Из истории Становской

Больше
28 июль 2013 08:58 #15638 от Нечай
Краткая история станицы Становской на 1887г

Становая станица при оз.Становом
дворов 125, населения муж. пола 399, жен. пола 379, об пола 772
Церковь деревянная (Успенской пресвятой Богородицы и рождества Христова, построена в 1844 году, в благочинии священника Иосифа Ивановича Арзамазова, настоятель - священник Николай Пынский, пос Дубровный и Сенжарский входят в приход той церкви), Меч.,Станов. правл.,Муж.и Жен. Школы, Хлебн. магаз., Пит.дом, Почт. стан.
Станичный атаман - урядник Андрей Утков
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Анатолий, sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
29 июль 2013 13:25 - 29 июль 2013 13:55 #15666 от Нечай
Станичным атаманом
на 1884 год числится Елисеев,
на 1912 год числится Ставский.
В 1912г в станице Становской арендуют земельно войсковые участки Петр.Ак.Батына и Ив.Ив.Земченко из г.Петропавловска.

На 1879г в Становском: дворов 132, населения казачьего: муж пола 334, женск.пола 339
Населения других сословий: муж.пола 3, жен.пола 5
Посевов: пшеницы 81, ржи 46, овса 65
Скота: лошадей 290, крупнорогатого 410, мелкого 620
В поселениях Становской станицы мельниц 15
Последнее редактирование: 29 июль 2013 13:55 от Нечай.
Спасибо сказали: Анатолий, sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 сен 2013 15:06 #16549 от Нечай
По ревизии 1782г в Становскую округу входили: крепость Становая, редуты Гагарий, Сенжарский и Скопин.

При этом в крепости Становской числятся малолетки: Кокорин, Уткин, Бородин, Рыбников и Тарлышев, солдат Удальцов.
В редуте Гагарьем малолеток Быков
В редуте Скопин Малолетки Чутков и Щелкин
Спасибо сказали: Redut

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 окт 2013 13:45 - 02 окт 2013 13:46 #16814 от Lyubchinova
Редут Скопин был приписан к православному приходу Петропавловской церкви крепости Св.Петра (Петропавловска), а в Становой крепости был свой приход.
Последнее редактирование: 02 окт 2013 13:46 от Lyubchinova.
Спасибо сказали: Redut, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 окт 2013 05:00 - 05 окт 2013 05:08 #16829 от Lyubchinova
На современных снимках, сделанных из космоса (карты Яндекс и Гугль) хорошо виден старый земляной вал, который окружал крепость Становую, расположенную севернее озера Станового

Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.



А вот на этих фрагментах карты я попыталась показать, где располагался редут Скопин, и как теперь выглядит старый земляной вал на снимках из космоса, где ранее был редут Скопин

Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.

Последнее редактирование: 05 окт 2013 05:08 от Lyubchinova.
Спасибо сказали: bgleo, Сильвестр, Нечай, evstik, Redut, GRANTa, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
30 мая 2014 11:47 - 30 мая 2014 11:52 #22117 от Нечай
Интересные, однако, материалы есть в Тобольском архиве, проливающие свет на историю церковной жизни крепости Становой. Некоторые ребята были страшными озорниками! Самих дел не надо, стоит только ознакомиться с их заглавием. Однако, это тоже - ИСТОРИЯ и некоторые фамилии

ПОТЕРИ

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Взыскании С Виновных Денег За Потерянные Вещи В Успенской Церкви Становой Крепости

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Взыскании Со Священно И Церковнослужителей Успенской Церкви Становой Крепости Денег За Потерянные Церковные Книги

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Краже Денег Из Успенской Церкви Становой Крепости

Дело О Взыскании Со Священно И Церковнослужителей Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа Казенных Денег

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Взыскании С Бывшего Старосты Успенской Церкви Становой Крепости ПРОКОПА МАЛОВА Церковных Денег

РОДИОНОВЫ

Прошение Сына Священика Становой Крепости Ишимского Заказа М.РОДИОНОВА Об Определении Его В Курганскую Русскую Школу Для Обучения.

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Взыскании Со Священика Успенской Церкви Становой Крепости ДМИТРИЯ РАДИОНОВА И Дьячка ИВАНА ЛАВРЕНТЬЕВА Денежной Суммы За Потерянное Церковное Имущество

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Венчании Священниками Успенской Церкви Становой Крепости РОДИОНОВЫМ И ПОНИКАРОВСКИМ Малолетних

Дело По Прошению Дьячка Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа Д.РОДИОНОВА О Производстве Его В Священики

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления Об Умершем Якобы От Пьянства Священике Успенской Церкви Крепости Становой Ишимского Ведомства ФИЛИПЕ РОДИОНОВЕ, Похороненном Без Отпевания

КУРТУКОВЫ, ПОПОВ И МАРКОВСКИЙ

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Пьянстве Священика Успенской Церкви Становой Крепости ЯКОВА КУРТУКОВА

Дело О Дьячке Становой Крепости Ишимского Ведомства Ф.КУРТУКОВЕ, Обвиняемом В Пьянстве.(С Электронной Копией)

Дело О Разводе Повенчанных В Родстве Священиком Становой Крепости Ишимской Округи ЯКОВОМ КУРТУКОВЫМ Крестьянина НИКИФОРА КУЗИВАНОВА С Крестьянской Дочерью АННОЙ КАЛЯГИНОЙ.

Дело По Прошению Мещанина Г.Тобольска ПЕТРА ГЛУХИХ О Взыскании Со Священика Успенской Церкви Становой Крепостиишимского Ведомства ЯКОВА КУРТУКОВА.....Долговых Денег

Доношение Ишимского Духовного Правления О Неявке Священиков Становской Крепости КУРТУКОВА И КАЗАНЦЕВА В Земской Суд По Повестке. Рапорт Ишимского Духовного Правления О Получении Указа Тобольской Духовной Консистории О Необходимости Увещевания Подсудимых.

Доношение Ишимского Духовного Правления И Выписка Из Журнала Тобольской Духовной Консистории О Взыскании Со Священиков Успенской Церкви Становой Крепости Я.КУРТУКОВА И В.ПОПОВА Штрафа За Взятие Денег За Венчание.

Дело О Священиках Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа Я.КУРТУКОВЕ И В.ПОПОВЕ, Обвиняемых В Пьянстве.

Дело По Доношению Благочинного Священика Николаевской Церкви Села Медведева Ишимского Заказа ФЕДОРА ВАВИЛОВА Об Отправлении Священика Успенской Церкви Становой Крепости ЯКОВА КУРТУКОВА В Абалакский Знаменский Монастырь За Пьянство.

Дело Об Определении Священика Успенской Церкви Становой Крепости Я.КУРТУКОВА В Абалакский Знаменский Монастырь За Невыполнение Требований Благочинного Ф.ВАВИЛОВА

Доношение И Рапорт Ишимского Духовного Правления О Получении Указа Тобольской Духовной Консистории О Представлении Причетников Ишимского Заказа Для Производства В Священики И Определении Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа На Место Запрещенного Священика Я.КУРТУКОВА

Рапорт Ишимского Духовного Правления О Растрате Священиком Успенской Церкви Становой Крепости ПОПОВЫМ Казенных Денег

Дело О Церковнослужителях Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа А.СИДОРОВЕ И В.МАРКОВСКОМ, Обвиняемых В Пьянстве.

Дело Об Избиении Женой Пономаря Становой Крепости Ишимского Заказа В.МАРКОВСКОЙ Сына Канонира Петропавловской Гарнизонной Артиллерийской Команды ТРЕТЬЯКОВА.

АВРАМОВ

Дело По Прошению Дьякона Церкви Во Имя Марии Магдалины Села Кривинского Курганского Ведомства ЯКОВА АВРАМОВА О Производстве Его В Священики И Определении В Успенскую Церковь Становой Крепости Ишимского Ведомства

Рапорт Ишимского Духовного Правления О Священике Становой Крепости Я.АВРАМОВЕ В Оскорблении Жены Священика Ф.РОДИОНОВОЙ

Дело О Нанесенной Обиде Священиком Крепости Становой Ишимского Ведомства ИАКОВЫМ АВРАМОВЫМ Вдове ТАТЬЯНЕ ЩЕПЕТКОВОЙ

ОДИНЦОВЫ

Дело По Доношению Омского Духовного Правления О Посвящении В Стихарь Сына Священика Становой Крепости НИКИТЫ ОДИНЦОВА, О Производстве Его В Пономари И Определении В Архангельскую Церковь Пресновской Крепости Омского Заказа.

Прошение Священика Николаевской Церкви Казацкой Слободы Ялутуровского Заказа Н.ОДИНЦОВА О Переводе Его В Успенскую Церковь Становой Крепости Омского Заказа

Дело По Прошению Священика Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа ИВАНА МАЛАХОВА О Разделе С Ним Жалования Священиком Той Же Церкви Никитой ОДИНЦОВЫМ.

Дело Про Промемории Генерал-Поручика Деколонга О Венчании Священиком Становой Крепости , Омского Заказа НИКИТОЙ ОДИНЦЕВЫМ Беглой ЕКАТКРИНЫ КОШКАРОВОЙ, Сестры Разночинца Города Верхотурья С АНДРЕЕМ ГУБАРЕВЫМ, Сыном Отставного Драгуна Этой Крепости (С Электронной Копией)

Дело По Доношению Священика Успенской Церкви Становой Крепости Омского Заказа НИКИТЫ ОДИНЦОВА О Выдаче Священо И Церковнослужителям Церкви Жалования За 1781 И 1782годы.

Дело Об Обложительстве, Строительстве И Освящении Богородицкой Церкви Становой Крепости Омского Заказа И Ильинской Церкви Лебяжей Крепости Того Же Заказа.

Прошение Священика Богородитской Церкви Становой Крепости Омского Заказа НИКИТЫ ОДИНЦОВА Об Определении В Эту Церковь Для Обучения Его Сына ВАСИЛИЯ ОДИНЦОВА.

Дело По Прошению Сына Священика С.ОДИНЦОВА О Производстве Его В Пономари В Успенскую Церковь Становой Крепости Омского Заказа

ДРУГИЕ

Дело По Прошению Дьячка Тобольской Городской Воскресенской Церкви А.КОРНИЛЬЕВА О Производстве Его В Дьяконы И Определению Его В Успенскую Церковь Становой Крепости Ишимского Ведомства

Дело О Взыскании Долговых Денег С Дьякона Крепости Становской Ишимского Ведомства КОРНИЛЬЕВА ......В Пользу Цехового Никитина

Дело О Разводе Священика Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Заказа Я.ШМОТИНА С Женой.

Дело По Рапорту Ишимского Духовного Правления О Жене Отставного Драгуна Становой Крепости ПАРАСКОВЬЕ ШМАКОВОЙ Называющей Себя ПРОРОЧИЦЕЙ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ХЛОПОТЫ

Дело По Прошении Находящегося В Причетнической Должности В Успенской Церкви Крепости Становой Ишимского Ведомства КОНСТАНТИНА БАРДАКОВА О Посвящении Его В Стихарь

Доношение Ишимского Духовного Правления О Переводе Дьячка Успенской Церкви Крепости Становой Ишимского Ведомства К.БАРДАКОВА В Село Петуховское.

Дело По Прошению Ученика Ишимского Духовного Уездного Училища ВАСИЛИЯ ИКОНИКОВА Об Определении Его В Успенскую Церковь Становой Крепости Ишимского Ведомства Дьячком

Дело По Прошению Пономаря Успенской Церкви Становой Крепости Ишимского Ведомства ВАСИЛИЯ ИКОНИКОВА О Посвящении Его В Стихарь.

Дело О Переводе Священика Богословской Церкви Села Густавского И. БИРЮКОВА В Успенскую Церковь Становой Станицы Петропавловского Ведомства

Дело О Выборе Церковных Старост Успенской Церкви Становой Крепости И Троицкой Церкви С.Ларихинского Ишимского Ведомства

Указ Тобольской Консистории И Доношение Ишимского Духовного Правления О Выдаче Священно И Церковнослужителям Петропавловской, Лебяжей, Становой И Полуденной Крепостей Жалования.

Дело По Доношению Ишимского Духовного Правления О Доставлении Правлению Удержанного Омским Протопопом МИЛОВАНОВЫМ У Священо И Церковнослужителей Успенской Церкви Крепости Становой Ишимского Заказа Жалования

Рапорт Ишимского Духовного Правления О Разрешении Ремонта Успенской Церкви Становой Крепости

Дело По Доношению Ишимского Духовного Правления О Разрешении Ремонта Пола В Успенской Церкви Становой Крепости

Дело По Доношению Ишимского Духовного Правления О Ремонте Успенской Церкви Становой Крепости И О Заложении Придельной Христорождественской Церкви

Дело По Доношению Ишимского Духовного Правления Об Освящении Придельной Церкви Рождества Христова В Становой Крепости

Дело По Прошению Ученика Тобольского Духовного Уездного Училища А.КУРБАКОВСКОГО Об Определении Его В Христорождественскую Церковь Становой Крепости Ишимского Ведомства Дьячком (С Электронной Копией)
Последнее редактирование: 30 мая 2014 11:52 от Нечай.
Спасибо сказали: evstik, Redut, 1960, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 фев 2015 12:54 #26811 от GRANTa
отправьте пожалуйста мне свой е-майл, я отправлю несколько фото Становой, выложить на форум не получается
Спасибо сказали: Нечай, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
02 фев 2015 12:58 #26812 от Нечай
Александр Иванович! Спасибо большое!:)

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: GRANTa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 фев 2015 16:34 #26990 от Сильвестр

Lyubchinova пишет: На современных снимках, сделанных из космоса (карты Яндекс и Гугль) хорошо виден старый земляной вал, который окружал крепость Становую, расположенную севернее озера Станового



А вот на этих фрагментах карты я попыталась показать, где располагался редут Скопин, и как теперь выглядит старый земляной вал на снимках из космоса, где ранее был редут Скопин

Это изображения скрыто для гостей.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы увидеть его.


Да все верно Уважаемая Lyubchinova ! только р.Гагарей находится не в линию между укреплениями .Он намного южнее км 8-9 ,линия выдается клином .
Спасибо сказали: Калдаманец, Нечай, Redut

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 фев 2015 12:42 #27205 от Нечай
Еще интересный материал от Александра Ивановича Андреева. Спасибо!

ПОСЕЛОК СТАНОВСКОЙ И ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД 1900 год



Добавлю: поселок Сенскорский, отмеченный в тексте - это Сенжарский. Даже тогда писали неправильно.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: sibirec, Калдаманец, GRANTa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 окт 2015 15:26 - 21 дек 2015 08:16 #31776 от Калдаманец
1888 год

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 21 дек 2015 08:16 от Patriot.
Спасибо сказали: sibirec, Нечай, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 окт 2015 19:43 - 14 окт 2015 19:53 #31816 от Калдаманец
1911


Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 14 окт 2015 19:53 от bgleo.
Спасибо сказали: sibirec, Нечай, Олег2070

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
30 окт 2015 13:25 #32055 от Нечай

Нечай пишет:
На 1879г в Становском: дворов 132, населения казачьего: муж пола 334, женск.пола 339
Населения других сословий: муж.пола 3, жен.пола 5
Посевов: пшеницы 81, ржи 46, овса 65
Скота: лошадей 290, крупнорогатого 410, мелкого 620
В поселениях Становской станицы мельниц 15


В 1999 году население села составляло 313 человек (151 мужчин и 162 женщин).
По данным переписи 2009 года, в селе проживало 196 человек (102 мужчин и 94 женщин).

Печальная статистика! :(
Спасибо сказали: bgleo, sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 дек 2015 10:56 #32805 от Нечай
Александр Иванович Андреев "Алекс555" разыскал такой материал в электронном архиве Тобольска

"Клировые Ведомости Церквей г.Ишима и Ишимского уезда, г.Петропавловска и Петропавловского уезда":
И 156, Оп. 19, Д. 83


Огромная благодарность!

Прим: Годы службы Священника не совсем совпадают. Выписывала с фото (возможно только кусочками). У меня пока дела открываются плохо,поправлю, как только смогу.

ТОБОЛЬСКОЙ ИЕПАРХИИ СТАНИЦЫ СТАНОВОЙ БОГОРОДИЦЕ УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
1875 ГОД
[/b]

Церковь окончена постройкой в 1844 году тщанием приходским по плану, утвержденному в 1841 г Ноября 5 дня. Планы и фасады на церковь есть и хранятся в целости!

Зданием деревянная на каменном фундаменте с таковой же колокольнею, обнесена кругом деревянною оградою, крепка!

Церковь разделили на холодную и теплую, престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Успения Пресвятые Богородицы, в предельной теплой во имя Рождества Христова.

Утварью достаточна.

Причта издавна, по штату положено один священик и два причастника, но состав причта изменен в 1874 году и положено Священник и псаломщик, налицо состоят. Священик Иоанн Бирюков и Дьячек Николай Смирнов.

Земли при той церкви пахотной и покосной отведено в 1863 году на один штат 99 десятин, но по распоряжению Войскового Управления вместо 99 десятин отведено 300 десятин в 1874 году, плана и межевой* книги на эту землю не получено, потому Священо – Церковно – Служители оной не пользуются.

Для Священо – Церковно – Служителей от общества выстроен дом деревянный на земле, в котором живет священник, а для причетника еще не выстроен.

На содержание причта отпущается жалование от Ишимского Окружного Уездного Казначейства с 1823 года Февраля 17 дня. Именно: Священнику 50 руб. 50 коп., дьячку 16 руб. 80 коп., сверх сего так же отпущается прибавочного жалования из Войсковых сумм: Священнику 87 руб. 60 коп., дьячку 101 руб. 82 и ¾ коп. Содержание причта очень скудное.

Капиталов при сей церкви никаких не имеется.

Церковных зданий, принадлежащих сей церкви нет.

Разстоянием сия церковь от Консистории в 575 верст и от местного Благочинного в 56 верст.**

Ближайшая к сей церкви: село Беловская Христорождественская в 30 верстах, село Петуховская Богоявленская в 40 верст и станица Вознесенская в 35 верстах.

Приписной и домовой церкви в сем приходе нет.

Молитвенных домов в сем приходе два, а именно: в выселке Сенжарском во имя Казанской Божьей Матери, и в выселке Дубровном во имя Покрова Пресвятые Богородицы , отстоящих:
1-й от приходской церкви в 35 верстах, 2-й в 14 верстах. Доходы от этих домов поступают в пользу приходской церкви.

Летопись церковная с 1846 года хранится в целости!

Опись церковному имуществу есть , выдана в 1865 году за шнуром и печатью бывшего Петропавловского Духовного правления и скрепою присутствующего Священика Алексея Кайдалова.

Библиотека при церкви и круг Богослужебных книг есть и хранятся в целости!

Духовная роспись 1803 года хранится в целости!

Метрические книги с 1803 года хранятся в целости!

Приходно – расходные книги о суммах свечной и церковной выданы за шнуром и печатью Тобольской Духовной Консистории:
1-я в 1870 - м , а 2-я в 1872 - м годах. Хранятся в целости!

Обыскная книга выданная за шнуром и печатью Тобольской Духовной Консистории в 1872 году хранится в целости, в ней писаных 30 листов и неписаных 10.

СВЯЩЕННИК:

Иоанн Федоров Бирюков, дьяческий сын – 44 лет.

По исключении из нисшего Отделения Табольской Духовной Семинарии был определен к Градо – Ялуторовской Соборной Сретенской Церкви Дьячком и того же года Августа 22 дня 1849 года Георгием Архиепископом Тобольским и Сибирским посвящен в стихарь .

В 1855 году по Указу Тобольской Духовной Консистории переведен к Градо – Петропавловской Покровской Церкви Дьячком же и того же года по Резолюции Его Высокопреосвященства Евлампия Архиепископа Тобольского и Сибирского в Петропавловское Приходское Училище учителем нотного пения –1 Августа 1866 г.

Как знает чтение, пение, катехизис:
По должности во всем исправен.

Какого поведения :
Очень хорошего.

Кому в каком родстве:
Ни с кем не в родстве.

За что был судим и чем штрафован, состоит ли под следствием или судом:
Судим не был.

Когда и в каком чине произведен:

Преосвященным его Евлампием рукоположением в Дьяконы и определен к Градо – Петропавловской Церкви на Дьяческую должность – 1857 году Октября 1 дня.

Преосвященным Феогностом Епископом Тобольским и Сибирским переведен в село Юдино, Николаевской церкви, Омского ведомства на штатное Дьяконовское место – 1859 г.

По резолюции того же преосвященного определен в Юдинское приходское Училище Учителем – 1862 г Октября 21 дня.

Высокопреосвященным Феогностом Архиепископом Тобольским и Сибирским рукоположен в Священники в село Густафовское Омского ведомства.

Дьячком Иоано Богословской церкви по Резолюции его Высокопреосвященства Варлама Архиепископа Тобольского и Сибирского – 1864 года, Апреля 9 числа.
Переведен на настоящее место вследствие Резолюции Высокопреосвящейнейшаго Варлама, прописанный в Указе Тобольской Духовной Консистории - 1868 года Мая 31 дня.
Объявлено святейшеское благословения за ведение церковных документов и благоусмотрение чистоты в Храме. Граммоты и переводные Указы имеет .

В семействе у него:
Жена Мария Андреева – 43 лет
Дочь их Александра - 7 лет


ДЬЯЧЕК:


Николай Иоанов Смирнов, дьяческий сын - 39 лет.

Читает, поет и устав знает хорошо, катехизис знает порядочно.

Поведения скромного, хорошего. Ни с кем не в родстве.

По указу Тобольской Духовной Консистории от 18 Июня 1871 года за №7804, за винопитие и дерзость против местного священника был послан в Тюменский монастырь на 2 месяца на послушание со взысканием по делу прогонных денег.

По исключении из Высшаго Отделения Тобольской Духовного Училища, преосвященным Архиепископом Евлампием посвящен в Стихарь – 1852 г Марта 23 дня и определен пономарем в село Круглихинской Единоверческой церкви Ялуторовского округа.

Переведен пономарем в село Казаринской Петропавловской Церкви, Курганского ведомства – 1855 год Октября 23 дня.

Переименован в Дьячка по Указу Тобольской Духовной Консистории – 1870 г.

По прошению в предотвращении дальнейших столкновений с местным священником переведен к Станице Становской Богородице Успенской церкви - 1871 г Декабря 18 дня. Переводной Указ имеет.

Жена его Евдокия Михайлова – 39 лет
Дочь их Мария 10 лет.

В БОГОРОДИЦЕ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ:

СТАНИЦЫ СТАНОВСКОЙ

Духовных:

Дворов - 1
Мужчин - 2
Женщин – 4

Военных:

Дворов - 65
Мужчин - 261
Женщин – 276

ВЫСЕЛКА ДУБРОВНОГО:

Военных :

Дворов - 46
Мужчин - 187
Женщин – 173

В 14 верстах от церкви и препятствий в сообщении нет

ВЫСЕЛКА СЕНЖАРСКОГО:

Военных :

Дворов - 50
Мужчин - 201
Женщин – 223

В 35 верстах от церкви и препятствий в сообщении нет

Итого:

Домов и заимок: 162
Мужчин: 651
Женщин: 682

Священно – Церковно – Служители подписали:
Священник Бирюков
Дьячек Семенов

Аттестовал Благочинный Священник:
Иоанн Васильев

АИС Тобольска :
«Клировые ведомости церквей г. Ишима и Ишимского уезда, г. Петропавловска и Петропавловского уезда 1875 года»
Ф. И156, Оп.19, д.83, лл. 443 - 449



Примечания:

*Нет уверенности в правильности прочтения
**Или 66 верст – возможно, подправлено, трудно сказать точно.


Этот И.Ф.Бирюков был крестным отцом моего прадеда. Отсюда - отдельная личная благодарность Александру Ивановичу от меня.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Калдаманец, GRANTa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
30 янв 2016 03:03 - 30 янв 2016 03:10 #33441 от mamin
156-6-526 архив в г.Тобольске
Дело по сообщению Ишимского уездного суда об отправлении священника села Армизонского Георгия Арефьева
в Абалацкий монастырь за разрешение крестьянину Козме Сидорову погребения убитой им жены
В деле есть вложение - ведомость учиненных в Ишимском духовном правлении и неисполненных указах
в том числе
13 по сообщению Семиполатинского заказа Ямышевской крепости благочинного священника Антония Словцова при коем доставил отобранные у зборщиков здешнего заказа Становой крепости крестьянина Ивана Частухина и отставного солдата Григорья Лебедева две шнуровые книги и денег 35 со объявлением таковым, что оные зборщики по просрочке их отправлены от тамошнего плац-майора в Ишимский земский суд вступившему в силу 4 февраля 1803г
4 по рапорту Становой крепости Успенской церкви дьячка Алексея Сидорова о выказуемом на священников Куртукова и Попова и старосту церковного о церковной сумме подозрений вступившему 27 октября 1803г
5 по указу Тобольской духовной Консистории о посылке Становой крепости дьячка Сидорова и пономаря Марковского за пьянство и чинение дьячком забиячество в Абалацкий монастырь в труды первого на 3, а последнего на 1 месяц, вступившему 28.10.1803
6 по рапорту Становой крепости Успенской церкви диакона Василья Боинцова? с причетниками о разных выказуемых на священников Куртукова и Попова чинимых в пьянстве противозаконных и соблазнительных поступках, вступившему 18.11.1803

С уважением, Галина.
Последнее редактирование: 30 янв 2016 03:10 от mamin.
Спасибо сказали: Patriot, Нечай, GRANTa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 июнь 2016 15:55 #35197 от Нечай
В Северном Казахстане первые "советские имения" - совхозы были созданы на базе бывших крупных частных имений Гринева, Гамрина, братьев Кондратовых, Дьяченко.
Первую страницу в историю совхозного строительства в Северном Казахстане вписали совхозы "Кондратовский" (ныне Мамлютский племзавод и "Становской"), "Приишимский", "Шаховской", "Токушинский". В зависимости от основного направления деятельности они получили наименования племхоз, семхоз, живхоз. Вначале в губернии создано было несколько десятков таких хозяйств. Затем часть из них была реорганизована в колхозы, часть объединилась, и к 1925 г. остались только четыре вышеназванных совхоза.

Источник: ТРУСОВ В. НЭП. КРАТКАЯ ЭПОХА ПОДЪЕМА // СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: СТРАНИЦЫ ЛЕТОПИСИ РОДНОГО КРАЯ. - АЛМАТЫ,1993. - С.153-192
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, GRANTa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
20 янв 2017 10:54 #37310 от Нечай
СЕЛО СТАНОВСКОЕ
Акмолинской области, Петропавловского уезда, расположено при двух озерах: Становском и Убиенном. От епар. города в 300 вер.,от у. города и почт - телегр. конторы в г. Петропавловске в 65 вер., от благочинного – в 100 вер., ближ. жел. дор. ст. «Мамлютка» Сиб. жел. дор. – в 18 вер.,ближ. церковь в с. Михайловском – в 20 вер., и в пос. Сенжарском – в 31 вер. Церковь построена на средства прихожан в 1844 г. Престолов в ней два: в холодном приделе в честь Успения Божией Матери, и в теплом – в честь Рождества Христова. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, на каменном фундаменте, прочна и утварью достаточна. Кладбища имеются в поселках Становском и Дубрововском ( в 14 вер.). В храме есть чтимая икона св. великомуч. Пантелейимона, на поклонение которой приходят богомольцы из соседних селений. Капиталов церкви имеется по книжке сберегательной кассы 344 р. 35 коп. Угодий, приносящих доход церкви, нет. Приписная церковь имеется в пос. Дубровном в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Освящена 18 июля 1906 г. Богослужение в ней совершается в воскресные и праздничные дни по приглашению жителей поселка. Вновь строющихся церквей и часовен в приходе нет. Выделения поселков в самостоятельный приход не предполагается. Население прихода 573 д. м. п. и 592 д. ж. п. Из них в селе Становском 680 д. об. п. и в пос. Дубровском в 14 вер. 480 д. об. п. Прихожане – старожилы. Раскольников и сектантов нет. В селе проживают 20 семей татар. Среднее число за год крещений – 40, браков – 10, погребений – 35. Церковно – приход. попечительства, церк. – приход. школы, народных библиотек и чайных в приходе нет. В обоих поселках имеется по одной смешанной казачьей школе. Земли для причта отведено 300 дес. Плана и межевой книги на нее нет. Сенокосные участки удобны. Землею причт пользуется сам или сдает в аренду за 200 руб. в год. Дом для священника имеется со всеми надворными постройками. Для псаломщика дома нет. Он получает квартирного пособия от общества 36 руб в год; но этих денег бывает недостаточно для найма удобной квартиры. Дрова причт заготавливает на церковном участке. В продаже погон. саж. береза дров 5 руб. Жалования положено: священнику от казны 56 руб. 02 коп. и из войсковых сумм 87 руб 60 коп., псаломщику от казны 16 руб. 80 коп. и из войсковых сумм 101 руб. 02 коп. В пользу причта имеется непрер. – доходный билет вечного вклада в 100 руб. Братских доходов в год бывает до 150 руб. Отношение прихожан к содержанию храма и поддержанию в исправности причтовых домов – удовлетворительное. Крестные ходы по полям бывают. По окончании их некоторые прихожане приглашают служить молебны в домах. Пасхальное хождение со свят. иконами бывает во всех домах. В селе бывает «съезжий» праздник 27 июля.
Зажиточные из прихожан сеют пшеницы - 20 дес., овса – 8 дес., средние пшеницы – 8 дес. и овса – 4 дес., бедные пш. – 4 дес. и – 1 ½ дес овса. Молочное хозяйство развито. В обоих поселках имеются общественные маслодельные заводы. Овцеводство незначительно. Побочных занятий прихожане не имеют. Ярмарок в приходе нет. В селе имеются 2 молочных лавки. Озера не рыболовны. В ближайших к селу озерах вода негодня для питья. Население пользуется водою из озера, находящегося в 4х верстах от села. За медицинскою помощью прихожане обращаются в ст. Новорыбинскую и г. Петропавловск. Сообщение с г. Омском: на лошадях до ст. Мамлютка (18 вер.) и далее - до Омска – по жел. дор. билет III кл. – около 3 руб.
Причта по штату положена и налицо состоят: священник и псаломщик.

Составилъ, по порученiю 7-го Епархiального Съѣзда, священникъ села Новоселья, Тюкалинскаго уѣзда, Иоаннъ Голошубинъ. 1914 г.

Очень интересен момент - поселок Становской упорно называется Голошубиным "СЕЛО". С чем это может быть связано...
Спасибо сказали: Patriot, sibirec, Redut

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 июнь 2018 08:33 #40848 от Нечай
Ревизия Ишимского уезда 1795 года
Священнослужители, находящиеся при крепости Становой Успенской церкви:


Священник Никита Иванов Одинцов – 48 л – умер в 794 г
Жена его Ксения* Афанасьева – 47 – 60 – взята Ялуторовского уезда Верхсуерской слободы крестьянина Кянова/Кенова** дочь
У них дети, написанные в прежнюю ревизию:
Иван – 14 л – в 791 году выбыл по желанию его в военную службу
Дмитрий – 7 – в 793 году выбыл по Тобольскому наместничеству в при...*
Агафья – 15 – выдана в замужество (какого – то городу).....* за унтер – офицера Егора Великанова
Пулхерия* - 10 л – в 792 году выдана в замужество Сибирского полку за музыканта Михайла Дареванова***
(записи в колонках крайне мелкие, при увеличении все только расплывается)

Дьячек Василий Никитин Одинцов – 22 года
В 795 году определен в город Томск к Христорождественской церкви дьяконом и там объявлен будет.
У него жена Евдокия Федорова – 23 г – выбыла с мужем
У них дочь Валентина* - 1 г – выбыла с отцом.

Пономарь Стефан Федоров Куртуков* - 22 г
В 787 году произведен дьяконом Ишимского уезда в Боровое село к церкви Богородской где и объявлен будет
У него жена Анна Никитина – 17 л - выбыла с мужем

После последней перед сим ревизией к оной церкви к определением его Преосвященства на убылые места поступили:

Священник Филип Герасимов Родионов – 42 г – Курганского уезда Пресногорьковской крепости священника Герасима Родионова сын. В последнюю пред сим ревизию в сказках написан тут же в Пресногорьковской дьячком.
У него жена Дарья Иванова – 45 л – взята Курганского уезда Каминской слободы кр-на Чулымова / Кулымова* дочь
У них дети:
Дмитрий – 19 л – в 781 г определен сей же церкви* в штат* дъячком.
Михайло – 14 л – обучается в Тобольской семинарии
Наталья – 17 л
Дьячка Дмитрия жена, взятая после ревизии Фекла Васильева – 17 л – Становой крепости казачьего сотника Василия Евтина* дочь.

Пономарь Василий Никифоров Марковской – 20 л – в последнюю пред сим ревизию в сказках написан был Ишимского уезда в Ильинском селе при отце его пономаре Никифоре Марковском .
У него жена, взятатя после ревизии – Васса Корнильева – 16 л., той же Становой крепости солдата Корнилья Желнина* дочь
Спасибо сказали: Patriot, Redut

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
24 нояб 2018 18:53 - 27 июль 2019 09:44 #41706 от Нечай

Калдаманец пишет: 1911


На 1913 год станица Становская включала поселки:

пос. Становской
пос. Железинский, хутор Тарановский
пос. Богатинский, хутор Уткина
пос. Сенжарский, хутора: Воронова, Орлова, Фролова, Евтина, Морозовский, Белкина, №№25 и 27 войск.уч.
пос. Дубровинский, хутор Тарановский

Памятная книжка Андрес - Календарь 1913 года, стр. 171
Последнее редактирование: 27 июль 2019 09:44 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo, sibirec

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
05 янв 2019 09:33 - 05 янв 2019 20:34 #42045 от greilih
Нижеприведенная информация взята из статьи «ИСТОКИ» автора Е.Михайлиди (учителя истории Становской НСШ) общественно-политической газеты Мамлютского района «Знамя труда». Орфография и пунктуация сохранены.

Уважаемая редакция!
Хочу воспользоваться возможностью поделиться с читателями газеты «Знамя труда» драгоценными крупицами исторических сведений о моей малой родине – селе Становое. Я очень сильно люблю эту землю: березово-осиновые колки вокруг станицы, высокое небо над ней, спелые нивы пшеницы, озера с прозрачной водой - и поэтому хочу, чтобы люди, живущие сейчас в Становом, а большинство из них не коренные жители, узнали о появлении села, приобщились к многовековой истории, пережили бы чувство сопричастности, полюбили бы эту землю всем сердцем, всей душой, почувствовали гордость за то, что живут здесь.
Я не случайно назвала исторические сведения драгоценными крупицами, так как этот материал я взяла не в архиве, не прочитала его в книге, а собирала частичками, беседуя со старожилами. Многих уже нет в живых и я искренне рада, что успела расспросить и записать хоть то немногое, то мы должны передать нашим потомкам. Особую благодарность за предоставленные исторические сведения выражаю Раисе Леонидовне Андреевой.
В 1731 году земля Младшего жуза по воле хана Абулхаира вошли в состав Российского государства, дабы оградить степняков-кочевников от нашествия джунгар. Наместникам в Оренбурге повелевали создать заградительную линию для сохранения вновь приобретенных земель. Создавались фортификационные отряды из охочих и служивых людей-драгунов.
Летом 1752 года такой отряд двигался по лесостепной стороне Северного Казахстана, создавая заградительные крепости – станы вдоль так называемой «Горькой линии», которая протянулась на 550 верст по линии горьких и пресных озер. На этой линии между двумя озерами – Становое и Убиенное – на возвышенности в августе 31 числа была заложена крепость Становая.
Крепость выглядела внушительно – по периметру квадрата 40 на 40 сажен возведена оборонительная стена, соединявшая 4 бастиона со сторожевыми вышками, со всех сторон обнесенная глубокими рвами – валами до 10 метров глубиной, заполненных водой. Две дороги вели в стан – с востока и запада. В крепости были построены казармы для солдат, церквушка для проведения православных обрядов, дом для командира гарнизона, писаря, священника.
Деревянные части укреплений не сохранились. Значительно оплывшие от времени земляной вал и ров ограничивают ровное пространство восьмиконечной формы и передают основные черты типичной крепости 18 века. Валы имели хороший вид до 1929 года. О том, что крепость основали драгуны, свидетельствует название озера на западе от Станового – Драгункино. С 1758 года на линию в стан направляются донские и уральские казаки по 1000 человек сроком на два года. Временно командированные не могли создать постоянно живущих семей. С 1759 года стали поселять ссыльных женщин для естественного прироста населения. С 1763 года перестали командировать казаков и начали зачислять в казачество разночинных людей, которые здесь осели и завели семьи. Мало сохранилось сведений о тех далеких временах и о людях, что стали родоначальниками нашего села. Знаем мы только, что были они казаками.
Казачество – красивый, вольнолюбивый, трудолюбивый, гордый, и в то же время добрый, славящийся своими воинскими подвигами и верностью государю и Отечеству народ. Казаки становской крепости верой и правдой служили царю и Отечеству в четвертом казачьем полку. И где только не довелось им воевать на протяжении веков: с Турцией за Трапезунд и Эрзурум, с французами – за Дарданеллу, в русско-японской стояли под Харбином, Порт-Артуром, гибли под Мукденом, в первой мировой мокли в Галиции и Герцеговине, стояли в Востоной Пруссии.
Крепость быстро заселялась, ей стали тесны крепостные валы, и на северо-востоке стали строить дома, избушки. Вновь поселившиеся входили в состав Сибирского казачества «Горькой линии». Условия поселенцам для жизни были выгодные. На каждого мужчину – взрослого и родившегося – казака давался надел 30 десятин угодий. Земельных угодий у Становской станицы было огромное количество. Это земли современных поселений: Воскресеновка, Афонькино, Пробуждение, а также снесенных с лица земли – Серебряки, Дмитриевка.
К началу 19 века станица была хорошо благоустроена, со множеством деревянных домов, крытых жестью и тесом, с прямыми улицами и переулками. В одном порядке иди квартале было всего два дома. По углам квартала, как с солнечной, так и с подсолнечной стороны, возводились обширные скотные дворы, загоны и крытые ограды обязательно с тесовыми воротами.
Первые 150 лет казаки станицы землепашеством не занимались, кроме посева овса. Молодые казаки ходили в грабительские набеги в Хиву, Бухару, Самарканд, Коканд. Пожилые и женщины разводили скот – комолых коров казахской породы, которые мало давали молока, но зато хорошо выносили тебеневку, овец, лошадей и домашнюю птицу. Беднейшие семьи ловили рыбу в озерах и гребли соль. До советской власти соль ценилась очень дорого. В урожайные годы за дин пуд соли давали 7 пудов пшеницы.
К началу 20 века в станице сложилось резкое расслоение казачества на зажиточных и бедных. Среди первых поселенцев выдвигаются семьи: Евтины, Елпашевы, Елисеевы, Батарышкины, Шмаков, Шайтанов, Тарасовы, Силивановы, Шишовы, Любимские, Хомяковы. Из среднего достатка казаки: Андреевы, Кашкаровы, Гавриловы, Сухановы, Азеговы, Карабашевы, Мельниковы, Мартяшевы, Черемисовы, Холкины, Чернухины, Масловы, Симаковы, Тарлышевы.
Первые казаки женились на выкраденных казашках или привезенных из походов женщинах, или брали невест из станиц Дуровное, Сенжарка. В начале 80-х годов 18 века от притеснений из центральной России в Казахстана бежали крестьяне. Они селились параллельно станицам, но условия жизни для них были много тяжелее, нежели ранее обосновавшихся. Только кормилец получал надел три десятины. Предприимчивые крестьяне и казаки быстро нашли общую выгоду. Богатые казаки стали сдавать землю в аренду крестьянам – исполу. После китайской войны 1902 года земледелие в станице начинает развиваться стремительно, так как вернувшиеся из Китая казаки начали понимать какое огромное богатство они имеют. Распахивается целина, появляются заимки, так как пашни находились на расстоянии 7-15 км от станицы.
Весь 19 век и до революции казначеями станицы были Шмаковы. В 1753 году томские купцы Потанин, Шмаков, Постников прибыли на жительство в Сибирское казачество «Горькой линии». Постников развернул торговлю вином в Петропавловске, Шмаков обосновался в Становой и занялся скотоводством, Потанин – в Дубровном, а позднее – в Пресновке.
Ямщину гоняли (как тогда говорили) Чернухины. Их резвые тройки достигали Кургана. В станице был пункт приема молока для курганских маслозаводов. Всю розничную торговлю вела семья Елисеевых, наряду с торговлей они закупали по станицам скот живьем, а затем оптом продавали на ярмарке в Петропавловске.
Со временем в станицу переселилось много татар, они-то и образовали татарский край, что располагался в восточной части деревни. Сюникаевы, Яфаровы, Аитовы вели меновую торговлю с казаками и для удобства жизни (дабы находиться под защитой) селились на окраине станицы – в слободке.
Шло время, множилось население, росла и ширилась казачья станица, и к началу 20 века она представляла собой довольно большую деревню из 6 протяженных с запада на восток улиц. В деревне были две мельницы, церковь, множество складов. В казачьем краю богатые казаки отстроили большие и красивые дома, а зажиточный казак Елпашов возвел двухэтажный особняк. В 1908 году Становая со слободкой уже насчитывала 200 дворов. Но в это время становчан постиг страшный удар судьбы, чудовищное по своим последствиям бедствие.
Была Троица, все население станицы находилось в храме на праздничном богослужении. И вдруг истошные вопли и крики «Пожар», «Станица горит» - огласили высокие церковные своды. Станица загорелась в нескольких местах одновременно, как потом выяснилось – это был специально организованный поджог.
Люди кинулись тушить соседние с храмом дома, а в это время их собственные дома и постройки сгорали до тла. Очевидца этих событий Мария Варламовна Шишова рассказала: «Вода в озере Убиенном от жара стала горячей. К берегу озера люди сносили свои уцелевшие от пожара пожитки…»
Причина пожара такова: два дружка – Симаков и Маслов закрутили любовь с замужней женщиной. Однажды Иван Симонович Карабашев (муж) застал их в собственном доме. Все закончилось трагично. Симаков и Маслов убили Ивана Симоновича и вывезли его тело в коробе в назьмы. Их арестовали, а за содеянное им грозила каторга. Мать Маслова наняла адвоката и тот посоветовал, что спасти от каторги может только несчастный случай (неурожай или пожар). Данным советом она и воспользовалась. Наняли людей, которые посыпали крыши домов фосфором и подожгли.
Погорельцы, справившись с бедой, стали заново отстраиваться. Помогло земство, но постройки были уже беднее. От пожара уцелело всего дворов десять. До пожара детей учили в церковно-приходской школе – в основном священники. Обучали письму, арифметике и закону Божьему. После пожара 108 года на площади перед храмом на средства общества была выстроена начальная школа. Первой учительницей здесь стала Вера Андреевна Пуртова, окончившая бестужевские курсы. Жила она при школе, получала 12 рублей от земства и 3 рубля из казны станицы. С 1913 года ее заменила младшая сестра Мария Андреевна, правда, не надолго – в 1919 году уехала с белой армией. Обосновалась в Петропавловске, где работала до старости в школе имени горького.
Ежегодно 9 августа станица Становая отмечала с большим размахом престольный храмовый праздник святого целителя Пантелеймона. Накануне в станицу съезжались, приходили пешими из всех окрестных деревень прихожане. И всем гостеприимные станичники были искренне рады, предоставляли кров, старались угостить праздничными вкусными кушаньями, которые готовились загодя. Всех пришедших разместить в домах не удавалось и для них скашивали свежего сена, расстилали во дворах амбарах, где устраивали на ночлег.
В это время в станице целых три дня гремела ярмарка, что было очень удобно, народ мог не только славить Пантелеймона, но и выгодно продать или купить скот.
Минул еще один век после описанных мной событий. Очень многое изменилось в нашей станице. Одно поколение сменяется другим, растут дети – продолжатели династий. На сегодняшний день в Становом живут всего два потомка настоящих коренных становчан (основателей крепости) – это Кашкаров П.П. и Суханов А.А. Многие факты, события, люди преданы забвению… И только седые, оплывшие от времени крепостные валы, хранители истории, помнят все.

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 05 янв 2019 20:34 от Patriot.
Спасибо сказали: Patriot, sibirec, Нечай, GVB, Полуденная, sam69

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.