкий (561), Круглый (405), крепость Сахарную (501) и др. (6).
Согласно
же данным 1872 г., старообрядцев в Уральском казачьем войске было
больше, чем приверженцев официального православия – 46347 и 32062
человек соответственно (7). Оренбургское казачье войско, возникшее позже
Уральского (1748 г.) и сформированное в основном из пришлого элемента,
было менее однородным в конфессиональном плане, старообрядчество не
играло в нём доминирующей роли. Так, в том же 1872 г. здесь на 61177
человек православного населения приходилось 8899 староверов (8).
Вместе
с передвижением казаков-старообрядцев на новые земли распространялось и
их вероучение. В многочисленных записках о состоянии “раскола” в
Оренбургской губернии, встречаются замечания о времени и причинах его
появления: “Поповцы, преимущественно казаки, в Сакмарскую пришли во
время заселения их станицы из Уральска; в Рассыпную раскольников
переселили в XVIII столетии с Дона за возмущение; из донских
раскольников поселились в Буранной и других местах по р.Илеку” (9); “В
ст.Гирьялъской и Ильинской раскольники появились со времени образования
станиц из Самарской губернии” (10); “В Преображенской и Александровской
волостях (Троицкий уезд. – Е.Д.) раскол занесён от казаков Сакмарской
станицы Уральского казачьего войска, когда крестьяне отлучались в
Сакмарск под видом работ” (11) и т.д.
Описанные моменты стали
результатом деятельности Оренбургской экспедиции (1730-е годы). В
течение 30-40-х годов XVIII в. было построено шесть линий крепостей с
центром в Оренбурге (12), жителями которых становились солдаты
гарнизонных полков, уфимские, сакмарские, исетские и яицкие казаки, а
также служивые люди упразднённой Закамской черты. Все они составили
впоследствии ядро Оренбургского казачества (13).
Сохранился
любопытный документ, в котором описывается ситуация, ярко иллюстрирующая
отношение населения некоторых крепостей (в данном случае – Челябинской)
к официальной церкви. Из донесения князя А.А. Путятина Исетскому
воеводе Хрущёву следует, что заложенная в 1748 г. в крепости Челябе
каменная церковь “за неудачею к работе людей” даже в 1764 г., через 16
лет (!), не была построена и причина тому называлась известная: “понеже
тамошние казаки, находятся уклонёнными в Раскол, то статься может, что
они к строению той церкви не усердствуют” (14).
Яицкое казачество,
нёсшее службу на далёкой азиатской границе, пользовалось, как известно,
многими вольностями, в том числе и религиозными. Подчинялось оно
протопопу Михаило-Архангельского собора г.Уральска, выбиравшемуся из
казачьей среды и обладавшему при этом неограниченной личной властью
(15). В 1748 г. стараниями епископа Луки Конашевича состоялся перевод
яицкого войска в ведение Оренбургской духовной консистории, а в 1754 г.
была предпринята попытка установления контроля за здешней религиозной
жизнью. С этого момента назначение протопопов предполагалось вверить
епархиальному начальству, а в Яицкий городок с указанием явиться к
исповеди и причастию для проведения поприходной переписи направлялся
представитель официального духовенства. Однако оренбургский
генерал-губернатор И.И.Неплюев, опасаясь бунта и памятуя о недавних
гарях в Исетской провинции, передал дело в Военную коллегию, которая
решила его в пользу казаков (16).
Тем не менее, розыски беглых в
казачьем войске продолжались и стали одной из причин открытого протеста в
1772 г. Казаки расправились со своим атаманом, перебили многих старшин,
разграбили их имущество и т.д. Для усмирения бунта потребовались
жёсткие, энергичные меры (17).




Политика
просвещённого абсолютизма, проводимая Екатериной II, отразилась и на
старообрядческом законодательстве Вышел ряд указов, значительно
облегчающих положение “раскольников”, и специальный Манифест о
переселении их из за рубежа (Ветковский поповский центр в Польше). В
реестре специально отведённых для этого мест значилась, в числе прочих, и
Оренбургская губерния. В это время в степном левобережье Волги вдоль по
р.Б.Иргизу (сегодняшняя Саратовская область)появились знааменитые
Иргизские монастыри, оставившие огромный след в истории всего
российского старообрядчества (18).
С момента возникновения обителей
установились активные контакты между ними и старообрядческими центрами
южноуральского региона. Иргиз выступал основным поставщиком кадров
духовенства и координатором жизнедеятельности для местных беглопоповских
общин: “Эти раскольники в совершении треб зависели от Иргизских
монастырей, получая от них лжесвященников, которые вообще совершали
нарочитые поездки для требоисполнений по всем старообрядцам Оренбургской
губернии” (19).
Попытки позитивного подхода к решению
старообрядческих проблем в екатерининскую эпоху не привели, однако, к
созданию стройной системы законодательных норм, но вылились в ряд
мероприятий, направленных на легализацию старообрядчества и включение
его на правах относительной автономии в православное церковное
управление. С соизволения Императрицы некоторым старообрядцам
“даровались” священники с разрешением служить по старопечатным книгам.
Такие приходы позже стали называться единоверческими и подчиняться
епархиальному начальству (20). В 1795 г. было положено начало единоверию
в Уральском казачьем войске – подтверждались привилегии относительно
избрания протопопов из казаков для ведения служб по старому уставу.
Всего в ведении Уральского протопопа находилось к тому времени 7
церквей: 4 в Уральске и по одной в городках Илек, Сакмарск и Калмыков
(21). Обращение казаков в единоверие носило в тот период формальный
характер и никаким образом не отразилось на их контактах с Иргизом.
0
том, что “раскол” на исследуемой нами территории на рубеже XVIII b XIX
вв. составлял “сильное явление”, свидетельствует факт образования в 1799
г. отдельной Орснбургско-Уфимской епархии. В числе способствующих
обстоятельств называлось и “умножение раскольников” (22). Границы вновь
созданной епархии несколько раз менялись, впоследствии к ней была
присоединена Уральская область.(23). В 1853 г. с целью ограничения
влияния старообрядцев среди казаков был запрещён приём в Оренбургское
казачье войско “раскольников” из податных сословий (24).
В казачьих
военных ведомствах (Уральском и Оренбургском) к этому времени уже
существовала налаженная система контроля над конфессиональной
принадлежностью личного состава воиск. Ежегодно в губернскую
администрацию предоставлялись так называемые “Ведомости о движении
раскола”, где помимо общего числа старообрядцев в казачьем сословии по
уездам и отдельным посёлкам, приводились статистические сводки об их
прибытии и убытии (“движении”). При этом выделялись графы, где
отмечались естественный прирост (рождения и смерти), смена религиозных
убеждений (отклонение в раскол или переход в официальное православие),
брачные связи, переселение в другие места (миграции, побеги, высылки в
арестантские роты), вновь обнаруженные, не известные ранее властям
старообрядцы. Существовал раздел с указанием ошибок предыдущих отчётов.
Такие
ведомости обладали высокой информативной ценностью, однако сохранились в
далеко не полном объёме и представляют собой довольно разрозненный
материал. Анализ подобных документов показывает, что во второй половине
XIX в. идёт постепенное увеличение числа старообрядцев. Темпы его
невелики, однако отсутствие спадов свидетельствует об определённой
стабильности позиции, занимаемой старообрядчеством. Прирост, помимо
естественного фактора, обуславливался переселениями, миссионерскими
успехами старообрядцев, а также обнаружением не зарегистрированных ранее
приверженцев старой веры.
В “Ведомостях по движению раскола”
указывалось и количество заведённых за год следственных дел с перечнем
религиозных преступлений казаков. Так, только в 1848 г. было осуждено
“за вероотступничество 20 старообрядцев, упорство в некрещении своих
детей – 99, за отрицателъство от данной подписи, коими обязались
состоять в православии, – 18, за уклонение из православия в раскол –
290, за неповиновение правительству в принятии единоверческого
священника – 2? (25) и т.д. В 1851 г. под следствием находилось более
540 казаков (26). Заподозренные в причастности к расколу отсылались в
Духовное правление, чтобы там им могли “сделать об оставлении оного
увещевание” (27).
Особое положение старообрядчества как религии
гонимой непосредственным образом отразилось на организации его церковной
жизни, когда состояние религиозных институтов не отличается
стабильностью и целиком зависит от государственной политик.
Правительственные указы, запрещавшие строительство моленных зданий,
организацию моленных в частных домах, ограничиваюшие передвижение
священников и т.д., значительно затрудняли существование
конфессиональных общин. Если деятельность официального православия
концентрировалась вокруг крупных монастырей, городских и сельских
храмов, то в отношении старообрядчества вопрос стоял несколько иначе.
Функции религиозных центров здесь выполняли скиты или тайные монастыри,
которые, также будучи под запретом (с 1745 г.), подвергались постоянным
разрушениям.




Архивные
документы донесли информацию о скитах на территории Уральского войска. В
1848 г. их было 7. Располагались они в непосредственной близости от
казачьих поселений, при них имелись молитвенные дома, всего 6, а также
деревянные избы-кельи. Самый большой Садовский женский скит состоял из
40 изб и 2 молитвенных домов, Кизлярский – из 20 жилых построек, в
остальных было от 10 до 15 келий. Общая численность насельников
составляла 151 человек, из них 118 женщин и 33 мужчины, имелись
послушники и послушницы (28). Приведённая статистика в силу известных
причин не может считаться абсолютно точной.
Тайные старообрядческие
монастыри в Уральской области были известны издавна, и против них не раз
предпринимались репрессивные меры. Так, в ходе преследований
старообрядцев, скрывавшихся на Яике и в Иргизскпх монастырях, была
уничтожена старообрядческая слобода в Яицком городке – Шацкий монастырь
(около 1741 г.). Сергиевский скит, который мог “своей доходностью
перещеголять любой из древнейших православных монастырей в России” и был
“главным рассадником уральской беглопоповщины”, также неоднократно
подвергался разорениям. В 1830 г., вместе с женским Гниловским скитом,
он был разрушен, часть иноков и настоятель заточены в монастырь
господствующей церкви (29). Однако восстановление обителей произошло,
видимо, достаточно быстро, так как, по архивным данным, в 1848 г. в
Гниловском скиту уже имелось 16 келий, а в Сергеевском – 11 (30).
Последнее обстоятельство объяснялось ещё и тем, что раскол был популярен
не только среди простых казаков, но и среди “высшей уральской
аристократии”, бороться с которой “было не всегда удобно и можно”. В
случае возникновения очередной угрозы скитников незамедлительно
предупреждали о нависшей опасности (31).
Всесторонний анализ
следственных документов позволяет локализовать места расположения
отдельных скитов на территории Уральского казачьего войска, а также
свидетельствует о наличии между ними тесной связи. В частности,
материалы допросов “бродяг”, схваченных властями по дороге на богомолье,
дают возможность проследить направление их передвижений, а также
примерный путь от начального до конечного пункта. Даже с долей коррекции
на необъективность сведений, география получается довольно обширной,
она далеко не ограничивается рамками исследуемого региона. Обозначаются и
координирующие центры. Для казаков-беглопопоповцев это был Иргаз, от
него тянулись связующие нити к скитам расположенным в Уральской области,
на западе Уфимской губернии, и далее, в Исетский край.
Беглопоповщина
была самой популярной формой вероисповедания среди казаков. В середине
XIX в. в Оренбургской и Уфимской губерниях появляется “австрийская
вера”. В это время в знаменитых скитах Уральской области – Сергиевском и
Бударинском – побывал Симбирский архиерей Софроний (Жиров), однако на
первых порах его миссия не увенчалась успехом (32). О широком
распространении среди уральских казаков нового согласия, видимо, можно
говорить уже после посещения их епископом Арсением (Швецовым). В 1898 г.
он побывал, по донесению местного священника, в станице Рассыпной с
миссионерской целью, и “большая часть раскольников отнеслась к нему
сочувственно, и он, отъезжая из Розсыпной станицы, взял с собою казака
Назария Никитина Секретова с намерением поставить … попом” (33).



В
начале XIX столетия в Уральской области появляются различные
беспоповские направления – поморское, федосеевское, странническое. Кроме
того, среди уральского казачества встречались так называемые
“никудышники”. Происхождение названия дореволюционные авторы связывали с
наречием “никуда”. Название это “обозначает на Урале людей, которые не
признавая современного священства греко-российской церкви, не
присоединились также ни к одному из “поповских” старообрядческих
согласий” (34). В начале XX в. в казачьих станицах насчитывалось 769
никудышников (35)
Как было сказано выше, со второй половины XVIII в. на территории Уральского казачьего войска начинает вводиться единоверие.
Нo,
несмотря на наличие в г.Уральске 6 единоверческих церквей, большинство
казаков продолжало тайно придерживаться старообрядчества и не прерывало
связи с Иргизскими монастырями. °В этой связи массовое обращение в
единоверие сделалось возможным лишь во второй половине XIX в., когда
Иргиз прекратил своё существование как старообрядческий центр.
Отсутствие священства создало для казаков безвыходную ситуацию, которой
поспешил воспользоваться наказной атаман Уральского казачьего юйска
А.Д.Столыпин. Он немало поспособствовал тому, чтобы перестали
действовать Сергиевский и Бударинский скиты (36). На организованных им
собеседованиях Столыпин сделал предложение старообрядцам принять
священников, рукоположенных православным епископом, оставив неизменным
порядок службы. Первой церковью, где была применена подобная практика,
стала Никольская, которая “в народе считалась истинною, имела
священников, совершающих правильно все службы, народ привык чтить её как
самую святую и уподобленную древним храмам; сам атаман посещал её и
молился истово и руку на себя так накладывал, чтобы сзади его стоявшие
видели двуперстное сложение” (37). Таким образом, именно 1858-1859 гг.
можно считать временем окончательного утверждения единоверия в Уральском
казачьем войске.
Дальнейшее существование старообрядческих общин на
территориях, занимаемых казачеством, протекало в едином русле с
общероссийскими тенденциями. Заметное оживление религиозной жизни
наблюдалось, согласно архивным источникам, в начале XX в., после выхода в
свет указа об укреплении начал веротерпимости (1905 г.).

В
это время легализуется деятельность религиозных групп, возводятся
культовые сооружения (38). Однако уже в послереволюционные 1920-е годы
казачество, как один из социально активных слоев населения, оказалось и
наиболее уязвимым для репрессий. В последующие десятилетия старообрядцы
преследовались уже как религиозные сектанты, а в так называемый
“застойный” период старообрядческие приходы были обречены на
естественное вымирание.
Религиозное оживление постсоветского периода
охватило все имеющиеся в стране конфессиональные номинации, не оставив в
стороне и различные направления старообрядчества, в том числе на Южном
Урале.
Как показывают современные полевые материалы, процессы
религиозного возрождения в ряде мест имеют свою специфику, связанную как
с историческим прошлым, так и с реалиями сегодняшнего дня. Указанные
процессы в официальном православии протекают гораздо динамичнее, чем в
старообрядчестве, в силу известных причин: большие материальные
возможности Московского патриархата, поддержка со стороны властных
структур. В этой связи в некоторых сёлах Оренбургской области (в
частности, в бывшей казачьей станице Илек) восстанавливаются именно
приходы РПЦ, хотя в начале XX в. здесь доминировали старообрядчество и
единоверие. Последнее обстоятельство не вызывает негативной реакции у
жителей села, так как конфессиональная самоидентификация их довольно
расплывчата. Немногие могут вспомнить, что их предки принадлежали к
старообрядчеству (“австрийской вере”), называют себя православными и
посещают службы в новой церкви. Здесь они нередко сталкиваются с
неприятием со стороны духовенства и даже обвинениями в расколе, так как
отдельные элементы обряда выполняют “нетрадиционно”, “по-своему”
(двуперстие, поклоны при молении и т.д.), в соответствии с древними
канонами, заложенными в генетической памяти (39).
В другой станице –
Затонной отсутствует культовое здание, но пожилые жители собираются для
проведения служб по церковным праздникам в одном из частных домов. Одна
часть опрошенных нами верующих относит себя к православным, другая
вспоминает, что они из “астрицких”. Однако и те, и другие уже
затрудняются объяснить разницу и не видят ничего предосудительного в
совместных богослужениях. Здесь бытует традиция пения духовных стихов,
сохраняются старообрядческие иконы, нередко соседствующие на одной полке
с “мирскими” (40). Исследования были проведены нами и в других
населённых пунктах.
Объяснение описанному феномену, как нам видится,
уходит корнями как в недавнее историческое прошлое (послереволюционный
период), так и в более ранний пласт, в середину столетия, когда в
Уральском казачьем войске с подачи атамана А.Д.Столыпина вводилось
единоверие. Старообрядцы, оставшись без священников, вынуждены были
пойти на этот шаг. В Илеке этот процесс протекал гораздо успешнее, чем в
Уральске (41). Соответственно, православие существовало здесь в той
форме, в которой различия в обрядовой стороне двух церквей (официальной
православной и старообрядческой) практически отсутствовали, последнее
способствовало процессу их естественного сближения. Достижение
преследуемых при этом целей не было рассчитано на ближайший срок.
“Действительное приобретение для православия произойдёт только в
следующем поколении, которое не останется некрещенное”, – писал
А.Д.Столыпин (42). Таким образом создавались условия для латентного и
безболезненного перехода старообрядцев в лоно официальной церкви.
Совместные
богослужения православных (единоверцев) и старообрядцев, по рассказам
информаторов, стали совершаться уже после разрушения культовых
сооружений в ходе антирелигиозной кампании советского периода.
Препятствий для этого верующие не видели: “Молились мы одинаково, и
церкви у нас тоже одинаковые были” (43).




Однако
те же уральские казаки, попавшие в несколько иные исторические условия,
сохранили старообрядческое самосознание и испытывают всплеск
религиозности. В г.Уральске действует старообрядческий приход,
поддерживаются контакты с беглопоповцами г.Бугуруслана (44).
Самоидентификация
старообрядцев-беспоповцев в исследованных сёлах продолжает оставаться
достаточно чёткой. Они отделяют себя от окружающих по конфессиональному
признаку: “Мы поморской истинной веры”. Согласно архивным источникам, их
существование в Оренбуржье протекало в условиях численного
превосходства представителей других субконфессий – беглопоповцев,
единоверцев (45). Соответственно, в целях самосохранения социума
включались уже дополнительные защитные механизмы – максимально возможная
замкнутость общины, строгая регламентация всех сторон жизни: “Нас
называли “чистенькими”, потому что мы ото всех отделялись и не мирщились
никогда”.
В настоящее время большие группы поморцев имеются в
г.Соль-Илецке, с.Трудовом (бывшая Мертвецовская станица), Изобильном и
т.д. (46). Таким образом, периферийное положение уральского казачества
относительно российского центра стало детерминирующим фактором для
сохранения в его среде дореформенного варианта восточного православия.
Репрессивные меры, неоднократно применяемые к казакам за их религиозные
убеждения, не приводили к ожидаемому результату, в этой связи в середине
XIX в. были предприняты попытки косвенного воздействия на раскол.
Введение единоверия в ряде мест способствовало постепенному размыванию
субконфессиональной и конфессиональной самоидентификации старообрядцев.
Процесс ускорился антирелигиозной политикой советского периода. Однако
выявленная тенденция не распространяется на все старообрядческие общины,
расположенные в бывших казачьи поселениях. Часть из них, напротив,
переживает в настоящий момент заметный всплеск религиозности

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 дек 2011 08:16 - 26 дек 2011 08:43 #5697 от sergey75
Что-то не пойму Атаман, что вы желаете нам сказать! И какое отношение это имеет к данной теме?

Все мы потомки наших предков. В том числе и великих воинов (коль скоро мы живы сегодня). И не мы одни. Весь мир людей. Я уже писал про наших вероятных предков австралопитеков (в переводе «южных обезьян»). Думаю, что в поисках казачьих корней не стоит так сильно заглубляться. Повторюсь, давайте опираться на факты, искать новые, но не будем выдумывать новых америк. Ключевое слово – ВЫДУМЫВАТЬ.

Летоисчислений различных масса. В этом тоже нет ничего удивительного.

Ермак и его последователи покоряли огромнейшие территории, впоследствии вошедшие в состав Российской империи. Названий этим территориям так же масса (если ещё и учитывать, названия местного коренного населения). В этом тоже нет ничего удивительного. Вот то, что за 50 лет казаки и иные служилые люди прошли сквозь всю Сибирь и вышли на востоке к океану. Вот это удивительно. Но и это исторический факт.

Хотите поговорить о территориях, освоенных казаками? Давайте создадим новую тему. Здесь же говорим о РЕЛИГИИ.

Хорошо бы всё лишнее отсюда удалить. И беспощадно!:cheer: :cheer: :cheer:

От модератора: сделано.
Последнее редактирование: 26 дек 2011 08:43 от mamin.
Спасибо сказали: Patriot, старый, Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 дек 2011 08:31 - 26 дек 2011 08:47 #5699 от mamin
От модератора: создана новая тема - Наше мнение - Современники о религии. Сообщения о современности перемещены.
Сообщения Атаман и sergey75 оставлены.
Первое - об Уральском казачьем войске для информации. Второе - для понятности сути произошедшего разговора.

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 26 дек 2011 08:47 от mamin.
Спасибо сказали: bgleo, старый

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Атаман
  • Атаман аватар
26 дек 2011 08:57 #5701 от Атаман

sergey75 пишет: Что-то не пойму Атаман, что вы желаете нам сказать! И какое отношение это имеет к данной теме?

Все мы потомки наших предков. В том числе и великих воинов (коль скоро мы живы сегодня). И не мы одни. Весь мир людей. Я уже писал про наших вероятных предков австралопитеков (в переводе «южных обезьян»). Думаю, что в поисках казачьих корней не стоит так сильно заглубляться. Повторюсь, давайте опираться на факты, искать новые, но не будем выдумывать новых америк. Ключевое слово – ВЫДУМЫВАТЬ.

Летоисчислений различных масса. В этом тоже нет ничего удивительного.

Ермак и его последователи покоряли огромнейшие территории, впоследствии вошедшие в состав Российской империи. Названий этим территориям так же масса (если ещё и учитывать, названия местного коренного населения). В этом тоже нет ничего удивительного. Вот то, что за 50 лет казаки и иные служилые люди прошли сквозь всю Сибирь и вышли на востоке к океану. Вот это удивительно. Но и это исторический факт.

Хотите поговорить о территориях, освоенных казаками? Давайте создадим новую тему. Здесь же говорим о РЕЛИГИИ.

Хорошо бы всё лишнее отсюда удалить. И беспощадно!:cheer: :cheer: :cheer:

От модератора: сделано.


Добро:)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
30 апр 2012 06:09 #7596 от mamin
Из Церковных ведомостей 1908 год № 26.
- Мероприятия к устроению церковного быта переселенцев.
Высочайше учрежденным при Святейшем Синоде особым Совещанием о церковных нуждах в переселенческих местностях намечен был ряд мер к удовлетворению, в первую очередь, наиболее неотложных из этих нужд. В действительности, при обследовании церковных нужд переселенцев на местах командированным для сей цели протоиереем Иоанном Восторговым, оказалось необходимым значительно расширить первоначальные предположения Особого Совещания, как это можно видеть из следующего сравнительного обозрения:
По Омской епархии:
- Меры предложенные Особым Совещанием:
учредить 3 разъездных причта и открыть постоянные приходы 1.в пос.Гуляй-Поле Акмолинск.уезда 2.Ново-Екатериновке Омского уезда 3. Успенском Петропавловского уезда 4.пос.Александровском 5.Чиговак 6.Баянаул Семипалатинской обл. - при чем построить церкви в 4-х приходах и причтовые дома во всех 6-ти.
- Действительно принятые или предполагаемые, на основании сообщенных протоиереем Восторговым сведений, меры:
учреждено 3 разъездных причта. В Гуляй-Поле и Успенском открыты приходы с содержанием причта по 800 руб.
Сверх того, учреждено 7 приходов с жалованьем причтам по 800 рублей в селениях Ивановском, Анновском Петропавловского уезда, Санниковском Акмолинского уезда, Михаило-Архангельском, Мариинском, Покровском Семипалатинской области и Князевском Тарского уезда. Разновременно в течение 1908 года открыто 14 приходов и предположено вновь открыть 12 приходов: в волостях Купенской и Юдинской Томской губернии (в части, входящей в Омскую епархию) в селениях Алексеевском Зайсанского уезда, Федоровском, Курган-Куль, Керпейском Павлодарского уезда Семипалатинской области с жалованием причтам по 800 рублей в каждом селе, на церковь по 2000 рублей и на причтовые дома по 2000 рублей; в селениях Акмолинской области – Степановском, Чистяковском, Борисовском, Пушкинском, Знаменском, Савеловском с жалованием причтам по 800 рублей в год и на причтовые дома в каждом селении в виду безлесной местности по 4000 рублей.
Особо на пожертвованные 5 тысяч рублей предположено выстроить церковь в селе Александровском Павлоградского (должно быть Павлодарского) уезда Семипалатинской области.

С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 мая 2012 15:55 #7627 от mamin
Из Церковных ведомостей 1903 год № 12.
Киргизская миссия.
Киргизская миссия в Омской епархии действовала в составе 9 станов, из которых шесть станов: Центральный в Заречной слободке г.Семипалатинска, Буконский, Долонский, Больше-Нарымский, Шульбинский и Черноярский находятся в Семипалатинской области, а три - Татарский, Александровский и Атбасарский в Акмолинской области. На службе в Киргизской миссии состояло 28 лиц, а именно: 1 архимандрит - начальник миссии, 8 миссионеров, из них три иеромонаха с академическим образованием и два священника с семинарским, 9 псаломщиков, 1 фельдшер-диакон, 2 учителя, 1 помощник учителя и 6 переводчиков.
Деятельность киргизских миссионеров выразилась в присоединении к православной церкви трех новых членов из язычества и шестидесяти трех из магометанства. Наибольшее число крещений инородцев было совершено в станах: Центральном (19) и Больше-Нарымском (12).
В районе Киргизской миссии находилось 9 школ. В них обучалось 207 мальчиков и 65 девочек, всего 272. При миссионерских станах Центральном и Преображенском существуют приюты для инородческих детей. В целях миссионерских эти приюты представляются совершенно необходимым учреждением и потому заводятся и при других станах миссии.

С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 мая 2012 00:34 - 05 мая 2012 00:45 #7628 от Татиана
Один из документов о "выдавливании" религии. Большинство казачьих православных церквей было уничтожено в эти годы. Расказачили,раскулачили не только народ, но и церкви.
"Доклад об антирелигиозной работе в Акмолинской губернии. 1925г"







Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 05 мая 2012 00:45 от Татиана.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 мая 2012 00:47 - 18 нояб 2015 21:00 #7629 от Татиана
продолжение






Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 18 нояб 2015 21:00 от bgleo.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 сен 2012 02:34 #9438 от Минусин
Серьезное отношение к религии в войске поощрялось командованием .
Так в 1851 году на богомолье в Соловецкий монастырь был отпущен на три года отставной казак СЛКВ Пантелей Корнилов ( станица не известна ). На больший срок не позволяли Узаконения . И вот по представлению Военного Министра 20 февраля 1852 года издан персональный Закон 26007 которым Его Величество ( Николай I ) повелел соизволить :
Отставному казаку Корнилову , имеющему в войске двух сыновей на службе , дозволять в виде изъятия , продолжить житие в Соловецком монастыре для богомоления до истечения 10 лет .

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.