Хозяйственная деятельность.

Больше
02 нояб 2013 11:45 #17050 от otetz007
Возможно в разделе: ИСТОРИЯ СТАНИЦ ВТОРОГО ОТДЕЛА - СТАНИЦА МЕДВЕЖИНСКАЯ...

С уважением,
Андрей Иванов
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 март 2014 10:34 #20182 от bgleo
Опять таки из присланного Людмилой Руслановной:








С уважением, Борис Леонтьев

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 март 2014 10:37 #20183 от bgleo








И то-же в PDF:


С уважением, Борис Леонтьев

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, Светлана, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 мая 2014 10:21 #21898 от GalinaPavlodar
БЫТ КАЗАКОВ
[/b]

Весьма своеобразно складывался и быт казачества, весь уклад его жизни.
Первоначально казаки жили в селениях, которые на Дону назывались городками, затем станицами. На Кубани у черноморских казаков первоначально селение называлось курень. Это название вместе с ними пришло с Днепра. С 1809 года кубанские курени стали носить наименование куренных селений, а с 1840 года стали называться станицами, как и в других казачьих войсках. С развитием земледелия и животноводства, освоением новых земель, которые лежали иногда довольно далеко от станицы, стали появляться хутора, зимовья. Первоначально они носили характер временных поселений на период сезона работ, но затем стали постоянным местом жительства казаков.
Казачьи станицы, курени строились как малые военные крепости. Вокруг селения делался ров, а сами они имели круговую застройку, что облегчало их оборону. Но затем планировка станиц все больше стала регламентироваться войсковым начальством, стала вводиться улично-квартальная планировка, деление по кварталам, а уже внутри кварталов выделялись участки для строительства жилья и приусадебного хозяйства. Особое внимание уделялось центру станицы. Как правило, на самом видном месте находилась церковь. Невдалеке были станичное правление, школа, торговый рынок и т. д.
На отведенной казаку усадьбе жилище располагалось у каждого казака по-разному, но всегда строго выдерживалась фасадная линия. В отдельных пограничных казачьих станицах дома строили внутри усадьбы. Иногда их располагали так, что фасадная часть была глухая, на случай возможной обороны.
Жилые дома у казаков были самые разнообразные. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках со временем распространились многокомнатные дома с крышей из камыша, соломы, стали, черепицы или других материалов. В Донском войске дома были ближе по архитектуре к русскому стилю. По мнению донского историка Е. П. Савельева донской архитектуре был присущ новгородский стиль. Стиль донских построек частично перешел и в линейные станицы Кубанского войска, а также на Терек. В станицах черноморских казаков на Кубани присутствует стиль украинский. Это были, как правило, глинобитные или турлучные дома, снаружи обмазанные глиной, но обязательно побеленные как внутри, так и снаружи. Дом казака, как было принято, разделялся на две части: первая часть – «малая хата» (кухня), вторая часть – «великая хата» (чистая половина).
Казачья усадьба огораживалась забором, который делали из того материала, что был под рукой. В черноморских станицах его делали из камыша, которого было много вдоль рек и в приазовских лиманах. В линейных станицах, которые располагались ближе к лесистым горам, делали плетни, «плетеную изгородь» из тонких деревьев. В других войсках заборы делали из камня, устраивали деревянные ограды.
На усадьбе казака располагались: летняя кухня, сарай, баз для скота, птичник, другие хозяйственные постройки и, конечно, конюшня. Каждый казак старался украсить свой дом. Украшениями для дома были различные деревянные карнизы, наличники, зачастую с резьбой, раскрашенные или расписанные краской. Многие дома имели парадные крылечки, которые также украшались различными резными или сквозными карнизами с затейливыми узорами.
Из домашних украшений можно, прежде всего, назвать оружие – шашки, кинжалы, ружья и другие предметы. В некоторых казачьих семьях украшали также и парадной конской сбруей, которую надевали на лошадей по праздникам.
Интерес представляет и казачья одежда. Основными ее частями у мужчин служили: широкие шаровары на учкере, бешмет до колен или чуть короче, с закрытой грудью; суконный верхний кафтан (на Дону он называется чекмень, а у запорожцев – кирея).
Отличительными признаками одежды запорожских казаков были, например, шаровары синего и красного цвета, синий или красный кунтуш, под который надевался кафтан также обычно яркого цвета.
У донцов же, как писал А. И. Ригельман, одежда была похожая, но несколько иная: «Платья носят почти совсем татарские, парчевое, чтофное и суконное, кафтан или полукафтанье или бешмет, и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаком. Речь идет об одежде казаков до введения определенной формы, т. е. о времени, когда казаки не состояли на службе государства.
В 1801 году Указом для донских казаков была установлена единая форма. Она носила общий армейский характер, т. е. мундиры, шинели, синие шаровары с лампасами. Такого типа форма впоследствии была распространена и на все другие казачьи войска.
В 1810 году была утверждена единая форма для черноморских казаков. Она представляла собой шаровары и куртку из грубого сукна. В начале сороковых годов черноморские казаки, находясь уже на Кубани, стали носить новую форму, которая также была утверждена им правительством. Теперь казак обязан был одеваться в черкеску, сшитую, как правило, из черного сукна, шаровары темных тонов, бешмет, башлык, бурку. Из обуви казаки носили сапоги или ноговицы. Неотъемлемой частью одежды каждого казака была папаха, которую он носил и зимой и летом.
С образованием Кавказской линии на ней служили линейные казаки (из донских, волжских, астраханских, гребенских, терских и др. казаков). Они носили до поры до времени каждый свою одежду, но с XIX в. начали вводить им форму, в том числе черкески, бешмет, гимнастерку, башлык, бурку.
Говоря об одежде казаков, их внешнем облике, мы в основном касались одежды казаков донских, кубанских и терских. Между тем надо отметить, что основные элементы этой одежды присутствуют во всех казачьих регионах, хотя с некоторыми особенностями.
Так, уральцы в XVIII веке и в первой половине XIX века носили халат и чекмень, бешмет и малахай, одевали мягкие сапоги – ичиги, покрой которых был родственным крою сапог у татар, ногайцев, башкир и др. народностей, живших вблизи Урала. С учетом климата верхняя одежда у уральских казаков включала шубу на меху, полушубок, кожух, армяк, зипун и так же, как у других казаков, бурку. Во время охоты или промысла уральские казаки предпочитали укороченную одежду. Зимой уральские казаки носили валенки, а сапоги или похожую на ботинки обувь носились только летом. В отличие от других сельских жителей России, лапти не носили ни уральские, ни донские, ни кубанские, ни терские, ни запорожские казаки.
Пища казаков была самая разнообразная. На нее, конечно же, был наложен отпечаток пребывания казаков в самых различных регионах. Так, когда казаки, до ухода от монгол на Русь, жили еще на Дону, то они были ближе к кочевым народам. С приходом их на «северщину» в их пище появились исконно русские блюда, а у казаков черноморских в ее основе характер украинский.
В пище всех казаков были и есть продукты животноводства, рыболовства, овощеводства, землепашества и садоводства. Много приемов приготовления пищи казаки переняли у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, т. е. тех краев, где они жили или бывали в походах.
Хлеб распространен во всех казачьих войсках, выпекаемый в той или иной форме. Как правило, хлеб приготовлялся из кислого теста на дрожжах или закваске. К хлебу в казачьих семьях относились с особым уважением и почтением. Ему казаки знали цену, ибо приходилось им пшеницу и другие зерновые культуры выращивать в тяжелых условиях, которые сопряжены были с опасностью вражеских набегов и т. д.
На праздник в казачьих семьях приготавливали пироги с различной начинкой. Это было мясо, овощи, фрукты, рыба и ягоды. Также пекли лепешки, колобки, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Любят казаки и сейчас есть галушки, лапшу, вареники, пельмени. Эти блюда были не только к праздничному столу, но использовались и в повседневной жизни.
Молоко было издревле в рационе питания казаков. Его употребляли сырым, из него также приготовляли различные блюда. Особой популярностью пользовалось кислое молоко и его разновидности: простокваши, ряженки и т. д. Приготавливали из молока творог, сметану, брынзу.
Блюда из рыбы, пожалуй, более древние, чем блюда из молока, так как казаки издавна занимались рыболовством. Из рыбы варили уху, щербу, ее жарили, томили в печах. Рыбу также сушили, вялили, коптили, делали котлеты, различные другие блюда.
Мясо казаки использовали для приготовления разных блюд – это был борщ, лапша, щи, похлебки, суп, а из вторых блюд казаки любят различные виды жаркого с овощами, просто вареное мясо и в начинке пирогов. Казаки-христиане уважали и свиное сало, особенно зимой.
При приготовлении, как первых, так и вторых блюд, различных закусок широко используются и сейчас овощи и фрукты. Из чисто овощных блюд у казаков особенно популярны блюда с квасом – это окрошка, редька.
Конечно же, были в почете и зерновые культуры. Так, из кукурузы варили мамалыгу – у кубанских и терских казаков, а из фасоли, гороха и бобов делали каши, различные жидкие блюда, не обходили вниманием просо, гречиху и другие.
Из плодов вишни, смородины, алычи, яблок, груш, орехов, шиповника делали различные отвары, напитки, приготавливали вина, настойки. Казаки в праздники выпивали и чарочку. Здесь к столу подавались самостоятельно приготовленные молодое виноградное вино, брага, кислушка, горилка (в других местах она называется самогоном).
В почете было и чаепитие, им завершались практически все праздники, но казаки любили пить чай и в будни. Чай приготавливали из самых различных трав, как правило, дикорастущих и имеющих целебные свойства. Многие казаки были хорошими травниками. Они знали, когда и какую травку собирать, как ее хранить, как ее применять. И это вполне понятно, ибо, где казаку в походе взять «дохтура» в былые и давние времена, когда их-то почти и не было. Значит, нужно было лечить самому свои раны, простуду, недомогание. Здесь-то и приходило на помощь знание трав и умение их использовать.
Во главе казачьей семьи был ее старший. Это был или дед, или отец, при отсутствии таковых – старший брат. Он был непререкаемым авторитетом в семье, он распределял, контролировал обязанности членов семьи, распоряжался доходами всей семьи и имел всю полноту власти. Вторым человеком в семье была мать, которая в случае отсутствия главы семьи заменяла его.
В сравнении с другими крестьянскими семьями женщины-казачки имели большую свободу и большие права. Это объясняется тем, что женщина-казачка так же, как и все казаки, с ранних лет обязана была уметь обращаться с оружием, т. е. шашкой, кинжалом, ружьем; обязана была уметь скакать на коне, т. е. она была не просто женщиной-хозяйкой, она была другом, соратником и помощником мужа и в любой момент должна была встать рядом с ним плечом к плечу, защищать свою семью, свою станицу.
В былые времена на всех казачьих праздниках, когда проводились джигитовки, скачки на конях наперегонки с барьерами, рубка шашками лозы, в них участвовали казаки от мала до велика. В числе участников были и незамужние девушки, которые соревновались между собой.
К досугу казаков относится не только проведение праздников. Так, после окончания работ были в традиции проведения общих трапез: хуторских, уличных, квартальных, с соседями. Проводы и встречи казаков со службы также проводились празднично и торжественно.
Из праздников у казаков наиболее почитаемы были церковные праздники: это Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались различные престольные праздники. У каждого войска был день Святого войска или Покровителя войска. Этот праздник так же отмечался, как и другие праздники.
В укладе жизни казаков широко использовались песня и танец, каждый казак должен был знать песни своей станицы, песни своего войска, танцы своей станицы, танцы своего войска. Без песни и танца не обходился ни один праздник. С песней казак был в походе, с песней казак был в поле, с песней казак был и дома. Песни пели разные: грустные и веселые, походные и строевые. Песни также были обрядовые, которые сопровождали различные праздники, свадьбы.
Каждая казачья семья, каждая станица, каждое войско свято берегло свои казачьи традиции. Что главное в казачьих традициях? Это преданность Отечеству, своему войску, своей станице, своей семье, коллективизм в жизни, взаимопомощь, верность своему слову.
Свободолюбивый дух также неотъемлемая часть казака. Свободолюбие всегда сочеталось у казака с трудолюбием. Казак любил хорошо поработать и хорошо заработать, казак любил хорошо послужить и хорошо за это быть награжденным.
Таким образом, культура образа жизни, включая быт и внешний облик казаков, еще раз подчеркивает своеобразие их культурно-бытового уклада, вобравшего и казачьи, славянско-тюркские элементы и традиции местных народов, трансформировав их в собственный оригинальный тип. Это не было простым копированием удобных для местных условий предметов быта или одежды, а было процессом взаимовлияния, взаимообогащения разных культур, результатом которого и стал своеобразный казачий образ жизни.

Источник: Глущенко В. В. Казачество Евразии: зарождение, развитие, интеграция в структуру российской государственности. – М.: Вузовская школа, 2000. – С. 231-236.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Светлана, Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 нояб 2014 15:34 - 03 нояб 2014 15:46 #24608 от Нечай
Спасибо Галине Григорьевне (Павлодар) за книгу Катанаева (см."Наша библиотека")...Полистала, почитала, неудержалась и сделала несколько выписок.
Дополнительно, для сравнения выдержки из книги, предоставленной Петром Михайловичем (Патриотом) в разделе "История станицы Петропавловской" - "Медико-Статистический и санитарный отчет города Петропавловска Акмолинской области (годичный отчет за 1886 год), составил городовой врач Ц.А.Белиловский" (который не особо жаловал, видимо, Петропавловских казаков)...

Г.Е.Катанаев - " ПРИИРТЫШСКИЕ КАЗАХИ И КАЗАКИ: ИСТОРИЯ, ХОЗЯЙСТВО И БЫТ" (выдержки)

« Чаще всего заимка состоит из безкрышей пятистенной избы с примыкающимк ней скотным двором и необходимыми службами, каковы амбар, для склада всякого рода хозяйственных орудий и имущества,амбар для ссыпки хлеба,снежник нередко с огородом, баня отдельная для одной или нескольких семей, гумно для молотьбы и склада немолоченного хлеба.

Как только весна сгонит с полей снег, так все прииртышские пахари всеми семьями снимаются с мест постоянного своего жительства и переезжают на Белагачинские заимки. Перевозится вся необходимая домашность, утварь и посуда,перегоняется домашний скот и даже птица. Дома остаются одни лишь старики для караула и ухода за домашними огородами, а нередко, при малочисленности семьи и отсутствия работника, и никого. Остающееся имущество часто запирается в амбары на замок, частью развозится к оставляющим кого-либо для караула родственникам; а сам дом и окна заколачваются на всю весну, а иногда и на лето. На проезжающих по казачьим поселкам в весеннюю и летнюю страду вид этих во множестве заколоченных домов производит впечатление мертвенности.»...

... « С окончанием весенних полевых работ большинство хозяев арендаторов белагаческих земель возвращается в свои поселки к местам постоянного жительства. На пашнях и при заимках или никого не остается или только одни работники, у кого таковые имеются, и киргизы, которые со всеми своими семьями , на тех или иных условиях с хозяевами пашен, остаются в своих или чужих заимках на все лето. Сами хозяева в большинстве навещают свои пашни лишь время от времени, чтобы посмотреть как идет рост хлебов, как они колосятся и зреют»...

« К помощи сельскохозяйственных машин не прибегает почти никто. На всю белагаческую степь приходится не более двух-трех молотилок и веялок; кажется, одна жатвенная машина да и только. Отсутствие машин объясняется не только малым сознанием полезности их, но и множеством других, трудно преодолимых обстоятельств: дороговизна доставки и стоимости машин, сложность устройства большинства их, трудность поправки на месте за неимением сколько либо сведующих мастеров, а главное, конкуренция дешевых местных работников в лице неимущих киргиз, массами выбегающих из степи на линию и предлагающие свои услуги чуть ли не из-за куска хлеба»....

По поводу наемного киргизского труда у мещан и казаков (объясняемого обыкновенно всецело леностью и эксплуататорскими наклонностями нанимателей), мне не раз доводилось разговаривать с местными казаками, и вот какое я, обыкновенно слышал объяснение:

«Мы, Ваше бысокоблагородье, давно привыкли, что нас величают волками , и мало этим обижаемся, потому, что те , кто дает нам такое прозвище, мало знают наше казачье житье; да и в душу нашу влезть не могут.Всё сравнивают нас с мужиками. Мужик так он мужик и есть, а казак завсегда казак – слуга Царев, у одного домашность, а у другого служба; одному пашню пахать, а другому шашкой владеть. Казаку говорят – не житье, а масленица: земельный паек в 30 десятин, податей не платить. Не знаем как в других местах,а нашу масленицу, Ваше выс-бл-дие, изволите сами знать: пашня чуть не на 100 верст от своего жилья с платой за распашку; а что податей на нас не наложено, так какую еще подать нужно, когда обмундирование и конное и пешее снаряжение с вооружением каждого молодого казака обходится семье в 130 рублей! Извольте расчесть, на сколько это лет податей хватит.

Разница только в том, что мужик платит подати в рассрочку, погодно, а мы сразу – вдруг. Хорошо если за всю жизнь приведется снарядить одного сына, а если двоих, либо троих, да еще разом одного за другим...; у нас, сами знаете, льгот от службы не полагается; последнего работника отдаем, на том стоим. Молодежи по домам почти совсем не остается, ди и та, что остается, или возвратилась из полка, наполовину не своя; подростков то и дело требуют в станицу фронту обучаться; взрослых ежегодно вызывают в лагеря. Какие уж это работники? Да и работе ли учат казака за все время его службы? Сами знаете, что такое запасный или отставной солдат; в какую он службу и на какие занятия норовит? А мы, можно сказать, все поголовно строевые, запасные да отставные...; у кого медаль на груди, у кого нашивки; кто кавалер, кто урядник, приказный, вахмистр, а то и кандидат, либо чиновник в отставке; не сам с заслугами, так дед иль сват, иль брат, либо сын в офицерах, да в полковниках...Как же нас после этого с мужиками, да с киргизцами верстать. Киргиз на то он и киргиз, чтобы в работниках служить; а у мужика на то и руки сделаны как крюки, чтобы за сохой ходить; мужик берет горбом, а казак умом да казачьей сметкой. Нашего брата бьют на службе, когда на мужика похож. У нас во всем другая сноровка и не то на уме, что у мужика. Мы, слава Богу не сиволапы и не киргизцы; со свиньями да с телятами в хлевушнике жить не будем; в одной дерюжной рубахе да в портках босоногими с косматой головой на улицу не выходим; да и жен с дочерьми тоже в чем-нибудь в люди не пустим, видывали, слава богу, как хорошие люди живут и нам не хуже людей быть хочется...

Вот кто все это знает; знает, какое хозяйство и заворот у казака на уме и знает,какие у него для этого силы, тот не будет удивляться тому, что он не один с женой ведет хозяйство, а берет еще работника и не сам в ярмо впрягается, а норовит туда впрячь вола...Один много не наделаешь: две-три десятины поднимишь, да и только, а что с них добудешь,только, что с голоду не умрешь, а ребятишки без сапог, жена без бельей шубы, сам без выходного платья, в горницах пусто, люди добрые придут – нечем угостить...стыд...Это уж последнее дело, чтоб наравне с работником себя поставить; тут тебе гибель; до тех пор ты силен, пока в линии – хозяином себя держишь, а как дошел до бороноволока, тута тебя мужик да киргиз задушит; с ним в работе спорить нельзя, он во всем тебе поперек дороги станет, на всем цену собьет, потому, известно, киргиз – «собака», много ли ей нужно? – конура на дворе да обглоданная кость в зубы, а если ее еще хлебцем прикормить, так она и лоб себе раскроит. Целый год на кобылятине да на айране сидит и лошадь у него такая же, ни корму на зиму, ни пригону ей не нужно, всю зиму в степи ходит; в дорогу киргиз на ней поехал, ни себе, ни ей корму не надо, а дохнуть с голоду станет – сейчас ей нож в горло и пища готова...Нам так нельзя, мы не киргизы, да и не мужики, чтобы в их шкуру в обиход влезти.»

- Ну уж это не совсем так, - пробовал я остановить хозяйственную философию разораторствовавшего казака, а бешмет, а халат чей носишь?, а по-киргизски зачем говоришь, киргизский кумыс пьешь?

-« По киргизски, ваше выс –бл-дие нельзя нам не говорить, потому с киргизским языком можно всю степь изойти; а киргиза когда дождешься как начнет он по русски говорить – худо учится, русский язык не киргизский – мудреный язык, ему не скоро выучишься...А что бешмета мы любим да кумысом не брезгаем, так мы так полагаем; если бешмет удобен, отчего его не носить, а кумыс вкусен, почему его не пить; кумыс и господа офицеры кушают...»

- Ну, а как вы думаете, если киргиз привыкнет к русскому обиходу, заправится, не станет жить по «собачьи» в конуре да в духоте, пойдет он к вам в работники? Как вы тогда будете делаться, как поведете хозяйство?

- « Нескоро это еще будет, ваше высокоблагородие, да и дети наши , и внуки, нужно полагать, не глупее нас будут, придумают как извернуться, киргизу себя на съедение не дадут, возьмутся за хозяйственные машины, за ремесла, а пока что, пусть киргиз поработает, да поучится русскому обиходу. Каждому груздю свое время, ваше высокоблагородие».

Г.Катанаев
27 мая 1893г, Омск
ЗЗСОИРГО, кн 15, вып.2-3
Последнее редактирование: 03 нояб 2014 15:46 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, GalinaPavlodar

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 нояб 2014 15:35 #24609 от Нечай
"Медико-Статистический и санитарный отчет города Петропавловска Акмолинской области (годичный отчет за 1886 год), составил городовой врач Ц.А.Белиловский"




Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 нояб 2014 15:42 #24610 от Нечай
Г.Е.Катанаев - " ПРИИРТЫШСКИЕ КАЗАХИ И КАЗАКИ: ИСТОРИЯ, ХОЗЯЙСТВО И БЫТ"

СРЕДНЕЕ КАЗАЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО :

ПОСТРОЙКИ:

1.Дом деревянный в 4 комнаты – все помтройки хорошего соснового леса, нарубленного бксплатно в борах, частью войсковых, частью отведенных в пользование жителей поселка
2.Флигель при доме в 2 комнаты
3.Кухня – изба на отставке в 1 комнату
4.Хозяйственные пристройки: завозня, амбар, амбарушка, с ледником под одною крышей.
5.Пригон для скота; пригоны, огород, снежник из сосновых жердин и тычин
6.Баня на дворе в 1 комнату
7.Огород на отставе близ реки
8.Хозяйственные постройки на пашне: изба пятистенная, амбар,крытый жердями двор,баня, снежник и гумно. Строились частью силами хозяина, частью наймом рабочих.

ВСЕГО: на 686 руб

МЕБЕЛЬ И УБРАНСТВО - наследственные, переходящие из рода в род

1.Образа в бронзовых позолоченных ризах – 2
2.Образа на деревянных досках – 8
3.Лампадка – 1
4.Восковых свечей – 6
5.Старинный псалтырь, часослов или иные книги духовного содержания, 1-2 учебника для младших членов семьи.
6.Книг – 3 (у богатых)
7.Убранство стен: обои или беленые глиной
8.Часы стенные – 1
9.Зеркал стенных – 2; обязательная принадлежность всякого благоустроенного дома, не дешевле 5-10 рублей каждое; в отличие от крестьян, полотенце над зеркалом не вешается
10.Картин – 8; часть в рамах, часть без; в основном портреты Царствующих особ, кроме того фотографии членов семьи, находящихся на службе или почетных родственников.
11.Занавесок на окнах – 4; коленкор(полотняные) обычно с вышивками домашней работы.
12.Занавеска у печки – 1; печки на кухне или избе русские, в остальных горницах – Голландские.
13.Занавес у большой брачной кровати- 1; обыкновенно ситцевая с рюшью или бахромой.
14.Ковры половые – у более зажиточных
15.Половиков – 5
16.Кошма половая – 6; обычно из цветной киргизской ярмачины
17.Ковров на ящиках – 2; они же служат вместо тюфяков и постели.
18.Скатертей на столы – 4; обычно ручной работы, тканые, в некоторых домах частью вязаные, домашней работы (видимо кроше)
19.Подсвечники: медных- 4, жестяных – 2
20.Ламп жестяных для керосина – 1
21.Съемов для свечей – 1
22.Цветов в горшках – 6; чаще всего герань, жасмин и роза
23.Столов: комнатных – 5, кухоных – 2; обычно крашенных, самодельных некрашеных
24.Табуретов нет
25.Стульев – 8; обычно крашеных
26.Скамеек – 2
27.Диван – 1
28.Кроватей – 2
29.Сундуков – 4; один с приданным дочери невесты, стоимостью в 5 рублей
30.Шкатулок – 1; почти всегда прикрыты вязаною салфеточкой домашней работы.
31.Комод – обычно не встречается у казака среднего достатка.
32.Шкаф для посуды – 1; менее состоятельные вместо стоячего имеют висячий шкаф; шкафы для платья имеют только более состоятельные.

ВСЕГО: 125 руб 65 коп

УТВАРЬ И ПОСУДА:

1.Рукомойник медный – 1; у некоторых чугунный
2.Лохань деревянная – 1
3.Ведер: железных – 2, деревянных -1
4.Тазов: медных – 1, жестяных – 1; иногда жбан
5.Подойников деревянных – 1
6.Кадок – 4
7.Корчаг – 3
8.Латок – 2
9.Графин – 1
10.Туяс – 1
11.Кружка стеклянная – 1
12.Бутыль для уксуса – 1
13.Бутылок разных – 6; под вино, масло и пр.
14.Рюмок – 8
15.Самоваров – 2; предмет первой необходимости, несмотря на дороговизну имеется даже в беднейшей семье.
16.Чайный прибор: чайников – 2, чашек с блюдцами – 12
17.Чашек больших без блюдец – 2
18.Подносов – 3; серебряные и часто мельхиоровые.
19.Тарелок белых глиняных – 6; серебряных –больших – 2, серебряных чайных нет; имеются большие «для тону» и для почетных гостей, а так же в праздники. 20.Мельхиоровых больше из металла: похож на серебро и недорогой.
21.Ложек мельхиоровых: больших – 6, мельхиоровых чайных – 8, деревянных – 8
22.: хлебных – 2, столовых к вилкам – 4, половиков – 2, шорных – 1; так же больше для гостей
23.Вилок – 6
24.Солонка – 1
25.Перечница – 1; у более зажиточных
26.Ковшей железных – 2
27.Чугунок – 4
28.Квашен разных – 3
29.Миска – 1
30.Крынок молочных – 25
31.Горшков муравленых – 3
32.Кастрюль нет
33.Сковород – 2
34.Вафельная доска – 1; вафли считаются обыденным праздничным угощением, потому доска для них имеется в каждой семье среднего достатка
35.Чашек больших: деревянных – 4, глиняных – 2
36.Поваренок(шумовка) – 2
37.Щипцы для углей – 2
38.Чугунная ступка с пестом – 1
39.Терка для редьки и пр. – 1
40.Клюка (кочерга) – 2
41.Ухватов – 2
42.Лопата кухонная – 1
43.Сковородник – 1
44.Помело – 1
45.Сечка мясная – 1
46.Сейница – 1
47.Мутовка, скалка, валек – 3
48.Ситьев разных – 3
49.Решето – 1
50.Корыта: для мяса – 1: для белья – 2

ВСЕГО: на 77 рублей, 72 копейки

ОДЕЖДА:

СТАРУХА 60 ЛЕТ:

Платков головных – 2
Шалей – 3
Платьев шерстяных – 2
Ситцевых – 3 домашнего изделия; старушечьи платья шьются в виде блузы, подпоясанной шнурком
Фартуков (запонов) – 2
Юбок ситцевых – 1; носится в домашнем обиходе поверх рубахи
Шуб – 2; обычно кроются: одна мехом, другая на шерсти
Пальто летнее – 1; обыкновенно ситцевые, цветные, белые носятся редко, самотканных нет совсем
Рубах – 4 (вышесказанное о ситце относится и сюда)
Чулков: бельевых – 2 пары, шерстяных – 1 пара
Ботинок или башмаков – 1 пара; ботинки постепенно вытесняют башмаки
Пимы(валенки) – 1 пара

ВСЕГО: на 58 руб, 75 коп

ХОЗЯИН 40 ЛЕТ:

Зимних шапок – 2; обычно мещанского покроя
Летних шапок – 2; обычно картуз или фуражка форменноко образца с красным околом и кокардою
Шуб – 2 ; обычно бараньи или саксачьи, крытые
Рукавицы – 1
Опоясок – 2
Халатов – 1; из прежнего приобретения – бухарского изделия; более новые – домашнего изделия российских материй; бешметы собственного изделия; некоторые казаки чередуют бешмет с пальто или пиджаком. Более состоятельные иногда носят сюртук. У каждого казака от 20-и до 38-и лет имеется форменное обмундирование: мундирная пара, шинель, папаха, фуражка (сохраняется иногда и у отставных, особенно урядников или у казаков. имеющих знаки отличия).
Чамбары – последнее время выходят из употребления.
Нижнего белья (рубах и подштаников) – 5
Подвертки к обуви – 4; для больших зимних сапог.
Чулки кошомные – 1пара
Сапогов – 3 пары
Валенки – 1 пара

ВСЕГО: на 83 руб 5 коп

ХОЗЯЙКА 38 ЛЕТ:

Головной убор – 1
Платеов – 2
Шалей – 4
Полушалков – 2; в некоторых семьях среднего достатка женщины этого возраста носят платки или косынки по привычке, большинство же так называемые «наколки»
Серег – 2 пары
Колец – 1
Гребень – 1
Шубы – 2; чаще всего одна беличья, другая мерлушчатая
Пальто – 1; приданное старинное, последнее время заменяется шерстяным
Кофта выходная – 1
Платьев: шелковых – 1, шерстяных – 3, ситцевых – 5; сарафаны казачки не носят.
Юбок ситцевых – 2
Рубах ситцевых – 4
Ботинок – 1 пара
Чулок: бумажных – 2 пары, шерстяных – 1 пара
Сапоги – 1

ВСЕГО: на 114 руб 20 коп

ДОЧЬ 17 ЛЕТ:

Шалей – 5
Полушалков – 2
Платков : головных – 2, носовых – 6
Лент головных нет; платки и ленты не носят, считая их крестьянскими, косы заплетают в две и оборачивают вокруг головы.
Серьги – 2 пары
Гребенка – помада – 1
Шуба – 1 беличья пестрая
Пальто – 1; дипломат, приданое
Перчатки – 1; вязаные для хождения в церковь и поездки в город
Колец – 2; одно золотое 56 пробы, другое кошебное серебряное
Платьев: шелковое – 1, шерстяное – 2,ситцевое – 4; приданое часто заменяется шерстяным; одно с лифом, частью с кофтой, частью цельное «принцесса»
Фартуков – 1 ; приданое
Рубах: ситцевых – 5, коленкоров – 2
Чулок бумажных – 2пары, шерстяных нет
Ботнок – 2 пары
Сапоги – 1 пара

ВСЕГО: на 109 руб 40 коп

СЫН 14 ЛЕТ:

Шапки: зимняя – 1, летняя – 1
Шуба – 1 крытая
Бешмет – 1; некоторые носят короткое пальто в виде пиджака.
Шаровары – 1
Опояска – 1
Рубах с подштаниками – 3
Подвертки – 3 пары; ситцевые, часто тиковые
Сапоги – 2 пары
Пимы – 1 пара

ВСЕГО: 18 руб, 85 коп

СЫН 4 ЛЕТ:

Шапка – 1; иногда еще летний картуз или фуражка
Шуба – 1
Пальто(халат) – 1 ; тиковое или камлотовое
Рубах ситцевых – 3
Подштаников – 2; ситцевых, иногда тиковых
Шаровары -1; бывает они же служат вместо подштаников
Сапоги – 1 пара

ВСЕГО: на 5 руб 95 коп

РЕБЕНОК ДО 1 ГОДА:

Рубах ситцевых – 4
Чулки – 1; по времени года бумажные или шерстяные

ВСЕГО : на 95 коп

ИТОГОВАЯ СТОИМОСТЬ ВСЕЙ ОДЕЖНЫ НА СЕМЬЮ: 391 руб 15 коп

СТОЛОВОЕ И СПАЛЬНОЕ БЕЛЬЕ И РАЗНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РУХЛЯДЬ:

Скатертей обеденных: белая – 1 цветная – 1
Салфеток – 2; для почетных гостей
Полотенец – 6
Носовых платков – 3
Наволочек – отдельно от подушек нет
Простыней – 1; на парадной большой постели, служит для обстановки, а не для употребления, украшена ручной работы вышивкой.
Приданая постель – 1, пуховик; обычно стеганных, составленных из треугольных и квадратных лоскутков
Подушек с ситцевой наволочкой – 4
Одеял – 2
Покрывало на пуховик – 1
Постельных кошм – 1
Детский перовой тюфяк – 1
Люлька – 1
Постельное детское белье и одеяло – 3
Рожок (роговой) – 1
Мешки, попоны, полога, циновки и др – 15; обычно у более зажиточных

ВСЕГО: на 44 руб 23 коп

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ:

Плуг большой малороссийский с колесовым передком – нет
Соха Сибирская ворона – 2; сох как в средней России не имеется
Борона – 2
Коса (литовка) – 2
Серпов – 15
Грабель – 3
Вил – 3
Телег – 4; часть с колесами, обтянутыми шинами
Саней – 6 ; киргизского образца, не счирая форменного со всеми принадлежностями имеет каждый строевой казак.
Дуг – 6
Хомутов со шлеями – 7
Седелок с никами – 7
Узда – 8
Вожжи – 3
Бичей – 2
Седел – 1
Лопат: железных – 1, деревянных – 3
Лом – нет
Пешня(?) – 1
Топоров – 2
Пил – 2; лучковая для пилки дров и малая
Долот – 2
Напарье – 1
Шильев – 2
Ножниц – 1
Наперстков – 3
Прялок – нет

ВСЕГО: на 95 руб 97 коп

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ:

Лошадей: жеребцов – 1, меринов – 6, кобыл – 7, жеребят разного возраста – 5
Рогатого скота: быков – 1, волов – нет, коров дойных – 4, телят разного возраста – 6
Мелкого скота: козлов и коз – 4, баранов и овец – 11, ягнят разного возраста – 10
Свиней обычно не держат
Птиц: кур – 20, гусей – 8, уток – 5

ВСЕГО: на 405 руб

ИТОГО СРЕДНЯЯ СЕМЬЯ ИМЕЕТ ХОЗЯЙСТВА: на 1.825 руб 75 коп


ПРОДУКТЫ ЕЖЕГОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ:

Хлеб и крупа:
Хлеб ржаной - свой, по все скромные дни
Пшеничный - свой, ежедневно
Крупчатый – не употребляют
Крупа - ячная, покупная, редко
Крупа овсяная – не употребляется
Просяная - покупная, в посты
Гречневая - не употребляется
Рисовая - покупная, изредка

Мясные продукты:
Скотское – свое, в зимний мясоед, обвчно соленое
Мясо – во все остальное время
Баранье - свое, не употребляется
Свиное - изредка летом
Птичье - свое

Приправы:
Соль - покупная, ежедневно
Перец - покупной, повседневно
Лук - свой, повседневно
Масло постное - покупное, в посты
Хрен - свой, дикорастущий, повседневно с мясом и рыбой

Овощи:
Картофель - свой, обычно с августа по апрель
Капуста - своя, с августа по апрель
Огурцы - свои, летом и осенью
Дыни - свои, в августе
Тыквы - свои, редко
Репа - своя, изредка
Морковь - своя, повседневно
Свекл - своя, в посты
Редька - своя, в посты
Горох, бобы - свои, в посты
Рыба - своего лова, повседневно, но чаще в посты

Молочные Продукты:

Молоко - свое, ежедневно, в скоромные дни
Масло - свое, в мясоед, по праздникам
Сметана - своя, обыденно
Творог – свой, обыденно
Простокваша – мало употребляется, в основном в пойло телятам

Другое:
Сало – свое, часто
Яйца – свои, часто
Чай – покупной, кирпичный, ежедневно
Сахар – покупной, в особых случаях и для гостей
Мед- покупной, очень редко, в посты
Лакомства(пряники, конфеты, орехи)- покупное, в праздники
Квас – свой, ежедневно
Пиво - свое, в исключительных случаях
Водка – покупная, в праздники, для гостей
Табак – свой, повседневно

ЧАЙ – продукт первой необходимости, дороже него для казака только пшеничный калач и булка.
МОЛОКО, МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ – первой необходимости, отказаться семья может только в посты
МЯСО – употребляется реже, около 160 дней в году
ВОДКА – редко, что может считаться уменьшением благосостояния.
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Полуденная, Иртышский, GalinaPavlodar

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
06 нояб 2014 13:27 #24704 от Patriot
Думаю сюда подойдёт.

ОБЪЕЗЖАЯ КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ.
[/b]

День клонился к вечеру. Отрывной календарь, висевший над столом, показывал 21 мая 1912 года. На улице бушевал ливень, пожалуй, первый за наступившую весну. В окне генерал-губернаторского дворца, находящегося в центре Омска, виднелся силуэт статного усатого человека. Он провожал пристальным взглядом понуро плетущихся по Дворцовой улице грязных и промокших лошадей, понукаемых неутомимыми извозчиками. «Надо же! — подумал он. — Ведь кому-то даже в такую погоду не сидится дома!» Опустив штору на окне, Степной генерал-губернатор Евгений Оттович Шмит неторопливым шагом направился к себе в кабинет. За столом ждала работа. Кипы бумаг были разложены аккуратными стопками. Устроившись поудобнее в кресле, он пододвинул крайнюю из них. Это были приказы по Сибирскому казачьему войску, подготовленные на подпись старательным адъютантом. Внимательно ознакомившись с их содержанием, внеся в уже готовый машинописный текст кое-какую правку и поставив внизу свой автограф, кавалерийский генерал впал в задумчивость. Да и было над чем поразмышлять. Вот уже четвертый год он управлял громадным Степным краем. С душой и неутомимой энергией отдавался этому важному, возложенному на него государем-императором делу и везде натыкался на халатность, злобу, непонимание как чиновников, так и населения, и даже, страшно подумать, порой рисковал своей жизнью. Сразу возник в памяти разговор с одним знакомым жандармским полковником, произошедший в последнюю поездку в столицу. Тот под «большим секретом» сообщил ему, что на днях закончил дело «о покушении на … его особу». Оказывается, проклятые эсеры, так до конца по невыясненным следствием мотивам, в 1909 году хотели отправить его в мир иной. Слава Богу, что им не удалось этого сделать! 1
Пытаясь отогнать от себя неприятные мысли, Степной генерал-губернатор со всей присущей ему силой воли попытался направить их ход на работу. Взор его вновь обратился к разложенным на столе бумагам. Ах да, Сибирское казачье войско! Завтра именно для обозрения его он отправляется в многодневную поездку!
Рывком поднявшись из кресла, Евгений Оттович подошел к книжному шкафу. Быстро пробежав глазами по полкам, открыл дверцу и извлек из него несколько интересовавших его книг. Раскрыв одну из них на вложенной закладке, принялся читать:
«[...] Станицы представляли унылый бедный вид, многие дома стояли совершенно заколоченными. Полковые командиры, на обязанности которых лежала и заботливость о хозяйстве казаков, чтобы показать эту сторону казачьего быта инспектировавшему высшему начальству в удовлетворительном виде, прибегали к искусственным мерам, заставляя казаков к приезду начальства белить снаружи дома белой глиной, а крыши красить охрой и около домов насаживать деревья; населению же казаться веселым и работящим, для чего старух выгоняли с прялками к воротам, а молодых женщин и девиц заставляли встречать начальство с цветами в руках, петь около отведенной ему квартиры веселые песни и разводить хороводы. В силу энергичных приказаний казачьи станицы, к проезду начальства, принимали желанный вид; но ужасная действительность — делала свое дело: первый дождь смывал и глину со стен и охру с крыши, деревья, воткнутые в землю заостренными снизу концами, засыхали, песни и хороводы умолкали, дома снова заколачивались, и станицы принимали прежний унылый вид [...]»2 . Далее автор на чем свет ругал начальство.
— О времена! О нравы! — со вздохом пробормотал Шмит, с шумом захлопнул книгу и снова предался нахлынувшим на него печальным мыслям. Вот почти сорок лет прошло, как из-под пера автора вышла только что прочитанная им едкая статья, а ровным счётом ничего не изменилось! Как были в старину «потемкинские деревни», так и остались. В 1910 году во время посещения поселка Железинского он столкнулся с подобным спектаклем, когда оторванные от работы поселяне в бутафорски украшенном поселке встречали его. Признаться честно, сразу обман не разглядел. Помогли проклятые либералы, поместив на страницах журнальчика «Сибирские вопросы» анонимную, но до боли колкую и ехидную заметку3 . Пришлось сделать необходимые распоряжения о том, чтобы во время его инспекторских поездок по войску слишком ревностные станичные и поселковые атаманы торжественных встреч ему не делали, дома флагами не украшали, от работ население не отрывали, а встречать его выходили только не занятые работой казаки4 .
Ух, а этим журналистам «палец в рот не клади», только дай свободу. Они все опошлят, все опоганят. Ведь недаром Император Петр Великий именовал их не иначе как сволочью. Это же надо —его, генерал-губернатора Степного края и Войскового наказного атамана так опозорить! Да если бы только раз, а то постоянно, систематически. Ишь, написали в своих «Сибирских вопросах», будто бы он из-за того, что священник Кокчетавского уезда Вахрамеев не встретил его красным звоном и крестным ходом, добился смещения этого батюшки, а состоящему под судом попу Петропавловского уезда чуть орден Анны не повесил5.
Да, Сибирское казачество, пожалуй, одно из самых хлопотных подчиненных ему ведомств. Земли казаки имеют богатые, но обрабатывать их и вести правильно хозяйство не могут. А почему? Образование стоит не на должном уровне6, руководство и контроль со стороны начальствующих никудышный7 , а тут еще одолевают человеческие пороки в виде лени и пьянства. Пытаешься как-то помочь, да и в «Приказах по войску» дать дельные советы. И что же? Приезжаешь в станицы и узнаешь, что о твоих распоряжениях слыхом не слыхивали! 8 Непорядок!
Бой каминных часов прервал нерадостные размышления. Стрелки показывали 3 часа ночи. Погасив свет и помолившись, Евгений Оттович лег в постель. Однако, даже приняв горизонтальное положение, долго после этого не мог заснуть, беспрестанно ворочаясь и размышляя о том, что же принесет предстоящая поездка.

***
Сырость и холод утра давали о себе знать. Стоя на пристани в форменном кителе, Шмит чувствовал на себе эти прелести майского утра. Было 6 часов утра. Из трубы ожидавшего парохода валил «пар». Все отъезжающие были в сборе. Задерживался только Председатель Войскового хозяйственного правления И.Т. Семенов. Наконец, появился и он, вспотевший от бега, и сразу по сходням пулей взлетел на борт.
— Прошу простить, Ваше Высокопревосходительство, за опоздание, — виновато произнес он. — Извозчика не было. Пришлось пешком. Насилу добежал от Тобольской улицы! 9
— На первый раз прощаю вас, Иван Тимофеевич. На будущее же учтите, что я немецких кровей и люблю точность, — с напускной строгостью произнес генерал-губернатор.
Оба подошли к левому борту и, облокотившись на перила, стали смотреть, как корабль, пыхтя и сотрясаясь всем своим железным телом, медленно отчаливает от причала.
— Ну что, Иван Тимофеевич, как проходит ваша адаптация к сибирскому климату? — спросил, покручивая правый ус, Степной Генерал-губернатор.
— Понемногу привыкаю, но на Дону, конечно, теплее!10 — ответил, закуривая папиросу, действительный статский советник Семенов.
— Мне тоже поначалу тяжко было! Ведь Киевщина и Сибирь регионы совершенно разные. Но что делать! Раз избрал службу государеву, то служи там, куда назначат, а не где пожелаешь, — отчеканил своим громовым голосом Евгений Оттович и направился к себе в каюту.
Иван Тимофеевич остался на палубе парохода наедине со своими мыслями. Степной генерал-губернатор ему определенно нравился как человек энергичный, решительный и умный. Ему шел уже седьмой десяток11 , а по нему этого и не скажешь. Лишь только седеющая голова делает немой намек на годы. А какой послужной список у его шефа! Дворянин. Обучался в 1-м кадетском корпусе и 2-м Константиновском училище. За каких-то тридцать шесть лет прошел путь от старшего корнета 12-го гусарского Актырского полка до генерал-лейтенанта и командующего 12-й кавалерийской дивизией. За боевые действия в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. получил Анну 2-й степени и Станислава с мечами. Успел покомандовать Изюмским, 26-м драгунским Бугским и лейб-гвардии Кирасирским полками. Перед назначением в Сибирь был помощником командующего Киевским военным округом. За примерную и ревностную службу на Украине получил в 1907 году генерала от кавалерии, а на следующий год — назначение в Сибирь. А орденов то сколько! Раз на торжественном приеме довелось ему увидеть Евгения Оттовича в парадном мундире, так украдкой насчитал на груди генерала 10 российских и 6 иностранных наград. Вспомнилось, что особое впечатление на него произвел китайский орден Двойного Дракона12.
Первый день путешествия клонился к вечеру. Тяжелое и нерадостное зрелище предстало перед глазами инспектирующих в казачьих поселках и станицах Иртышской линии. Церкви Божьи содержались далеко не в лучшем состоянии. За молитвенными домами досмотра вообще было мало. Детские церковные хоры встречались крайне редко. В ходе общения с населением выяснилось, что взрослые парни и девушки не только не знают заповедей Божьих, но даже не могут прочитать общеупотребительных молитв. Священник Ачаирской станицы совершенно оказался несведущим по вопросу о наличии в его селении сирот…13. Кладбища встречались, как правило, разгороженные, кресты в них были поломаны, а по могилам бродил скот. Школы ютились в тесных и ветхих помещениях. Хозяйство, как общественное, так и личное, велось спустя рукава. В станичной и поселковой администрации нередко встречались худшие, а не лучшие люди.
И такая печальная картина все 19 дней путешествия из Омска до Зайсана и обратно. Однако были и радостные моменты в путешествии — закладка и освящение городов Иртышска (23 мая) и Ермака (25 мая), пребывание в Павлодаре, Семипалатинске, Зайсане, а также осмотр Усть-Заостровского лагерного сбора14 . Но даже эти светлые моменты в инспекторской поездке не могли скрасить повседневную и далеко не радостную картину казачьей жизни.
Вернувшись 9 июня в Омск, Войсковой наказной атаман Шмит занялся серьезной и основательной аналитической работой. Впечатления от увиденного им соотносились с делопроизводством и отчетностью Войскового хозяйственного правления. В результате чего был издан Приказ по Сибирскому казачьему войску № 106, имевший далеко идущие последствия15 . Именно он в некоторой степени усугубил конфронтацию между Войсковым наказным атаманом, с одной стороны, и представителями войсковой администрации, с другой.
Забегая вперед, заметим, что именно это противостояние во многом способствовало удалению Е.О. Шмита в 1915 году с поста Степного генерал-губернатора и назначению его членом Государственного совета. Причина же конфликта, на наш взгляд, простая, как в неугомонной личности Евгения Оттовича, так и в образе жизни сибирских казаков, ставшем для них традиционным. А традиции ох как сложно поддаются реформированию!
Лосунов А.М.
museum.omskelecom.ru/ogik/izvestia/om_kraeved2.htm
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Куренев, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
26 дек 2014 02:37 #25941 от Витязь









Нашел интересную подборку по лодкам 19 века. Фактически это были небольшие речные торговые и рыболовецкие суда. Показано, что строились в Европейской России, но наверняка такие же бороздили воды и сибирских рек - Иртыша, Оби, Енисея, Тобола и других.
Если где то такие картинки уже есть, то заранее извиняюсь... :-)

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
26 дек 2014 02:53 #25942 от Витязь







Еще лодочки...

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
26 дек 2014 04:52 #25943 от Витязь







Окончание по лодкам...

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 дек 2014 17:19 - 26 дек 2014 17:20 #25951 от bgleo
Пожалуй, Ла(о)дья и Разшива могут быть отнесены к тем судам, на которых могли ходить сибирские казаки. Мокшанка - это река Мокша и река Ока, мордва, мурома и некоторые народности района реки Ока и может быть (мало вероятно) срединная Волга.

С уважением, Борис Леонтьев
Последнее редактирование: 26 дек 2014 17:20 от bgleo.
Спасибо сказали: Светлана, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
26 дек 2014 18:54 #25956 от Витязь
Коломенки в основном использовались на демидовских заводах для перевозки готовых пушек, железа и пр. Об этом еще Мамин-Сибиряк писал...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 янв 2015 05:57 #26277 от аиртавич
Решаюсь разместить материал, поскольку он касается хоз.деятельности на землях СКВ. Думаю, многим интересно узнать, как деды-прадеды наши управлялись. Календарные даты - по старому стилю. Данные привожу из книжки, приобретенной у букиниста. На титульном листе под шапкой – «Статистика Российской империи» - набрано название «Время начала освобождения полей от снега, цветения зерновых хлебов, льна и конопли и производства полевых работ в Российской империи в 1910 году». Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Петроград,1914. «Печатано по распоряжению Господина Министра Внутренних Дел». Есть разделы – Погубернские таблицы и Поуездные таблицы.
Любопытна группировка губерний и областей. Например, в Западно-Сибирские в то время включали Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии. К Туркестанским относили области: Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская. В отдельную группу под графой «Степные» входили Тургайская, Уральская (кстати, единственная в империи, которая не дала сведений), Акмолинская и Семипалатинская области. Честь имею, аиртавич.

Вложение .doc не найдено

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Светлана, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
14 янв 2015 07:44 #26335 от Витязь
С 1842 года в Сибири ямские повинности несли местные казаки. Эта служба была поручена именно казакам по той причине, что ямская гоньба по степным трактам была крайне сложным и опасным делом, и найти нужное количество благонадежным вольнонаемных ямщиков было очень непросто. Поэтому войсковая администрация вынуждена была взять на свое попечение 179 почтовых станций с 1830 почтовыми лошадьми. За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам. Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Витязь
  • Витязь аватар
10 фев 2015 17:51 #27017 от Витязь
"Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским"

fotki.yandex.ru/users/vz-expert/album/226405/

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 фев 2015 03:59 - 01 апр 2016 03:44 #27062 от GalinaPavlodar

аиртавич пишет: НА ИРТЫШЕ
О некоторых свойствах хозяйственной деятельности сибирских казаков на Иртыше говорят старожилы. Лет 35 назад удалось беседовать с некоторыми из них – руководителями Павлодарской области и её районов, специалистами АПК, учеными-аграриями, с рабочими совхозов. Когда как – в кабинетах, в командировках, а то и у костра на бережку. Характерно, независимо от ранга и положения, жалковали о судьбе Иртыша. Почти общее мнение: был конь да уездили…
Самые большие сожаления – утрата поймы. То был целый мир, а для СКВ – неистощимые богатства, где первыми значились сено (фураж для войска) и рыба, включая о.Зайсан с войсковой рыбалкой. Ихтиологи с восхищением раскрывали чудесный природный механизм казачьей реки. У неё было два разлива. Первый, весенний, начинался с ледохода, когда день достигал 14 часов. Это – апрель. Талой водой заливалась пойма на километры от русла. Солнце нагревало мелкий слой, туда заходила рыба на нерест. (Щучью икру, кому надо, нагружали возами). Мальки в той ванне нежились до июля, когда следовала вторая волна паводка – от таяния горных ледников в истоках Иртыша. Сеголетки скатывались из поймы в объятия седого Иртыша, где жили до старости, а кто – до остроги, бредня либо другой казачьей снасти. Мерная стерлядь, осетры-пудовики…Муксун, нельма…Налим, язь, щука…Окунь, чебак…Рыба разного вида и разбору. Равно как и продукты из неё. Что икра, что балык, что уха-щерба иль жарёха…Мороженую и сушеную сотнями пудов таранили к сибирским ярмаркам, обозами, бывалоча, и за Камень доставляли. Благо соль рядом, сколько хочешь на Ямышевском озере.
- Антиресно, - вспоминал детство и озеро один иртышский дед, - тама захочешь – не потонешь. Уже и глыбко, а токо переворачивает тебя вниз головой, выталкивает с-под воды. С берега руку сунешь, когда обсохнет – белая, соль голимая. А пойма что? Водополь сходит, тут и жары аккурат, трава, ровно на опаре, бузует. Она не вымокала, что карахтерно, хотя вода стояла от 20 дней до полутора месяцев. Сойдет, и тута не успел моргнуть – зелень уж по грудь, а в узеках (низинах) с головой. Коси, не ленись! Пучок возьмёшь, какой токо нет. А более – бобовых, самых сытных, от коих ни летом, ни зимой скотину не оторвать. Иртышские коровки недаром за самые привереды считались. Степное сено им и на дух не нать, токо пойменное, зеленое, запашистое, как чай. На таком корму и молоко особое доили. Коровье масло отсель в Расее с руками отрывали, сибирское с вологодским спорило, а того лучше в Европе не имели. За золото шло к столам королевским.
Верую! Одному Господу по силам было создать такое чудо – иртышскую пойму! Зацветёт – глаз не оторвать, мёдом пахнет. Вязель, лисохвост, донник, люцерна дикая…Косой не прочесать! Косогоны рвали – такой травостой был! Не раз слышал от местных, будто в городе Париже рядом с кубометром воронежского чернозема и тоже в качестве эталона помещался тюк сена с иртышской поймы. Об остальном сене фуражиры всех армий Европы судили-рядили так: насколько хуже оно иртышского. Хуже! Поскольку лучшего не находилось. А сена того казаки напластывали столько, что уже и при колхозах излишки по весне зажигать приходилось, либо река уносила стожки низовым на подарок.
А сколько дичи водилось... Птицы одной – пропасть! Сказывали, если гуся ненароком потревожит зверь ли, человек, так спать невозможно в окружных селеньях. Гуд поднимался – святых выноси. Осенью на перелётах – прощальные стон и плач за вёрсты и вёрсты. Дудаки (дрохва, дрофа) от жира едва поднимались на воздух. Пойма, Иртыш – вокзал для пернатых. Весной – радость от встречи тоже на полный голос. Каждый клин, стая, косячок, нитка лебедей, гуся, утки, журавлей, турухтанов и самой малой пеночки – про своё ликует. Все рады дому своему. Могучий хор приволье славит, пока не придёт пора детишек выкармливать, тогда уж не до песен…
Порядок тысячи лет держался. Иртыш верховодил. Пока ему никто не перечил, всё ладилось за милу душу. Умная река, седая…Да человек себя мудрее посчитал! Тогда-то и пошло-поехало. Три ГЭС! Первая – Бухтарминская – пока водохранилище своё три года наполняла (с 1953 г.) ни весенних, ни летних разливов толком не получалось. После – ещё две чаши наполняли. И всё мало! В 1971 г. канал от Иртыша до Караганды прорыли. Сток зарегулировали, водой энергетики командуют. Какие нерестилища, сенокосы, перепёлки – вы что?! Страна Советов ждёт алюминий Павлодара, металлы Темиртау и Усть-Каменногорска, угли Экибастуза и Караганды…Индустрия засохнет без иртышской воды. (Ну-ну, «дождались» теперь?).
Грянуло остепнение поймы. Пышный биоценоз уступал место скудному. Где вязель плелась, там полынь горькая выживает, а где и ей невмоготу – там песчаные барханы. Боярка, верблюжья колючка…В пойме!!! Заместо живой стерляди – ставрида в банках. Коров заменили на менее прихотливых, которые солому с кокчетавского аж привоза согласились жевать, жить-то хочется. Молоко? Дык, оно на языке у бурёнок, с соломы – соломенное с титек тянут. «На скус» чуть лучше обрата, с легким «ароматом» силоса. Зато ГЭСы, ГРЭСы каскадами, трубы заводов до неба… Туда уходят без возврата кубокилометры иртышской воды.
…Просматриваю блокноты и будто снова переношусь в Ямышево, старинный казачий поселок. Вечереет, тянет откуда-то горьким дымом, тихие звуки летней поры…За пряслом звякнул подойник, и тут же вскинулся недовольный голос женщины: стой, Калина! Слушаю дедка в линялой фуражке пограничника.
- В 38-м я в школе учился. Где деревья стоят, - показывает с крыльца дома вдоль проулка, - пароходы шлепали, мимо старой школы поворачивали, уходили вниз…В разлив с окна удочку в Иртыш кидай. В межень бегали на лагуны, воду мутили, рыба голову подымала – хватай, в мешок складывай. Такая рыбалка…Рагульник – малая речушка, тоже ловили. Нет её давно. Тута иртышский рукав был, там, где песок видишь, – русло. Льдины по нему пёрло от Телектеса напрямую, в этот берег натыкались. Теперь до туда метров 700. Ох, и сила играла. Наспроть мастерской остров намывало, километра полтора длиной, не меньше, так его, веришь, Иртыш в полдня стесал! Екуни-вани, такого витязя ухайдакали…
Да уж, дед, управились… В пределы нынешней России река заходит, как тот странник, которого в пути обобрали дочиста, не только переметные сумки, но даже карманы вывернули. Такая ситуация. Так будет и завтра, послезавтра. Обидно, что русским и медного пятака не упадает за былую гордость сибирского казачества. Любопытно, сохранился ли у французов тот тюк эталонного иртышского сена? Выкупить бы реликвию в память о глупости. Честь имею, аиртавич.


Огромное спасибо за такие слова об Иртыше. Красивый, могучий, седой Иртыш. Был когда-то. Лет 15 назад там еще можно было охотиться, ловить рыбу, сажать огороды. Да, к сожалению, пойма теперь в руках частников, т. е. людей с деньгами. Простым людям туда хода нет. Вот и гибнет природа. Почти каждый год пойма выгорает от пожаров. Вместе с сухой травой гибнет и вся мелкая живность. Когда уже люди поймут, что с природой нельзя поступать так варварски.
Последнее редактирование: 01 апр 2016 03:44 от mamin.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 фев 2015 13:10 - 21 фев 2015 13:21 #27347 от otetz007
ПРИКАЗ ПО СИБИРСКОМУ КАЗАЧЬЕМУ ВОЙСКУ
№ 39
Омск, марта 28-го дня 1891 года.

Просматривая представленный мне Войсковым Хозяйственным Правлением доклад о положении общественных запашек в поселениях Сибирского казачьего войска за 1890 год, я с удовольствием убедился, что постепенное, из года в год, увеличение площади таковых продолжалось и в этом году, хотя, к сожалению, сбор или урожай хлеба в большинстве северных станиц войска, далеко не окупил произведенных по сему затрат.
Скорбя о последнем обстоятельстве, я, впрочем, глубоко уверен, что оно не воспрепятствует, как и ранее постепенному росту или увеличению общественных запашек и в предстоящий засев текущего года; уверен потому, что хорошо знаю природную рассудительность казаков и способность их быстро разобраться в том, что хорошо, что худо, что выгодно и что убыточно. Выгодность же заведения общественных запашек хотя бы для одной только безнедоимочной, на случай голода засыпки хлебозапасных магазинов, взамен пополнения таковых лично каждым казаком, не подлежит сомнению. Не говоря о множестве всякого рода других удобств и выгод, доставляемых разумно организованными общественными пашнями, уж одно то много значит, что при общественной запашке и засыпке хлеба в магазин избегаются постоянные ссоры из-за недоимочного хлеба, устраняется бесконечное канюченье бедняков из-за выдачи хлеба в ссуду и вечные пререкания из-за того, чей хлеб лежит в магазине, чьего нет, кто недоплатил, кто переплатил, кто имеет право получить ссуду, кто не имеет и т.д. Раз пашня запахана, засеяна и убрана сообща, значит и сбор с нее принадлежит всему обществу, а не тому или иному, более исправному или зажиточному казаку. Пришла нужда и помощь готова: если все общество пострадало, пусть все получают засыпанный хлеб; не все пострадали, пусть получают только те, кто нуждается, если, конечно, общественники и начальство признают эту нужду. Нужно только стараться, чтобы общественные пашни действительно были общественными, производились бы сообща и в размерах, могущих при среднем урожае удовлетворить окладную годичную засыпку хлеба, причитающегося с поселения по числу окладных душ. Тогда не может быть и разговора о каких либо хлебных недоимках; дело сделано, хлеб засеян: родилось много – Слава Богу, пригодится на худой год; не родилось совсем – не взыщется, ибо в том не казачья вина.
Лучше всего запахивать не наймом, а натурою, по наряду, как это делается во многих из станиц, где пахота привычное дело, а мозоли на руках от сохи не ставятся в стыд. В таких поселениях перед началом пахоты (как докладывал мне о том осматривавший войско в прошлом году Председатель Войскового Хозяйственного Правления), по почину станичного или поселкового атамана, общество собирается на сход и делится, смотря по количеству подлежащих обработке десятин, на несколько партий или десятков; одна партия назначается пахать, другая боронить, третья сеять, четвертая жать, пятая молотить, шестая засыпать в магазин и т.п. В каждую партию или десяток назначается особый урядник или старший руководитель работ и ответчик за исправность работы. В партии пахарей, например, такой урядник делает наряд кому вести на пашню сколько лошадей, кому давать плуг или соху, кому и в какую очередь идти за плугом пахать и т.д. В партии сеяльщиков – урядник принимает от вахтера из общественного магазина посевное зерно, раздает его по десятинам или участкам, следит за равномерностью посева и т.д. Собранное с общественной пашни и обмолоченное зерно сдается назначенным для сего старшим вахтеру запасного магазина.
Также следует делать и в прочих станицах, ибо помимо того, что такой общественный ненаемный труд делает всех и каждого равноправным соучастником в пользовании результатами этого труда, он и менее убыточен, чем наемный, в случаях неурожая.
Помогай вам Бог казаки, в добрых начинаниях.
Приказ этот предлагаю прочесть на всех станичных и поселковых сборах.



Подписал:
Войсковой Наказный Атаман, Генерал от Кавалерии Барон Таубе.



Спасибо за работу по подготовке текста Андрееву Александру Ивановичу!

С уважением,
Андрей Иванов
Последнее редактирование: 21 фев 2015 13:21 от otetz007.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, sibirec, Нечай, Полуденная, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 март 2016 14:46 #34214 от sedser2007
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Полуденная, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 июль 2020 18:31 - 23 июль 2020 18:31 #45353 от Нечай
Д.В. Колупаев
Торговля на землях сибирского казачества во второй половине XIX в .

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 23 июль 2020 18:31 от Нечай.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, sibirec, Куренев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.