Жизнедеятельность сибирского казачества базируется на его традиционной материальной культуре. Учитывая известную условность деления культуры на материальную и духовную, можно сказать, что материальная   культура  -  это          сложившийся           на  определенных естественных и исторических основаниях способ развития сущностных сил человека, его физических способностей и дарований, ставших его неорганическим телом (1, с.З). Практическое выражение материальная культура народа находит в технологии возведения жилищ и других построек, в орудиях труда и видах военного снаряжения, в способах трудовой деятельности, характере бытового уклада, специфике питания, одежды и т.д.

Длившаяся около четырех столетий (с конца XVII века и по 50-е годы XX века) миграция людей из центральной части Российского государства в Сибирь привела к беспримерному росту Сибирского населения. Только за 1796 -1916 гг. число жителей Сибири увеличилось с 1,2 до 10,7 млн. человек (2, с. 155), а после 1917 года (к концу 1950-х) по сравнению с дореволюционным периодом — примерно в три раза (3, с.338).

Основную часть жителей юга и запада Сибири составляют русские, украинцы и белорусы (примерно 90%), а аборигены Сибири (около 4%, всего населения) населяют огромное пространство тайги и тундры (Там же), до сих пор сохраняя свой специфический жизненный уклад. Такая многонациональная общность людей привела к появлению своеобразного культурно-этнического конгломерата (4, с.20), создав особый тип людской популяции - тип современного сибиряка, сочетающего в себе черты различных этносов Сибири. Однако, сибирское казачество, насчитывавшее к 1916 году 172 тыс. человек, что составляло 41% сибирского населения (всего в Российской империи 4,4 млн.) (5, с.470) (см. прил. № 1), до конца 10-х годов XX века, со времени упразднения казачества как сословия, обладало своей особенной материальной культурой, причем активной, подвергшейся ассимиляции лишь в незначительной степени. Вступавшие в казачество новобранцы в значительной степени перенимали нравы и обычаи исконных казаков, понемногу отходя от своих национальных традиций. С конца 1980-х годов - начала возрождения казачества в Российской Федерации — восстанавливаются обычаи, культура и быт казаков, появляются казачьи организации (в том числе и в Сибири, например в Омской, Кемеровской областях, Алтайском крае).

Освоение сибирского края казаками сопровождалось интенсивным строительством острогов, городов, административных центров, бытовых жилищ (6, с. 138).

На протяжении XVI - XVIII вв. в Сибири возникали различного типа укрепленные поселения, от самых простейших — зимовий до более сложных - острогов, рубленых городов и городов с острогами.

Одни из них строились сразу как остроги или города по специальным воеводским наказам, другие развивались на основе последовательной смены типов укреплений. При этом тип постройки определялся по преимуществу географическими и стратегическими факторами. Многие из укрепленных пунктов, строившихся казаками на территории осваиваемой Сибири, впоследствии были заброшены, другие же, расположенные на экономически и стратегически выгодных местах, превращались в города (7, с. 35).

Для поселения казаки выбирали крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального места поселения. Резкое увеличение численности поселений в XVII-XIX вв. связано с созданием пограничных военно-оборонительных линий. Специальным     правительственным     распоряжением     регламентировался характер их застройки и планировка; расстояние между ними должно было быть таким, чтобы в случае военной надобности они могли оказать друг другу помощь. Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения политических отношений между Россией и кавказскими и среднеазиатскими государствами. После «замирения» постепенно вокруг поселений исчезали укрепления, менялась планировка (8, с. 172).

До XVIII столетия Сибирь не знала каменных построек. Все постройки были деревянные, крупного масштаба. Переселенцы казаки, хорошо зная дерево и имея крепкие навыки в деревянном зодчестве у себя на родине, рубили из сибирского леса все виды сооружений того периода: крепостные стены, остроги, культовые сооружения, церкви, жилые дома и прочее (6, с. 138). Однако деревянные здания легко горели, поэтому с начала XVIII века по распоряжению правительства все постройки государственного значения начали возводить из камня.

Выбор леса для постройки определялся его назначением. Для постройки использовался сосновый или еловый лес, смолистый, с плотной древесиной, отличавшийся большой прочностью. Лес с более рыхлой и сырой древесиной считался худшим материалом, так как строения из него плесневели и были недолговечны, поэтому его использовали для вспомогательных построек (1, с.27).

Источники позволяют нам выявить те принципы, которыми руководствовались при выборе дерева, предназначенного на домовую постройку. Во-первых, оно обязательно должно быть «живым», то есть растущим, - «лежалая лесина» не подходила для этих целей. Также учитывалось место произрастания: кондовый лес (с плотной мелко слойной древесиной) встречался преимущественно в борах, мендачный (с рыхлой, редкослойной древесиной) - среди лиственного и смешанного леса, в горах, на болотах. Березы с более прочной древесиной, как правило, росли на возвышенных местах, гривах. Во-вторых, принимался во внимание внешний вид: засохшая вершина, гладкий высокий ствол служили признаками хвойного дерева высокого качества; низкая и крупная крона, большое количество сучков, толстая черная крона были присущи мендачу. Подвергались проверке и уже заготовленные бревна: если при ударе по одному концу бревна на другом был слышен звук, похожий на звон колокола, значит, срубленная лесина была кондовой (1,с.28).

Вооруженная топорами одна часть казаков валила деревья, приготавливала из них бревна, обтесывая и очищая их от сучьев. Другая часть строила из них просторное зимовье с плоской крышей и глиняной печью внутри. Щели между бревнами туго законопачивали мхом, которого в этих местах было вполне достаточно. При дружной работе постройка двигалась довольно быстро. Не проходило и двух недель, как на берегу реки одно за другим появлялись зимовья (9, с.56).

Особый интерес представляют избы с нагородью, зимовья, крепостицы, острожки, выполнявшие одновременно функции жилья и оборонительного сооружения.

Первое звено в процессе становления форм сибирских крепостей - «изба с нагородью», т.е. надстройкой позволяющей вести не только наблюдение, но и боевые действия. Ясачное зимовье было с верхним боем, а перед зимовьем - сени прирубные с верхним же боем и с зимовьем вповал. Позже зимовья строились по более усложненному типу - из двух изб с сенями между ними, поверх изб и сеней были сделаны «нагородни» с бойницами, а перед избами поставлена острожная стена. Строившиеся крепостицы представляли собой сооружение, составленное из двух изб под башнями и двориком между ними (7, с.35). Эти башни имели четырехскатные крыши шатром, которые очень скоро приобрели символический смысл русского присутствия в Сибири. Крытая башня с бойницами под "огненный бой" стала символом основательности, обеспеченности материальными условиями обороны. В таком своем значении башни и башнеподобные сооружения распространились и у аборигенов Сибири (10, с. 174).

Несколько отличалось по постройке зимовье которое состояло из избы, огражденной двойной рубленой стеной из тарас (подкатных срубов). Опираясь на имеющееся описание, можно сказать, что изба имела размеры приблизительно 6,5x10,5 метров и была построена по типу пятистенка; к ней примыкали многочисленные клети, поставленные глаголем, образуя узкий замкнутый двор. Все тарасы имели вход со двора и отверстия для ружейной стрельбы (7, с.37).

Наиболее развитым типом крепостного сооружения острог- населенный пункт, обнесенный деревянной стеной из вкопанных вплотную друг к другу и заостренных столбов. Отличались остроги большой простотой и выразительностью, и, конечно же, не могли не влиять на дальнейшее деревянное зодчество казаков. Остроги могли иметь по углам башни, каланчи для дозора. Очень строгий и выразительный силуэт башен как бы органически сливался с суровым, диким краем. В этих постройках не было ничего лишнего. Красота и величие формы заключались в простоте и лаконичности линий (6, с.15). В отличие от зимовий, строения в острогах -избы, амбары и другие здания - не имели своих оборонительных приспособлений. Как правило, эту роль выполняли ограда и башни. Оградой служила тыновая стена. Иногда вдоль стены устраивался помост для верхнего боя.

Стена острога как укрепление была двух видов: "стоячий" и "косой". Первый представлял собой частокол заостренных сверху лесин, вертикально вкопанных в землю и связанных с внутренней стороны горизонтальными брусьями. Там где стылая почва и лед затрудняли строительство, ставили "косые" стены, которые отличались только тем, что они не вкапывались в землю, а стояли на грунте под наклоном внутрь. В острожной стене прорубались бойницы для оружейного и пушечного боя. Иной раз к ней внутри прирубался помост, с которого защитники могли стрелять поверх стены. Над стенами возвышались башни. Простейшие остроги имели по две проезжие башни. Однако постройка двух проезжих башен по оси острога ограничивала обзор местности с каждой из них. Поэтому в остроге была расположена еще одна башня (средняя) самая крупная и высокая, имевшая караульную вышку. Расположение такой башни способствовало обеспечению прекрасного обзора (7, с.38)

В более крупных постройках устраивались угловые башни и самая большая - главная с воротами, выполнявшая функцию проезжих ворот. Главная башня не всегда находилась в середине стены, а та, что выходила в сторону леса, называлась боровая. Большие остроги имели башню, которая являлась двухэтажным амбаром, где хранились боеприпасы, снаряды и хлебные запасы (7, с. 38-39). Так, например, Томский острог примыкал к городу с юго-западной (для города) стороны и тянулся вдоль Воскресенской горы, по направлению к Белому озеру. Он защищал от кочевнических вторжений дома жителей города. Так же, как и городские, острожные укрепления дополнялись караульными башнями, в которых находились пищали и пушки. Нередко в стены врубалось здание церкви, выполнявшее еще и функции боевой глухой башни.

Строительство острога осуществлялось в несколько приемов. Вначале строилось укрепленное зимовье, увенчанное башней со сторожевой вышкой, затем в комплекс входили "аманатская изба" (изба, где' жили взятые заложники) и избушка. Далее вокруг зимовья ставился тын с двумя проездными   башнями.   Таким   образом,   острог         представлял   собой огражденную стоячим тыном территорию в виде неправильного четырехугольника, приближающегося по форме к трапеции с одним прямым углом. Внутри острога, в его северо-западном углу находился комплекс зданий, состоявший из башни-зимовья, вытянутой вдоль западной стены острога избы "со связью", небольшой сторожки, расположенной рядом с северной башней и, возможно, "аманатской избы"- полуземлянки. Самая крупная и высокая башня-зимовье могла иметь караульную вышку. Расположение башни в одной из вершин треугольника, образуемого всеми тремя сооружениями, способствовало обеспечению прекрасного обзора и в направлении реки, и сухопутной дороги-зимника, проходившей по береговому валу (7, с.38). Такой тип смотровой вышки хорошо известен для сибирских городов и острогов XVII века.

Встречались срубные постройки в центре острога и его юго-восточном углу. В центре располагалась церковь, с трапезно и алтарной апсидой. В восточной части острога построек было мало или не было совсем. Возможно, эту часть острога использовали как торговую площадку и место сбора жителей на случай опасности. Позже, когда острог постепенно потерял значение укрепления, эта площадка служила местом ярмарки (11, с. 138, 245). Деление острога на восточную и западную половины выгладело в то время вполне логичным: в первой из них должно было укрываться от врагов мирное население, а во второй размещался гарнизон. В таком виде и при таком составе построек любой острог являлся вполне типичным сооружением Сибири в XVI-XVIII вв. Пространство, образуемое постройками острожков и зимовий, было максимально замкнуто. Вместе с тем для него была характерна и разновысотность зданий благодаря специальным конструкциям, что обеспечивало возможность обзора окружающей территории. Все это придавало сооружениям хорошие оборонительные свойства. Иногда внутри острога строили еще кремль (или детинец) - своего рода крепость, обнесенную тоже стеной, имеющей ворота, башни и ограждающей важнейшую часть острога, например казну.

С течением времени при изменении потребностей людей, трансформировалось и пространство поселений (7, с. 39). Большие остроги имели подведомственную территорию («волость»), которая состояла из нескольких населенных пунктов. Остроги поменьше распространяли свое влияние на меньшую территорию (уезд) и назывались уездными. Уездные остроги входили в состав волостных. Остроги, особенно уездные не имели кремля как такового, а все поселение было просто обнесено оборонительными укреплениями. Так как места в острогах было мало, то позднее многие дома строились вне крепостных стен это был так называемый посад (6, с. 15).

Первые вольные русские поселения, отстроенные служилыми казаками вблизи острогов, назывались заимками или хуторами. Они постепенно разрастались, превращаясь в деревни, а после строительства церкви — в села. Правительство поощряло создание сельских поселений, видя в этом новые опорные пункты для экспансии русских в Сибирь и возможность обеспечить гарнизоны своим сибирским хлебом (12, с.7).

На заимках и хуторах содержали рабочий скот, косили сено, по мере сил и средств занимались хлебопашеством. Большинство основанных в это время заимок и деревень получили свои названия от фамилий основателей. Например, в Переписной книге за 1703 год говорится, что «казак Игнатий Ульянов сын Томилов имеет заимку в деревне Томиловой», «казак Василий Андреев сын Саламатов имеет заимку в деревне Саламатовой». Некий Иван Грамотеев основал деревню Грамотееву, Хмелев - деревню Хмелева (13, с.13-14).

Волостные и уездные остроги выполняли в основном функцию военных постов и земледельческих центров. В некоторых районах, как, например, в Верхотурском и Тарском уездах, такими волостными центрами выступали слободы. Эти же населенные пункты были и центрами церковных приходов. Со временем часть острогов и казачьих постов превратилась в деревни, а остроги, ставшие в хозяйственном отношении городами, получили административный статус города, а также городскую печать, герб. Ярким примером являются города Кузнецк, Туринск, Сургут (6, с.15). Официальное название "город" получали те населенные пункты, особенно на первых порах присоединения Сибири, которые были административными центрами больших регионов - "разрядов" (как, например, Тобольск, Томск). В другом случае - центрами значительных уездов, имевших важное оборонное или торгово-хозяйственное значение (Березов, Верхотурье, Тара и т. д.) и получивших право называться Центром, а воеводы   сюда назначались из Москвы Города обычно - это крупные населенные торгово-промышленные центры, где развивались торговля, ремесло и земледелие.

К концу XVII в. многие города достигли высокого уровня торгово-промышленного развития. Больших отличий по оборонительным сооружениям и планировке селитьбенной территории эти поселения не имели. Каждый крупный сибирский город обычно делился на следующие зоны: кремль-крепость - средоточие военно-административной власти, с соборной церковью; посад, где проживала основная часть торгово-промышленного населения, с городской церковью (7, с. 73). Тогда как, городок или крепость (острожек) имели всего несколько военных построек, которые состояли из жилища для гарнизона, складов для хранения оружия, ясака, продовольствия и т.д. Городок окружался земляным валом с деревянным тыном или частоколом (6, с. 14).

Обычно в городе крепость строилась "городнями" или "тарасами". В первом случае стены составлялись из обычных высоких изб с "клетью" (кладовой) с двускатной крышей, прирубленных друг к другу. Они могли использоваться как жилые или хозяйственные помещения. По углам ставились высокие четырехугольные башни, увенчанные шатром, чаще всего они выступали немного вперед стен. Точно такими же стенами могла быть обнесена и вся городская территория. В городе были обычно четыре проезжие башни-ворота (несколько выше угловых). Некоторые из них могли также служить и колокольней, а на главных проезжих башнях устанавливались городские часы. Во втором случае стены и башни выполнялись в технике "тарас", когда стена-"городня" перерубалась поперечными бревнами, образуя камеры. Эти камеры-тарасы могли заполняться землей и камнем или использоваться как хозяйственно-складские помещения. Причем верхняя часть такой стены, примерно от пяти до десяти венцов бревен, могла выступать вперед, что расширяло возможности гарнизона с точки зрения обороны города. По верху и по низу прорубались бойницы для ружейного и пушечного огня. Таким был город Мангазеяв 1625 г.

Общая длина городовых стен составляла около 280 м, высота доходила до 10 метров, а площадь города - около 4 000 м2. Проезжая башня могла быть также надстроена еще

небольшой башенкой, откуда караульные казаки наблюдали за дорогой и близлежащими окрестностями. Эта башенка завершалась шатром, наверху которого обычно высился крест как символ православия (7, с.11-13). При этом следует заметить, что "городовая" и "острожная" технология строительства оборонительных укреплений не была напрямую связана с административным статусом того или иного поселения. Так, например, слобода как поселение могла сочетать в себе элементы "городовой" и "острожной" технологии. Вот так, например, в 1681-82 гг. верхотурский сын боярский Иван Крюков поставил острог, "рубленый" в окружности около 40 сажень с пятью башнями. Высота стен была 2 сажени, с башнями - 6 саженей. Четыре башни по углам были глухие, пятая, посередине, - проезжая. Вокруг острога шли ров, надолбы и рогатки (14, с. 12).

Остроги и города, как правило, ставились при слиянии двух, а иногда больше рек, что создавало возможность «многолучевой» связи с прилегавшей территорией. Природа предоставляла множество мест, удобных для размещения крепостей, и казаки строились, как правило, именно в таких местах, но ясачный район не всегда совпадал с географическими удобствами для строительства острогов. В таких случаях обычно верх брала экономическая целесообразность. Остроги порой ставились среди болот или на низких берегах рек, заливаемых в половодье. Казаки при постройке крепостей предпочитали места в узких перешейках речных петель, где крепость замыкала горловину, за которой в относительной безопасности можно было разместить селитьбу. Успехом пользовались мысовые участки, когда три стороны крепости могли опираться на береговые кручи и только одна - «приступная», или «полевая», - принимала удар неприятеля. В этом случае перед крепостью возникал посад, часто со своей стеной (Томск, Ачинск, Верхотурье). Удобными считались и места, когда к большой реке подходили близко расположенные друг от друга притоки или овраги (Березов, Туринск, Мангазея). Если же не было перечисленных условий, то крепость ставилась на высоком берегу реки или в её пойме, но в местах, где за пределами берегового вала лежали болота, препятствовавшие неожиданным налетам на крепость (Тара). Порой не имелось и таких условий, тогда крепости располагали на складке местности или на берегу, имея открытыми три стороны. Эти примеры подтверждают, что главным фактором при основании крепости были не топографические условия, а экономический стимул. Географическая среда здесь участвовала как ареал расселения налогоплательщиков, место хорошего промысла с удобными транспортными связями.

Крепость строилась первой и занимала выгодное и эффективное место. От её главных ворот в ясачные районы, на пашни, покосы и в соседний город прокладывались дороги. Между береговой дорогой и рекой ставились первые дома посада. К обычной двухчастной структуре города, состоящего из крепости и посада, со временем добавлялись слободы и монастыри. Застройка ранних сибирских городов практически никем не регулировалась. Основные планировочные элементы ранних сибирских городов формировались случайно. Города создавали согласно устоявшимся традициям. Компактность была непременным условием успешной обороны, так как от неё зависела протяженность острожной стены, находившейся в соответствии с числом воинов гарнизона. Балансирование между стихийным разрастанием посада и необходимостью его концентрации существенно сказалось на планировке ранних городов (7, с. 13)

Средние размеры казачьих поселений намного превосходили размеры крестьянских сел. Если первоначально казачья заимка строилась по круговой схеме, что позволяло облегчить оборону при неожиданном нападении неприятеля, то,  начиная  с  XVIII  века,  правительство  регламентировало планировку казачьих поселений и форпостов по улично-квартальному принципу застройки. Внутри разделенных кварталов строго соблюдалась фасадная линия. В центре казачьего поселения находились православный храм, церковно-приходская школа, поселковое управление, торговые лавки -как государевы, так и служилых людей, государева баня, несколько кузниц. До 1623 года служилые люди имели свои деревни в уезде, «займища», «жеребьи» пашни в разных местах (15,с.87). Усадьбы казаков обычно огораживались глухими, высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной, из-за военной опасности (8,с.172). Город Томск, построенный казаками (его первыми жителями) и стрельцами (16, с. 16), был заложен как крепость в 1604 году на берегу реки Томи и сразу же строился рубленым городом. В выбранном для крепости месте широкая береговая отмель переходила в крутой откос террасы, изрезанной глубокими оврагами. От северных круч выдвинулся узкий и длинный мыс. Он был с трех сторон защищен естественными рубежами и только на северо-востоке, расширяясь, переходил в степь. Вот здесь и была необходима искусственная преграда. Возведение рубленых крепостных стен требовало много материала. Его заготовка затянулась, и из-за наступившей зимы вместо четырех стен успели поставить только три. Поэтому город в плане имел форму, близкую к треугольнику, в основании которого стояли три башни, а в вершине - одна. Огражденное пространство было занято казенными и частными постройками, поэтому Троицкая церковь была поставлена на посаде, у въезда в город (7, с. 100). Город Томск состоял из двух частей - города и острога. Городом называлось не все городское поселение, а только особо укрепленная часть его - крепость, обнесенная деревянными стенами («городнями»), имевшими четыре сторожевые башни и выездные ворота (в передней и задней стенах). Особенно укреплена была передняя (северная) стена города, примыкавшая к острогу. В начале XVIII века  город  имел  хаотичную  застройку  с  неправильной   сеткой   узких, коротких и криволинейных немощеных улиц. Однако в связи с прокладкой большой сибирской сухопутной дороги - Сибирского тракта, прошедшей через Томск, где образовался перевалочный пункт для товаров, новые районы города строились уже по плану. Население разросшегося города стремилось селиться поближе к реке, где останавливались приезжие купцы с товарами (6, с. 16). Вокруг укрепления теснились одноэтажные дома посада.

Дома (избы) строились из длинных толстых бревен и имели высокую двускатную крышу. Прочность крыше придавало расположенное на стыке ее скатов выдолбленное изнутри бревно (шелом, конек, охлупень). В небольшие (около 1,5 метров высотой) окна круглой или квадратной формы вставляли слюду. Гораздо позже на новых местах казаки строили бревенчатые пятистенные двухкамерные избы (изба плюс сени). В XVII веке была распространена так называемая трехчастная жилая связь «изба — сени -клеть» и «изба — сени — горница». Она строилась под непосредственным влиянием горожан хлебопашцев - посадских и служилых людей (1, с.46). Интерьер избы был прост: прямоугольный стол, лавки у стен, вверху хозяйственные полки и спальное место - полати (настил под потолком над дверью). Внутренняя планировка казачьего дома имела разные варианты, но печь находилась в заднем углу слева от выхода. Отапливались дома печами - "по-белому" (с кирпичной трубой, выведенной наружу) и "по-черному" (без такой трубы). Стены казачьей избы чаще всего были украшены оружием, конской сбруей, семейными фотографиями (17, с23)

Церковные храмы в Сибири XVII в. строили как клетские, так и шатровые. Первые обычно представляли из себя два рядом поставленных деревянных сруба под двускатными крышами, восточный край - более высокий, его сложное навершие увенчивалось главками в виде луковиц, обитых деревянной чешуеобразной "черепицей". Шатровые церкви имели в плане большой четырехугольник или восьмиугольник, вверху здание венчал восьмигранный шатер с небольшим куполом-"луковицей'\ В 1680-х гг. резиденция  сибирских  митрополитов в Тобольске. - архиерейский  дом, Софийский собор с колокольней, крепостная стена с башнями - была отстроена из камня. Однако и в церковном строительстве камень с большим трудом вытеснял дерево на протяжении всего XVIII в., процесс этот продолжался также и в XIX столетии.

С устройством больших дорог - Московского, Иркутского трактов -заселение стало идти вдоль них. Заселялись различными путями: мерами административного воздействия, «прибором в ямские охотники», солдатами срочной службы и казаками, государственными крестьянами, привезенными из различных мест Европейской России, переселенцами - охотниками. Только первое время постройки в Сибири не отличались от тех, которые были оставлены переселенцами на родине. Приемы, навыки в строительстве и художественные вкусы в новых местных условиях под действием окружающей обстановки со временем стали претерпевать определенные изменения (6, с. 15).

Пестрый состав населения определил собой разнообразие во вкусах и традициях, отразившихся в строительстве новых городов, острогов, крепостей. С продвижением русской границы в Сибири к югу некоторые крепости утрачивали прежнее значение. Поэтому численность военно-служилого населения в них сокращалась. Часть казаков переводилась на службу в новые крепости. Обязанностью оставшихся казаков было по-прежнему сопровождать транспорты с грузами, подавлять возмущения против власти. «Выписные казаки» привлекались к несению военной службы, когда в этом возникала необходимость. Остальная масса постепенно переходила к постоянным занятиям ремеслами, торговлей, земледелием (16, с. 17).

Таким образом, с освоением казаками сибирского края одновременно шло интенсивное строительство различного типа поселений: от самых простейших — зимовий до более сложных — острогов, рубленных городов и городов с острогами.

Более простые сооружения несколько отличались друг от друга по степени сложности, однако опираясь на имеющиеся описания, можно сказать что эти постройки, выполняли одновременно две функции - жилья и обороны. К таким постройкам относятся: избы с нагородью (надстройкой позволяющей вести не только наблюдение, но и боевые действия), ясачное зимовье с верхним боем, крепостицы (сооружение из двух изб под башнями с бойницами), зимовье (все тарасы имели отверстия для ружейной стрельбы). Все надстройки позволяли вести не только наблюдение, но и оборону.

Наиболее сложный и развитый тип сооружения - остроги, отличавшиеся большой простотой и выразительностью. В отличие от простых сооружений, строения в острогах не имели своих оборонительных приспособлений, т.к. эту функцию выполняли ограда (тыновая стена как укрепление - "прямая" и "косая") и башни с караульной вышкой.

Все типы построек определялись в основном географическими и стратегическими факторами. Мирные казачьи поселения можно рассматривать как вольные поселения, отстроенные служилыми казаками, называемые заимками или хуторами, где содержали рабочий скот, занимались сельским хозяйством. Постепенно, разрастаясь, они превращались в деревни, села, получившие свои названия от фамилий основателей. Официальное название «город» получали те населенные пункты, которые были административными центрами (Кузнецк, Туринск, Сургут) и имели городскую печать.

До XVIII столетия Сибирь не знала каменных построек, поэтому все постройки были деревянные. При выборе дерева, казаки руководствовались основными принципами: использование так называемого «живого» дерева, место произростания, внешний вид ствола.

Следует отметить, что застройка ранних сибирских городов, как правило, никем не регулировалась. Поэтому города создавались согласно принесшим традициям. Однако, начиная с 19 века, планировка казачьих поселений и оборонительных     форпостов     регламентировалось     правительством     в соответствии с улично-квартальным принципом.

Характерным для всех типов казачьих построек были глухие высокие заборы с плотно замкнутыми воротами, а затеснённость пространства подчеркивало замкнутость казачьего быта. Это придавало сооружениям хорошие оборонительные свойства, что являлось непременным условием успешной обороны.

Таким образом, все казачьи постройки возникали чаще всего там, где экологические и топографические условия совпадали не только со стратегической, экономической, но и хозяйственной целесообразностью. Со временем архитектурная культура сибирского казачества, развивавшаяся в многонациональной среде, ассимилировалась, приняла современный вид, однако компактность стала одной из характерных черт русских поселений Сибири.

 

Примечание

1.       Шелегина О.Н.   Очерки  материальной  культуры  русских  крестьян Западной Сибири (18 - первая половина 19 вв.). - Новосибирск: Наука, 1992. - 249 с.

2.       Демографический энцикл. словарь / Глав. ред. Д.И. Валентей. — М.: Сов. энцикл., 1985.-c.253.

3.       Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Сов. энцикл., 1970 - 78. - Т. 23. - с. 338.

4.       Александров В.А. Проблемы сравнительного изучения материальной культуры русского населения Сибири (XVII - нач. XX в.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири / Под ред. Л.М. Русакова. - М., 1974. - С. 20.

5.       Большой энцикл. словарь / Гл. ред. А.П. Горкин. - М.: Больш. Рос. Энцикл.; СПб.: Норинт, 1998. - С.477.

6.       Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 138 с.

7.       Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М.: Стройиздат, 1977. -С.180-190.

8.       «Народы России: Энцикл. / Глав. ред. В.А. Тишков - М.: Больш. Рос. энцикл. 1994. - 479 с.

9.       Висковатов П. Как Сибирь стала русской землей. Очерки покорения Сибири с рисунками. - М.: Изд. книжного склада М.В. Клюкина, 1914.-195 с.

10.       Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество Сибири. М., -С. 174-182.

11.       Миненко Н.А. Северо-западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в.: Историко-этнограф. очерк. Новосибирск: Наука, 1975.- С. 138, 245, 264-282,292, 293.

12.     Кимеев   В.М.   Касьминские   чалдоны.   Быт   и   культура   русских старожилов   Касьминской   волости  /  Ред.   Т.   И.   Кимсева.  -  Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-250 с.

13.     Скрябина   Л.   Формирование   русского   населения   в   Притомье   / Разыскания: Историко-краевед. альманах. - Кемерово,  1993. - Выи. 3. -С.123-133.

14.     Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI -начале XVIII в. -М, 1972. С. 28-30

15.     Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт её первых насельников. Харьков, 1889.-345 с.

16.     Из истории земли Тоской 1604-1917. Сб. документов и материалов / Под ред. А.Д. Колесникова. - Томск: Зап.- Сиб. кн. из-во, - 1978. - Вып. 1. -220 с.

17.     Розинкин А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца 18 века - Кемерово, 1996, - с. 20-23.

18.     Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири.  -Курган, 1991.-С. 47-55.

19.     Сорокин М. Кузнецкая пашня: Разыскания // Историко-краеведческий альманах / Под ред. Т. Иванченко. - Кемерово, 1993. - Вып. 3. - С.18-23.

20.     Шунков В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). - М., 1956.-С. 40-48.

21.       Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине   XVII века. // Историко-филологические науки Т. 112. / ТГУ. - Томск, 1950. С. 184-186.

22.      Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. - Новосибирск, 1965,- 203 с.

23.       Плахотнюк М.А. Традиционная культура сибирских казаков в начале XX века. // Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции: Материалы Второй всерос. Науч. конференции «Культура  и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.). 28-30 ноября 1995.: В 2 т. Т. 1.

105

Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции. - Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии: ОмГУ, 1995. - 282 с.

24.     Скрябина Л.А. Русские Притомья: Истор.- этнограф, очерки (17-нач. 20 вв.). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 130 с.

25.       Кузьмина Ф.К. К вопросу о состоянии скотоводства в крестьянских хозяйствах Томкой губернии // Вопр. социально-эконом. положения крестьян Сибири в XIX - нач. XX в./ Под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск.: Наука, 1974.-С.З-16.

26.       Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов. этнография. - 1970. - № 4. - с.8.

27.     Ануфриев А.В. История   Сибирского казачества. - Иркутск, 1995 — С.7-9.

28.      ГАОО. Ф.67. Оп. 1. Ед. хр. 1107. - С.15.

29.      ГАОО. Ф.67. Оп. 1. Ед. хр. 298. - С. 34.

  

 

Бородина Елена Михайловна

Особенности традиционной   культуры казачества Западной

Сибири

Диссертация