Казаки

Больше
18 июнь 2019 06:53 #43056 от Нечай

Yesaul пишет:
"Войсковые обыватели" – так числись бывшие слободские казаки.

"В 1849-1851 гг. образовалась Вознесенская станица из трех поселков, из выходцев хохлов, харьковских и полтавских, и 15 поселков в Кокчетаве, из выходцев Воронежской, Самарской, Оренбургской и Саратовской губерний, в числе 7000 душ обоего пола" ( Остафьев В. А. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска (Доклад В. А. Остафьева, читанный в заседании III Отделения И. В. Э. Общества 4-го октября 1897 г.). – СПб.: [1897]. С. 28).

Харьковские и полтавские, отсюда и фамилии.


Интересная трактовка получается.

Суть вопроса здесь даже не в том кто такие войсковые обыватели, а: откуда и когда появились они в Сибири. Точных данных пока нет.

С датами у Остафьева В.А. тоже выходит странно. В Кокчетав (кстати, не только в Кокчетав, но и в Атбасар) переселенцев действительно прислали в 1849 - 1851 году. И это у нас здесь хорошо освещено со всей историей, списками фамилий и количественным составом семей прибывших.

А вот Боголюбовцы, Надежденцы, Вознесенцы, как Вы сами видите, уже фигурируют здесь в 1834 году, то есть за 15 - 17 лет ДО присылки людей в залинейные округа. И когда конкретно, по какому указу они прибыли - это совершенно нигде не освещено.

Более того интересно, что поселили их южнее линии еще ДО колонизации степных районов (округа открыты, но еще не заселены, там пока только заграничные казачьи отряды служат), еще до создания залинейного полка (11 лет до того как), в разгар мятежника Саржана Касымова.
К войску их также причислили еще ДО присылки переселенцев 1849 - 1851 годов, конкретно в 1845 г - т.е. для пополнения состава войска взамен убывшего в залинейный округ войскового населения (шестисотенный полк №2).
До причисления к войску эти НП являлись деревнями Ишимского уезда Тобольской губернии.
Состав причисленных к войску душ м.п.:
Дер. Большевознесенская - 230 чел
Дер. Боголюбова - 425 чел
Дер. Надежная - 377 чел

Отсюда к докладу Остафьева В. А. доверия совершенно не возникло, поскольку там все данные странно перемешаны в одну кучу. И численные данные какие - то сомнительные. И Воронежцы по документам 1849 - 1851 гг вроде нигде не отмечены. Оренбургская, Саратовская и Харьковская губернии отмечены, Воронежцы как бы нет. И численность вроде у нас значилась как 3600 душ, а не 7000 (но тут надо проверить учтены ли данные обоего пола или м.п. только)

Архив документа - это Тюмень. Реквизиты старые, ничем не помогут: И18 - 1 - 81

№29 - Пантон Акимов Грабарь - 28 лет (по прежней ревизии), умер в 1828 году.
Пантона жена Ксения - 45 лет
Пантона сын Марко - новорожденный - 16 лет
Пантона дочери: Марья - 12 лет, Анна - 10 лет
Пантона брат Иван - 19 л - 27 лет
Ивана жена Марина - 35 лет
Ивана дочь Авдотья - 5 лет

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, bgleo

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
21 июнь 2019 21:55 #43071 от Yesaul

Нечай пишет: Суть вопроса здесь даже не в том кто такие войсковые обыватели, а: откуда и когда появились они в Сибири. Точных данных пока нет.

С датами у Остафьева В.А. тоже выходит странно. В Кокчетав (кстати, не только в Кокчетав, но и в Атбасар) переселенцев действительно прислали в 1849 - 1851 году. И это у нас здесь хорошо освещено со всей историей, списками фамилий и количественным составом семей прибывших.

А вот Боголюбовцы, Надежденцы, Вознесенцы, как Вы сами видите, уже фигурируют здесь в 1834 году, то есть за 15 - 17 лет ДО присылки людей в залинейные округа. И когда конкретно, по какому указу они прибыли - это совершенно нигде не освещено.

Более того интересно, что поселили их южнее линии еще ДО колонизации степных районов (округа открыты, но еще не заселены, там пока только заграничные казачьи отряды служат), еще до создания залинейного полка (11 лет до того как), в разгар мятежника Саржана Касымова.
К войску их также причислили еще ДО присылки переселенцев 1849 - 1851 годов, конкретно в 1845 г - т.е. для пополнения состава войска взамен убывшего в залинейный округ войскового населения (шестисотенный полк №2).
До причисления к войску эти НП являлись деревнями Ишимского уезда Тобольской губернии.
Состав причисленных к войску душ м.п.:
Дер. Большевознесенская - 230 чел
Дер. Боголюбова - 425 чел
Дер. Надежная - 377 чел

Отсюда к докладу Остафьева В. А. доверия совершенно не возникло, поскольку там все данные странно перемешаны в одну кучу. И численные данные какие - то сомнительные. И Воронежцы по документам 1849 - 1851 гг вроде нигде не отмечены. Оренбургская, Саратовская и Харьковская губернии отмечены, Воронежцы как бы нет. И численность вроде у нас значилась как 3600 душ, а не 7000 (но тут надо проверить учтены ли данные обоего пола или м.п. только)

Архив документа - это Тюмень. Реквизиты старые, ничем не помогут: И18 - 1 - 81

№29 - Пантон Акимов Грабарь - 28 лет (по прежней ревизии), умер в 1828 году.
Пантона жена Ксения - 45 лет
Пантона сын Марко - новорожденный - 16 лет
Пантона дочери: Марья - 12 лет, Анна - 10 лет
Пантона брат Иван - 19 л - 27 лет
Ивана жена Марина - 35 лет
Ивана дочь Авдотья - 5 лет


Откуда и когда появились они в Сибири – неизвестно. И я о том же. Остафьева, мне кажется, надо прочитывать буквально, то есть ровно то, что написано. Написано, что в таких годах образована Вознесенская станица на базе таких-то посёлков. Станица Вознесенская, как военно-административная единица, и в самом деле была образована в эти годы. Когда и каким образом появились сами эти посёлки – автор не говорит.

Коль скоро в ревизию 1834 года некоторые крестьяне значатся как состоявшие по последней (то есть предыдущей) ревизии – наши вознесенцы имелись на месте уже в 1816 году (или когда там прошла VII ревизия), то есть очень сильно задолго до всего. И сильно снаружи линии. Вот что действительно загадочно.

Знаете, что тут может быть? "Самоходчики". Самовольные переселенцы. Было такое. Село Явленка там неподалёку слышали? Пришли самоходом, обосновались. Ни в каких ревизиях и документах село не числилось много лет. А потом вдруг как-то было обнаружено властями, явлено. Отсюда и название. С Вознесенкой могло быть то же самое.

А нет ли у вас скана, который вы любезно поместили, в более высоком разрешении? А то не читается совсем.

Если я какие вещи спрашиваю, общеизвестные на этом форуме, не пеняйте: я ведь здесь человек новый.
Спасибо сказали: Patriot, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 июнь 2019 07:50 - 22 июнь 2019 07:59 #43072 от Нечай
Все может быть. Без наличия основных документов о переселении теорий может быть много.
Но увы, это (надеюсь, что "пока") только теории.

Однако сомнительно самовольное поселение в количестве 4-х поселков, тем более военно - поселенцев, которые должны были состоять где - то на учете военного ведомства. Самовольно селились изначально лишь несколько человек, большинством из Сибирских же крестьян. А население из Европейской части было почти сплошь присланным или ссыльным, и поселенным на специально отведенных участках.Тем более, что население данных поселков всегда отличалось высокой численностью, проникнуть на эту территорию незамеченными они бы не смогли..

Ревизия 1816 года напрашивается сама собою по отметкам возраста. Если только они прибыли с паспортами и отметкой возрастов "по прежней ревизии", впрочем, это ооочень сомнительно, скорее всего уже находились на месте на период переписи 1816 года. Но все же этот год не может являться точной датой поселения. И не говорит о причине образования поселков: являлись ли они военно - поселенцами с целью укрепления прилинейных районов и колонизации земель или же ссыльно - поселенцами как провинившиеся. (по примеру Запорожских казаков, сосланных во второй половине 18 века)

С Явленкой опять же лучше не сравнивать, по причине того, что Вознесенка, Боголюбово, Надежка, Архангельское поселения находились на Войсковой территории, Явленка - за ее границами. В Явленке население было смешанным: старожилы и Столыпинские колонисты. Там земли были государственными, Войсковая же территория принадлежала войску и относилась к ведению Войскового хозяйственного правления, т.ч. контроль за землями и их использованием в пользу войсковой казны вряд ли позволил бы "произвольное" поселение. До того, эта территория относилась к "полосе отчуждения" - десятиверстной полосе, на которой не только селиться, но и выходить на нее для охоты и рыбалки строго воспрещалось. Пара - другая отчаянных крестьян могли проникнуть самовольно, но большое население из 4-х деревень, вряд ли.

Как правило, с образованием новой линии, вдоль границы основывались деревни - военные поселения для отставных солдат и драгун, ямские ямы (т.к. они относились к военному ведомству), образованные из них в 18 веке деревни уже в 1845 - 1846 г были причислены к Войсковому сословию, наряду с Вознесенцами, Боголюбовцами...и т.д.

Все говорит в пользу того, что население поселков появилось там по государственному плану или указу. Но как и когда - это уже вопрос, требующий дальнейшей архивной работы. Будем надеяться, что найдутся новые данные. А вот к войсковым станицам и поселкам их все же причислили в 1846 году, а не в 1849 - 1851, как сообщает нам Остафьев. (Не стоило менять текст Вашего сообщения, лучше было бы добавить про станицу Вознесенскую отдельно. Для полной информации). Наименование станиц и выселков им было дано сразу (как и переселенческим НП в залинейных округах), поскольку они не являлись ни крепостями, ни редутами, как линейные укрепления, которые переименовали в станицы и выселки лишь в 1856 году. Другое дело, что в станичном обществе поселки со станичным правлением постоянно менялись в разные годы. Одно время и наши поселки, сами некогда станицы, были причислены к Вознесенскому станичному правлению, затем переведены в Новорыбинское станичное правление.

Для доказательства причисления их к войску у нас на сайте имеется документ, еще давно любезно предложенный (если не ошибаюсь, прошу прощения если ошибаюсь) Петром Михайловичем "Патриотом". На случай если в новом варианте сайта его сообщение отсутствует, а кому - нибудь да пригодится, то прилагаю здесь:



По поводу разрешения кадра д. Вознесенской... Разрешение кадра прекрасное, но я заметила, что выставляя их здесь, их разрешение ухудшается. Напишите мне Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и я вышлю Вам оригинальную копию через почту.

Это сообщение содержит прикрепленные файлы.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 22 июнь 2019 07:59 от Нечай.
Спасибо сказали: bgleo

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 июнь 2019 13:08 #43073 от Yesaul

Нечай пишет: Все может быть. Без наличия основных документов о переселении теорий может быть много.
Но увы, это (надеюсь, что "пока") только теории.


Безусловно. Надо смотреть в Омске фонды Сибирского генерал-губернатора и Главного управления Западной Сибири. Там всё и должно быть. Можно и с другого конца, с РГВИА. Но у меня такой возможности нет чисто по времени.

Нечай пишет: (Не стоило менять текст Вашего сообщения, лучше было бы добавить про станицу Вознесенскую отдельно. Для полной информации).


Я, кажется, ничего не менял.

Нечай пишет: По поводу разрешения кадра д. Вознесенской... Разрешение кадра прекрасное, но я заметила, что выставляя их здесь, их разрешение ухудшается. Напишите мне Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и я вышлю Вам оригинальную копию через почту.


Да, он их уменьшает до 800 точек максимум. Написал на почту. Спасибо.

P. S. У меня почему-то не приходят оповещения о новых ответах в теме. Настройке вроде все выставлены...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 июнь 2019 13:29 #43074 от Нечай

Yesaul пишет:
Я, кажется, ничего не менял.

P. S. У меня почему-то не приходят оповещения о новых ответах в теме. Настройке вроде все выставлены...


Прошу прощения, это я не туда глянула.

Оповещения давно никому не приходят, не обращайте внимания. Просто забегайте сюда время от времени для проверки.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 июнь 2019 20:39 #43092 от Yesaul

Татиана пишет: 1918год
Атаман станицы Вознесенской -Николай Дмитриевич Желецкий
Помощник –вахмистр Петр Федорович Грабаров
Атаман станицы Надёждинской - Михаил Агеевич Волобуев
Атаман станицы Боголюбовской - Василий Самуилович Звягин

Список казаков Боголюбовской:
….
Всех- 350 человек


Уважаемая Татиана! Коллеги! Откуда взят этот список, сообщите, пожалуйста!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.