Первопоселенцы крепости Сенжарской

Больше
02 авг 2013 06:55 #15736 от Нечай
Огромное спасибо Николаю Александровичу за работу!
Кое что в статье выше натолкнуло на размышления. А именно " Симакова пать озеро"
Приблизительно в 40 км от Сенжарки есть деревня Симаки. Почти покинутая молодежью, те несколько детей, что еще проживают в поселке каждое утро отправляются в Сенжарскую школу на учебу. В Симаках даже школы нет.
Моя бабушка Анна Афанасиевна Огаркова родом из дер.Симаки.
Пыталась установить являлась ли деревня казачьей или крестьянской. Связывалась с людьми из Симаков и с моими родственнками, ответа не получила. Единственное упоминание, что крестьяне Симаков арендовали казачью землю для обработки. Все! Даже последний урожденный Сенжарский член нашей Потанино-Нечаевской семьи не слышал о Симаках...(что, впрочем, странно)
В списках казачьих поселений не числится. В списках крестьянских поселений Ишимской округи не встречалась (хотя Сенжарка входила в Утчанскую волость Ишимской округи)
Могла ли деревня быть чем-то вроде хутора казака Симакова? Фамилия такая пока так же не встречалась, однако. Да и казачьи хуторы числятся в некоторых документах, но хутора Симаки - нет. Одно время я даже усомнилась в наличие этого населенного пункта, но Спасибо Петру Михайловичу "Патриоту" за предложенную карту области, где Симаки сушествуют! Если увеличить спутниковую связь, то и там Симаки медленно проявятся. А может быть Симаков вовсе и не был казаком, а отсавным солдатом поселенцем или крестьянином поселенцем, потому фамилия пока и не встретилась в выкладываемых списках?
Так вот интересно, существует ли связь между дер.Симаки и Симаковым пать озером и если название происходит по фамилии первых поселенцев, то изначально появляется в Сенжарке или Симаках? И кто был этот Симаков?
Спасибо сказали: bgleo, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 авг 2013 10:15 #15737 от Сильвестр
В работе М.И. Бенюха -Горькая линия - Памятник военно- инженерного искусства 18 века .Автор ссылается на краеведа Серикова ,который в своей работе утверждает ,что почти по всей линии с ее внешней стороны восстановлены рогатки ... Рогатками или (Симаками ) служили обрубленные деревья ,которые вкапывались на поларшина в землю ,надрезались на поларшина от почвы ,загибались по линии и связывались .ГАСКО ,рукопись Серикова И, стр 67 . Ограды не везде были построены ,так как возведение их возлагалось на отставных военных ,проживающих при укреплениях ,которые физически не могли выполнить намеченный объем работы вследствие своей малочисленности и слабости здоровья .Опрошенные в 1959 году жители селений ,находившиеся при редутах ,в частност Медвежки и Полудино смутно вспоминали о наличии неполного вала между селениями ,а о существовании преград из двух жердей ,Симаков они и не слышали .Вполне возможно ,что в их памяти не удержались данные факты . От себя - так ,что Симаки могут иметь и гораздо давнее происхождение ! Это название меня также давно заинтересовало ,после прочтения статьи Бенюха .Осмелюсь Вас немного поправить ,не в 40 км от Сенжарки ,а всего в 5 км ,находится поселок Симаки . Вот близость к линии и расположение за ее пределами на юге ,меня и заинтересовала ,не те ли это рогатки -Симаки ! С уважением Сергей
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, nataleks, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 авг 2013 10:22 - 02 авг 2013 10:23 #15738 от Сильвестр

Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.

каско .Вот фото с Гугл ,расстояние между нас . пунктами в метрах по прямой . Север на фотке строго сверху .
Последнее редактирование: 02 авг 2013 10:23 от Сильвестр.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Минусин, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 авг 2013 11:41 - 05 авг 2013 15:02 #15744 от Redut

Нечай пишет: ..." Симакова пать озеро"...Могла ли деревня быть чем-то вроде хутора казака Симакова? Фамилия такая пока так же не встречалась, однако... существует ли связь между дер.Симаки и Симаковым пать озером и если название происходит по фамилии первых поселенцев, то изначально появляется в Сенжарке или Симаках? И кто был этот Симаков?




Вложение не найдено

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 05 авг 2013 15:02 от Redut.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, nataleks

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 авг 2013 11:54 #15745 от Redut

Сильвестр пишет: ... Рогатками или (Симаками ) служили обрубленные деревья...

Уважаемый Сергей!
Если Вы посмотрите на конфигурацию озера Симакова пять на выкопировке из Плана казачьих наделов пос. Сенжарского, представленного мною в ответе Людмиле Руслановне, то Вы обратите внимание, что это озеро вытянуто в меридиональном направлении. Поэтому, Ваше предположение о том, что озеро могло быть названо не по фамилии служилого, а по своему функциональному назначению имеет веские основания. Маленькая поправка, симаками могли служить не только деревья, но и кустарники, ветки и прутья.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Сильвестр, Нечай, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 авг 2013 12:14 #15746 от Сильвестр
Спасибо Николай Александрович за предоставленный материал ! По симакам - мои рассуждения .Возможно в той местности загородки действительно были на местности сделаны , а на других участках линии нет .Что и отразилось в названиях Симаки .Нужно посмотреть материалы -рукопись Серикова в архиве ,если сохранилась !
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 авг 2013 05:57 #15756 от Нечай
Конечно же, Николай Александрович, вы правы! Название озера было изначале. Как-то не подумалось, что Симаки к югу от линии и выходить в степь позволялось только по специальному разрешению. Самовольные поролись... Значит, ни о каком поселении в середине 18 века речи и быть не может.
Приношу извинения за неточность расстояния. Сама материал найти не смогла, а местные по-видимому ошиблись. Хотя 5 км и 40 - это огромная разница. Теперь всегда буду проверять. Спасибо, Сильвестр.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 авг 2013 10:51 #15757 от Нечай
Николай Александрович! разрешите еще "пофантазировать", на этот раз по поводу Евдокима Андреева Потанина..
В редуте Сенжарском пока не встречала упоминаний "Андреевичей" или "Евдокимовичей" Потаниных, на период середина-конец 18 века.
Но в материале выложенном Петром Михайловичем Карагановым в разделе "Биографии" в статье о Григории Николаевиче Потанине есть информация о двух братьях Потаниных, обосновавшихся в редуте Островном близ станицы Пресновской около 1755 г. Как известно, один брат Илья Андреевич Потанин, впоследствии переселился на Алтай и его сын Николай Ильич явился отцом исследователя Григория Николаевича Потанина. Мог ли Евдоким Андреевич являться вторым братом? Если учесть, что год его рождения приблизительно 1735, то на 1755г ему 20 лет вполне подходящий возраст.
Пока что, единственная связь между Евдокимом Андреевым и Сенжарским Федором Ивановым Потаниным - это в списках казаков участвовавших в подавлении Пугачевского восстания, где Федор числится капралом и Евдоким - казаком "Тобольно,Ишимской и Тарской Линии", другой связи между ними не прослеживается.
Единственное упоминание об Андрее Потанине в Сенжарке, в информации, присланной Ольгой Владимировной:
фонд 16 оп.2 д.7 (электронная копия)
кадр 720
28 августа 1786 года родился Сенжарского редута у казака Андрея Потанина сын Моисей.
В это же время сын Моисей рождается у Александра Потанина, что само по себе вещь неудивительная. Удивительно то, что и про Александра и про Моисея Александровича есть дальнейшие упоминания, Но об Андрее и Моисее Андрееве больше ничего. Что навевает некое сомнение, что возможно, имя было записано (выписано) ошибочно. Но даже если и нет, то этот Андрей по времени не подходит к Евдокиму так или иначе.
Конечно, только дальнейший собранный материал по тому периоду сможет прояскнить принадлежность или непринадлежность Евдокима к редуту Сенжарскому, а тут - просто рассуждения вслух...
Спасибо сказали: bgleo, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 авг 2013 18:06 #15761 от Redut

Нечай пишет: ... только дальнейший собранный материал по тому периоду сможет прояскнить принадлежность или непринадлежность Евдокима к редуту Сенжарскому, а тут - просто рассуждения вслух...

Уважаемая Людмила Руслановна!
Сообщаю Вам дополнительно информацию о Потаниных
1794 Потанин Александр Иванов Пресногорьковской дистанции казак, в службе с 1778 г., из казачьих сыновей, 32 л РГВИА Ф489 оп1 т1 д3061 л302об #146
1794 Потанин Илья Иванов Пресногорьковской дистанции казак, в службе с 1780 г., из казачьих сыновей, 28 л РГВИА Ф489 оп1 т1 д3061 л302об #154
1794 Потанин Иван Евдокимов Пресногорьковской дистанции казак, в службе с 1784 г., из казачьих сыновей, 25 л РГВИА Ф489 оп1 т1 д3061 л304об #175
1794 Потанин Григорий Евдокимов Пресногорьковской дистанции казак, в службе с 1785 г., из казачьих сыновей, 22 л РГВИА Ф489 оп1 т1 д3061 л307об #208
Обратите внимание на то, что все они с Пресногорьковской дистанции. Редут Сенжарский относился к Петропавловской дистанции с 1803 г. Включала ли Пресногорьковская дистанция по состоянию на 1794 г. редут Сенжарский - для этого утверждения пока нет документального подтверждения. Но список казаков Петропавловской дистанции по состоянию на 01.01. 1794 г. не содержит ни одного Потанина!
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 авг 2013 19:12 - 03 авг 2013 19:13 #15762 от Нечай
Спасибо, Николай Александрович!

В своих поисках я руководствовалась чисто упоминанием редута Сенжарского, а не дистанциями. Потому и отметила, что списки Потаниных далеко не полные. Если не упоминается редут Сенжарский, я беру на заметку и кладу в общий список до дальнейшего прояснения. Как здесь, например:
лист 404об ,405 1812 г
2 полк
Сотенные атаманы:

1.Осипов Н.И.
2.Щеглов В.О.
Пятидесятники:

3.Ефтинев Н.В.
4.Михеев М.И.
5.Набоков И.И.
6.Чирикоов П.Г.
7.Потанин И.И.
8.Ребров И.А.
9.Сотов? Н.С.
10.Лобанов А.М.
11.Теренин ? Н.А.
12.Михеев С.П.

Это ,наверняка, тот самый Илья Иванов Потанин,в службе с 1780.

Или здесь:
1 полк СЛКВ
Потанин Николай Ефимов,31,капрал,пятидесятник,из каз детей,Жена Катерина Борисова ,офицерская дочь,Детей нет
Д.3063,ФС СЛКВ за 1812 год
Пятидесятники - 13.Потанин Н.Е.
Д.3063,ФС СЛКВ за 1812 год, 2й полк
Пятидесятники:
7.Потанин И.И
24. Потанин М.Ф

Они все идут в копилку "до лучших времен" По дистанциям мне трудно, поскольку в одной Сенжарке их столько, что пока разберешься! Возможно, что все Пресногорьковской дистанции Потанины где-то родня - ничему уже не удивлюсь, но думаю, что не все они осели в редуте Сенжарском, иначе остальным в нем места не останется :)
Вот есть еще такая запись..
ИАОО Фонд 1 опись 1 дело 173 1771 год

из Казацкой слободы
Старшина
260.Афанасей Баженов
Казаки
261.Трифон Шешуков
262.Иван Антропов
263.Сава Попов
264.Василий Менщиков
265.Карп Заборской
266.Иван Потанин Но где такая Казацкая слобода?

Гораздо проще запись:
ИАОО фонд 16 оп.2 д.30 кадр 714

1797 год, приход Становой крепости, исповедки по редуту Сенжарскому

1.Пятидесятник Федор Иванов Потанин - 45
и его жена Анна Иванова - 45
дети:
Михей - 17
Никифор - 15
Матфей - 7
Гаврило - 2
Параскева - 20
Марина - 12

ИАОО фонд 16 оп.2 д.30 кадр 715

1797 год, приход Становой крепости, исповедки по редуту Сенжарскому

3. казак Александр Иванов Потанин - 39
и жена его Евдокия Прокопьева - 33
дети:
Моисей - 11
Никифор - 9
Иван - 4
Афиноген - 2
Варвара - 16
Марина - 15

Спасибо за дополнительных, теперь и их буду следить!:)
Последнее редактирование: 03 авг 2013 19:13 от Нечай.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
03 авг 2013 19:42 - 03 авг 2013 19:57 #15763 от Нечай
В 1803 год поселения войска были разделены на дистанции:
Пресногорьковская от ред.Сибирского до ред. Кладбинского
Петропавловская от ред Сенжарского до кр.Лебяжьей
и т.д.

Может быть их распределили, но по старинке продолжали причислять "крайнюю" Сенжарку к Пресногорьковской дистанции? Или потому, что на 1794г Сенжарка никак не относится к Петропавловску? Тогда она должна была относиться к Пресногорьковской дистанции каким-то образом. Куда-то же она должна была относиться!
Пресногорьковской дистанции Потанины,и в редуте Сенжарском по ревизским сказкам? Да и Потанина балаган... Даже и не знаю, что на это сказать...
:unsure:
Последнее редактирование: 03 авг 2013 19:57 от Нечай.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 авг 2013 01:40 #15764 от Lyubchinova
Казацкая слобода - вероятнее всего ошибка или писаря, или при прочтении. В Ишимском уезде была Кизацкая слобода.
Спасибо сказали: Нечай, Redut, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 авг 2013 11:06 - 04 авг 2013 11:12 #15767 от bgleo

Lyubchinova пишет: Казацкая слобода - вероятнее всего ошибка или писаря, или при прочтении. В Ишимском уезде была Кизацкая слобода.


В качестве предположения...

Слободами часто назывались отдельные районы городов, обычно по роду занятия их населения или по фамилии преобладающей в этой части города. У нас в городе, например, до сих пор бытуют названия "Якиманская слобода", "Дмитровская слобода". Возможно и Казацкая слобода - это часть какого либо города (крепости), где селились и проживали в основном казаки. Возможно, это какой-то район Омска, Тобольска, Петропавловска или какого либо другого города (крепости), в которых, например, было расположено полковое или войсковое управление и казаки селились обособленно от других групп населения.

С уважением, Борис Леонтьев
Последнее редактирование: 04 авг 2013 11:12 от bgleo.
Спасибо сказали: Нечай, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 авг 2013 14:51 #15774 от Lyubchinova
В Омске Казачья слобода была. Но надо "держать в уме" и Ишимскую Кизацкую слободу.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 авг 2013 15:49 #15780 от Redut

Lyubchinova пишет: Но надо "держать в уме" и Ишимскую Кизацкую слободу.

Уважаемая Ольга Владимировна!
Не могла ли Кизацкая слобода Ишимского уезда первоначально быть Кизацким форпостом Тобольной линии, см. Расписание Сибирским линиям по состоянию на 1750 г., РГАДА, ф248 оп113 д1584 лл837-840 об
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 авг 2013 15:54 #15781 от Lyubchinova
Я не знаток того региона, но возможно, что так оно и есть...
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 авг 2013 16:46 - 05 авг 2013 16:51 #15800 от Redut

Нечай написал:
Как известно, один брат Илья Андреевич Потанин, впоследствии переселился на Алтай и его сын Николай Ильич явился отцом исследователя Григория Николаевича Потанина.

Родословие первопоселенца крепости Сенжарской Ивана Фролова Потанина, прадеда Григория Николаевича Потанина

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 05 авг 2013 16:51 от Redut.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 авг 2013 16:52 #15801 от Redut
Тарские Потанины - 17 в

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: bgleo, Нечай, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 авг 2013 19:41 #15803 от Нечай
Уважаемый Николай Александрович!
Откуда такая интересная информация?!!!:ohmy:
Но как же быть с другими документами, как в разделе "Биография", где Илья Потанин числится Андреевичем? Это все как-то полностью меняет историю...
Удивительно то, что про родословную матери Григория Николаевича известно больше, чем про историю отца. Неужели до этого никто не предпринимал попыток докопаться до истины?
Позвольте поинтересоваться (простите, не примите за любопытство,мой интерес оправданный, так сказать, родственный)- откуда у Вас интерес к фамилии Потанин? Ваши корни тоже туда уходят? По всему видно, что Вы очень много изучали эту фамилию...:huh:
Спасибо сказали: bgleo

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 авг 2013 01:01 #15813 от Redut

Нечай пишет: Уважаемый Николай Александрович!

Но как же быть с другими документами, как в разделе "Биография", где Илья Потанин числится Андреевичем? :

Уважаемая Людмила Руслановна!
В публикациях в разделе "Биография" (№26/2010 СИБИРСКАЯ СТАРИНА и Г. Губарев. Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г.), вышеуказанные утверждения не основываются на архивных источниках.
Спасибо сказали: Нечай, rodfro.1951

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.